ЗАЧЕТ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (Материалы к зачетам по темам "Причастие", "Деепричастие")
Оценка 5

ЗАЧЕТ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (Материалы к зачетам по темам "Причастие", "Деепричастие")

Оценка 5
Контроль знаний
docx
русский язык
7 кл
07.01.2017
ЗАЧЕТ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (Материалы к зачетам по темам "Причастие", "Деепричастие")
Уроки-зачеты можно отнести к одному из перспективных направлений совершенствования контрольно-оценочного звена обучения русскому языку. Проведение зачетов исключает образование пробелов в знании учеников и обеспечивает относительную объективную оценку их знаний, формирует у них четкое представление о взаимообусловленности изучаемых явлений. Благодаря введению уроков-зачетов можно добиться существенного уменьшения различного рода опросов, вынуждающих учащихся, особенно «малочисленных» классов, находится в состоянии постоянной готовности к ответу на протяжении всего урока.
Зачет как форма контроля знаний учащихся на уроках русского языка.docx

ЗАЧЕТ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Особое место в организации образовательной системы принадлежит контролю и оценке знаний, умений и навыков учащихся. Наиболее распространенными формами проверки уровня подготовленности школьников по русскому языку являются диктанты, комплексные контрольные работы, сочинения и изложения, устный опрос и т.д.

В настоящее время учителя русского языка все чаще обращаются к такой форме проверки, как зачетные уроки, зачеты. Конечно, контролирующую функцию зачета нельзя считать главной. Основное его назначение – систематизировать и обобщать материал по теме или разделу, уточнить знания по основным вопросам, закрепить умения и навыки по основным разделам программы.

Кроме того, зачеты способствуют повышению ответственности школьников за качество учебы по русскому языку, соблюдение учебной и трудовой дисциплины, помогают воспитывать чувство коллективизма.

Какова же методика проведения зачетных уроков по русскому языку?

Формирование уровня грамотности учащихся, реализация возможностей русского языка как средства общения - это задачи учителя-словесника.

Зачет в системе уроков по русскому языку занимает важное место. Это связано с тем, что программный материал обширный, много новых терминов, определений, требующих понимания и практического применения; временные рамки урока ограничены. Форма зачета позволяет систематизировать, обобщить пройденное, проверить глубину знаний каждого школьника, выявить пробелы в усвоении изученного.

Как показывает опыт, использовать зачетную форму удобно для итоговых проверок по курсу русского языка, по отдельным темам, или ряду тем.

Заботясь об устранении перегрузки учащихся, учителю важно заранее предусмотреть в календарно-тематическом плане на год уроки-зачеты, чтобы они проходили в системе. В каждом классе должно быть не более 4-х зачетов в год. Например:

  • в 5 классе по темам: «Синтаксис и пунктуация», «Глагол», «Развитие связной речи».
  • в 6 классе - «Лексика », «Словообразование »,«Глагол»,«Развитие связной речи учащихся».
  • в 7 классе - «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Служебные части речи».

 

Подготовка учащихся к зачету начинается на первом вводном уроке по той теме, по которой планируется зачет. Учитель должен сообщить тему и дату проведения зачета, знакомит с требованиями, вопросами и заданиями, которые могут быть индивидуальными для некоторых учеников. У меня в кабинете оформлен стенд, где помещены памятки, вопросы, образцы ответов и другая информация по проведению зачета.

Таким образом, практическая и психологическая подготовка к зачету идет на каждом уроке, что положительно сказывается на уровне усвоения темы, обеспечивает спокойную обстановку на зачетном занятии.

На зачетном уроке все виды работы должны быть привычными для учащихся. В ходе опроса следует проверять сформированность основных понятий, умений и навыков по теме.

Оценивается каждый ответ учащихся отдельно как письменный, так и устный.

Рассмотрим более подробно основные этапы подготовки и проведения открытого тематического зачета. Проводится он как завершающая проверка в конце изучаемой темы. Приступая к её изложению, учитель сообщает о предстоящем зачете, его содержании, особенностях, сроках сдачи.

Мною было разработано 8 уроков-зачетов для 5-7-х классов, в основном по темам раздела «Морфология»: «Имя существительное» (5 класс), «Имя прилагательное», «Имя числительное», «Местоимение», «Глагол» (6 класс), «Причастие», «Деепричастие. Наречие. Слово категории состояния» (7 класс).

