Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости
Оценка 4.7

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Оценка 4.7
docx
22.01.2020
Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости
000000.docx

 

МОУ «Чобручская СОШ №3»

 

  

Педагогические чтения

на тему:

«Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости»

 

 

                                                                                             Подготовила

  учитель начальных классов                                                  

                                                                                                 Василатий Е.А.

 

 

 

 

с.Чобручи

 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………….    3

Кто же они такие – одарённые дети? .................................................................. .  5

Пути выявления  одарённых учащихся…………………………………………   9

Особенности    работы с одарёнными детьми в начальной школе ………….    10

Работа с одарёнными детьми в нашей школе………………………………. ...   15

Из опыта работы………………………………………………………………....   17                                                                             

Заключение………………………………………………………………………    23

Список литературы……………………………………………………………. ..   25

Приложение №1………………………………………………………………….   26

Приложение №2………………………………………………………………….   33

Приложение №3………………………………………………………………….   35

Приложение №4………………………………………………………………….   37

 

 

 

 

 

 

 

 

«Одаренность человека - это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

 огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать все необходимое,

 чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский (слайд №3)

 

Введение

Среди множества направлений совершенствования системы образования едва ли не самое важное – ранее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей. Именно одаренные и талантливые дети – потенциал общества, именно они обеспечат интенсивное развитие постиндустриального общества.

Исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития. Актуальными проблемами современного образования являются как проблемы выявления одаренных, способных, талантливых детей (на сегодняшний день выявляется 1 из 5 одаренных детей), так и проблемы создания условий их обучения, воспитания и развития.

Необходима специальная психолого-педагогическая помощь и поддержка в развитии талантливой личности.

На сегодняшний день складываются наиболее благоприятные социальные условия и некоторые организационные формы, которые позволяют ставить и успешно решать проблему развития одаренных и талантливых детей на основе современных знаний о природе развития одаренности, разработки психологических средств стимулирования и помощи одаренным и талантливым.

По мнению Э. Фромма, самые прекрасные, как и самые уродливые наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности.

Создание оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка требует специальных педагогических и психологических подходов, квалифицированных специалистов, эффективных методов, технологий обучения и воспитания.

На сегодняшний день в начальной  школе наработан большой опыт по работе с детьми с интеллектуальным и академическим видом одаренности.

         Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

        Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы. С сентября  2011 года постепенно во всех образовательных учреждениях ПМР  вводится  ФГОС  нового поколения. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых  результатов, предполагает:

·        воспитание и развитие  качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;

·        учёт индивидуальных особенностей учащихся;

·        разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

 

 

Кто же они такие – одарённые дети?

Прежде чем говорить об организации работы с одарёнными детьми мы должны знать: Что такое одарённость? Кто такой одарённый ребёнок? Как в современных условиях выявить и организовать работу с одарёнными детьми?

         Посмотрим в толковый словарь (слайд №4). Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку.                    

В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик  (cлайд №5):

   интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

   креативности  (творческость);

   настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

В схематическом изображении это представлено на рисунке:

http://ok-t.ru/studopedia/baza1/1394842548140.files/image002.jpg

Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.

Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.

Тем не менее надо помнить, что выражение «одаренные дети» весьма условно, потому что рано проявившиеся у ребенка способности могут не получить ожидаемого результата, остаться нереализованными. А у других детей выдающиеся способности могут обнаружиться позднее. Пример тому Альберт Эйнштейн, который являлся ярким примером «антивундеркиндного» типа, так как начал поздно говорить, в школе был далеко не из лучших, считался «тугодумом». Поэтому от педагога  требуется понимание одаренных учащихся, умение найти удачный индивидуальный подход к ним, который способствовал бы раскрытию дарований.                                                       

  Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным?

«Одарённость – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». К. К. Платонов

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.

Выделяют следующие виды одарённости  (слайд №6):

·        одарённость в практической деятельности;

·        одарённость в познавательной деятельности;

·        одарённость в художественно-эстетической деятельности;

·        одарённость в коммуникативной деятельности;

·        одарённость в духовно-ценностной деятельности.

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они  имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

      Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальный период обучения.
Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности  школы. В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности.
       Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации системы образования. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

Пути выявления  одарённых учащихся

Выявление одарённых и талантливых детей, развитие их творческих способностей - достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития. Его качественное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры. Краткие испытания совершенно недостаточны для вынесения заключения об одарённости ребёнка. Гораздо важнее уловить своеобразие детской одарённости, а не её количественную меру.

