План-конспект урока по математики
УМК: «Школа России» 3 класс
(Моро М.И., Бантова М.А Математика, 3 класс 2 ч. стр. 47)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 15.03.2023
Место: МОУ «Чобручская СОШ №3»
Класс: 3 «Б»
Целевой компонент урока:
Тема: «Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз»
Цель: знакомство с увеличением (уменьшением) чисел в 10 и 100 раз.
Тип урока: открытие новых знаний
Задачи: формировать умение выполнять приёмы увеличения и уменьшения натурального числа в 10 раз, в 100 раз; решать задачи на увеличение числа в несколько раз; читать и записывать трёхзначные числа, совершенствовать вычислительные навыки; формировать навык правильного письма цифр и выражений.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; принимать и осваивать социальную роль обучающегося; стремиться развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявлять самостоятельность, личную ответственность; строят взаимоотношения на основе доброжелательности, сотрудничества при общих делах и интересах; мотивация к работе на результат; сравнивать свои оценки с оценками других.
Метапредметные:
· познавательные УУД: овладение основами логического и алгоритмического мышления;
· регулятивные УУД: развитие умения ставить учебные задачи на основе соотнесения известного и неизвестного; сличать способ действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознавать качество и уровень усвоения нового материала;
· коммуникативные УУД: строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения;
· личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, с учителем.
Предметные: умеют увеличивать и уменьшать натуральные числа в 10 раз, в 100 раз; решать задачи на увеличение числа в несколько раз; читать и записывать трёхзначные числа, совершенствовать вычислительные навыки; вырабатывать навыки устного счета, формировать навык правильного письма цифр и выражений; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, структурирование знаний.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах.
Оборудование: компьютер, классная доска, учебник, тетрадь.
Образовательные ресурсы: наглядный материал.
№ п/п |
ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы |
Хронометраж |
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
|
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя |
2 мин |
- Ребята, я хочу пригласить вас в путешествие в страну знаний. -Вы готовы? Тогда откройте тетради, положите их с наклоном, выпрямите спинки, ножки поставьте ровно. Давайте запишем дату нашего путешествия – 15 марта, классная работа. |
Приветствуют учителя Показывают готовность к уроку |
Р: выработка учебной мотивации, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Актуализация знаний и мотивация Словесный: слово учителя Практический: выполнение упражнения Наглядный: демонстрация
Словесный: учебный диалог |
6 мин |
И первая наша остановка «Сосчитай-ка». Ø Индивидуальная работа Трое учеников работают у доски по карточкам Ø Коллективная работа Устный счёт - Сейчас я задаю вам вопрос, а вы записываете к себе в тетрадь только ответ. 1. Запишите число, в котором 1 сотня, 2 десятка и 0 единиц. 2. Первый множитель 15, а второй - 2. Чему равно значение произведения? 3. К 3 десяткам прибавить 4 десятка. Сколько получится единиц? 4. Запишите число, стоящее между числами 89 и 91. 5. Запишите наименьшее трёхзначное число. 6. Чему равно значение частного, если известно, что делимое 80, а делитель 8? 7. Сумму чисел 48 и 2 разделите на 5. - А теперь давайте проверим, поменяйтесь тетрадями и посмотрите на экран. Исправьте ошибки, если они есть. Оцените себя.
- Что между этими числами общего? |
3-е работают у доски
Учащиеся записывают числа в тетрадь
120
30
70
90 100
10
10
Взаимопроверка по эталону
- Все числа заканчиваются на 0, круглые |
П: выдвижение гипотез и их обоснование К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Постановка учебной задачи Словесный: слово учителя Практический: выполнение упражнения Словесный: учебный диалог Наглядный: демонстрация
Практический: выполнение упражнения
Словесный: учебный диалог
Словесный: учебный диалог
Наглядный: демонстрация
Словесный: учебный диалог |
6 мин |
- Ребята, вы отлично справились с заданием, и мы отправляемся с вами на следующую станцию. Станция «Внимательная». - Продолжите ряд чисел: 10, 20, …, …, …,…,…,…,…,.; 100, 200,…,…,…,…,…,…,… . - Что общего между числами?
- На какие две группы их можно разделить? - Как ведётся счёт в 1группе?
- Как считали во 2 группе?
- Запишите число 3. - Припишите к нему справа цифру 0. Какое число получилось? - На каком месте теперь стоит цифра 3 и что она обозначает? - Увеличилось число или уменьшилось? - А как узнать, во сколько раз увеличилось число? - Во сколько раз увеличилось число 30? - Допишите ещё один 0 справа. Какое число получилось? Увеличилось или уменьшилось число? - Во сколько раз? - Что изменится, если мы уберём один 0? Два 0? Число увеличится или уменьшится? Во сколько раз?
