ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
физическая культура
5 кл—11 кл
05.03.2018
Пропаганда и укрепление традиционных семейных ценностей, повышение престижа материнства и отцовства. На вопрос, какие качества в народе ценят и уважают, дети быстро находят ответ, рассказывая о том, что ценится сила, ловкость, смелость. личный пример учителя подчас лучше всяких уговоров и бесед помогает школьникам заняться спортом, вести здоровый образ жизни.
Взаимодействие семьи и школы.docx
Автор: Аникина Елена Викторовна,
учитель физической культуры
МБОУ «СОШ №55» города Чебоксары
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В РЕАЛИЗАЦИИ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Я работаю учителем физической культуры в общеобразовательной школе, успех
учеников занятиями физической культурой во многом зависит от семейного воспитания.
Целью моего исследования является пропаганда и укрепление традиционных семейных
ценностей, повышение престижа материнства и отцовства. Мы должны добиться
взаимодействия школы с семьями обучающихся в современных условиях развития общества,
пропагандировать передовые идеи в области воспитания и образования.
На примере 4х и 8х классов я исследовала роль семьи, родителей в приобщении
детей к спорту. Начинаю такую работу с первых уроков физической культуры, обращаясь к
замечательным чувашским сказкам. Вспоминая прочитанное, дети называют сказки «Что
сильнее всего на свете», «Солдат – меткий стрелок». На вопрос, какие качества в народе
ценят и уважают, дети быстро находят ответ, рассказывая о том, что ценится сила, ловкость,
смелость. А что нужно для того, чтобы развить в себе такие качества? Слышу дружный ответ:
«Заниматься спортом!». Как же родители относятся к занятиям спортом? Что делают для
того, чтобы дети посещали спортивные кружки? Вопросы анкеты ребят заинтересовали, а мне
удалось выяснить, что из 200 опрошенных вне школы спортом занимаются 43 ребенка (8 детей
занимаются плаваньем в спортивной школе, 10 – посещают секцию легкой атлетики, 10 –
1 секцию футбола, секции боевых искусств 15); 80 учеников посещают спортивные секции в
Занятость спортом
80
77
43
Не занимают ся
Спорт вне школы Секции в школе
школе.
На вопросы анкеты для родителей ответили 116 человек. Данные анкеты показали, что
большая часть семей имеет мелкий спортивный инвентарь, велосипеды, самокаты, но лишь у
немногих есть детские спортивные комплексы. Менее половины опрошенных родителей (38%)
ответили, что делают утреннюю гимнастику нерегулярно или совсем не делают ее. Таким
образом, в подавляющем большинстве родители не уделяют должного внимания физкультуре.
Часто это объясняется жилищными условиями. Надо вам сказать, что наша школа
находится в спальном районе Чебоксар. Родители – в основном люди со средним достатком.
Главная забота родителей – обеспечить семью, многие заняты на производстве и не всегда
могут проконтролировать, чем занимается ребенок после школы. Выяснилось, что многие
дети не соблюдают режим дня (44% ответов), не занимаются закаливанием (48% ответов), а
во время прогулки предоставлены сами себе: гуляют без взрослых.
Но несмотря на трудности, родители заинтересованы в развитии детей. Анкетирование
показало, что 62% родителей раньше занимались спортом, многие имеют спортивные разряды.
Самые распространенные виды спорта: лыжи, легкая атлетика, волейбол, футбол, хоккей,
баскетбол, плавание, велоспорт. Но есть среди родителей и такие, кто занимался
классической борьбой, тяжелой атлетикой, гиревым спортом, спортивной акробатикой,
боксом, конькобежным спортом, пятиборьем, туризмом, шахматами, мотоспортом, конным
спортом. Но лишь немногие продолжают заниматься спортом в настоящее время.
Ответы на вопросы о соблюдении режима дня, о проведении закаливающих
мероприятий показали, что родители не уделяют должного внимания этим столь важным для
воспитания ребенка задачам. Только в 51% семей установлен режим дня, соблюдение
которого ребенком контролируется.
2 Занятость родителей
62%
51%
39%
40%
0%10%20%30%40%50%60%70%
Ответы на вопрос: «Что мешает вам заниматься спортом совместно с детьми?» были
такими: «Нет времени», «Нет условий», «Нет знаний».