         Для эффективного выявления одаренных детей необходим комплексный подход к процедуре исследования (слайд №7). Центральные фигуры в педагогическом процессе - педагог и ребенок. Исходя из этого, наблюдения педагога, его критерии выявления одаренных детей наиболее ценны. В педагогическом процессе возрастает роль педагога как диагноста, где самый главный его инструментарий - педагогическое чутье, интуиция и опыт.

       Выявление одарённых детей также происходит в ходе проведения различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

Выявив одарённых детей, учитель должен создать условия для развития и реализации его возможностей и способностей, т. е обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников.

Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. В стандартных жизненных ситуациях в качестве источников можно использовать рассказы, замечания и суждения преподавателей, родителей, сверстников и друзей, а также результаты различных тестов.

 

 

 

Особенности    работы с одарёнными детьми в начальной школе.

Проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей сегодня для ПМР  чрезвычайно актуальна. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка «талантливого ребенка» провозглашается приоритетной государственной задачей. Поиск и поддержка одарённых детей рассматривается сейчас как общенациональная задача. «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, формулировать интересы и осознавать возможности».

Уже в начальной школе выявляются такие ученики, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником. Именно им, наиболее любознательным, уже умеющим читать и считать, приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия.  Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.

Детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным. Для педагогов, работающих в массовой школе универсальную схему для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных представляет концепция Дж. Рензулли.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Процесс выявления способных детей достаточно сложный. В школе в ос­новном учатся дети, способные при благоприятных условиях обучения достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. В этой связи представляется наиболее значимым трехэтапный комплекс мероприятий для работы со способными детьми. (слайд № 8)

На первом этапе нужно выявить сведения об успехах ребёнка в какой-либо дея­тельности, полученные от родителей с помощью группового тестирования. А так же  выявить интересы и склонности детей путём их анкетирования. Эффективно использовать методику диагностики одарённости младших школьников А. И. Савенкова. А уровень мотивации, познавательную активность, творческие способности –  используя шкалу рейтинга поведенческих характеристик Дж. Рензулли.  (Приложение № 1)

После проведения опроса нужно объяснить родителям роль семьи в развитии творческого ребенка: при поддержке родителей способности развивают­ся, без нее – нивелируются. У большинства детей имеются способности к разному виду деятельности. Часто анкетирования недостаточно для выявления детей с разными видами одарённости, так как детей со скрытой одарённостью примерно 20-25% от общего числа учащихся, тогда как с явной одарённостью 1-3%.

На втором этапе совместно с психологом необходимо провести диагностику детей с помощью психологических тестов для выявления способностей у детей как одного из главных. Высокие показатели, подкреплённые мотивацией и условиями для развития, могут гарантировать творческий рост ребёнка и достижения им  определённых высот. При этом нужно помнить о формировании правильной мотивации. Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть на основе внутренней потребности, тесно связана с деятельностью центра положительных эмоций. Следует помнить, что максимально реализует свой потенциал и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели. В.В. Давыдов считал, что «основой личности человека является творческое начало, сущность личности человека связана с его потребностью и способностью созидать». Созидание личности учащегося может происходить только в такой деятельности, которая предназначена «...созидать человеческий мир самим человеком, творить собственные общественные отношения и самого себя».

На третьем этапе начинается работа по развитию интеллекта, творческих способностей и мотивации. Специальные занятия по развитию творческих способностей проводятся в первом классе. На них развивается общую одарённость, которая лежит в основе успешного обучения. 

Структура таких занятий: (слайд № 9)

1.                 Разминка.

2.                 Развитие психических механизмов: памяти, внимания, мышления, воображения, наблюдательности.

3.                 Решение частично-поисковых задач.

4.                 Решение творческих задач.

Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приоб­щения к творческому мышлению. При их выполнении оценивать следует только успех. Постоянное, целенаправленное внимание к проблеме развития творческой одарённости формирует беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и развивать гипотезы.