- Какое действие мы выполняли, когда приписывали и убирали нули? На сколько мы умножали и делили?
- А теперь самостоятельно сравните числа: 9, 90, 900. - Что вы можете сказать об этих трёх числах? - Теперь попробуйте определить, какую тему будем изучать сегодня. - Чему будем учиться сегодня на уроке? |
Продолжают ряд чисел …30, 40, 50, 60, 70, 80, 90; …300, 400, 500, 600, 700, 800, 900. - Все эти числа заканчиваются на 0, круглые. - Эти числа можно разделить на: двузначные и трёхзначные. - В первой группе счёт ведётся десятками - Во второй группе счёт ведётся сотнями
3
30 - Цифра 3 стоит на первом месте и обозначает десятки
- Число увеличилось в 10 раз
- Получилось число 300
- Оно увеличилось ещё в 10 раз
- Если мы уберем один 0, число уменьшится в 10 раз
- Мы выполняли умножение и деление на 10
900 в 10р>90 в 10р>9
- Мы будем работать над темой: «Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз»
- Мы научимся применять приёмы увеличения и уменьшения чисел в 10, в 100 раз |
П: выдвижение гипотез и их обоснование П: построение логической цепочки рассуждений
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
П: выдвижение гипотез и их обоснование П: построение логической цепочки рассуждений
Р: планирование
Р: целеполагание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Открытие детьми нового знания Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог
Практический: выполнение упражнения
Практический: выполнение физических упражнений |
7 мин |
- Молодцы! Вы отлично справились с заданием. - А теперь продолжим наше путешествие. И наша следующая остановка «Вычисляй-ка». - Где мы можем использовать данные знания?
- Молодцы! А теперь используем полученные знания при решении примеров. Работа в парах. Упр.1, стр.47 Увеличь в 10 раз числа: 8, 12, 35. - Работает у доски… - Что значит увеличь в 10 раз? - 2 следующих числа увеличивайте самостоятельно в тетради
Уменьши в 100 раз числа: 700, 400, 100. - Работает у доски… - Что значит, уменьшить число в 100 раз? - Следующие 2 числа самостоятельно в тетрадях. Совещайтесь в парах
Уменьши в 10 раз числа: 840, 900, 360. - Работает у доски… - А что значит, уменьшить число в 10 раз? - Остальные числа в тетрадях самостоятельно - Молодцы!
Физминутка
|
- Данные знания мы можем использовать при решении задач, примеров, решении уравнений
Выполняют задание
8•10=80 12•10=120 35•10=350
Вывод: Увеличить в 10 раз число, значит умножить число на 10, приписать один 0
700:100=7 400:100=4 100:100=1
Вывод: Значит, разделить число на 100, убрать два 0
840:10=84 900:10=90 360:10=36 Вывод: Значит, разделить число на 10, убрать один 0
Выполняют упражнения
|
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
К: управление поведением партнёра П: построение логической цепочки рассуждений К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Первичное закрепление Словесный: слово учителя
Словесный: учебный диалог
Словесный: учебный диалог
Практический: выполнение упражнения
Практический: выполнение упражнения
|
9 мин |
- Наше путешествие продолжается, и мы с вами прибыли на станцию «Решай-ка». Упр. 3. Задача. - Читает нам задачу… В лыжной эстафете участвовали 9 команд мальчиков, по 8 человек в каждой, и ещё 24 девочки. Во сколько раз больше мальчиков, чем девочек, участвовало в эстафете? Измени вопрос, чтобы последним действием при решении было вычитание. Реши новую задачу. - О чём говорится в задаче? - Кто участвовал в соревнованиях? 2. А теперь запишем кр. запись:
3. Запишем решение задачи:
- Дальше выполняем упр. 4 (1-ый столбик) - В этом упражнении вам необходимо сравнить значения величин
|
Читают задачу
- В задаче говорится о лыжных соревнованиях. - В соревнованиях участвовали девочки и мальчики.
- Мы должны знать кол-во мальчиков - Умножим количество команд на количество человек в одной команде 1)9*8=72 (м.) участвовали в эстафете - Чтобы узнать во сколько раз одно число больше другого, надо большее число разделить на меньшее - Разделим кол-во мальчиков на кол-во девочек 2)72:24=3(р.) - в 3 раза больше мальчиков участвовало в эстафете. - А теперь давайте изменим вопрос, чтобы последним действием было вычитание.
