Языковой портфель как одно из перспективных средств обучения иностранному языку в школе.
Оценка 4.9
Библиография
doc
английский язык +2
Взрослым
01.06.2017
Языковой портфель в современных условиях определяется как пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной опыт/ результат учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком. Такой пакет/набор материалов дает возможность ученику и преподавателю по результату учебной деятельности, представленному в языковом портфеле, проанализировать и оценить объем учебной работы и спектр достижений обучаемого в области изучения языка и иноязычной культуры...
Языковой портфель как одно из перспективных средств обучения иностранному языку в школе.doc
Языковой портфель как одно из перспективных средств обучения иностранному
языку в школе.
Языковой портфель в современных условиях определяется как пакет рабочих материалов,
которые представляют тот или иной опыт/ результат учебной деятельности учащегося по
овладению иностранным языком. Такой пакет/набор материалов дает возможность ученику
и преподавателю по результату учебной деятельности, представленному в языковом
портфеле, проанализировать и оценить объем учебной работы и спектр достижений
обучаемого в области изучения языка и иноязычной культуры.
Впервые идея создания инструмента самооценки владения иностранным языком появилась
в Швейцарии более 10 лет назад. В настоящее время при Совете Европы создан
Аккредитационный комитет, куда направляются проекты языковых портфелей,
проходящие в дальнейшем оценку и обсуждение, а также аккредитацию.
Цели и формы работы с языковым портфелем могут быть различными.
По своей концептуальной сути языковой портфель является гибким учебным средством,
которое может быть адаптировано практически к любой учебной ситуации. Одним из
важных преимуществ языкового портфеля, по сравнению, в частности, с “разовыми”
текстами, является возможность для ученика самостоятельно проследить свою динамику
уровня владения изучаемым языком в течение определенного времени. В определенной
ситуации работу обучаемого с языковым портфелем можно соотнести с составлением
своего личного (индивидуального) учебного средства. Это учебное средство создает
ситуацию развития и обеспечивает реальную вовлеченность в ход учебного процесса.
Задача развития, совершенствования, оптимизации методов обучения иностранным языком
всегда была одной из актуальных проблем российского образования. Проведенные
исследования педагогической работы в этой области показали, что обучение иностранным
языкам в школе сегодня невозможно без инновационной составляющей. В свете
современных требований к целям обучения иностранному языку меняется статус как
обучаемого, так и преподавателя, которые переходят от схемы “учитель – ученик” к
технологии личностноориентированного обучения в плотном сотрудничестве.
Одним их новых, перспективных средств обучения иностранному языку в школе в
последние годы становится технология “языкового портфеля”.
Языковой портфель в современных условиях определяется как пакет рабочих материалов,
которые представляют тот или иной опыт/результат учебной деятельности обучаемого по
овладению иностранным языком. Такой пакет материалов дает обучаемому и
преподавателю возможность по результату/продукту учебной деятельности,
представленному в языковом портфеле, самостоятельно или совместно анализировать и
оценивать объем учебной работы и спектр достижений в области изучения языка и
иноязычной культуры, динамику овладения изучаемым предметом в различных аспектах, а
также опыт учебной деятельности в данной области.
Впервые идея создания инструмента самооценки владения иностранным языком появилась
в Швейцарии более 10 лет назад. В сегодняшней практике преподавания иностранных
языков могут быть эффективно использованы различные виды языкового портфеля в
зависимости от его целевой направленности. языковой портфель как инструмент самооценки достижений обучаемого в процессе
овладения иностранным языком и уровня владения иностранным языком (SelfAssessment
Language Portfolio).
языковой портфель как инструмент автономного изучения иностранного языка
(Language Learning Portfolio) – данный вид языкового портфеля может также
варьироваться в зависимости от одноцелевой или комплексной направленности: языковой
портфель по чтению (Reading Portfolio), по аудированию (Listening Portfolio), по говорению
(Speaking Portfolio), по письму (Writing Portfolio), языковой портфель взаимосвязанного
развития видов иноязычной речевой деятельности (Integrated Skills Portfolio).