При планировании уроков нужно предусматривать развитие продуктивного мышления и навыков его практического применения, приобщать учеников к новому, непрерывно развивающе­муся потоку информации, обучать рациональным приемам применения знания на практике, переносу своих знаний и умений, как в анало­гичные, так и в измененные условия. Этому помогают такие методы и приёмы: (слайд № 10)

§     Приём образного сравнения.

§     Метод мозгового штурма

§     Метод “Если бы…”

§     Метод придумывания.

§     Методвживания”.

§     Метод фантазирования.

Чтобы дети, имеющие высокий уровень способностей, не испытывали трудности, связанные с недостаточным удовлетворением их познавательной потребности, не снижали темпы своего развития, не утратили интерес к учёбе и не потерялись в общей массе, нужно правильно подбирать формы, методы и средства обучения одарённых детей. Ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с применением активных форм обучения: самостоятельной,  групповой, работы  в парах, составление индивидуальной программы в помощь одарённым детям, вовлечение детей во внеклассную работу. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они эффективны для развития творческого мышления, познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.

Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.

Проблемное обучение способствует повышению эффективности обучения, развитию мыслительной деятельности учащихся, учитывает индивидуальные особенности учащихся. Проблемное  обучение отличает организацию обучения путём самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности. Реализуется проблемное обучение в три этапа:

§     создание проблемной ситуации, учебная проблема должна быть посильной для учащихся;

§     учащиеся перебирают, анализируют, имеющиеся знания по данному вопросу, выясняют, что их недостаточно для получения ответа, и активно включаются в добывание недостающей информации;

§     приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний.

Научно-исследовательская деятельность учащихся способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме. Исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. Нельзя пропустить этап защиты работы, ведь, «обучая других, обучаешься сам» (Я. А. Коменский). Изучивши что-либо, ребёнок часто стремится рассказать об этом другим. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита исследовательской работы один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, но и, как всякое настоящее исследование, надо защитить. Защита должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей.

Развитие ребёнка с задатками требует длительной,  целенаправленной работы. Эпизодические  занятия не принесут желаемого результата. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.

 

Работа с одарёнными детьми в нашей школе

     В нашей школе,  на протяжении многих лет, ведётся целенаправленная работа с одарёнными детьми.

Главная цель-  это создание благоприятных условий для развития одаренных детей.

Направления работы:

 1. Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей одаренных детей  (целевая программа «Одарённые дети» Приложение № 2)

3. Объединение усилий учителей по формированию устойчивых навыков у учащихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству.

2.Чевствование призёров олимпиад  I, II, III тура на административных линейках, торжественных линейках, родительских собраниях, школьного праздника «День отличника и олимпийца»,

 4. Пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети», т. е. составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении отдельных предметов или видов деятельности

 5. Организация и проведение I тура (школьных) предметных олимпиад.

 6. Подготовка победителей внутришкольных олимпиад,  к участию в районных и  республиканских   олимпиадах.

 7. Организация и проведение интеллектуальных игр: «Исток», «Интеллектуальный марафон»;   конкурсов: «Алло, мы ищем таланты!», «Ученик года», «К вершинам роста», «Золотой запас года», «Буквоежки», «Через тернии к звёздам», «Художник года», «Спортсмен года»;  научно-практических конференций;  ИОУ.

 8. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.

 9. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

 10. Организация семинара для учителей школы по вопросам организации научно-исследовательской работы с учащимися.

11. Организации и проведение внеклассных мероприятий направленных на развитие творческих способностей учащихся: «Ярмарка – весенняя канитель», «Природа и фантазия», выставки творческих работ, концерты и выставки к родительским собраниям.

 12. Проведение предметных недель с активным участием одаренных учащихся.

13. Организация и взаимодействие с общественными организациями и объединениями по вопросам работы с одаренными детьми «ДЮСШ №4», «Дом творчества», «Музыкальная школа», «ДК № 1»,  «ДК №2». (слайды  № 11 - 16)

14. Рациональное наполнение школьного компонента учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, кружков.

15. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися.

16. Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми (целевая программа «Педкадры»).

18. Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми (творческие отчеты учителей)

19. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.

 

 

 

 

Из опыта работы…….

           Я работаю со своим  классом   по программе «Школа 2100»  с 2006 года. Через все мои уроки проходит тема «Я», система  личностно-ориентированного обучения, на уроках применяю педагогику сотрудничества учителя и ученика в пользу активности, самостоятельности, поиска и развития каждого ребенка.