Чем заняты дети дома после прихода из школы и в выходные дни? Уроками, чтением
книг, подвижными играми, просмотром телепередач, посещением торговых центров в
выходные дни, компьютерными играми, спортивными играми, прогулками
Подвижные игры занимают третье место, спортивные игры предпоследнее, основное же
предпочтение отдается малоподвижным видам занятий. Все это свидетельствует о том, что
систематического, целенаправленного физического воспитания, необходимой физической
нагрузки и двигательной активности дети в семье не получают. Подтверждение мы находим и
в ответах родителей на вопрос: «Какие, трудности в физическом воспитании детей вы
испытываете?» Вот наиболее часто встречающиеся ответы: «Не хватает, времени», «Нет
спортивного инвентаря», «Нет навыков в обучении детей», «Ребенок часто болеет», «Нет
системы в занятиях», «Нет литературы по данному вопросу».
Один ответ был такой: «Уроки физкультуры, утреннюю зарядку ведь проводят в
школе». Конечно, в школе проводят и утреннюю зарядку, и подвижные игры на переменах, и
уроки физической культуры, это улучшает физическое воспитание детей, но всех вопросов
семейного воспитания не решает.
Полученная из анкет информация позволила конкретизировать содержание работы с
семьями и определить тематику и направленность собраний, консультаций, лекториев и
других фронтальных и индивидуальных форм общения с родителями. Кроме того,
анкетирование помогло наметить дифференцированный подход к разным категориям семей.
Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми
можно только совместными усилиями родителей и учителей. Координация работы,
проводимой в семье и в школе, одна из важнейших задач педагогического коллектива.
Для этого необходимо:
совершенствовать воспитательнообразовательную работу с детьми на основе ФГОС;
3
внедрять новые формы и методы работы с семьей;
устанавливать единые требования к процессу физического воспитания ребенка в семье
и в школе;
усиливать связь между повседневной воспитательнообразовательной работой с детьми
в школе и воспитанием ребенка в семье, прежде всего путем различных поручений,
заданий, которые дети должны выполнять дома вместе с родителями;
использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании
школьников;
изучать положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди
родителей;
строить всю работу на основе взаимопомощи педагогов и родителей.
В условиях реализации ФГОС воспитательная работа с семьей приобретает новое
содержание. Ответственность родителей за выполнение своих обязанностей в условиях
демократизации, гласности, гуманизации значительно повышается. Однако не каждый
родитель это понимает, далеко не все возможности семейного воспитания реализуются в
полной мере. Поэтому в условиях реализации ФГОС школа призвана обеспечить единство
педагогов и родителей.
Семья, как и школа, – это своего рода посредник между формирующейся личностью
ребенка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях и задачах,
конечном результате воспитания, что поможет в воспитании собственного ребенка. Пока же
на многие вопросы можно услышать лишь один ответ: хочу, чтоб мой ребенок был хорошим
человеком и все! А ведь воспитание должно подготовить завтрашнего гражданина к жизни и
работе в обществе. В законе Российской Федерации «Об образовании» записано, что мы
должны обеспечить «формирование человекагражданина, интегрированного в современном
ему обществе и нацеленного на совершенствование этого общества; интеграцию личности в
системе мировой и национальных культур». Родителям необходимо проектировать те
качества, которые понадобятся ребенку для жизни в будущем.
Среди основных задач организации совместной работы школы и родителей можно
выделить следующие:
1) повышение психологопедагогических знаний родителей
индивидуальные консультации, практикумы);
(лекции,
семинары,
2) вовлечение родителей в учебновоспитательный процесс (родительские собрания,
совместные творческие дела, помощь в укреплении материальнотехнической базы);
4 3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
4) вовлечение родителей в совместные мероприятия с детьми, в том числе и спортивные
конкурсы "Мама, папа, я спортивная семья", совместные выходы учащихся и родителей на
стадионы, катки, в туристические поездки.
Одним из возможных способов привлечения родителей к совместной деятельности
является подготовка и публикация специальных информационных материалов для родителей
на сайте школы, информационном стенде, а также просветительская работа педагогического
коллектива с опорой на положительный опыт семейного воспитания.
Решение проблемы, связанной с отношением к спорту, прежде всего зависит от
решения социальных вопросов развития нашего общества в целом. Но многое можно сделать
уже сейчас, используя различные формы работы с родителями.
