МОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ (Я - НАСТАВНИК)
ЭССЕ
Учитель начальных классов
МБУ «Лицей № 67»
г. Тольятти Самарской области
Середа Ирина Геннадьевна
"Молодой учитель – это возможность для наставника
внести свой вклад в будущее образования."
Ян Амос Коменский считал: "Наставник должен стремиться к тому, чтобы каждый его ученик мог достичь своего максимума в образовании."
В знак высочайшей значимости 2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника направлены на повышение престижа профессии учителя. Год педагога и наставника проводится с целью признания особого статуса представителей профессии. Роль педагога в наше время велика как никогда: мир вступил в эпоху больших перемен. Учитель – это уникальная профессия, она вне времени, вне моды, вне географии. Она нужна всегда. По определению С. И. Ожегова, наставник — то же, что учитель, воспитатель, руководитель. Однако в современном образовании эти роли сильно различаются.
Наставничество - одна из старейших форм передачи знаний, умений, навыков от более опытного и знающего, которую с древних времен использовали все слои общества. Освоить новые знания и обрести профессиональные навыки без наставников было невозможно, поэтому феномен наставничества стал закономерностью цивилизационного процесса.
Еще с древних времен философов интересовали вопросы наставничества. Сократ главной задачей наставника видел пробуждение сил духа ученика. Его занятия были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании обучающегося. При этом ученик и наставник должны находиться в равном положении. Исходя из главного постулата философа «Я знаю только то, что ничего не знаю», молодой специалист и опытный педагог находятся на одной ступени, в равном положении, и в их споре рождается истина. Одним из самых известных наставников стал Аристотель, воспитавший Александра Македонского. В отечественной истории были наставники, без которых путь России сложился бы совсем иначе: например, молодому Пушкину помогал профессионально развиваться поэт Василий Андреевич Жуковский, а инженер Патрик Леопольд Гордон привил любовь к изобретениям и наукам молодому Петру I.
Сегодня одной из наиболее острых проблем в образовании России является создание условий для успешной социализации и полноценной
самореализации молодых кадров. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой. Наша система образования стремительно «стареет», поэтому необходим приток «свежих сил» - молодых, активных и компетентных педагогов. И от того, насколько хорошо они сумеют адаптироваться к своей профессиональной деятельности, зависит будущее нашей страны. Вопросы воспитания, просвещения – это очень тонкие, чувствительные вещи. Здесь нельзя действовать как-то грубо или равнодушно, для галочки. Нужно обладать не только глубокими знаниями, которые могут увлечь ребят, но и вкладывать душу, «заражать» учеников своими искренними эмоциями. Важнейшая, ключевая тема – это качество образования. Наша цель – обеспечить его высокий уровень во всех школах. Какие качества важны для наставника?
• С ним интересно общаться, он никогда не относится к молодому учителю свысока.
• Наставник, учит не только идти «проторенной дорожкой», но и показывает, какие способы, инструменты и технологии можно использовать для грамотной организации работы, чтобы достичь максимальной эффективности. Он предупреждает о возможных трудностях и неудачных действиях при выборе той или иной стратегии. В процессе обучения коллега показывает все пути к достижению цели, дает ответы на вопросы и советы, никогда не мешает работать, вдохновляет.
• Умеет слушать, владеет навыками ненасильственного общения и основами психологический грамотности.
• Обладает проектным мышлением и может курировать учебный процесс. Построит вместе с молодым коллегой план и будет его придерживаться. Владеет специальными тьюторскими методиками в определении сильных сторон наставляемого.
• Наставник не осуждает, не создает оборонительную ситуацию, когда приходится защищаться. А использует любопытство, интересуется почему. Не делает быстрых выводов, задает больше вопросов. Это помогает добиваться общего понимания в работе.
Молодые учителя – это ценный ресурс, который нужно развивать и поддерживать, а наставники – ключевые фигуры в этом процессе.
Побывав летом 2023 года в прекрасном волжском городе Саратове, я узнала, что первый памятник в России был поставлен…первой учительнице.
Учить и вместе с тем учиться,
Таков твой выбор и твоя судьба.
Четыре года ты должна трудиться,
Чтоб увидать плоды нелегкого труда.