(слайды  № 17-20).

       На уроках дети моего класса учатся самостоятельно добывать знания, учатся применять полученные теоретически знания на практике, учатся действовать в нестандартной ситуации. Ученик делает выводы, обобщает, доказывает в процессе обучения. Это требует от учащихся усилий, размышлений, творчества, поиска. Каждый учебный предмет выполняет свою роль.

        Уделяю много внимания проблеме творчества (креативности) - способности удивляться и познавать, умению находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта. На учебных занятиях широко применяю проблемный подход, так как творчество протекает в проблемных ситуациях. Так из урока в урок, изо дня в день, веду каждого ребёнка по дороге самосовершенствования. Этому же служит внеклассная работа, она расширяет и углубляет среду адаптации личности ребёнка.

          Ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребёнок мог бы максимально самореализоваться. Через подготовку к участию в школьных, районных турах предметных олимпиад, предметных недель определяю способности каждого конкретного ребёнка, предлагая ему систему творческих заданий. Созданы условия для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей. Важно организовать урочную и неурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Урочная и неурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.                                                              

       Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь "искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.

Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: «не навреди».

Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.

Работу с одарёнными детьми делю на четыре основных этапа: (слайд № 21)

1-й этап – организационный.

Основной задачей на этом этапе является изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов.

Познакомилась с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

Рассмотрела взгляды на понятие «одаренности» таких известных ученых, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд и др.

Одарённых детей условно делю на 4 группы (по Б.М. Теплову) (слайд № 22)

  • дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
  • дети с высоким уровнем творческих способностей;
  • дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.). Эту категорию чаще называют талантливыми;
  • дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Изучила модели новых концептуальных решений таких исследователей, как: Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина.

2-й этап - этап предварительного поиска

На этом этапе собираю предварительную информацию о ребенке, поступающем в 1 класс. Эту работу я начинаю уже на курсах предшкольной подготовки. В подборе информации мне помогают воспитатели, родители, врачи и сами дети. В практике - посещение занятий в детском саду, с целью наблюдения за способностями каждого ребёнка, беседы с воспитателями.

За год до поступления в школу провожу несколько родительских собраний, предоставляя родителям информацию по исследованию одарённых и способных детей.

С этой целью для родителей на первых порах используются методики: "карта одаренности", "интеллектуальный портрет" и др.

Подробно изучаю медицинские карты с заключениями врачей.

К концу первой четверти первого учебного года определяются склонности ребенка и составляется карта интересов младших школьников. В комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Это, прежде всего, тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др., для оценки творческого мышления – адаптированные варианты "краткого теста творческого мышления (фигурная форма)" Е.П. Торранса, методики Дж. Гилфорда, а также методики выявления уровня психо-социального развития, направленности (доминирующей мотивации) личности. Изучается сфера физического развития ребенка. Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом формируются рекомендации по индивидуальному подходу.

Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.

3-й этап - оценочно-коррекционный

Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические потребности. С начала сентября учителя, работающие в классе, комплектуют и начинают проводить секции, кружки. Начиная со второго полугодия, проводятся классные олимпиады по математике и окружающему миру, в апреле – школьные.

Начиная с 1-го класса, в рамках внеурочной занятости учащихся реализую  программу кружков:  «РПС» и «РЕЧЬ». (Приложение № 3).

 

В работе с одарёнными детьми использую следующие виды упражнений и задания: (слайд № 23)

Ø интеллектуальные разминки с целью максимально быстрого включения учащихся в работу, стимулирования и дальнейшего развития психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности); 

Ø задания с отсроченным вопросом

Ø интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы и склонности учащихся;

Ø задания, направленные на развитие психических механизмов;

Ø частично-поисковые задачи разного уровня с повышением уровня сложности;

Ø различные творческие задания.

 Использую  комплекс упражнений, заданий и тренингов, направленный не только на развитие познавательных процессов, но и на личностное развитие, захватывающее ценностные, эмоциональные, моральные, мотивационные аспекты.

Посещая музыкальную школу, кружки художественного творчества, учащиеся приобретают опыт творческой деятельности.

У меня есть опыт проведения внеурочных интеллектуальных мероприятий, в частности, интеллектуальный марафон, который проходит в начальной школе уже на протяжении нескольких  лет. Это особая форма интеллектуальной, творческой деятельности, благодаря которой формируется положительная мотивация к учению, создаются условия для углубленного изучения научных дисциплин.

