Предмет исследование – формирование навыка выразительного чтения у младших школьников.
Цель исследования - подбор методических приёмов и заданий, способствующих развитию навыков выразительного чтения на уроках литературного чтения.
Гипотеза: формирование навыка выразительного чтения младших школьников будет проходить успешнее, если на уроках литературного чтения при соблюдении следующих условий:
1. если систематически использовать методические приемы обучения, нацеленные на формирования выразительного чтения;
2. если специально для упражнений подбирать дидактический материал, способствующий развитию навыков выразительного чтения.
развитие навыков ВЫР ЧТЕН.docx
Развитие навыков выразительного чтения у младших школьников».
Я работаю по этой теме второй год. Считаю, что она очень важна на первых этапах обучения. Когда дети
читают не осознано, коряво, то много информации проходит мимо. Они не улавливают всей сути, которая
дана в том или ином тексте. Я столкнулся с проблемой.
Предмет исследование – формирование навыка выразительного чтения у младших школьников.
Цель исследования подбор методических приёмов и заданий, способствующих развитию
навыков выразительного чтения на уроках литературного чтения.
Гипотеза: формирование навыка выразительного чтения младших школьников будет проходить
успешнее, если на уроках литературного чтения при соблюдении следующих условий:
1
2
если систематически использовать методические приемы обучения, нацеленные на
формирования выразительного чтения;
если специально для упражнений подбирать дидактический материал, способствующий
развитию навыков выразительного чтения.
Задачи исследования:
1 Изучить понятие выразительность чтения и выделить компоненты выразительного чтения.
2 Рассмотреть содержание требований образовательных стандартов и программ по литературному
чтению, направленных на формирование навыка чтения.
3 Подобрать современные методические приемы формирования выразительности чтения на
уроках.
4 В процессе опытно – экспериментальной работы применить подобранный методический и
дидактический материал.
Выбрал я эту тему не случайно. Заинтересовался я вопросом повышения техники чтения
благодаря тому, что ко мне прибыли 5 учащихся, из которых 5 не вычитывали норму. Кроме того, из моих
учащихся за лето некоторые снизили скорость чтения. А не секрет, что нашу работу оценивают именно по
этим цифрам.
Я изучил различные специальные упражнения и выбрал те, которые мне подходят, и включаю их
практически в каждый урок. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая
его интересным и эмоциональным. А соответственно, если у ребенка нет нормы в техники чтения, то он и
невыразительно читает. Так что я пришел к выводу, сначала заняться развитием беглого чтения.
Вот некоторые упражнения, которые мне помогли:
Речевая зарядка.
Урок я начинаю с упражнений, которые направлены на активизацию органов речи: речевой зарядки,
которая состоит из обучения учащихся правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и
произнесению звуков, слогов, слов, выражений. Начинать нужно с дыхательных упражнений, ибо
правильное дыхание – основа речи. На первом этапе при выполнении дыхательных упражнений необходимо решить следующие задачи:
научить учащихся выполнять элементы правильного дыхания.
Например: Вдох носом, выдох через нос.
Вдох носом, задержка дыхания, выдох через нос.
Вдох носом, выдох через нос по порциям.
После речевой гимнастики я провожу пятиминутку чтения (учащиеся читают блоки слов).
Этот этап направлен на систему тренировки речевого аппарата ребёнка, а также на отработку навыка
чтения целыми словами.
Принцип: от простого к сложному. Объём 20 – 25 слов на урок.
1) Слитное прочтение 2х рядом стоящих букв.
2) Чтение 3хбуквенных сочетаний и слов.
3) Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.
бокс борщ борт верх волк
рижт факт финт фунт щедр
корт акр барс болт винт
горд горн морж гурт зонт
ромб рост шёлк сорт фонд
шарф шест цинк герб горб
Следующий этап – это отработка дикции.
Умение отчётливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над
скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от медленного, отчётливого
проговаривания до максимально чёткого, быстрого.
