ЗАЧЕТ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Особое место в организации образовательной системы принадлежит контролю и оценке знаний, умений и навыков учащихся. Наиболее распространенными формами проверки уровня подготовленности школьников по русскому языку являются диктанты, комплексные контрольные работы, сочинения и изложения, устный опрос и т.д.
В настоящее время учителя русского языка все чаще обращаются к такой форме проверки, как зачетные уроки, зачеты. Конечно, контролирующую функцию зачета нельзя считать главной. Основное его назначение – систематизировать и обобщать материал по теме или разделу, уточнить знания по основным вопросам, закрепить умения и навыки по основным разделам программы.
Кроме того, зачеты способствуют повышению ответственности школьников за качество учебы по русскому языку, соблюдение учебной и трудовой дисциплины, помогают воспитывать чувство коллективизма.
Какова же методика проведения зачетных уроков по русскому языку?
Формирование уровня грамотности учащихся, реализация возможностей русского языка как средства общения - это задачи учителя-словесника.
Зачет в системе уроков по русскому языку занимает важное место. Это связано с тем, что программный материал обширный, много новых терминов, определений, требующих понимания и практического применения; временные рамки урока ограничены. Форма зачета позволяет систематизировать, обобщить пройденное, проверить глубину знаний каждого школьника, выявить пробелы в усвоении изученного.
Как показывает опыт, использовать зачетную форму удобно для итоговых проверок по курсу русского языка, по отдельным темам, или ряду тем.
Заботясь об устранении перегрузки учащихся, учителю важно заранее предусмотреть в календарно-тематическом плане на год уроки-зачеты, чтобы они проходили в системе. В каждом классе должно быть не более 4-х зачетов в год. Например:
Подготовка учащихся к зачету начинается на первом вводном уроке по той теме, по которой планируется зачет. Учитель должен сообщить тему и дату проведения зачета, знакомит с требованиями, вопросами и заданиями, которые могут быть индивидуальными для некоторых учеников. У меня в кабинете оформлен стенд, где помещены памятки, вопросы, образцы ответов и другая информация по проведению зачета.
Таким образом, практическая и психологическая подготовка к зачету идет на каждом уроке, что положительно сказывается на уровне усвоения темы, обеспечивает спокойную обстановку на зачетном занятии.
На зачетном уроке все виды работы должны быть привычными для учащихся. В ходе опроса следует проверять сформированность основных понятий, умений и навыков по теме.
Оценивается каждый ответ учащихся отдельно как письменный, так и устный.
Рассмотрим более подробно основные этапы подготовки и проведения открытого тематического зачета. Проводится он как завершающая проверка в конце изучаемой темы. Приступая к её изложению, учитель сообщает о предстоящем зачете, его содержании, особенностях, сроках сдачи.
Мною было разработано 8 уроков-зачетов для 5-7-х классов, в основном по темам раздела «Морфология»: «Имя существительное» (5 класс), «Имя прилагательное», «Имя числительное», «Местоимение», «Глагол» (6 класс), «Причастие», «Деепричастие. Наречие. Слово категории состояния» (7 класс).
Применение зачетной системы контроля знаний и умений учащихся приведу на примере тем «Причастие как часть речи» и «Деепричастие. Наречие. Слова категории состояния».
Зачет по теме «Причастие как часть речи»
Подготовительная работа.
Вопросы к зачёту
по теме «Причастие как часть речи»
Схема морфологического разбора причастия
Проведение зачета.
БИЛЕТ №1.
После чаю мы отправились на конный двор находившийся3 на заднем конце господского двора…4 |
БИЛЕТ №2.
Слуга поскакавший3 за Дубровским воротился.4 |
БИЛЕТ №3.
Продолжавшийся3 около трёх часов обед кончился.4 |
БИЛЕТ №4.
На фоне меркнущего3 неба показались два силуэта…4 |
БИЛЕТ №5.
Матушка отыскала мой паспорт хранившийся3 в её шкатулке…4 |
БИЛЕТ №6.
Бурая зацветающая3 рожь тихо шелестела колосьями. 4 |
БИЛЕТ №7.
Спавший3 в углу долговязый парень лет семнадцати проснулся.4 |
БИЛЕТ №8.
Незабудки росшие3 у ручья уже зацвели.4 |
БИЛЕТ №9.
Показавшееся3 из-за туч солнце ярко осветило лес.4 |
БИЛЕТ №10.
Молчаливо стоят одетые3 листвой берёзы и клёны.4 |
Зачет по теме «Деепричастие. Наречие. Слова категории состояния»
Подготовительная работа.
Вопросы к зачёту
по теме «Деепричастие. Наречие. Слова категории состояния»
Билет 1 |
|
Как славно и легко да душе, хочется побежать, высоко подпрыгивая от восторга. |
Билет 2 |
|
Ольге всегда было тревожно перед экзаменами, и сейчас, сидя перед комиссией, она была сильно взволнована. |
Билет 3 |
|
Ольге всегда было тревожно перед экзаменами, и сейчас, сидя перед комиссией, она была сильно взволнована. |
Билет 4 |
|
Глядя в окно, я был сильно поражен: сегодня очень светло. |
Билет 5 |
|
К вечеру в комнате становилось все холоднее; кутаясь в теплую шаль, Наталья Сергеевна смотрела вдаль. |
Билет 6 |
|
Погрузившись в ледяную воду, Иван быстро достал мальчика, которого уже знобило. |
Билет 7 |
|
Ольге всегда было тревожно перед экзаменами, и сейчас, сидя перед комиссией, она была сильно взволнована. |
Билет 8 |
|
Глядя в окно, я был сильно поражен: сегодня очень светло. |
Билет 9 |
|
К вечеру в комнате становилось все холоднее; кутаясь в теплую шаль, Наталья Сергеевна смотрела вдаль. |
Билет 10 |
|
Погрузившись в ледяную воду, Иван быстро достал мальчика, которого уже знобило. |
Уроки-зачеты можно отнести к одному из перспективных направлений совершенствования контрольно-оценочного звена обучения русскому языку.
Проведение зачетов исключает образование пробелов в знании учеников и обеспечивает относительную объективную оценку их знаний, формирует у них четкое представление о взаимообусловленности изучаемых явлений.
Благодаря введению уроков-зачетов можно добиться существенного уменьшения различного рода опросов, вынуждающих учащихся, особенно «малочисленных» классов, находится в состоянии постоянной готовности к ответу на протяжении всего урока.
Опыт использования зачетной системы показал, что систематизация работы по формированию опорных, базовых знаний, пусть не сразу, но обязательно приводит к приросту знаний учащихся. Зачетная система позволяет обеспечить достаточно полную проверку каждого ученика на обязательном уровне и предоставляет ему возможность показать себя на повышенном уровне.
Библиографический список
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.