Предоставляю возможность совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, через самостоятельную, групповую, парную работу.

Начиная со 2 класса, мои ученики постоянные участники интеллектуальных игр и конкурсов. Конкурсы  различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.

Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи расширить охват одарённых детей новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке рефератов в Интернете.

Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.

 

В работе с одарёнными детьми использую следующие формы:

  • предметные недели;
  • олимпиады (разных уровней);
  • кружки;
  • конкурсы ;
  • интеллектуальные ринги; марафон знаний;
  • родительские всеобучи;
  • работа по индивидуальным планам.

4-й этап – заключительный

Выпуская детей из 4 класса, составляю характеристику на каждого ученика, прово­жу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них.

Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые подавали надежды в разных направлениях. (Приложение №4) (слайд № 24)

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины. Работая с одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть

свои  таланты.


Заключение

Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей – чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно-  ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной своей целью выявление, обучение, развитие одаренных детей. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны.

Все дети рождаются быть успешными. (слайд № 25)

Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Главное верить в это. Вера - двигает горы… Вера  в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать  большой урожай детских успехов. Главное не позволять ни одному ребенку быть неудачником. Учить их так, как будто каждый - независимо от семейных условий –  сын или дочь Короля! Учить со страстью, учить с преданностью и  стальной  уверенностью в успех, которая не позволит  учащимся соскользнуть в неуспех. Никогда не падать духом!  И тогда все получится!

Хочется  сказать, что работа с одарёнными детьми интересная, сложная.  Дети достаточно развиты, у них отличная интуиция, память – в работе с такими ребятами нужно постоянно быть на шаг впереди, опережать их мысли и идеи, что очень сложно в настоящее время т.к. средство массовой информации доступны для всех.

           Главная задача педагога -  привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Учителю всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.     Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.

2.     Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – М.: Просвещение, 2004. – 175 с.

3.     Бывают выдающиеся дети... Н. Лейтес. Семья и школа, №3 1990г.

4.     Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. — М., 1991.

5.     Гильбух Ю.З. – Внимание: одаренные дети. – М., 1991, 78 с.

6.     3. Т. Хромова – Одаренные дети. – Воспитание школьника. – 1997,  №4.

7.     Ильясов И.И. Курс познавательного развития для интеллектуально-одаренных младших школьников. // Одаренный ребенок. – 2004. – № 5.

8.     Легко ли быть одаренным? Н. Лейтес. Семья и школа, №6 1990г.

9.     Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов/ С.А. Леднева Начальная школа 2003. № 1.

10.  Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы. – М.: Педагогика, 2001. – 150 с.

11. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. — М., 1960.

12. Программа «Одаренный ребенок».

13. Рензулли Дж.С., Рис С.М. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей // Основные современные концепции творчества и одаренности, под ред. Д.Б.Богоявленской, М.: Молодая гвардия, 2004.

14. Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2006 г.

15. Шакирова Л.Т. Работа с одаренными детьми// Социальная сеть работников образования NSPortal.Ru. – 2012. – [Электронный источник]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/library/rabota-s-odarennymi-detmi

 

 

 

Приложение № 1

Анкета выявления одаренности

Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).

Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):

          1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:

- в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;

- становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит хорошую музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;

- способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.;

- любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;

- охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);

- обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;

- любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;

- может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

           2. В сфере музыкальной одаренности:

 - проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;

- чутко реагирует на характер и настроение музыки;

- хорошо поет;

- вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;

-  любит музыкальные записи;

-  стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку

- хорошо играет на каком-нибудь инструменте;

- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;

- сочиняет собственные оригинальные мелодии.

    3. В сфере литературной одаренности:

- любит писать и сочинять рассказы и стихи;

- может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением

какого-либо конфликта;

- рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет

основную мысль;

- придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет главное, наиболее характерное;

-  выбирает в своих рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии

событий, о которых рассказывает;

- склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда

рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;

- умеет в характере изобразить своих героев очень живыми, передает их характер,

чувства, настроения.

         4. В сфере артистической одаренности:

- легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;

- интересуется актерской игрой;

- меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;

- разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;

- склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;

- стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с

увлечением рассказывает

- с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;

-  любит игры-драматизации.