Работу над скороговоркой необходимо начинать с разбора её смысла. Для чего она произносится? О
чём в ней говорится? Затем следует медленное проговаривание слов скороговорки. Возможно такое
проговаривание по слогам и шёпотом. Когда слышишь, что учащиеся освоили правильно все звуки в словах
скороговорки, то можно переходить к более быстрому темпу проговаривания. Темп постепенно
увеличивать. Работа над скороговоркой считать завершённой только тогда, когда в быстром темпе все
слова будут чётко проговариваться и не нарушается структура скороговорки.
Чтобы наша речь была разборчивой нужны специальные упражнения. Путь малыша к грамоте лежит через
игры в звуки и буквы, поэтому я использую игры звукоподрожания.
Ты слышишь, как жужжат пчёлы? Попробуй прожужжать также – жжж.
А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчёлки. Вот так: “Давай
дружить! Ты где жжживёшь? А я жжживу в этом жжжилище. Приходи ко мне в гости, я угощу
медовым пирожжжком и морожжженым”. А потом называю лишь игру – дети сами придумывают
(“Уж и мышь”(шшш) и другие темы
Процесс выразительного чтения включает в себя две стороны: техническую и смысловую. В
техническую сторону входят: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости
чтения, правильность чтения. Смысловая сторона включает выразительность и понимание
(сознательность). Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном
соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Помимо этого, немаловажную роль
играет интонация. Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в
образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Основные компоненты интонации логическое ударение, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона
голоса, темп, тембр, эмоциональная окраска.
1. Логическое ударение выделение наиболее важного по смыслу слова. Благодаря удачному
выбору важных в логическом смысле слов выразительность чтения очень повышается. Недопустимо резкое
усиление на слове, отсутствие при нем паузы. Это ведет к выкрикиванию, нарушает благозвучие речи.
2. Логические и психологические паузы. Логические делаются для выделения наиболее важного
слова в предложении, перед ним или после него. Психологические паузы нужны для перехода от одной
части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию.
3. Темп и ритм чтения. Темп чтения степень быстроты произношения текста. Общее требование к
темпу выразительного чтения соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое чтение, как и
чересчур медленное, с излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины,
рисуемой в тексте, темп может меняться, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию. Ритм
особенно важен при чтении стихотворений. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота
или плавность, напевность) зависит от размера, которым написано стихотворение, т.е. чередования
ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом конкретном случае
исходить из содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, иначе при чтении могут
возникать ошибки.
4. Мелодика речи (повышение и понижение тона голоса). Голос понижается в конце
повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх, а затем
резко падает на месте тире. Но, кроме этих синтаксически обусловленных изменений высоты тона, есть
еще и интонация смысловая, или психологическая, которая определяется содержанием и отношением к
нему.
5. Основная эмоциональная окраска (тембр). Только тогда выразительность будет искренней, живой
и богатой, когда мы сможем разбудить в ученике стремление передать свое понимание прочитанного. А
это возможно при условии глубокого восприятия содержания на основе анализа.
Когда техника чтения у ребенка соответствует норме, приступаешь к развитию выразительности в
монологической речи.
Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:
информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях
окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
воздейственная (убеждение коголибо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений,
действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
эмоциональнооценочная.
Известно, что в устной монологической речи, заключающей повествование о событии или
рассуждение, с необходимостью должны присутствовать как мотив высказывания, так и общий замысел,
создаваемый говорящим.
Например: 1. На доске пишется одно или несколько предложений, в которых учитель обозначает место
логического ударения.
Учащиеся читают это предложение, определяя его смысл.
2. На доске написан текст или отдельные предложения. Учитель читает их, а учащиеся, следя за
чтением учителя, указывают слова, на которых было сделано логическое ударение. Ведь большую часть
информации мы воспринимаем аудиально. Учащиеся слышат правильную речь и в их памяти откладыется
та или иная интонация.
3. На доске написано предложение. Учащимся даётся задание прочитать его так, чтобы слушатели
поняли, что происходит в природе и как происходит действие.
