Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
23.04.2018
В качестве основного метода положительного воздействия на развитие детей с ОВЗ – это работа с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Родителей таких детей необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.
Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии школы и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.Главное - родители должны оценить возможности ребенка с ОВЗ и его успехи, заметить прогресс, пусть незначительный, а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с ОВЗ на пользу и приведет к положительным результатам в его развитии.
Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ.docx
Учитель начальных классов:
Милицкая О.Н.
«Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается.
Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был
родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру. ....» (Ш. Амонашвили
“Спешите, дети, будем учиться летать!”)
В качестве основного метода положительного воздействия на развитие детей с ОВЗ – это
работа с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной
эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Родителей таких
детей необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.
Социальная оценка инвалидности, как ограничение возможностей ставит семью в условия
хронической психотравмирующей ситуации. В данной ситуации можно выделить 5
периодов, связанных со стрессом в семьях, имеющих детей с проблемами в развитии: Рождение ребенка:
Школьный возраст
Подростковый
возраст
Период выпуска
Постродительский
период
Получение точного диагноза, эмоциональное привыкание,
информирование других членов семьи
Выбор формы обучения, устройство, переживание реакции
сверстников, организация внешкольной деятельности
Проблемы с сексуальностью, переживание изоляции от
сверстников, планирование будущей занятости
Привыкание к семейной ответственности, выбор
проживания, переживание дефицита возможностей его
социализации
Перестройка взаимоотношений в семье, взаимодействие со
специалистами по месту пребывания ребенка
Первые серьезные тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают,
когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что
он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с
педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно
научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях
специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям,
что своевременная помощь ребенку с ОВЗ позволит избежать дальнейших нарушений и
откроет больше возможностей для его развития.
В результате этого существуют специфические особенности родительского поведения:
Нежелание родителей принимать медицинские диагнозы, избегание специалистов,
констатирующих реальную ситуацию.
Неоднозначное отношение к комплексной психологомедикопедагогической
помощи
Склонность родителей скрывать факты проблемного развития ребенка в общении с
окружающими.
Выделяют 3 стадии адаптации семьи к ситуации рождения ребенка с проблемами:
1 стадия: СТАДИЯ ШОКА, агрессии, отрицания проблемы, поиска «виноватого».
В семье растет напряженность, ухудшается социальнопсихологический климат
2 стадия: СТАДИЯ СКОРБИ по здоровому ребенку, которого нет.
Семья уже понимает свою значимость и ответственность за ребенка, но чувствует
беспомощность в вопросах воспитания, ищет совета у специалистов
3 стадия: СТАДИЯ АДАПТАЦИИ
Родители входят в ситуацию, начинают строить жизнь с учетом того, что в семье
«особый» ребенок. Все семьи с «особым» ребенком можно разделить на две группы: это те, кто понимают
проблему и те, кто не понимают проблему. Те родители, которые принимают проблему,
они ищут помощи у специалистов, обращаются за консультацией. И родители, которые не
принимают проблему – это закрытая семья.
Поэтому главная цель педагогов создать единое пространство развития ребенка в
семье и школе, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.
Для решения данной цели в работе поставлены ряд задач:
вооружить родителей необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и
психологии развития;
научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
сформировать адекватную самооценку.
Работа с семьей ведется по 2 направлениям:
повышение уровня компетенции родителей по вопросам развития и воспитания детей
с ОВЗ;
вовлечение в непосредственно образовательную деятельность.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходимо хорошо узнать
родителей своих воспитанников. Поэтому начинаем работу с анализа социального состава
родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в школе. Дальнейшая работа с
родителями реализуется через разнообразные формы взаимодействия:
анкетирование (для анализа настроя и ожиданий родителей от пребывания ребенка в
школе);
индивидуальные беседы и консультации (анализ социального статуса семьи,
установление партнерских отношений);
тематические родительские собрания (как по запросу родителей, так и по плану
учителя дефектолога, исходя из потребностей класса);
мастеркласс, для того, чтобы активизировать и обогащать воспитательные умения
родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях);
семинарыпрактикумы , которые помогают показать эффективные способы
взаимодействия, объединение усилий для развития и обучения детей);
праздники, способствуют созданию атмосферы взаимопонимания, общности
интересов, эмоциональной взаимо поддержки);
участие родителей в конкурсах совместно с детьми;
стенгазеты, способствуют расширению сфер участия родителей в жизни класса и
школы ); информационные стенды, повышают педагогическую культуру родителей);
создание групп Вконтакте , что способствует активизации интереса к
приобретению опыта, возможности поделиться
образовательному процессу,
собственным опытом).
