Выступление по теме "Сплочение классного коллектива - основа эффективной учебной деятельности"
Оценка 5

Выступление по теме "Сплочение классного коллектива - основа эффективной учебной деятельности"

Оценка 5
Лекции +1
doc
классное руководство
5 кл—10 кл
04.02.2017
Выступление по теме "Сплочение классного коллектива - основа эффективной учебной деятельности"
Данные материалы - это обобщение собственного опыта работы классным руководителем. Есть интересные идеи - о смысле и принципах модели самоуправления ученическим коллективом в "со-бытии", - о реализации игры "Давайте писать письма друг другу" на практике - приемы работы по сплочению коллектива. Надеюсь кому-то данные материалы придадут оптимизма или просто вызовут улыбку.Материалы выступления на фестивале классных руководителей.
Выступление на городском фестивале.doc
1  «Сплочение классного коллектива –  основа эффективной учебной деятельности» Сегодня,   когда   такие   слова   как   «индивидуализация»   и   «дифференциация» пронизали   все   сферы   образования   и   воспитания,   говорить   о   важности   создании коллектива   и,   как   следствие,   воспитание   умений   работы   в   группе   1)   странно   и неуместно, но с 2) обязательно и своевременно. Реалии сегодняшнего дня доказали правильности того, что сегодня серьезные кампании не жалеют деньги на проведение командообразующих тренингов (тимбилдингов ­ teambuilding), потому что  1) без сплоченного коллектива невозможно добиться высоких результатов; 2) современная   молодёжь   –   выпускники   90­х   годов,   на   факте   не   владеют культурой командного стиля работы. Вот и получается, что такая, на первый взгляд, простая обязанность как создание «сплоченного   ученического   коллектива»   становится   трудной   непомерной   ношей, которая тянет за собой шлейф противоречий и проблем. Лично   моё   отношение   к   сплочению   коллектива   приоритетно,   только   в   новом контексте:  “ученический коллектив” это единение взаимоуважающих личностей, способных быть внимательными к мнению, позиции, личному пространству со­товарища или со­коллеги. Естественно,   что   процесс  сплочения   коллектива  –   это   сложный   воспитательный процесс, под которым я понимаю степень тяготения членов коллектива друг к другу и   к   коллективу   в   целом.  Описание   данного   психофизиологического   процесса   или анализ его невозможен в короткие рамки, поэтому я посчитала нужным остановиться на следующих моментах: 1. Процесс становления и развития ученического самоуправления. 2. Мероприятия,   направленные   на   сплочение   коллектива   (Teambuilding)   –   из опыта работы. Процесс становления и развития ученического самоуправления. К формирование органов ученического самоуправления отношусь очень серьезно, пытаясь находить нетрадиционные способы. Я являюсь сторонником  модели «самоуправление в со­бытии», главная идея которой   заключается   в   том,   что  процесс   становления   и   развития   ученического самоуправления —  это не искусственное формирование актива класса;  а   создание   условий   для   получения   личного   опыта   межличностных отношений   через  выборы   гибких   и   временных   органов,   которые выполняют представительные и совещательные  функции; Другими словами ученическое самоуправление – это не искусственное создание органов,   которые   на   практике   представляют   собой   копирование   деятельности   дум, правительств,   а последовательное претворение в жизнь несколько шагов:   республик   или   других   политических   новообразований, 2 I шаг (этап) –      диагностирование внутриклассного пространства отношений (5­6)  II шаг (этап) –  проектирование   и   реализация   «прецедентов   самоуправления»,   которые   могут когда   организуются   отдельные   события, осуществляться само­управляемо (6­7 класс); III  шаг   (этап)  –   становление   самоуправления   как   основного   принципа   событий жизни класса, когда любое событие может стать само­управляемым и сомо­деятельностным (8­9 классы).  Формирование данной модели основывается на нескольких принципах: 1) Обязанность классного руководителя состоит не в том, чтобы регламентировать межличностные   отношения,   а   в   том,   чтобы   своевременно   и   предельно  точно диагностировать  их   состояние,   проблематизировать   деятельность,   в   которой складываются эти отношения и оказывать поддержку при необходимости. Но это срабатывает   в   случае   точного   соблюдения   принципов   построения (информированности). 2) Организационные   структуры   (Центры   или   ...)   –   это   не   обязательный показатель наличия   самоуправления,  они должны возникать только там, где уже   есть   совместная   деятельность   учащихся.   В   результате   систематической работы по развитию самоуправления в классном коллективе возникают  гибкие, временные   и   подвижные   органы,  которые   выполняют   представительные   и совещательные функции. 