       5. В сфере технической одаренности:

-   интересуется механизмами и машинами;

-   может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых приборов, машин, механизмов;

       - любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск»;

- любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;

- читает (любит когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;

- любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;

- проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летальных аппаратов, автомобилей, кораблей);

- быстро и легко осваивает компьютер.

         6. В сфере лидерской одаренности:

- инициативен в общении со сверстниками;

- сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;

- легко общается с детьми и взрослыми;

-улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное;

- часто руководит играми и занятиями других детей;

- склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста;

-  другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;

-  обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

         7. В сфере спортивной одаренности:

- энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;

- любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;

- часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;

- бывает быстрее всех в детском саду, в классе;

- движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;

- любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;

- предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);

- физически выносливее сверстников.

         8. В сфере интеллектуальной одаренности (по А.да Хаану и Г. Кафу):

- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

- обладает хорошей памятью;

- легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;

- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

- любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;

- обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;

-  гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.);

- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.


Тесты на определение одаренности

    Тест-вопросник, определяющий одаренность и направленность школьника к той или иной области деятельности
      Отвечая на вопросы, записывайте ответы: утвердительные, «да» — 1 очко; отрицательные, «нет» — 0 очков. Затем складывайте все очки. По шкале результатов узнаете, одарен ли Ваш ребенок.

1.     Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

2.     Меняет ли он свои интересы, наклонности?

3.     Любит ли рисовать воображаемые предметы?

4.     Любит ли рисовать абстрактные картинки?

5.     Любит ли фантастические истории?

6.     Сочиняет ли рассказы или стихи?

7.     Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?

8.     Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

9.     Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

10. Боится ли темноты?

11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

12. Считал ли это слово понятным без разъяснений?

13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

14. Был ли удачен этот замысел?

15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

17. Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?

18. Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?

19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?

22. Изображает ли какие-либо персонажи во время сюжетных игр?

23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны, делится ли пережитыми  впечатлениями?
    Шкала результатов:
  От 20 до 23 очков — ваш ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее.
  От 15 до 19 очков — ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда в чем-то заинтересован.
  От 9 до 14 очков — большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.
  От 4 до 8 очков — ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.
  Менее 4 очков — вашему ребенку не хватает сообразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест - опросник,  выявляющий способность к творчеству (креативность)

Оцените своего ребенка по семи пунктам. Каждый пункт оценивается по шкале, содержащей пять градаций: 1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно.

Мой ребенок способен:

1.     Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).

2.     Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).

3.     Предлагать дополнительные идеи, детали, версии или решения (находчивость, изобретательность).

4.     Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность).

5.     Демонстрировать неожиданные, оригинальные, но полезные варианты решения какой-либо проблемы (оригинальность).

6.     Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость).

7.     Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию (уверенный стиль поведения, самостоятельность).


    Подсчитайте общее количество баллов по семи пунктам:
    35-28 баллов — высокий уровень креативности; 27-17 — средний; 16-0 — низкий.

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение № 2

Мероприятий по реализации целевой программы «Одаренные дети»

на 2014-2015учебный год.

План

Вид деятельности

Сроки исполнения

Форма проведения

1.

Реализация вариативной части образовательных программ для одаренных детей-занятия повышенной мотивации

согласно графику в течении учебного года

Индивидуальная консультация и занятия

2.

Предоставление творческих детей на подготовку к олимпиадам

январь

Творческие каникулы

3.

Участие в районном интеллектуально-спортивном чемпионате «Исток-2010»

январь

Интеллектуальная игра

4.

Проведение внутришкольных олимпиад  5-11кл.

декабрь

Олимпиада I тур

5.

Проведение внутришкольных

олимпиад  2-4кл

январь

Олимпиада I тур

6.

Участие одаренных учеников в проведении предметных недель

ноябрь, январь,

февраль, март апрель

Мероприятия 5 предметных недель

7.

Обновление стендов: «Одаренные дети» или «Гордится школа»

сентябрь

Стенд с фотографиями учащихся по номинациям

8.

Проведение учебных занятий, заседаний факультативов, открытых мероприятий с использованием ИКТ

постоянно

Учебные занятия

кружков,

факультативов

9.

