Взаимодействие детского сада, семьи и библиотеки в развитии ребенка
Сегодня в обществе чтение перестает быть безусловной ценностью, потеря его превращается в огромную проблему.
Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника отличаются особой эмоциональностью. И чем раньше появляется интерес к чтению, тем значительнее, глубже формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным уровнем.
В последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения.
Если еще десять лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие «блага» XXI века. Родители все чаще задаются вопросом, почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера. Прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте.
Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации, книга наполняет внутренний мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации, воспитывает жизнестойкость, в каких бы ситуациях он ни оказался.
Как сохранить любовь к чтению и передать ее подрастающему поколению?
Ответ прост! Нужно с раннего детства прививать любовь к книге, зажечь этот огонек в душе ребенка, который поведет его в огромный мир художественной литературы.
Чтение в кругу семьи создает особую атмосферу взаимопонимания, а любовь и интерес к книге передаются от старших к младшим. Умение слушать, сочувствовать, сопереживать формируется именно в минуты коллективного восприятия прочитанного, когда старшие члены семьи высказывают свое отношение к событиям, персонажам, языку произведения.
К сожалению, пришлось признать, что книга и семейное чтение занимают далеко не первое место в жизни детей.
Библиотеку, где дети познакомились с абонементным и читальным залом, с новинками в мире книг, с профессиональными действиями работников и правилами поведения в библиотеке. В читальном зале дети не только знакомились с книгами и их героями, но и читали любимые стихотворения, смотрели мультфильмы по мотивам знакомых произведений, активно участвовали в викторинах: «К 300-летию города Полевского», «Наш писатель П.П.Бажов».
Знакомство с устройством и работой библиотеки вызвало у детей желание создать настоящую библиотеку в группе. Многие родители поддержали наше начинание и пополнили нашу библиотеку в группе интересными и увлекательными книгами, которые принесли из дома. Так появилась групповая библиотека. Дети стали чаще обращаться к книгам, рассматривать иллюстрации, интересоваться сюжетами произведений и обсуждать их. Возникла сюжетно – ролевая игра «Библиотека». Задачи, которой: познакомить детей с библиотечной терминологией, с правилами поведения в библиотеке; формировать понимание значимости книги в жизни; развивать самостоятельность, коммуникативные навыки и творческие способности; умение анализировать и сравнивать; воспитывать интерес и бережное отношение к книге.
Дети выступают инициаторами игры, договариваются о ролях, меняются ими, постоянно развивают и обогащают сюжет. Каждому хочется взять на себя роль библиотекаря и выдавать «читателям» книги. Игра ли это, сложно сказать, потому что все в ней по-настоящему: настоящие книги, настоящие дети – читатели и даже настоящие библиотечные формуляры.
Конечно, в процессе ознакомления с книгами, их чтения и рассматривания книги выходят из строя: рвутся и выскакивают странички, портятся обложки. На этот случай у нас в группе работает «Книжкина больничка» по ремонту книг. Дети своевременно, с большим желанием и заботой ремонтируют, реставрируют «заболевшие» книги. Мы отмечаем, что наши воспитанники стали гораздо бережнее обращаться с книгами, особенно с побывавшими в «больничке». Ведем читательский дневник, где дети рисуют рисунки по прочитанным произведениям. Книги из нашей библиотеки дети с родителями могут взять домой почитать на определенное время, которое прописано в библиотечном формуляре
Наша группа участвовала в конкурсе «Лучший уголок художественной литературы» и заняла 1 место, среди всех групп нашего ДОУ. Получили в подарок книгу «Большую энциклопедию знаний».
Также в детском саду действует передвижная библиотека, когда сотрудники библиотеки один раз в месяц приносят нам в детский сад книги для чтения, а мы в свою очередь возвращаем в библиотеку те, которые уже прочитали, рассмотрели.
В октябре в нашем детском саду прошел конкурс чтецов «Стихи о маме» Есения заняла 3 место, а Ваня С. 2 место.
В ноябре месяце на неделе ДОУ «Творчество детских писателей», в группы была организована выставка книг А. Барто силами воспитателей и родителей. А также воспитанники группы совместно с сотрудниками библиотеки создали мультфильм по стихотворению А. Барто «Жонглёр».
В декабре 2018г. В наше дошкольное учреждение приходили ученики 5 «Б» класса из политехнического лицея №21 «Эрудит», чтобы показать сказку и подарить нам книги. Мы в свою очередь сделали закладки своими руками и подарили их ученикам.
Трое воспитанников нашей группы участвовали в интеллектуальной игре среди дошкольных учреждений нашего города и заняли 2 командное место. Получили за победу энциклопедию о нашей планете Земля.
Для дошкольников чрезвычайно интересна драматизация – разыгрывание текста в лицах. Перевоплощение в художественный образ дает возможность показать, как ребенок понимает текст, оценивает героев, представляет события. Инсценирование становится важнейшим приемом в работе с художественным текстом.
Наши дети активно участвуют в театрализованной деятельности, любят превращаться в актеров, активно обсуждают декорации и костюмы. В группе для этого созданы все условия. К Дню матери ребята показали для мам и бабушек инсценировку сказки «Как котёнок маму искал».
Родители отмечают, что у детей значительно повысился интерес к книгам, что очень важно при подготовке к школе.
Родители – наши партнеры и участники образовательного процесса. Для их просвещения в информационных родительских уголках мы размещаем консультации и памятки на темы «Что почитать ребенку?», «Читаем сказку», «Чистоговорки и скороговорки в жизни дошкольника» и другие.
В октябре воспитанники совместно с родителями участвовали в выставке рисунков по произведениям В.Г.Сутеева, которая была размещена в нашем ДОУ.
В сентябре и декабре 2018 г. Наши воспитанники вместе с родителями активно участвовали в акции по сбору макулатуры «Спасем дерево», организованной сотрудниками нашего ДОУ. К этой акции присоединились дети, родители других групп и сотрудники детского сада. Мы спасли очень много деревьев и заняли 3 место среди всех групп, наша библиотека пополнилась новой энциклопедией о Динозавров за занятое место. Дети стали беречь родную природу. Бумагу после рисования, аппликации уже не выбрасывают в мусорное ведро, а складывают в специально приготовленные коробки, чтобы спасти еще деревья.
Подведя итоги, можно говорить об эффективности проведенной работы:
- повысился интерес детей к чтению, к книгам, дети активно включаются в читательскую деятельность. Большим спросом пользуются у детей настольные игры «Слоги и слова», «Веселый алфавит», «Буквы» и другие. Из 25 детей в группе 7 человек бегло читают, 9 – хорошо читают по слогам, отражают прочитанное в своих рисунках;
Так же хочется отметить, что речь детей стала более выразительной, четкой, эмоциональной. Укрепилась практика «семейного чтения», повысился авторитет городской библиотеки, родители с детьми стали активнее пользоваться её услугами.
Есть все основания полагать, что любовь к книгам, к чтению сохраниться у детей на всю жизнь.
Приобщая детей и взрослых к чтению, мы не только открываем им путь к одному из важнейших источников информации, книга наполняет внутренний мир человека, питает их ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации, воспитывает жизнестойкость.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.