3) Смысл детского самоуправления в том, чтобы дети приобрели личный опыт демократических отношений.   В связи с этим уже с 5­го класса, ребята учатся принимать решения по всем вопросам   голосованием,   выбирая   представителей   определённых   центров   – «Забота и уют» (по мере формирования классного коллектива апробируются различные формы голосования: прямые, непрямые, открытые, тайные)  Во   время   выборов   предложение   своей   кандидатуры   сопровождается обязательной   характеристикой   личности   и   также   открыто   дается   оценка работы предыдущего ответственного;  Предложение   кандидатуры   лучше   проводить   в   различной   форме   (на собственном опыте), чтобы данная форма  не становилась привычной и скучной для ребят: o «традиционная» форма выдвижения кандидатуры; o «групповая» форма выдвижения кандидатуры; o «прямая   сменяемость»   ­   когда   предыдущий   выдвигает   свою кандидатуру, неся за неё ответственность. 3 4) Детское   самоуправление   формируется   вокруг   организации   разных мероприятий, поэтому ребята пробуют себя в разных ролях, находя именно то, что соответствует их личности и даёт возможность для её раскрытия. В связи с этим актив класса – это не костная организация, а мобильный орган проведения разных мероприятий и решения возникающих проблем, поэтому выборы в актив проходят   раз   в   четверть   или   раз   в   месяц,   чтобы   дать   возможность   всем участникам   классного   коллектива   примерить   на   себя   разные   должностные обязанности.   Другими   словами,   центры   «Досуг»   и   «Спорт   и   здоровье»   ­   это активы для проведения 1 большого мероприятия, особенно на I и II этапах. На   начальном   этапе   работы   по   этой   модели   были   сомнения   по   поводу целесообразности такой частой смены: 1) 2) утомительно проводить выборы каждую четверть на хорошем уровне, варьируя формы для поддержания интереса; нудно   каждый   раз   объяснять   новому   ответственному   за   дежурство,   что   он должен   делать   и   как   контролировать,   легче   выбрать   одну   ответственную девочку, всё ей объяснить и спокойно жить весь год. Но сейчас, став классным руководителем в 10 классе, убеждена, что такая частота сменяемости оправдана. Следующее аргументы:  1) уже в середине 8­го класса, все ребята класса перебывали во всех «должностях», определились, что у них получается лучше, что хуже, момент объяснения снялся сам по себе; 2) побывав в «шкуре ответственного», ребята по­другому, более терпимо относятся к другим, момент неподчинения снимается практически полностью; 3) при написании характеристик в военкомат в пункте «отношение к общественным поручениям» не было никаких проблем  для ребят моего класса, чего не скажешь о ребятах параллельного класса, некоторые из которых вообще ни разу не имели никаких   общественных   поручений.   А   каком   уровне   сформированности ответственного отношения можно говорить, и не их вина в этом. Я убеждена, что такие ребята есть во многих классах – «тихони», «не лидеры». 4 Схематичное изображение  модели самоуправления классного коллектива Совет  представителей   ЦСиД Классный  руководитель Родительский  комитет Центры самоуправления и досуга  Центр «Спорт  и  здоровье» Центр «Образо вание» Центр «Забота и  Уют» Центр «Досуг» Центр «Пресс­ центр» Классный коллектив 5 Мероприятия, направленные на сплочение коллектива (Teambuilding) – из опыта работы. Доказанный   факт   –  организация   и   проведение   тимбилдинга  помогает   достичь   весомых результатов, имеющих непосредственное значение как для личностного роста каждого отдельного сотрудника, сплочения коллектива, так и для его развития в целом.  Результаты: ­ Оптимизация межличностных отношений; ­ Отработка навыков совместного решения проблем; ­ Понимание важности каждого члена команды и её работы в целом; ­ Создание корпоративных правил и норм эффективного взаимодействия;  ­ Понимание и оценка собственного стиля руководства.  Существует целая система классификации типов мероприятий: Командный тренинг ­ индивидуальная и командная работа (максимальная эмоциональная и  психологическая нагрузка); Командно­приключенческие игры ­ командообразование с игровыми элементами, направленными  на сплочение и развитие командного духа (средняя психологическая нагрузка); Командные игры ­ отличный способ отдохнуть и повеселиться в процессе достижения общей  командной цели к победе (минимальная психологическая нагрузка, игра с элементами  командообразования). Творческие программы – командная работа с целью создания чего­то общего. Уникальная  возможность выявить творческий потенциал и лидерские качества Ваших сотрудников и коллег  (минимальный уровень психологической нагрузки).  Верёвочный курс ­  серия специально разработанных психофизических упражнений для малых групп, которые помогут сдружить детей, научить их чувствовать и понимать каждого  (американской фирмой Barron Adventures).  – главная идея — все вместе, словно связаны одной веревкой. Кроме этого,  веревка вам пригодится в некоторых упражнениях. Итак, запаситесь не только  веревкой, но и терпением, а главное желанием В   процессе   выполнения   курса   создается   атмосфера   творческого   поиска,   прорабатываются   возможности принятия   нестандартных   решений,   повышается   взаимопомощь   и   поддержка   в   коллективе.   На   примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в "Веревочном курсе ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы. Анализ каждого упражнения дает ребятам возможность понять как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию и как это повлияло на результат. Думают и над тем, что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом. "Веревочный курс — это программа взаимообучения, в которой участники познают все сами из собственного опыта, согласно своих действий. Главные цели "веревочного курса — командная работа и лидерство. Из собственного опыта (апробировано неоднократно) 1) установочный  классный   час   в   10   классе   «Давайте   познакомимся»:   микс быстропротекающих заданий:  девочки и мальчики встать по именам в алфавитном порядке;  ВСЕ встать по фамилию по списку  Разбиться на группы по месяцам, сезонам рождения;  Найти одноклассников, которые живут с тобой на одной улице и т.д. 6 2) Игра «Давайте учиться писать письма друг другу». Приложение 1   Ребята пишут анонимно письма друг другу каждый день в течение недели. Идея:   В результате  1) они должны больше приглядываться к своему адресату во время учебного дня – лучше знать друг друга; 2) найти нужные слова поддержки, написать комплимент, выразить свое приятие – совершенствует коммуникативные навыки; 3) необходимо писать не краткое сообщение (1 предложение), а письмо, соблюдая правила комплементарных фраз, проявления интереса и т.д.. 4) соблюдение   таинственности:   писать   левой   рукой  (развивает   полушарие   мозга, которое   хуже   задействовано   в   обычной   повседневной   жизни,   что   ведет   к   активизации умственной   деятельности);   изменять   свой   почерк;   писать   печатными   буквами, вырезать слова или буквы из журналов; 5) воспитывать в себе культуру ведения переписки:   НЕ обсуждать содержание даже с другом;  НЕ читать чужие письма;  НЕ   выдавать   под   пытками   имени   адресата:   держать   в   тайне   своего адресата даже от близкой подруги/друга. Проведение: 1. Классный час презентует данный проект, чётко и внятно проговаривая цели его и принципы тайности. 2. Проводится   жеребьевка.  Имена   мальчиков   написаны   на   синих   бумажках,   имена   девочек пишутся на красных. Ребята выходят по одному (стол учителя должен быть закрыт от глаз ребят экраном или классный руководитель сидит в другом помещении), вытаскивают имя, классный руководитель тут же в его присутствии пишет ЕГО имя. Предварительно обговаривается момент того, что НЕЛЬЗЯ выходя из «укрытия» искать глазами своего адресата. По окончании классный руководитель составляет список для корректировки. 3. В течение недели ребята пишут письма и во время перемен складывают письма в определенном месте. Перед последним уроком или после уроков письма раздаются классным руководителем. 4. По   окончании   проекта,   на   следующем   классном   часе   проводится   сначала анонимное анкетирование по выяснению отношения к данному проекту, а затем обсуждение и подведение итогов по методике  «В кругу: было плохо, что … ; было хорошо, что …». 5. Затем ребята говорят о догадках или открывают имена, кому они писала, но ПРИ УСЛОВИИ добровольности.  ИТОГИ: 1. Ребята (парни) больше склонным к рассекречиванию. 7 2. Было много примеров, когда ребята не ожидали от своих одноклассников либо таких оригинальных идей по содержанию или оформлению писем, либо по умению шифроваться. 3. Многие   согласились,   что   самое   сложное   было   написать   больше   одного предложения – «не умеем», в основном это стиль Sms­сообщений. 4. ВСЕМ понравилось, даже явным нигилистам (которые как раз и писали больше и даже мне). 5. Последнее и главное: классный руководитель должен быть готов к тому, что он вынужден будет прибегнуть к маленькой хитрости: писать анонимно тем, кому НЕ ПИСАЛИ!!!!! В завершении: Я  не считаю  себя «классным» классным  руководителем,  потому что  в  моем классе   постоянно   что­то   происходит!!!   Но   моё   убеждение   состоит   в   том,   что ученический   коллектив   –   это   ЖИВОЙ   организм   и   чем   больше   в   нем   будет происходить   разных   событий,   любовных треугольников, конфликтов, тем ребята получат больше жизненного опыта, который поможет   им   потом   вдалеке   от   дома,  как   прививка   от   людской   несправедливаоти, нечестности,   нетерпимости.   Следовательно,   они   больше   будут   готовы   к   реальной жизни!!!   