Урок географии в 8 классе №1
Тема: Зачем нам география России и как мы будем ее изучать
Задачи: познакомить учащихся с особенностями курса географии России и его структурой, объектами изучения, методами географических исследований; показать роль географических знаний в решении социально-экономических и экологических проблем страны; познакомить учащихся с различными источниками географических знаний.
Ход урока
Оргмомент. Знакомство.
I. Вводная беседа.
Первому уроку отводится особая роль, ведь именно на нём предоставляется возможность заинтересовать школьников, показать важность курса географии России. Перед учителями стоит трудная задача - показать великое прошлое и великое будущее России, научить гордиться своей Родиной. Поэтому урок можно начать с поэтических образов. Они оказывают благотворное влияние на душу и чувства учащихся, заново открывают им красоту, неповторимость родной природы. Знакомство с ними позволяет рассматривать обучение в эмоциональном и интеллектуальном единстве.
Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы...
Раскинулась моя страна От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час Встаёт, встречая солнце.
(Н. Забила.)
Сегодня мы начинаем новый курс - курс географии России, географии нашей Родины. Родина! Особенно звучит это слово, полное глубокого смысла. Обширна и многообразна наша страна. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие пространства её. Обширны леса. Высоки горы, в снеговых вершинах которых отражается свет яркого солнца. Широки знойные степи. Глухая сибирская тайга раскинулась океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные по стране. На многих языках говорят люди, населяющие нашу Родину. Россия - это и тропинка с бродом через ручей, и одна шестая суши на мировой карте. Это и столица наша - Москва, и небольшое село. Это наша история. Россия - это ты и я с нашими радостями и заботами, проблемами и любовью. Понятие «родина» для каждого человека своё.
Итак, что такое Россия?
Высказывания учащихся.
Далее учитель приводит отрывок из воспоминаний Астольфа де Кюстина, который посетил Россию в 1839 году по приглашению Николая I, отмечая при этом, что иностранцы природы России не могут понимать.
«Что за страна? Бесконечная, плоская, как ладонь, равнина, без красок, без очертаний, вечные болота, изредка перемежающиеся ржаными полями... на горизонте - низкорослые жалкие рощи...
По этой стране без пейзажей текут реки огромные, но лишенные намёка на колорит. Они катят свои свинцовые воды в песчаных берегах, поросших мшистым перелеском. От рек веет тоской, как от неба, которое отражается в их тусклой глади. Зима и смерть, чудится вам, бессменно парят над этой страной. Северное солнце и климат придают могильный оттенок всему окружающему. Спустя несколько недель ужас закрадывается в сердце путешественника. Уж не похоронен ли он заживо, мерещится ему, и он хочет разорвать окутавший его саван, бежать без оглядки из этого сплошного кладбища, которому не видно ни конца, ни края».
Целесообразным будет сравнение со словами нашего соотечественника А. И. Ильина, отражающими диаметрально противоположное восприятие природы России.
«Россия одарила нас бескрайними просторами, ширью уходящих равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в лёгкий, далёкий путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и лёгкость, каких нет у других народов».
II. Получение новых знаний.
1. С целью формирования у школьников знаний о главном предмете изучения физической географии учитель поясняет, что отдельные компоненты природы изучают самостоятельные географические науки, например: горные породы, строение и развитие земной коры изучает геология; рельеф Земли - геоморфология; типы климатов земного шара - климатология и т. д. Современная физическая география не только несет знания, добытые этими науками о компонентах природы, но она имеет и свой предмет изучения - географическую оболочку и её составные части - природнотерриториальные комплексы. Физикогеографы занимаются комплексным изучением природной среды, ведут учёт и дают хозяйственную оценку природным богатствам с целью их полного и разумного использования. Учёные стремятся ко всё более глубокому и точному познанию природных связей между компонентами природных комплексов, их взаимодействия и влияния друг на друга.
Объяснение роли географии в решении экономических, социальных и экологических проблем страны происходит в процессе диалога учителя с классом.
«Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие, рассудить может...» - писал М. В. Ломоносов.
Необходимо познакомить с основными проблемами и задачами, решения которых прочно опираются на географическую базу (обострение проблем ресурсообеспеченности, охрана и преобразование природы; борьба со стихийными природными явлениями, их прогноз; развитие индустрии отдыха и туризма; медицинская география).
2. Затем учитель кратко характеризует методы географических исследований. Учащиеся фиксируют основные положения в тетради.