- На сколько больше мальчиков, чем девочек участвовало в соревнованиях? Чтобы узнать на сколько одно число больше другого, надо из большего числа вычесть меньшее
3) 72-24=48(м.) - на 48 мальчиков больше участвовали в эстафете. Пишем ответ.
1м=10дм 1м>10см 1дм2>10см2 |
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли П: доказательство
К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли П: выдвижение гипотез и их обоснование
П: выдвижение гипотез и их обоснование
К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли П: выдвижение гипотез и их обоснование
К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли П: выдвижение гипотез и их обоснование |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя Практический: выполнение упражнения |
6 мин |
- А сейчас у нас снова станция «Вычисляй-ка» - самостоятельная работа - А следующее задание на скорость, нужно решить все три уравнения правильно из №5 стр. 47, на доску не смотрим, потом проверим Х:3=17 49-Х=28 64:Х=4
Самопроверка и самооценивание по баллам |
Выполняют задание - 3 человека работают у доски, остальные в тетради самостоятельно x:3=17 49-x=28 64:x=4 x=17*3 x=49-28 x=64:4 x=51 x=21 x=16 51:3=17 49-21=28 64:16=4 17=17 28=28 4=4
Каждый ученик объясняет решение своего уравнения
|
П: самостоятельное создание способов решения проблем
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
Включение в систему знаний, повторение Практический: выполнение упражнения
Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения
Практический: выполнение упражнения |
5 мин |
- А сейчас выполним №.6 (2-ой и 3-ий столбики) 100-7*8 74:?=8(ост…) 90-8*8 65:?=7(ост…) 80-9*8 85:?=9(ост…)
- Поработает у доски… - Остальные работают в тетради
Самопроверка и самооценивание по баллам Упр. 7 1) Рассмотри, как составлены ряды из фигур. 2) Составь все возможные трёхзначные числа, используя цифры 2, 7, 5 и не повторяя одну и ту же цифру в записи одного числа.
- Вы можете опираться на ряды фигур.
- Ребята, обратите внимание на задание под чертой (вопросик) в самом низу 47 страницы. Вам необходимо уменьшить в 100 раз числа: 600, 200, 800.
- Что значит уменьшить число во столько-то раз?
Самостоятельная работа У вас на столах лежать карточки, вам нужно каждое число увеличить и уменьшить в 10 раз, 100 раз. Работа проводится по вариантам.
По окончании урока сдадите мне карточки, я проверю вашу самостоятельную работу и каждый получит оценку. |
- 3 человека работают у доски, остальные в тетради самостоятельно 100-7*8=44 74:9=8 (ост.2)
90-8*8=26 65:9=7 (ост.2)
80-9*8=8 85:9=9 (ост.4)
Каждый ученик объясняет решение своих примеров.
- Фигуры всё время меняются местами
- 2, 7, 5 275, 257, 752, 725, 527, 572
600:100=6 200:100=2 800:100=8
- Это значит разделить его на количество раз |
К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли П: выдвижение гипотез и их обоснование
П: выстраивание логической цепочки рассуждений, доказательство
К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
Рефлексия деятельности Словесный: слово учителя Практический: выполнение упражнения Словесный: учебный диалог
Практический: выполнение задания
Словесный: учебный диалог |
4 мин |
-Молодцы! Вы успешно справились со всеми заданиями, но, к сожалению, наше путешествие подошло к концу. - Сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник: стр. 47, упр. 2, упр. 4 (2-ой столбик), упр. 6 (1-ый столбик). - Кому не понятно задание?
- Итак, подведем итоги нашей работы на уроке. - Над какой темой мы работали? - А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока? - Какое задание вызвало затруднение, какое вам больше понравилось?
- А сейчас давайте выставим отметки за урок. Подсчитайте, пожалуйста, свои баллы и назовите их количество.
– Вы сегодня замечательно потрудились. – Чему научились сегодня на уроке?
Перед вами три утверждения:
Ура! Я научился.
Я научился и могу учить другого.
Я понял, но допускал ошибки.
Если вы согласны с одним из утверждений, поднимите этот смайлик.
– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы. |
Записывают домашнее задание
- Мы работали над темой: «Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз»
Дети поднимают выбранный смайлик
|
Р: оценка
П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
Приложение 1.
У вас на столах лежать карточки, вам нужно каждое число увеличить
и уменьшить в 10 раз, 100 раз.
В-1 В-2 |
||||
80 |
45 |
Увеличь в 10 раз |
57 |
60 |
100 |
50 |
Уменьши в 10 раз |
30 |
400 |
8 |
5 |
Увеличь в 100 раз |
4 |
9 |
200 |
400 |
Уменьши в 100 раз |
800 |
100 |
Приложение 2.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.