даже   отрицательных:   разборок, 8 Социально­психологическая характеристика коллектива Психология группы – это совокупность определенных социально­психологических  явлений, которые оказывают сильное влияние на поведение членов группы. В их числе  выделяются: 1. общественное мнение (коллективные взгляды, установки, суждения); 2. социальные чувства и коллективные настроения; 3. коллективные привычки, обычаи, традиции; 4. различные явления, возникающие в процессе взаимообщения людей (взаимные  оценки, требования, авторитет). Основными социально­психологическими характеристиками коллектива можно  считать его  1. Информированность ­ условие сознательного поведения человека в соответствии с его целями и состоянием коллектива. Хорошо организованная информация,  адресованная всем и доходящая до каждого, делает человека сопричастным к жизни  коллектива, к его целям. В таких случаях меньше остается равнодушных, пассивных  работников. Гласность и сближение интересов всех членов коллектива повышает  стремление к участию в жизни коллектива. 2. Дисциплина – это установленный порядок поведения людей, отвечающий  существующим в коллективе нормам морали и права. Она позволяет регулировать  поведение в коллективе и обеспечивать согласованность действий внутри него. Дисциплинированность личности в коллективе – это прежде всего показатель  социального развития и ответственности человека. Высокое сознание и понимание  своей роли в коллективе определяют добросовестное отношение к своей социальной  роли. Степень установленности этих норм и правил прямо влияет на качество  выполнения тех или иных производственных и социальных функций. Формами  общественной дисциплины является мораль, а также обычаи, нравы, традиции. 3. Активностью ­ деятельность, которая совершается личностью не столько в силу  необходимости выполнения служебно­должностных обязанностей, сколько как  свободное самовыражение. В этом случае активность личности есть стремление к  удовлетворению потребности в труде и познании. Человек стремится полнее  реализовать и раскрыть свои способности и наклонности, и этим осуществляется его  всестороннее, целостное развитие как личности. Степень проявления активности и  развития инициативы человека в значительной мере зависит от того, действует ли он  наедине с собой или в условиях прямого контакта с другими членами коллектива. И  чувства, и моральное состояние, и сознательная активность человека на людях заметно отличаются от его поведения в одиночестве. Отношение людей к труду, их учебная и общественная активность находятся в прямой зависимости от характера взаимоотношений классного руководителя и коллектива и  внутри коллектива. 4. Организованность обеспечивается четким определением и упорядочением  функций, прав и ответственности членов коллектива. Дело в том, что на  организованность коллектива влияет очень много объективных и субъективных  факторов: и ролевая особенность личности, и общее состояние дисциплины в 9 коллективе, и другие. Но даже идеально организованный коллектив в процессе его  работы испытывает сбои в силу ролевых особенностей его членов как субъектов  труда, общения и познания.  5.  Сплоченность  – это психическое образование, которое объединяет всех членов коллектива в их совместной деятельности и создает целостное единство коллектива. Это мера тяготения членов коллектива друг к другу и к коллективу. Необходимость движения   к   общей   цели   предполагает   наличие   определенной   общности взаимодействия между членами коллектива. И если общность цели и взаимодействие захватывают всех членов коллектива, если они вовлекаются в процесс движения, то за бортом   остаются   многие   неурядицы,   личные   неприязни,   антипатии   и   т.п.   У сплоченного   коллектива   меньше   проблем   в   общении,   меньше   напряженности   и недоверия.   Ненормальные   межличностные   и   межгрупповые   отношения   внутри коллектива, предвзятое отношение к членами коллектива со стороны учителей или классного руководителя снижают сплоченность коллектива, приводят к конфликтам внутри   коллектива.   На   состояние   сплоченности   коллектива   большое   влияние оказывает психическая совместимость его членов. Под совместимостью понимается степень сочетания в коллективе личных качеств его членов. Потенциальным   отрицательным   последствием   высокой   сплоченности   является групповое   единомыслие,   когда   из­за   чувства   солидарности   снижается   активность деятельности отдельных членов коллектива.  Совокупность социально­психологических характеристик дает представление о  состоянии коллектива, которое называется моральным климатом коллектива.  Благоприятный моральный климат коллектива – непременное условие его  работоспособности и развития. Дух сотрудничества, поддержки и взаимной  требовательности, четкость организации и согласованность усилий работников – вот  те резервы, которые позволяют повысить эффективность учебной деятельности  коллектива.