Из крошек милых, несмышленых,
К тебе пришедших на урок,
Учеников должна создать ты образцовых
За столь короткий срок.
И пусть наградой тебе будет
Улыбки детской свет,
Никто из них ведь не забудет
Учительницу первую, на много лет...
В этой статье я хотела бы поделиться своим личным опытом работы в качестве наставника для трех молодых специалистов, которые только начинают свою карьеру в области образования.
В 1966 году Варлам Шаламов сказал: " Учить людей нельзя. Это оскорбление. Поэтому я даю возможность учиться им самим."
Первый из моих подопечных – Николаева Диана Владимировна, молодой педагог с огромным энтузиазмом и любовью к детям. Она только что окончила Тольяттинский социально - педагогический колледж и была полна идей о том, как сделать уроки интересными и познавательными для своих учеников. Моя задача как наставника заключалась в том, чтобы помочь Диане преобразовать свои идеи в практическую деятельность. Мы проводили совместные уроки и родительские собрания, анализировали их результаты и обсуждали, как можно улучшить методику преподавания и проведения различных занятий и мероприятий. Я видела, как Диана Владимировна начинает преображаться, становится более уверенной и профессиональной.
Второй молодой специалист, с которым я работала, – Пятина Александра Владимировна. Она пришла в профессию после окончания Поволжской академии образования и искусства им. Святителя Алексия. У Александры были определенные трудности в организации уроков и управлении классом. Моя задача состояла в том, чтобы помочь Александре Владимировне эффективно управлять классом и разработать систему дисциплины, которая будет соответствовать её стилю преподавания. Мы проводили совместные тренинги, где молодой учитель училась применять различные методы и стратегии, чтобы поддерживать порядок и дисциплину в классе. Со временем я заметила, как Саша становится более уверенной и спокойной в своей роли учителя.
Третий молодой специалист, с которым я работаю и сейчас, – Сосновская Екатерина Валерьевна. Катя закончила Тольяттинский государственный университет и год работала в школе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У нее много знаний и есть уже опыт, но она испытывала трудности в общении с родителями своих учеников. Моя задача заключалась в том, чтобы помочь Екатерине Валерьевне развить навыки эффективного общения с родителями, понять их ожидания и потребности. Мы проводили совместные родительские собрания, где Екатерина училась вести конструктивные разговоры с родителями и находить компромиссы в сложных ситуациях. Я видела, как Катя начинает строить доверительные отношения с родителями и получать поддержку в своей работе.
Работая с этими молодыми специалистами, я поняла, что наставничество – это не только дополнительная ответственность, но и возможность для собственного профессионального роста. Каждый из моих подопечных преподавал мне что-то новое и помогал мне стать лучшим наставником. Я училась быть терпеливой, эмпатичной и поддерживающей, а также находить индивидуальный подход к каждому учителю. К слову, наставниками тоже становятся не сразу, к каждому человеку в любом деле опыт приходит постепенно, за счет накопления знаний, приобретения новых качеств и развития личных способностей. За 30 лет работы в школе я убедилась, что качество образования зависит не только от профессионализма опытных учителей, но и от умений только начинающих свой педагогический путь педагогов. Поэтому очень важна поддержка молодых специалистов, которую им может оказать наставник с большим багажом знаний. Анализируя свой тридцатилетний опыт работы учителем начальных классов и опыт работы руководителем МО учителей начальных классов, я прихожу к выводу, что не всегда бывает легко! В сложные моменты, когда становится очень трудно, будто открывается «второе дыхание», появляются силы сделать что-то полезное людям, оставить хоть маленький, но след в профессиональном росте молодёжи! Учитель-наставник для молодого педагога – это как первый учитель для первоклассника!
Отмечу, что в нашей школе работа с молодыми преподавателями традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы. Специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности каждого учителя, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. Как следствие происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной профессии. Работа учителя не проста. Яркая, творческая, благородная, в то же время ответственная, сложная и порой даже изматывающая! Быть современным учителем-наставником трудно, но интересно. Наставник старается быть всесторонне развитой личностью, справедливым и строгим, понимающим, знающим своё дело не только для своих учеников, но и для своих молодых коллег. А ещё он счастливый человек! Ведь учится у молодёжи, потому всегда идёт по жизни в ногу со временем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.