Реализация национально-регионального компонента на уроках математики и во внеурочной деятельности.
На уроках и внеурочной работе по математике реализация национально-регионального компонента является достаточно сложной проблемой, так как задачи по данному направлению в сборниках отсутствуют, и рамки предмета «Математика» не позволяют в полной мере раскрыть особенности национальной культуры региона проживания. Познакомить обучающихся с декоративно-прикладным искусством Чувашии, с особенностями чувашской национальной одежды, с символикой национального орнамента, памятниками архитектуры желательно во внеклассной работе по математике (например, при проведении различных математических конкурсов, соревнований, олимпиад, математических боёв, турниров, составлении кроссвордов, …). Некоторые задачи с чувашской историко-географической направленностью, которые можно предложить обучающимся, приводятся ниже.
1. Общая численность чувашей в Российской Федерации составляет 1,5 млн. чел., из которых 0,8 млн. чел. проживает в Чувашской Республике. Вычислить процент чувашей, проживающих на территории Чувашской Республики.
2. Река Большой Цивиль, имеет протяжённость на территории Чувашии 172 км. Какой будет длина этой реки на карте Республики масштабом 1:100000?
3. Пловец плывёт против течения реки Сура и встречает плывущую по течению реки пустую лодку. Продолжая плыть против течения ещё t минут после момента встречи, он затем поворачивает назад и догоняет лодку в s метрах от места встречи. Найдите скорость течения реки.
4. Озеро Большое Лебединое, расположенное на территории Чувашской Республики, занимает площадь 30 га, что составляет ¾ площади озера Чёрное. Вычислить площадь озера Чёрное.
5. Площадь озера Большое Лебединое составляет 30 га, а озеро Белое в 0,6 раза больше. Найти общую площадь двух озёр.
6. Найдите сумму n первых членов геометрической прогрессии, если b1 = 6, q = 1, n = 100. В ответе вы получите среднегодовое количество осадков в Чувашии.
По аналогии преподаватель математики может составить и другие в соответствии с программой курса.
Необходимо отметить, что, основанная на историко-культурном материале способствует не только повышению интереса к математике как к предмету, но и открывает возможности для решения основных задач духовно-нравственного и патриотического воспитания, приобщает детей к творческой деятельности, оживляет материал, в результате чего происходит формирование шкалы социальных ценностей поликультурной личности с активной жизненной позицией.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.