Применение зачетной системы контроля знаний и умений учащихся приведу на примере тем «Причастие как часть речи» и «Деепричастие. Наречие. Слова категории состояния».

 

Зачет по теме «Причастие как часть речи»

Подготовительная работа.

Вопросы к зачёту

по теме «Причастие как часть речи»

 

  1. Дайте определение причастия. Как изменяются причастия? Каким членом предложения являются причастия?
  2. Какие причастия называют действительными?
  3. Какие причастия называют страдательными? Что имеют общего и чем различаются краткие и полные страдательные причастия?
  4. Как образуются действительные причастия настоящего времени?
  5. Как образуются действительные причастия прошедшего времени?
  6. Как образуются страдательные причастия настоящего времени?
  7. Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?
  8. В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами -Н- пишется -А (-Я), в каких – Е?
  9. Сколько букв -Н- пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий?
  10. Когда пишется одна и две буквы Н в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов?
  11. Правописание НЕ с причастиями.
  12. Что такое причастный оборот? Знаки препинания при причастном обороте.

 

Схема морфологического разбора причастия

 

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Н.ф. (причастие имеет две начальные формы: неопределенная форма глагола и причастие в форме единственного числа мужского рода)
  1. Пост. призн. (глаг.): вид; действительное или страдательное; время.
  2. Непост.призн. (прилаг.): полное или краткое (у страдательных); падеж; число; род.
  1. Синтаксическая роль

 

 

 

Проведение зачета.

БИЛЕТ №1.

  1. Дайте определение причастия. Как изменяются причастия? Каким членом предложения являются причастия?
  2. Как образуются действительные причастия настоящего времени?
  3. В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами -Н- пишется -А (-Я), в каких – Е?
  4. Расставь, если нужно, знаки препинания, сделай разборы:

После чаю мы отправились на конный двор находившийся3 на заднем конце господского двора…4

БИЛЕТ №2.

  1. Какие причастия называют действительными?
  2. Как образуются действительные причастия прошедшего времени?
  3. Сколько букв -Н- пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий?
  4. Расставь, если нужно, знаки препинания, сделай разборы:

Слуга поскакавший3 за Дубровским воротился.4

БИЛЕТ №3.

  1. Какие причастия называют страдательными? Что имеют общего и чем различаются краткие и полные страдательные причастия?
  2. Как образуются страдательные причастия настоящего времени?
  3. Когда пишется одна и две буквы Н в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов?
  4. Расставь, если нужно, знаки препинания, сделай разборы:

Продолжавшийся3 около трёх часов обед кончился.4

БИЛЕТ №4.

  1. Что такое причастный оборот? Знаки препинания при причастном обороте.
  2. Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?
  3. Правописание НЕ с причастиями.
  4. Расставь, если нужно, знаки препинания, сделай разборы:

На фоне меркнущего3 неба показались два силуэта…4

БИЛЕТ №5.

  1. Дайте определение причастия. Как изменяются причастия? Каким членом предложения являются причастия?
  2. Как образуются действительные причастия прошедшего времени?
  3. Сколько букв -Н- пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий?
  4. Расставь, если нужно, знаки препинания, сделай разборы:

Матушка отыскала мой паспорт хранившийся3 в её шкатулке…4

БИЛЕТ №6.

  1. Какие причастия называют действительными?
  2. Как образуются страдательные причастия настоящего времени?
  3. Когда пишется одна и две буквы Н в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов?
  4. Расставь, если нужно, знаки препинания, сделай разборы:

Бурая зацветающая3 рожь тихо шелестела колосьями. 4

БИЛЕТ №7.

  1. Какие причастия называют страдательными? Что имеют общего и чем различаются краткие и полные страдательные причастия?
  2. Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?
  3. Правописание НЕ с причастиями.
  4. Расставь, если нужно, знаки препинания, сделай разборы:

Спавший3 в углу долговязый парень лет семнадцати проснулся.4

БИЛЕТ №8.

  1. Как образуются действительные причастия настоящего времени?
  2. В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами -Н- пишется -А (-Я), в каких – Е?
  3. Что такое причастный оборот? Знаки препинания при причастном обороте.
  4. Расставь, если нужно, знаки препинания, сделай разборы:

Незабудки росшие3 у ручья уже зацвели.4

БИЛЕТ №9.

