Антонимы – слова с противоположным значением. (Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок).
Многозначность – наличие у одного и того же слова несколько связанных между собой значений.
Синонимы – слова, близкие или тождественные по значению, различающиеся или оттенками лексического значения, или стилистической окраской.
Парцелляция – это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
Конспект урока по русскому языку на тему: «Языковые средства
выразительности»
ЦЕЛЬ УРОКА: 1) Обобщить полученные ранее сведения о
языковых средствах выразительности речи (фонетические,
словообразовательные, лексические, морфологические,
синтаксические и пунктуационные средства).
2)Совершенствовать навыки элементарного языкового анализа
художественных текстов.
ХОД УРОКА:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2.АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА.
В поверхности быстрого потока не различить отражений ни
близких, ни далеких: даже если не мутен он, даже если
свободен от пены — в постоянной струйчатой ряби, в
неугомонной смене воды отраженья неверны, неотчетливы,
непонятны.
1Лишь когда поток через реки и реки доходит до спокойного
широкого устья, или в заводи остановившейся, или в озерке,
где вода не продрогнет, — лишь там мы видим в зеркальной
глади и каждый листик прибрежного дерева, и каждое
перышко тонкого облака, и налитую голубую глубь неба.
Так и ты, так и я. Если до сих пор все никак не увидим, все никак
не отразим бессмертную чеканную истину, — не потому ли,
значит, что еще движемся кудато? Еще живем?..
В чем отличие данных текстов? Какой текст на ваш
взгляд более эмоционален и выразителен? С помощью чего это
достигается? (Выразительных средств, художественных
тропов). Найдите тропы во втором тексте. (Работа с терминами:
метафора, эпитет, сравнение, олицетворение).
Отметить характерные для этого текста средства языковой
выразительности .Назовите эпитеты Какие из них являются
метафорами? Таким образом, сегодня на уроке мы обратимся к
текстам художественной литературы и средствам
выразительности используемых в них.
3.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Задание № 1.
1)Запишите предложение приёмом поморфемного письма.
Проведите синтаксический разбор.
Клочками писем неотправленных белеют льдины на рек
е.
2(Р.
Артамонов)
(Повест., невоскл., простое, распр.)
2)Прочитайте выразительно. Опишите картину, которая
возникает в вашем воображении. Какой изобразительный прием
использует автор в этом фрагменте? (Метафора скрытое
сравнение).
Задание № 2.
1) Выразительно прочитайте строки из стихотворения
С.А.Есенина. Определите какие выразительные средства
использует поэт для создания образа и выразительности речи.
2) Выпишите художественные тропы
Отговорила роща золотая
Березовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
3Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
3) Выпишите из отрывка причастия и деепричастия, разберите
их по составу.
Итак, мы пронаблюдали, что как в отдельном предложении, так
и в лирическом и прозаических текстах художественной
литературы встречаются выразительные средства языка. Они
позволяют ярче представить образ, о котором идет речь в
тексте.
Задание №4
Прочитайте выразительно текст. Какой прием автор использует
для создания образа, выразительности речи? Напишите как вам
видится данный образ.(Звукопись)
Грянул гром нежданно, наобум,
4Яростный удар и гул протяжный.
А потом пронёсся легкий шум,
Торопливый, радостный и влажный.
(С. Маршак )
Задание 8 : Прочитайте выразительно текст. Какой прием автор
использует для создания образа, выразительности речи?
Напишите как вам видится данный образ.(Уменьшительно
ласкательные суффиксы)
НАСТЕНЬКА
Вот она проходит стёжкой,
Вот идёт на пальчиках,
На серебряных сережках
Солнечные зайчики !...
Вот она, она, она,
5Просто всем теперь видна :
В синем сарафанчике,
На боках карманчики,
В косах одуванчики,
В серых глазках огонек…
(До чего хорош денек!)
(А. Прокофьев)
4.ИТОГИ УРОКА.
Учитель: Какой вывод вы можете сделать. Достигли ли мы
поставленной цели на уроке?
Что интересного и полезного вы «унесете» с
сегодняшнего урока?
Какое настроение у вас осталось после урока?
65. ПОСТАНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
6. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
Приложения к уроку:
Изобразительновыразительные средства
Антонимы – слова с противоположным значением. (Как мало пройдено дорог, как много
сделано ошибок)
Языковые средства
Многозначность – наличие у одного и того же слова несколько связанных между собой
значений.