Традиционные методы:
• статистический,
• картографический,
• исторический
Новые методы:
• космический - изучение поверхности Земли по космическим снимкам,
• диахронический - изучение истории географического объекта с момента его образования до настоящего времени,
• метод моделирования - искусственное создание объектов с целью их изучения в различных условиях,
• исследовательский эксперимент - создание искусственных условий и их изучение,
• географический прогноз - предвидение будущего состояния геосистем.
3. Знакомство учащихся со структурой курса физической географии России. Учитель говорит также о главных требованиях к знаниям и умениям учащихся.
4. ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОЮ РОДИНУ?
Вопросы викторины
1. На территории этого региона России расположен один из самых знаменитых курортов страны с самой мягкой и теплой зимой - местом проведения 0лимпиады-2014. (Северный Кавказ, Сочи.)
2. Самая длинная и многоводная река Европы. (Волга.)
3. Горы этой республики - самые удаленные от океанов. Столица республики является географическим центром Азии. ( Алтай)
4. Клокочущие фонтаны пара и горячей воды в чем-то сходны с извержением вулканов. Только в одном районе нашей страны есть долина с такими источниками. (Долина Гейзеров на Камчатке.)
5. Назовите полюс холода не только нашей страны, но и всего северного полушария, (г. Оймякон в Якутии, -77 °С.)
6. Назовите самый восточный субъект Российской Федерации. (Чукотский автономный округ.)
7. Эта река - главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых. (Река Лена.)
8. В этих горах на границе нашей страны в одной точке сошлись четыре крупнейших государства: Россия, Казахстан, Китай, Монголия. (Горы Алтай.)
9. Одна из крупнейших равнин земного шара. Расположена между Уралом и Среднесибирским плоскогорьем. Озер и болот - огромное количество. Более 80 % территории переувлажнено. (Западно-Сибирская низменность.)
10. Горная страна состоит из нескольких параллельных друг другу хребтов, протянувшихся в меридиональном направлении. Эти полуразрушенные, средней высоты горы таят в себе несметные богатства: железные руды с примесью титана, никеля, хрома, медные руды с примесью серебра, цинка, золота, множество камней-самоцветов. (Уральские горы.)
11. Крупнейшая река Дальнего Востока образована слиянием двух других крупных рек. На большом протяжении эта река является речной границей. (Река Амур образована слиянием Шил- ки и Аргуни. Речная граница с Китаем.)
12. Озеро чудес, самое древнее из всех, самое глубокое. По запасам пресной воды не имеет себе равных: в его котловине можно было бы поместить все Балтийское море или 92 Азовских. (Озеро Байкал.)
«Географические загадки»
1. К торжественному крику прибавь согласный звук,
Чтоб протянулись горы с севера на юг.
(Урал)
2. Я – сибирская река, широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени - стану спутником Земли.
(Лена – Луна)
3. Первый слог мой – нота, буква – слог второй,
целое широко разлилось рекой.
(Дон)
4. Моря есть – плавать нельзя, дороги есть –
ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя.
(Географическая карта)
5. По реке плывет бревно, ох, и злющее оно.
(Крокодил)
6. Не снег, не лед, а серебром деревья уберет.
(Иней)
7. Дышит, растет, а ходить не может.
(Растение)
8. Надели коняшки морские тельняшки
(Зебры)
9. Такой большой, что занимает весь мир.
Такой маленький, что в любую щель пролезет.
(Воздух)
ГЕОГРАФИЯ НА ВСЕ СТО!
Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.
_ _ СТО _ - сторона света.
(Восток.)
_ СТО _ - начало реки.
(Исток.)
СТО _ _ _ _ - главный город страны.
(Столица.)
_ СТО _ _ _ - государство в Прибалтике.
(Эстония.)
_ _ СТО _ - город "Золотого кольца" России.
(Ростов.)
_ _ _ _ СТО _ _ _ _ - героический город в Крыму.
(Севастополь.)
_ _ _ _ _ _ _ СТО _ - город РФ, порт на Тихом океане.
(Владивосток.)
_ _ _ _ СТО _ - столица Ямайки, порт на Карибском море.
(Кингстон.)
_ _ СТО _ - город США, порт на Атлантическом океане.
(Бостон.)
СТО _ _ _ _ _ _ - столица Швеции, порт на Балтийском море.
(Стокгольм.)
_ _ _ СТО _ _ _ - имя мореплавателя, открывшего Америку.
(Христофор Колумб.)
_ _ _ _ _ _ СТО _ - фамилия исследователя, открывшего водопад Виктория, одноимённый город в Замбии.
(Ливингстон.)
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: напишите несколько слов и словосочетаний, которые, на ваш взгляд, характеризуют сегодняшнюю Россию.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.