  1. Дайте определение причастия. Как изменяются причастия? Каким членом предложения являются причастия?
  2. Как образуются страдательные причастия настоящего времени?
  3. Правописание НЕ с причастиями.
  4. Расставь, если нужно, знаки препинания, сделай разборы:

Показавшееся3 из-за туч солнце ярко осветило лес.4

БИЛЕТ №10.

  1. Какие причастия называют действительными?
  2. Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?
  3. Сколько букв -Н- пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий?
  4. Расставь, если нужно, знаки препинания, сделай разборы:

Молчаливо стоят одетые3 листвой берёзы и клёны.4

 

Зачет по теме «Деепричастие. Наречие. Слова категории состояния»

Подготовительная работа.

Вопросы к зачёту

по теме «Деепричастие. Наречие. Слова категории состояния»

 

  1. Дайте определение деепричастия
  2. Как пишется НЕ с деепричастием?
  3. Что такое деепричастный оборот? Какими членами предложения могут быть деепричастия/деепричастные обороты? Как и когда выделяются на письме?
  4. Что такое наречие?
  5. Приведите примеры обстоятельственных и определительных наречий. Как отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного в сравнительной степени?
  6. Как отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного в сравнительной степени? С помощью каких способов образуются наречия?
  7. В каких наречиях пишется одна Н, а в каких – две?
  8. В каких случаях на конце наречий употребляется суффикс -О, а в каких -А?
  9. Как пишется НЕ с наречиями на -О – -Е?
  10. Как пишутся наречия с дефисом?
  11. На конце каких наречий после шипящих на конце пишется Ь?
  12. К каким наречиям присоединяется приставка НЕ-, а к каким НИ-?
  13. Что называется СКС?
  14. Чем отличаются СКС от наречий. Приведите примеры.

 

 

 

 

Билет 1

  1. Дайте определение деепричастия
  2. Приведите примеры обстоятельственных и определительных наречий. Как отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного в сравнительной степени?
  3. К каким наречиям присоединяется приставка НЕ-, а к каким НИ-?
  4. Что называется СКС?
  1. Сделать синтаксический разбор предложения, выполнить морфологический разбор выделенных слов:

Как славно и легко да душе, хочется побежать, высоко подпрыгивая от восторга.

Билет 2

  1. Как пишется НЕ с деепричастием?
  2. Как отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного в сравнительной степени? С помощью каких способов образуются наречия?
  3. На конце каких наречий после шипящих на конце пишется Ь?
  4. Чем отличаются СКС от наречий. Приведите примеры.
  1. Сделать синтаксический разбор предложения, выполнить морфологический разбор выделенных слов:

Ольге всегда было тревожно перед экзаменами, и сейчас, сидя перед комиссией, она была сильно взволнована.

Билет 3

  1. Что такое деепричастный оборот? Какими членами предложения могут быть деепричастия/деепричастные обороты? Как и когда выделяются на письме?
  2. В каких наречиях пишется одна Н, а в каких – две?
  3. Как пишутся наречия с дефисом?
  4. Что называется СКС?
  1. Сделать синтаксический разбор предложения, выполнить морфологический разбор выделенных слов:

Ольге всегда было тревожно перед экзаменами, и сейчас, сидя перед комиссией, она была сильно взволнована.

Билет 4

  1. Что такое наречие?
  2. В каких случаях на конце наречий употребляется суффикс -О, а в каких -А?
  3. Как пишется НЕ с наречиями на -О – -Е?
  4. Чем отличаются СКС от наречий. Приведите примеры.
  1. Сделать синтаксический разбор предложения, выполнить морфологический разбор выделенных слов:

Глядя в окно, я был сильно поражен: сегодня очень светло.

Билет 5

  1. Дайте определение деепричастия
  2. Как отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного в сравнительной степени? С помощью каких способов образуются наречия?
  3. Как пишутся наречия с дефисом?
  4. Что называется СКС?
  1. Сделать синтаксический разбор предложения, выполнить морфологический разбор выделенных слов:

К вечеру в комнате становилось все холоднее; кутаясь в теплую шаль, Наталья Сергеевна смотрела вдаль.

Билет 6

  1. Как пишется НЕ с деепричастием?
  2. Приведите примеры обстоятельственных и определительных наречий. Как отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного в сравнительной степени?
  3. К каким наречиям присоединяется приставка НЕ-, а к каким НИ-?
  4. Чем отличаются СКС от наречий. Приведите примеры.
  1. Сделать синтаксический разбор предложения, выполнить морфологический разбор выделенных слов:

Погрузившись в ледяную воду, Иван быстро достал мальчика, которого уже знобило.