4.На доске написано предложение: На поляне растут синие цветы. Вызываются к доске два ученика.
Одному из них предлагается поставить к предложению несколько вопросов с тем, что бы логическое
ударение в них падало на разные слова. Например: Какие цветы растут на поляне? Где растут цветы? И т.
д. Другой ученик, отвечая на эти вопросы, должен правильно определить слово, на которое падает
логическое ударение.
5. В написанных предложениях или тексте учащиеся должны самостоятельно расставить логическое
ударение и выразительно прочитать.
Но в нашей речи паузы не всегда совпадают со знаками препинания. Поэтому необходимо приучать
учащихся, прежде чем сделать остановку при чтении, хорошо подумать, нужна ли эта пауза, какой смысл
приобретает фраза, если в ней снять какието паузы, что произойдет с текстом, если в нём обозначить
новые паузы и т. д. Постепенно ученики привыкают проверять правильность постановки пауз, анализируя
текст. Эти упражнения дети выполняют на доске, на карточках и при чтении материалов учебника. Но
ввиду того, что в тексте учебной книги мы не можем работать карандашом, все практические упражнения
ребята выполняют на дидактическом материале, заранее подготовленном. Например, учащиеся могут
получить такие карточки:
II класс.
Прочитай стихотворение. Подумай и пометь паузы. Подготовься к чтению вслух:
Лёд идёт, лёд идёт!
Вереницей длинной
Третьи сутки напролёт
Проплывают льдины. (С. Маршак “Ледоход”)
III класс.
Прочитай стихотворение. Обозначь паузы и подготовься к чтению вслух: Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин. "Листопад").
Задания расставить правильно смысловое ударение и обозначить места логических пауз иногда дети
получают на дом на уроке чтения. В этом случае ребята переписывают два три предложения, указанные в
мною или выбранные ими самостоятельно в тетрадь по чтению. Затем размечают текст, готовясь к
выразительному чтению.
Диалогическая речь:
Театролизация: Театральноигровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями,
развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует
нравственноэстетическому воспитанию каждого ребенка.
Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие
педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка
Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи
школьника в силу двух причин: в театрализованной
деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация
речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи.
театрализованная деятельность, по мнению П.Блонского – это всякая творческая деятельность, в
которой возникают новые образы, где используются разножанровые произведения, декорации и прочие
атрибуты театра
Среди различных детских игр игра в «театр», занимает особое место. Сравнивая эти игры с их
обычными, повседневными сюжетно – ролевыми («магазин», «в школу»), нетрудно заметить существенную
разницу между ними не только в сюжетах, но и характере игровой деятельности. Если театрализованные
игры имеют заранее известное содержание в процессе своего развития, то сюжетно – ролевые обретают его.
В театрализованной игре, как считает Н.Р. Жуковская, каждый персонаж наделён своим характером, за
ним закреплены определенные поступки, указаны условия, в которых он живёт, с кем встречается и с кем
говорит.
А после на уроках не придеться реже исправлять неправильное чтение и интонацию, это благополучно
сделают дети, у которых больше нет проблем с выразительным чтением. Важно то, что я стараюсь больше
дать возможности почитать вслух на уроке. Дома, к сожаления они это не делают. Есть на то много причин
и отговорок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агейкина З.А. Об упражнении по выразительному чтению//Нач.шк., 1974, №5//
2. Буялький В.А. Искусство выразительного чтения. 1986.
3. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников.
4. Заводская Т.Ф. Роль выразительного чтения в эстетическом развитии учащихся.
5. Найдёнов Б.С. и др. Методика выразительного чтения. М. 1977.
6. Оморокова М.И. и др. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах.
7. “Литературное чтение” Павленко В.К., Баянбаева Ж.А. Атамұра, 2104. 3 класс
Развитие навыков выразительного чтения
Развитие навыков выразительного чтения
Развитие навыков выразительного чтения
Развитие навыков выразительного чтения
Развитие навыков выразительного чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.