Я и моя безопасность (постер)
Оценка 5

Я и моя безопасность (постер)

Оценка 5
pdf
25.08.2021
Я и моя безопасность (постер)
Я и моя безопасность (постер).pdf

Электронное приложение к информационно-методическому бюллетеню «Психология в образовании»

ВЫПУСК 49 август 2020

Тема номера: «Опасный взрослый... Как уберечь ребёнка?»


«Поздно возвращался из школы и пошёл короткой дорогой…». «Парни позвали покататься на машине, я согласилась…». «Незнакомый мужчина пригласил к себе домой посмотреть котят…». «Сосед по подъезду предложил поиграть у него дома в доктора…»

Что объединяет эти ситуации? Сложно представить, что все они закончатся хорошо. Периодически в СМИ появляются шокирующие новости об исчезновении детей, о нападении педофилов и маньяков, но в репортажи и новостную ленту попадают только громкие случаи, вызвавшие широкий общественный резонанс. А сосчитать, сколько детей пропадают, подвергаются сексуальным домогательствам, становятся жертвами изнасилования, получают психологическую травму, столкнувшись с впечатлениями не по возрасту и не по силам, просто невозможно! Это происходит каждый день, рядом с нами. А ответственность лежит на нас – родителях и педагогах.

Уберечь ребёнка от столкновения с потенциально опасным взрослым невозможно на все сто процентов, но сделать этот риск минимальным мы должны. Правила безопасности необходимо внушать ребёнку с малых лет, в школе и дома. При этом взрослому важно самому владеть информацией, чётко знать правила безопасности и, конечно, соизмерять то, что мы рассказываем детям, с их возрастом и помнить, что у нас нет задачи запугать малыша, внушить ему мысль о враждебности мира, подорвать доверие к людям и заставить прожить незавидную жизнь «Премудрого пискаря» или «Человека в футляре».

Конечно, мы, взрослые, хотим, чтобы наши дети росли гармоничными, счастливыми, открытыми миру, чтобы не боялись чего-то нового, проявляли инициативу и самостоятельность… Но как это возможно, когда есть те, кто готов причинить нашим девочкам и мальчикам непоправимый вред? Ситуацию осложняет и то, что тема сексуального воспитания в нашей стране традиционно табуирована, вызывает смущение, неловкость. Родителям и учителям легче либо промолчать, либо отругать ребёнка, проявившего интерес к «запретной теме». Дети же чутко улавливают замешательство взрослых, делая вывод: об этом лучше молчать, это нехорошо, это стыдно, «глупости». Стоит ли удивляться, что взрослеющая девочкаподросток принимает за лестные знаки внимания опасные домогательства психически нездоровых мужчин или парней, готовых преступить закон, ведь с ней никто не говорил об этом. Часто бывает, что мамы и папы не замечают или предпочитают не замечать, что их дети выросли, что у них появляются новые интересы, совсем уже не детские, и об этом надо поговорить с подростком, а учителя  порой слишком обеспокоены тем, чтобы школьники усвоили учебную программу, на остальное времени, сил и желания не остаётся. Страшно, что дети и подростки, ставшие жертвами потенциально опасного взрослого, зачастую скрывают этот факт, не идут за помощью к маме, папе или классному руководителю. Боятся, причём не столько самого педофила, сколько негативной реакции мамы, папы, учителя. Печально что дети не видят взрослых как ресурс и не имеют навыка обращения к ним за помощью, порой им легче обратиться к сверстникам, опыт которых, к сожалению, также ограничен, или к интернету, устраивая там голосование «как мне поступить», или вовсе полагаться на «авось», веря, что «со мной-то уж точно ничего не случится». 

Можно ли изменить эту ситуацию? Да, если правильно говорить с ребёнком о безопасности, в том числе и сексуальной, не уходить от ответов на любой, пусть даже очень «неудобный» вопрос. Важно также научить и дошколёнка, и школьника замечать потенциальную опасность, видеть ситуации, несущие реальную или возможную угрозу его жизни и здоровью, но при этом не перестраховываться, к примеру, провожая тринадцатилетнего сына на секцию, да ещё на глазах у сверстников, что лишь подорвёт его доверие к старшим и с большой вероятностью заставит ребёнка «уходить в подполье», врать и изворачиваться.

Вроде бы всё это очевидные вещи, однако какими мы, взрослые, чаще всего желаем видеть наших детей? Чего ждём от них дома, в школе, на улице? Послушания! Дети должны быть скромными, слушающими указания взрослых, тихими, выполняющими все наши распоряжения. Мы учим их уважительно относиться к просьбам старших, помогать им, а ещё не шуметь на улице и дома, «не качать права» – мал ещё отстаивать свои границы (в том числе и телесные), невольно делая их уязвимыми для нападения негодяев, использующих различные уловки, чтобы подобраться к потенциальной жертве: «помоги донести сумки», «подскажи, как добраться до такой-то улицы», «меня прислала твоя мама, пойдём со мной», «хочешь немного заработать?» и т.д.

Привычка к безоговорочному послушанию в таких случаях становится для ребёнка дополнительным фактором риска. «Хороший» ребёнок – удобная мишень для любого рода преступников: педофилов, психически нездоровых людей, террористов, наркодельцов. Парадокс: желая уберечь малыша от всяческих угроз, мы, взрослые, порой получаем обратный эффект! Гораздо полезнее было бы развивать у ребят инициативность, самостоятельность, критическое мышление, умение принимать безопасные решения; говорить им о том, что есть ситуации, в которых кричать, шуметь, привлекать внимание не только можно, но и жизненно необходимо; что жизнь и здоровье – важнейшая ценность, защищать которую стоит любым способом, что иногда в экстремальной ситуации солгать не стыдно, это поможет спастись. В школе можно проводить  занятия по безопасности, тематические классные часы с проигрыванием ситуаций и обсуждением того, как уберечь себя в потенциально опасной ситуации и что делать, если «это» уже случилось.

Итог один: помочь детям и подросткам усвоить правила безопасного поведения при встрече с потенциально опасным взрослым могут и родители дома, и педагоги на классных часах и уроках безопасности жизнедеятельности. Да, мы очень хотим, чтобы эти правила им никогда не пригодились, но выучить их надо так же, как усвоить таблицу умножения!

Выпуск подготовили:

О.В. Громова и Л.А. Боронникова

Предложения, вопросы, пожелания присылайте по адресу: psiora@gmail.com

Электронное приложение к информационно-методическому бюллетеню «Психология в образовании»

Электронное приложение к информационно-методическому бюллетеню «Психология в образовании»

Страшно, что дети и подростки, ставшие жертвами потенциально опасного взрослого, зачастую скрывают этот факт, не идут за помощью к маме, папе или классному руководителю

Страшно, что дети и подростки, ставшие жертвами потенциально опасного взрослого, зачастую скрывают этот факт, не идут за помощью к маме, папе или классному руководителю

Итог один: помочь детям и подросткам усвоить правила безопасного поведения при встрече с потенциально опасным взрослым могут и родители дома, и педагоги на классных часах…

Итог один: помочь детям и подросткам усвоить правила безопасного поведения при встрече с потенциально опасным взрослым могут и родители дома, и педагоги на классных часах…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2021