Совместную деятельность педагогов, родителей и детей можно организовать через
: акции , вечера музыки и поэзии , семейные гостиные , семейные клубы
Для организации работы с родителями, необходимо собрать информацию:
Состав семьи, возраст, профессии
Образовательный и культурный уровни взрослых
Общая семейная атмосфера, характер семейных взаимоотношений, степень
эмоциональной близости
Приоритеты в воспитании, согласованность взрослых в требованиях к ребенку
Материальные условия
Стадия адаптации семьи к ситуации рождения ребенка с проблемами
Готовность родителей к сотрудничеству со специалистами
При изучении семьи и установлении контактов с ее членами используются следующие
методы:
анкетирование, опрос
беседа с членами семьи
наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное)
метод создания педагогических ситуаций
фиксация дня ребенка
запись вопросов родителей
А также непрерывное образование родителей осуществляется через использование в
педагогической практике: лекций, семинаров, мастерклассов, различных тренингов
Проведение анкетирования, личных бесед поможет правильно выстроить работу с
родителями, сделать ее эффективной, подобрать формы взаимодействия с семьей. А
последующие формы взаимодействия помогут родителям активно влиться в процесс
образования. Организация взаимодействия педагогов и семьи, основанное на
сотрудничестве позволяет родителям чувствовать себя полноправными участниками
образовательного процесса, что способствует личностному развитию детей и
поддержания их познавательной активности. Модель формирования позиции родителей «особого» ребенка можно представить в виде
3х этапов:
ПЕРВЫЙ ЭТАП Направлен на привлечение родителей к коррекционноразвивающему
процессу. Важно убедить, что никто, кроме родителей, не поможет)
ВТОРОЙ ЭТАП Направлен на формирование увлечения родителей процессом развития
ребенка. Важно показать ежедневные достижения, обучить отрабатывать задания
специалистов)
ТРЕТИЙ ЭТАП Направлен на развитие творческих подходов родителей
к обучению и развитию. Важно показать возможность родительских исследований)
В основу совместной деятельности семьи и педагогов заложены следующие принципы:
Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей
с проблемами в развитии.
Помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны
родителей.
Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи,
максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и школы , его промежуточных и
конечных результатов.
Результатами успешной работы с родителями являются:
Нормализация эмоционального состояния ребенка
Устойчивость психоэмоционального состояния родителей
Создание в семье коррекционноразвивающей среды
Это все способствует РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ПОЗВОЛЯЕТ
ДОБИТЬСЯ СЛЕДУЮЩИХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
• Создание эмоциональнопсихологического комфорта содержания ребенка в школе в
условиях максимально приближенных к семейным;
• Достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей; • Снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в
воспитании детей с ОВЗ;
• Признание значимости социальной и педагогической роли семей в жизни ребенка;
• Повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в
воспитании и обучении детей с проблемами развития;
• Гармонизация детско родительских отношений;
• Повышение уровня включенности родителей в деятельность школы
Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей
и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии
школы и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека
зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической
культуры родителей.
Родители понимают, осознают, что с детьми необходимо постоянно общаться,
проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует
уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в
зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах, даже
если его речь невнятна. Рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные
истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к
посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими
детьми.
Главное родители должны оценить возможности ребенка с ОВЗ и его успехи,
заметить прогресс, пусть незначительный, а не думать, что, взрослея, он сам всему
научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с ОВЗ на
пользу и приведет к положительным результатам в его развитии.
Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.