Синонимы – слова, близкие или тождественные по значению, различающиеся или
оттенками лексического значения, или стилистической окраской.
Парцелляция – это такое членение предложения, при котором содержание высказывания
реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационносмысловых речевых
единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
Экспрессивная лексика – слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение,
пренебрежение, фамильярность.
Вставные конструкции – слова, словосочетания и предложения, содержащие различного
рода добавочные замечания, попутные указания, уточнения, поправки, разъясняющие
предложение в целом или отдельное слово в нём, иногда резко выпадающие из
синтаксической структуры целого. Выделяются скобками или тире.
Присоединительные конструкции – это конструкции в форме членов простого
предложения, добавляемые к основному высказыванию путём присоединения. Такие
конструкции присоединяются словами «даже», «особенно», «в особенности», «например»,
«в частности».
Троп – слово или оборот речи, употреблённые в переносном значении. В основе тропа
лежит сопоставление двух понятий, которые близки в какомто отношении.
7Виды тропов
Тропы
Аллегория
Гипербола
Ирония
Литота
Метафора
Метонимия
(переименова
ние)
Олицетворен
ие
Перифраза
Развернутые
метафоры
Синекдоха
Сравнение
Эпитет
Характеристика
Примеры
Иносказательное изображение
отвлечённого понятия при помощи
конкретного, жизненного образа
Образное выражение, содержащее
непомерное преувеличение
Употребление слова или выражения в
обратном смысле с целью насмешки
Выражение, содержащее непомерное
преуменьшение какоголибо явления
Употребление слова или выражения в
переносном значении, основанном на
сходстве, сравнении, аналогии
Употребление названия одного
предмета вместо названия другого на
основании внешней или внутренней
связи между ними
Приписывание неодушевлённым
предметам признаков и свойств
живых существ
Замена названия предмета или
явления описанием их существенных
признаков или указанием на их
характерные черты
Несколько метафор, связанных
между собой по смыслу
Перенос значения с одного явления
на другое по признаку
количественного отношения между
ними
Сопоставление двух явлений, чтобы
пояснить одно из них при помощи
другого. Сравнения выражаются
творительным падежом, формой
сравнительной степени
прилагательного или наречия,
оборотами со сравнительными
союзами
Художественное, образное
определение
В баснях и сказках хитрость
показывается в образе лисы, жадность
– в обличии волка, коварство – в виде
змеи
Одни дома длиною до звёзд, другие –
длиною до Луны
Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
Ниже тоненькой былиночки надо
голову клонить
Зимы последние кусочки чуть
всхлипывают под ногой
Янтарь на трубках Цареграда, фарфор
и бронза на столе
Изрыдалась осенняя ночь ледяными
слезами
Солнце русской поэзии (вместо
«Пушкин»)
В саду горит костёр рябины красной,
но никого не может он согреть
Пуще всего береги копейку
Под голубыми небесами
великолепными коврами, блестя на
солнце, снег лежит
Вечером синим, вечером лунным был я
когдато весёлым и юным
8Стилистические фигуры
Характеристика
Примеры
Фигуры
Анафора
Антитеза
Бессоюзие
Градация
Повторение отдельных слов или
оборотов в начале отрывков, из
которых состоит высказывание
Это оборот, в котором для усиления
выразительности речи резко
противопоставляются
противоположные понятия
Намеренный пропуск соединительных
союзов между членами предложения
или между предложениями
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И ненавидим мы и любим мы случайно,
ничем не жертвуя ни злобе, ни любви
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала.
Тёмные, душные, скучные комнаты
Досадно было, боя ждали
Но между нами – океан, и весь твой
лондонский туман, и розы свадебного
пира, и доблестный британский лев, и
пятой заповеди гнев.
Усердный в бригаде – клад, ленивый –
тяжёлая обуза
Степь широкая, степь безлюдная,
отчего ты так смотришь пасмурно?
Ах ты, степь моя, привольная!
Нет, я хотел… быть может, вы… я
думал, что уж барону врем умереть.
Здесь – овраги, дальше – степи, ещё
дальше – пустыня.
Мне бы хотелось знать, отчего я
титулярный советник? Почему именно
титулярный советник?