Выступление по теме "Сплочение классного коллектива - основа эффективной учебной деятельности"

Выступление по теме "Сплочение классного коллектива - основа эффективной учебной деятельности"

Выступление по теме "Сплочение классного коллектива - основа эффективной учебной деятельности"

Выступление по теме "Сплочение классного коллектива - основа эффективной учебной деятельности"

Выступление по теме "Сплочение классного коллектива - основа эффективной учебной деятельности"

Выступление по теме "Сплочение классного коллектива - основа эффективной учебной деятельности"

Выступление по теме "Сплочение классного коллектива - основа эффективной учебной деятельности"

Выступление по теме "Сплочение классного коллектива - основа эффективной учебной деятельности"

Выступление по теме "Сплочение классного коллектива - основа эффективной учебной деятельности"

Выступление по теме "Сплочение классного коллектива - основа эффективной учебной деятельности"

Выступление по теме "Сплочение классного коллектива - основа эффективной учебной деятельности"

Выступление по теме "Сплочение классного коллектива - основа эффективной учебной деятельности"

Выступление по теме "Сплочение классного коллектива - основа эффективной учебной деятельности"

Выступление по теме "Сплочение классного коллектива - основа эффективной учебной деятельности"

Выступление по теме "Сплочение классного коллектива - основа эффективной учебной деятельности"

Выступление по теме "Сплочение классного коллектива - основа эффективной учебной деятельности"

Выступление по теме "Сплочение классного коллектива - основа эффективной учебной деятельности"

Выступление по теме "Сплочение классного коллектива - основа эффективной учебной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2017