И прежде всего нужно обратиться к опыту семейного воспитания, накопленному в
нашей Республике. Традиции в республике богатые. В трудах Н.В. Никольского всесторонне
отражены жизнь, обычаи, традиции чувашского народа. По мнению Н.В. Никольского,
распространение просвещения и культуры среди населения «может осуществляться через
организацию народных библиотек и читален, народных чтений и общедоступных лекций, а
также через составление и издание брошюр познавательного характера, через устройство
вечерних повторительных и воскресных классов для взрослого населения и через
просветительский кинематограф». [4, л. 107]. Использовать этот бесценный опыт нужно и в
современной школе, делая поправки на современные средства коммуникации. Мы проводим
беседы на родительских собраниях, демонстрируем презентации о занятиях спортом,
иллюстрируя фотографиями детей, готовим буклеты о разных видах спорта. И, конечно,
проводим совместные тренировки с родителями, устраиваем веселые соревнования, в
которых участвуют мамы и папы. Дети и родители сплачиваются, начинают вместе
тренироваться, даже, бывает, приобретают спортивную экипировку, которая, конечно же,
очень украшает и малышей, и взрослых, особенно мам. Так, одна ученица в анкете и написала,
что мама стала ходить в спортзал после того, как приобрела красивый костюм для участия в
наших соревнованиях «Спортивная семья». И это тоже играет немалую роль. Ведь в спорте
нет мелочей. Из трудов Н. В. Никольского видно, какое большое значение придавал
исследователь совместной деятельности членов семьи, членов одного коллектива. Это и
сближает детей и родителей, и вносит соревновательный дух, и повышает уровень доверия
родителей к школе. На уроках физической культуры стараюсь научить детей чувашским
подвижным играм, рассказать о замечательных чувашских спортсменах, о достижениях нашей
5 Республики в спорте. Стимулирую детей с разными физическими возможностями к занятиям.
Важно изучить свой организм, достичь посильного уровня физического развития, правильно
питаться, а это возможно только во взаимодействии с родителями. Отдельная тема – здоровое
питание. Посмотрите, как много школьников просиживают в кафе, поедая картофельфри и
запивая кокаколой. Вместо прогулок и занятий спортом проводят часы за компьютером и
телефоном. Школа должна помочь семьям в организации досуга, по возможности
предоставить спортивный зал, летом – школьный стадион для семейного спорта.
Также важно знакомить взрослых, малышей и особенно подростков с возможностями
города для занятий физической культурой. Дети и их родители должны получить грамотную
консультацию, какие спортивные сооружения есть в нашем городе, как записаться в секцию,
какое направление в спорте выбрать, исходя из индивидуальных показаний.
Также считаю, что личный пример учителя подчас лучше всяких уговоров и бесед
помогает школьникам заняться спортом, вести здоровый образ жизни. Всегда помню
наставления своего первого тренера, он был для меня примером, ведь с детства я занимаюсь
волейболом, являюсь кандидатом в мастера спорта. Сейчас играю в команде «Композит 21»,
в 2017 году команда заняла 2ое место в чемпионате республики. С младенческого возраста
на тренировках рядом со мной был сын. В настоящее время ему 15 лет, он играет в составе
мужской волейбольной команды в первой лиге чемпионата Чувашской Республики. Не сразу
он пришел в волейбол: занимался в секции ушу, получил первый юношеский разряд в
плавании, увлеченно изучал военный спорт, прыгал с парашютом. Но, видимо, гены
пересилили. Собственный опыт помогает давать советы нашим родителям.
В условиях реализации ФГОС работа с семьей приобретает новое содержание.
Ответственность родителей за выполнение своих обязанностей в современной жизни
значительно повышается. Сейчас далеко не все возможности семейного воспитания
реализуются в полной мере. Поэтому школа призвана обеспечить единство педагогов и
родителей, она обязана помочь семье каждого ребенка в полной мере реализовать свой
потенциал.
Литература:
1. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 32661 (ред. от 03.12.2011, с изм. и доп.,
вступающими в силу с 01.02.2012).
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Вестник образования, №
6 4, 2010.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, ООО.
4. Никольский Н.В. Основы инородческого просвещения. Казань, 1919. [4, л. 107].
7
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.