Организация школьных оперативных линеек по итогам четверти и года с чествованием «одаренных детей»

1 раз в четверти

Поддержка юных дарований через систему поощрений

10.

Участие в районных, республиканских олимпиадах, ИОУ

январь, март

Олимпиада ИОУ

11.

Родительские собрания с сообщениями о заслугах родителей в развитии «одаренных детей»

1 раз в четверти

Родительские собрания

12.

Оформление школьных газет, поздравлений о достижениях «одаренных детей»

постоянно

Школьная газета

13.

Организация школьных праздников «Интеллектуальный марафон» «Чествование отличников и призеров олимпиад», «Алло, мы ищем таланты»

март

апрель

май

Интеллектуальная игра - школьный  праздник

14.

Освобождение от переводных и выпускных экзаменов победителей олимпиад.

май

Решение педсовета

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

Кружки

Учебный год

Класс

Наименование

1

2007- 2008.

1

Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.  Информатика в играх и задачах.

Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках.

2

2008- 2009.

2

Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.  Информатика в играх и задачах.

Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках.

3

2009- 2010.

3

Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.  Информатика в играх и задачах.

Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках.

4

2010- 2011.

4

Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.  Информатика в играх и задачах.

Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках.

5

2011- 2012.

1

Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей

Курс  «РПС»

Соколова Т.Н. Школа развития речи. Курс  «Речь»

 

6

2012- 2013.

2

Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей

Курс  «РПС»

Соколова Т.Н. Школа развития речи.

Курс  «Речь»

7

2013- 2014.

3

Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей

Курс  «РПС»

Соколова Т.Н. Школа развития речи. Курс  «Речь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ (II тур)

Ф.И.О. учащегося

класс

Результативность участия   в олимпиадах

Название предмета

Место

Уровень проведения

1.      

Ткаченко Татьяна

(окончила школу с серебреной  медалью)

4

2006- 2007 у. г.

Математика

 

1

 

II тур

9

2011-2012 у. г.

Русский язык

1

II тур

11

2013-2014у. г.

Русский язык

3

II тур

2.      

Логинова Юлиана

4

2006- 2007 у. г.

Молдавский язык

2

II тур

9

2011-2012 у. г.

Молдавский язык

3

II тур

3.      

Власова Екатерина

9

2011-2012 у. г.

Биология

1

II тур

10

2012-2013у.г.

Биология

1

II тур

11

2013-2014у. г.

Биология

2

II тур

4.      

Бойчук Татьяна

11

2013-2014у. г.

Молдавский язык

3

II тур

5.      

Галенко Александра

4

2010-2011у.г.

Молдавский язык

1

II тур

6.      

Караман Патриссия

4

2010-2011у.г.

Русский язык

4

II тур

7.      

Никул Екаерина

4

2010-2011у.г.

Математика

 

6

II тур

 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ (I тур)

Ф.И.О. учащегося

класс

Результативность участия в олимпиадах

Название предмета

Место

Уровень проведения

1.      

Симинюк Анастасия

 

2

2008- 2009 у. г.

Математика

2

 

I тур

Русский язык

2

 

I тур

4

2010-2011у.г.

Математика

 

3

I тур

5

2011-2012у.г.

Русский язык

5

I тур

Математика

 

4

I тур

2.      

 

Кебак Яна

2

2008- 2009 у. г.

Математика

 

2

I тур

4

2010-2011у.г.

Русский язык

2

I тур

3.      

Караман Патриссия

2

2008- 2009 у. г.

Русский язык

1

I тур

4

2010-2011у.г.

Русский язык

3

I тур

5

2011-2012у.г.

Русский язык

4

I тур

Математика

 

1

I тур

4.      

Бойчук Татьяна

11

2013-2014у. г.

Молдавский язык

3

I тур

5.      

Галенко Александра

4

2010-2011у.г.

Молдавский язык

1

I тур

5

2011-2012у.г.

Математика

 

6

I тур

Русский язык

6

I тур

6.      

Никул Екатерина

4

2010-2011у.г.

4

2010-2011у.г.

Русский язык

1

I тур

Математика

 

1

I тур

7.      

Симинюк Диана

2

2013-2014 у.г.

Математика

 

1

I тур

Русский язык

1

I тур

8.      

Барбалат Наталья

2

2013-2014 у.г.

Русский язык

2

I тур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости

Выявление и педагогическая поддержка детской одарённости
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020