Такое расположение слов, при
котором каждое последующее
содержит усиливающееся значение
Обратный порядок слов
Инверсия
Многосоюзие Намеренное использование
повторяющихся союзов для
логического и интонационного
подчёркивания соединяемых союзами
членов предложения
Параллелизм Одинаковое синтаксическое
Риторический
вопрос
Риторическое
обращение
Умолчание
Эллипсис
Эпифора
построение соседних предложений
или отрезков речи
Вопрос, не требующий ответа
Обращение к неодушевлённому
предмету
Сознательно выраженная не до конца
мысль
Конструкция со специально
пропущенным, но подразумеваемым
какимлибо членом предложения для
усиления динамичности
Повторение слов или выражений в
конце смежных отрывков или близко
расположенных друг к другу строк,
фраз
Функциональная характеристика
языковых средств выразительности
9Языковые
средства
Анафора
Антонимы
Бессоюзие
Вводные слова
Вопросительные
предложения
Восклицание
Вставная конструкция
Гипербола
Градация
Деепричастие и
деепричастные обороты
Диалектизмы
Игра слов
инверсия
Метафора
Метонимия
Многосоюзие
Назначение в тексте
Для усиления предшествующего слова
Как выразительное средство создания контраста
Для создания впечатления быстрой смены картин
Выражают отношение говорящего к высказыванию
Выражение эмоциональной оценки сообщаемого
Указание на экспрессивный характер высказывания
Указание на последовательность изложения
Указание на способ оформления мысли
Призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым
фактам
Служат собственно вопросом
Подчёркивают нужную мысль
Выражают предположение
Являются эмоциональным откликом на ситуацию
Выражение сильного чувства, волнения
Выражение отношения автора
Выражение эмоциональной прерывистости речи
Дополнительное пояснение, уточнение
Поправка, оговорка
Попутное замечание
Добавочное сведение
С целью преувеличения какоголибо явления
Произвести впечатление по нарастающей
Для выражения краткости, динамичности
В качестве средства выразительности
Для создания местного колорита
Для передачи особенностей речи жителей определённой
местности
Привлечь внимание, сделать акцент на чёмлибо
Для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков
Для создания образности и компактности в плане языковых
средств
Особая выразительность и эмоциональность речи
Предельно краткое выражение мысли
Источник образности
Для логического и интонационного подчёркивания соединяемых
союзами членов предложения
Для усиления выразительности речи
Для создания оттенка необычности, новизны
Неологизмы
Неполные предложения С целью экономии языковых средств
Обобщённоличные
предложения
Образные выражения
С целью образного выражения общих суждений, сентенций, часто
воплощаемых в пословицах и поговорках
С целью создать изложение живым, лёгким для восприятия
10 Для обозначения большого числа предметов, явлений
Для усиления признака, степени качества или действия
Для указания на длительность действия
Повтор стилистический Для подчёркивания какихлибо деталей
Однородные члены
Олицетворение
Парцелляция
Побудительное
предложение
Повтор лексический
Присоединительные
конструкции
Профессионализм
Прямая речь
Разговорная лексика
Риторический вопрос
Риторическое
обращение
Ряды синонимов
Синекдоха
Сложные
синтаксические
конструкции
Сравнение
Стилистически
окрашенные слова
Термины
Фразеологизмы
Цитирование
Эллипсис
Эпитеты
Зарисовка общей картины как единого целого
Показ динамики действия
Создание гаммы красок, звуков
Создание ряда эпитетов
Создание ритмического рисунка
Создание выразительной смысловой соотнесённости и
своеобразной симметрии
Для создания образности, выразительности
Как средство изобразительности, позволяющее усилить смысловые и
экспрессивные оттенки значений
Для выражения волеизъявления говорящего
Для создания экспрессивной окраски
Для дополнительных замечаний или разъяснений, создающих
экспрессивность
Придают характер разговорности, непринуждённости
В качестве показателя образованности в определённой сфере
Дословная передача чужого высказывания
Средство характеристики говорящего
Средство создания художественного образа
Для создания атмосферы непринуждённости, непосредственности
Для привлечения внимания читателя
Чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его
характеристику, усилить выразительность речи
С целью указания смысловых оттенков
Для характеристики экспрессии или эмоций
Сделать речь точной, яркой, художественной
Чтобы избежать повторений
Как отражение высокого художественного мастерства
Как характеристика авторского стиля
Для создания художественной выразительности
Для выражения отношения к предметам, поступкам
Для выражения различных чувств
В качестве комического средства при неуместности
Несут в себе информацию значительно большую, чем другие слова
Для придания высказыванию выразительности
Для создания образности
В целях дословной передачи чужих слов
В качестве достоверности
Для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи,
художественной выразительности
С целью художественной выразительности
1112