Билет 7

  1. Что такое деепричастный оборот? Какими членами предложения могут быть деепричастия/деепричастные обороты? Как и когда выделяются на письме?
  2. В каких случаях на конце наречий употребляется суффикс -О, а в каких -А?
  3. На конце каких наречий после шипящих на конце пишется Ь?
  4. Что называется СКС?
  1. Сделать синтаксический разбор предложения, выполнить морфологический разбор выделенных слов:

Ольге всегда было тревожно перед экзаменами, и сейчас, сидя перед комиссией, она была сильно взволнована.

Билет 8

  1. Что такое наречие?
  2. В каких наречиях пишется одна Н, а в каких – две?
  3. Как пишется НЕ с наречиями на -О – -Е?
  4. Чем отличаются СКС от наречий. Приведите примеры.
  1. Сделать синтаксический разбор предложения, выполнить морфологический разбор выделенных слов:

Глядя в окно, я был сильно поражен: сегодня очень светло.

Билет 9

  1. Дайте определение деепричастия
  2. В каких наречиях пишется одна Н, а в каких – две?
  3. На конце каких наречий после шипящих на конце пишется Ь?
  4. Что называется СКС?
  1. Сделать синтаксический разбор предложения, выполнить морфологический разбор выделенных слов:

К вечеру в комнате становилось все холоднее; кутаясь в теплую шаль, Наталья Сергеевна смотрела вдаль.

Билет 10

  1. Как пишется НЕ с деепричастием?
  2. В каких случаях на конце наречий употребляется суффикс -О, а в каких -А?
  3. Как пишутся наречия с дефисом?
  4. Чем отличаются СКС от наречий. Приведите примеры.
  1. Сделать синтаксический разбор предложения, выполнить морфологический разбор выделенных слов:

Погрузившись в ледяную воду, Иван быстро достал мальчика, которого уже знобило.

 

 

 

 

 

 

 

Уроки-зачеты можно отнести к одному из перспективных направлений совершенствования контрольно-оценочного звена обучения русскому языку.

Проведение зачетов исключает образование пробелов в знании учеников и обеспечивает относительную объективную оценку их знаний, формирует у них четкое представление о взаимообусловленности изучаемых явлений.

Благодаря введению уроков-зачетов можно добиться существенного уменьшения различного рода опросов, вынуждающих учащихся, особенно «малочисленных» классов, находится в состоянии постоянной готовности к ответу на протяжении всего урока.

Опыт использования зачетной системы  показал, что систематизация работы по формированию опорных, базовых знаний,  пусть не сразу, но обязательно приводит к приросту знаний учащихся. Зачетная система позволяет обеспечить  достаточно полную проверку  каждого ученика на обязательном уровне и предоставляет ему возможность показать себя на повышенном уровне.

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Ладыженская Т.А. Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. – М.: Просвещение, 1992
  2. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2002.
  3. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ [Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Л. А. Тростенцова и др.]. – 34 изд. – М.: Просвещение, 2007.
  4. Розенталь Д.Э. «Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы». – М.: Просвещение, 1990.

 

ЗАЧЕТ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

ЗАЧЕТ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Подготовка учащихся к зачету начинается на первом вводном уроке по той теме, по которой планируется зачет

Подготовка учащихся к зачету начинается на первом вводном уроке по той теме, по которой планируется зачет

Какие причастия называют страдательными?

Какие причастия называют страдательными?

Сколько букв -Н- пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий?

Сколько букв -Н- пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий?

БИЛЕТ №8. Как образуются действительные причастия настоящего времени?

БИЛЕТ №8. Как образуются действительные причастия настоящего времени?

На конце каких наречий после шипящих на конце пишется

На конце каких наречий после шипящих на конце пишется

Как пишется НЕ с наречиями на -О – -Е?

Как пишется НЕ с наречиями на -О – -Е?

Сделать синтаксический разбор предложения, выполнить морфологический разбор выделенных слов:

Сделать синтаксический разбор предложения, выполнить морфологический разбор выделенных слов:

Опыт использования зачетной системы показал, что систематизация работы по формированию опорных, базовых знаний, пусть не сразу, но обязательно приводит к приросту знаний учащихся

Опыт использования зачетной системы показал, что систематизация работы по формированию опорных, базовых знаний, пусть не сразу, но обязательно приводит к приросту знаний учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017