Ярмарка педагогических идей.Проектная деятельность
Оценка 4.6
Памятки
docx
родителям
Взрослым
25.03.2019
Проектно – исследовательская деятельность на уроках в начальной школе.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:
• существование некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
• значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
• применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
• структурирование этапов выполнения проекта;
• самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
ярмарка пед идей ГОТОВО.docx
ЯРМАРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ
Гринзовская Ольга Викторовна,
учитель начальных классов
Муниципального
общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 58 города Макеевки»
стаж педагогической работы 24 года,
первая квалификационная категория
Проектно исследовательская деятельность на
уроках в начальной школе. 2018, ноябрь
Проектно – исследовательская деятельность на уроках в
начальной школе.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической
практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям ХХI
века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно
изменяющемся мире постиндустриального общества.
Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:
существование некой значимой проблемы, требующей решения путём
исследовательского (творческого) поиска и применения
интегрированного знания;
значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая,
познавательная);
применение исследовательских (творческих) методов при
проектировании;
структурирование этапов выполнения проекта;
самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети ещё слишком
малы для проектирования. Но всё – таки это возможно.
Педагогическая ценность ученического проекта определяется:
возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
содержанием в нём новых проблем, которые могут послужить основой для
нового проекта;
навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
заинтересованность ученика в работе.
Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика
проекта.
Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является
стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и
самостоятельных проектов. Приступая к проектированию с младшими школьниками, учитываю, что
большинство малышей не имеет постоянных увлечений. Их интересы
ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступаю к её выполнению
немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к
потере мотивации к работе, незаконченному проекту.
В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным
подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода
является проектная деятельность. С целью обучения детей такому виду
деятельности обращаюсь к специально разработанному циклу уроков.
Специфической особенностью таких уроков является их направленность на
обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе
разработки проектов. Учитываю отсутствие у первоклассников навыков
совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной
группы.
Все такие уроки характеризуются примерно одинаковой структурой.
Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе
знакомлю детей со спецификой проектной деятельности вообще ( первый
урок цикла) и конкретной деятельности на данном уроке (все остальные
уроки). В ходе этого же этапа распределяю детей на инициативные группы. С
учётом работы с детьми это могут быть такие группы: аналитики,
экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. На уроках данного цикла
такое деление является сквозным. Для создания оптимальных условий
осуществления совместной деятельности пересаживаю детей в соответствии с
образовавшимися группами. Состав групп продумываю заранее с учётом
дифференцированного подхода. Наиболее сильных детей объединяю в группы
« аналитиков» и « испытателей».
Второй этап направлен на формирование темы и целей деятельности.
Строится его по – разному в зависимости от содержания урока.
Третий этап является подготовительным. В ходе его на первом уроке цикла
подготавливаю общий план деятельности по разработке проекта. На
дальнейших уроках этот план лишь корректирую при необходимости. Третий
этап также необходим для определения основных разделов проекта. Здесь
следует уточнить, что проект рассматривается как разработка определённой
темы, результатом которой является определённый продукт. В первом классе таким продуктом совместной деятельности могут быть: составление детьми
опорной таблицы, использованные для подготовки сообщений по теме;
иллюстрированные альбомы; дидактические игры. Определение разделов
таких проектов провожу в виде «мозгового» штурма». Это один из
специфических приёмов совместной деятельности, применяемый и среди
групп старшего возраста. Сам приём несколько труден для первоклассников.
Поэтому направляю работу детей так, чтобы результатом « мозгового
штурма» стал выбор, близкий к выбору, запланированному учителем. Здесь
очень важна роль « аналитиков», которым корректирую предложения
остальных детей.
Четвёртый этап представляет собой этап собственно проектной
деятельности. В ходе этого этапа осуществляю разработку основных разделов
проекта. Работу провожу в группах. Причем работа может быть организована
по – разному. Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по
очереди. Тогда результат оформления каждого раздела будет складываться из
промежуточных продуктов деятельности групп. Эта форма организации
удобна на первых уроках цикла, когда идёт обучение учащихся и необходима
руководящая роль учителя. В дальнейшем каждой группе поручаю
разработку своего раздела и повышаю этим степень самостоятельности детей.
На четвёртом этапе урока включаю ролевое участие детей в проекте. Именно
здесь каждый участник должен внести свой вклад в соответствии с выбранной
им ролью. Для всех уроков цикла выбираю единую технологию работы групп.
Начинают работу «экспериментаторы» Они выполняют наблюдения,
позволяющие «аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде
правил, схем, рисунков и т.д. Наглядное подкрепление каждого раздела
проекта осуществляют «экспериментаторы». За практическое применение,
апробирование отдельных частей и всего проекта в целом отвечают
«испытатели».
Пятый этап – это этап практического применения разработанного проекта.
На этом этапе главную роль отвожу «испытателям». Но это не ущемляет
значения остальных групп, так как каждая из них следит за «работой» своей
части проекта и при необходимости может внести коррективы.
Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в
основном обучающий этап, в ходе которого приучаю детей анализировать
положительные и отрицательные стороны своей деятельности. Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.
Ярмарка педагогических идей.Проектная деятельность
Ярмарка педагогических идей.Проектная деятельность
Ярмарка педагогических идей.Проектная деятельность
Ярмарка педагогических идей.Проектная деятельность
Ярмарка педагогических идей.Проектная деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.