многоцелевой языковой портфель, включающий различные цели в области овладения
иностранным языком (Comprehensive Language Portfolio).
Цели и формы работы с языковым портфелем (указанными видами) в практике
преподавания иностранного языка могут быть различными. По своей сути языковой
портфель является гибким учебным средством, которое может быть адаптировано
практически к любой учебной ситуации, различающейся по целям обучения, возрасту
обучаемых,
условиями обучения,
индивидуальными особенностями учащихся, а также используемым методам и средствам
обучения. Возможны также комбинации указанных видов языкового портфеля в различных
целях работы над изучаемым языком.
уровню овладения иностранным языком,
Эффективность языкового портфеля объясняется, прежде всего, аутентичным
характером оценки и самооценки по сравнению с другими формами контроля и оценки,
используемыми в языковой области. Это обеспечивается представленными в языковом
портфеле реальными учебными задачами и продуктами креативной учебной деятельности,
четкими осознаваемыми обучаемыми критериями оценки, обобщением эффективного
личного опыта изучения иностранного языка. Такая форма самооценки способствует
актуализации у обучаемых мотивации, связанной с отражением реальных результатов
учебной деятельности.
Отметим, что одним из важных преимуществ языкового портфеля, по сравнению, в
частности, со стандартизированными тестами, которые дают “разовую оценку”, является
возможность для обучаемого самостоятельно определить свою динамику уровня владения
языком, как бы “заглянуть в себя” и получить отражение своих способностей, умений,
прогресса в изучении языка.
Содержание и структура каждого вида языкового портфеля зависит от его основной
функции и цели. Например, в языковой портфель типа Administrative включаются, как
правило, образцы лучших самостоятельных работ обучаемого, выполненные в течение
определенного периода. С помощью такого портфеля обучаемый может показать свои
достижения в использовании изучаемого языка при приеме на работу, в другое учебное
заведение (в том числе и зарубежное) или в других целях. В этом случае языковой
портфель выполняет социальную функцию информирования о достижениях и опыте
обучаемого в области межкультурного общения. В качестве примеров языкового портфеля
данного типа можно привести Employability Portfolio – “Working Papers”, Performance
Reviews – “How am I doing?” Как показывают результаты апробации языкового портфеля, его особое педагогическое
значение как учебного средства состоит в том, что оно направлено на актуализацию
самостоятельной учебной деятельности по овладению иностранным языком. В данном
случае создаются оптимальные условия для формирования учебной компетенции
обучаемого в области изучения языка и развития его продуктивной учебной деятельности.
В силу этого формируются соответствующие учебные стратегии и умения, необходимые
для эффективной самостоятельной работы при изучении иностранного языка. В
определенной степени это можно соотнести с составлением своего личного
(индивидуального) учебного средства. Это учебное средство, в отличие от видов работы,
стимулирующих иноязычное речевое общение, создает ситуацию развития и обеспечивает
реальную вовлеченность и личную ответственность за ход учебного процесса: “Я могу это
делать” “Мне это удается” “Это моя цель”.
Опыт использования языкового портфеля в обучении иностранному языку в школах России
показывает, что в процессе работы обучаемый в известном смысле “открывает себя”,
точнее понимая реальные цели речевого общения.
Технология “языковой портфель” реализует инновационный подход к учебному процессу и
является важным фактором развития способностей самостоятельной работы. При
преподавании иностранного языка в школе, технологию “языковой портфель” можно
рассматривать как инновационную, общеучебную технологию, основанную на развитии
способности к самооценке. Подчеркнем, что технология “языковой портфель”, кроме того,
обеспечивает способность и готовность обучаемого к самостоятельному/автономному
изучению языка на протяжении всей жизни и создает условия для непрерывного
самостоятельного языкового образования.
Языковой портфель как одно из перспективных средств обучения иностранному языку в школе.
Языковой портфель как одно из перспективных средств обучения иностранному языку в школе.
Языковой портфель как одно из перспективных средств обучения иностранному языку в школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.