Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант
Оценка 4.8

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Оценка 4.8
Подготовка к тестированию
doc
русская литература
11 кл
21.02.2017
Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант
Материал представляет собой комплекс заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации по русской литературе (ЕГЭ) в 11 классе, включающий работу по фрагменту произведения Д. И. Фонвизина «Недоросль» (задания № 1-7, 8 (С1), 9 (С2), по лирическим произведениям А. Н. Апухтина (задания № 10, 12-14, 15 (С3), 16 (С4), Б.Пастернака (задание № 11) и творческую работу по № 17 (С15), предполагающую написание развернутого аргументированного ответа в жанре сочинения.Задания для подготовки к ЕГЭ по литературе (11 класс). 1 вариант
Литература ЕГЭ. 1 вариант.doc
Литература ЕГЭ – 2017 1 вариант Ответом к заданиям 1—7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. На задания   8—9   дайте   связный   ответ   в   объёме   5—10   предложений.   Выполняя   задание   9, подберите   для   сопоставления   два   произведения   разных   авторов   (в   одном   из   примеров допустимо   обращение   к   произведению   того   автора,   которому   принадлежит   исходный текст);   укажите   названия   произведений   и   фамилии   авторов;   обоснуйте   Ваш   выбор   и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Выполняя задания 10—14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.   Выполняя   задание   15—16,   опирайтесь   на   авторскую   позицию,   при   необходимости излагайте   свою   точку   зрения.   Аргументируйте   ответ,   опираясь   на   текст   произведения. Выполняя   задание   16,   подберите   для   сопоставления   два   произведения   разных   авторов   (в одном   из   примеров   допустимо   обращение   к   произведению   того   автора,   которому принадлежит   исходный   текст);   укажите   названия   произведений   и   фамилии   авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. На   задание   17   дайте   развернутый   аргументированный   ответ   в   жанре   сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается нулем баллов). Анализируйте   литературное   произведение,   опираясь   на   позицию   автора,   привлекая необходимые теоретико­литературные понятия. Давая ответ, соблюдайте нормы речи. Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1­7; 8 (C1), 9 (С2).   Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории? Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство. Правдин. А! так этой­то истории учит вас Вральман? Стародум. Вральман? Имя что­то знакомое. Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слу­ шать. Г­жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью. Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии? Г­жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука? Митрофан (тихо матери). А я почем знаю. Г­жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь­то себя и показать. Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают. Г­жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку­то? Правдин. География. Г­жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия. Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу. Г­жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука­то, он ее и расскажет, Правдин. Описание земли. Г­жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай? Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так зна­ ешь, куда едешь. Г­жа   Простакова. Ах,   мой   батюшка!   Да извозчики­то   на что ж?   Это   их дело.   Это   таки и наука­то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка. Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь. Г­жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятна­ дцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохра­ нить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что­нибудь положит. То­то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вы­ нуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник­свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?  Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончи­ ну. Скотинин. Да коль   доказывать,   что   ученье   вздор,   так   возьмем   дядю   Вавилу   Фалелеича, О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была голоуш­ ка! Правдин. Что ж такое? Скотинин. Да с ним   на роду   вот   что   случилось.   Верхом   на борзом   иноходце   разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя  лбом о притолоку, индо пригнуло  дядю к похвям потылицею , и бодрый конь вынес  его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота? Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче ученого. Стародум (Милону). Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы. Д. И. Фонвизин «Недоросль» 1. Укажите название господствовавшего в XVIII веке литературного направления, принципы кото­ рого нашли свое отражение в драматургии Д. И. Фонвизина. Ответ: _______________________________________________ 2. Назовите жанр, к которому принадлежит фонвизинский «Недоросль». Ответ: _______________________________________________ 3. Герои «Недоросли» носят фамилии, звучание которых является их своеобразной характеристи­ кой. Как называются такие фамилии? Ответ: _______________________________________________ 4. Каким термином обозначаются авторские замечания и пояснения по ходу действия пьесы (Г­жа Простакова (тихо Митрофану)? Ответ: _______________________________________________ 5. Основу действия пьесы составляет разговор действующих лиц, обмен репликами. Как называет­ ся данная форма общения персонажей? Ответ: _______________________________________________ 6. В рассказах г­жи Простаковой и Скотинина фигурируют «покойник батюшка» и дядя Вавила Фалелеич. Как называются персонажи, упоминаемые в речи героев, но не появляющиеся на сцене? Ответ: _______________________________________________ 7.   Каким   термином   обозначается  значимая   мелкая   подробность,   заключающая   в  себе   важный смысл (например, батюшкин сундук из рассказа г­жи Простаковой)? Ответ: _______________________________________________ 8. В чем заключается комизм «экзамена», устроенного для Митрофана? Ответ: ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 9. В каких произведениях русской классики отображено столкновение невежества и просвещенно­ сти и в чем эти произведения можно сопоставить с пьесой Д.И.Фонвизина? Ответ:  ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ниже произведение и выпол­ Прочитайте приведённое ните задание 10. РАССВЕТ Видали ль вы рассвета час За ночью тёмной и ненастной? Давно уж буря пронеслась, Давно уж смолкнул гул ужасный, Но всё кругом ещё хранит Тяжёлый след грозы нестройной, Всё ждёт чего­то и молчит!.. Всё полно мысли беспокойной.   Но вот у тучи роковой Вдруг прояснился угол белый; Вот за далёкою горой С востока что­то заалело; Вон там повыше брызнул свет. Он вновь исчезнет ли за тучей Иль станет славный и могучий Среди небес?.. Ответа нет...   Но звук пастушеской свирели Уж слышен в тишине полей, И воздух кажется теплей, И птички ранние запели. Туманы, сдвинувшись сперва, Несутся, ветром вдаль гонимы.   Теперь таков наш край родимый, Теперь Россия такова.  А. Н. Апухтин, 1858 10. Как называется вопрос, не требующий ответа («Он вновь исчезнет ли за тучей / Иль станет славный и могучий / Среди небес?..»)? Ответ: _______________________________________________ Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 11.   Когда разгуляется Большое озеро как блюдо. За ним ­ скопленье облаков, Нагромождённых белой грудой Суровых горных ледников.   По мере смены освещенья И лес меняет колорит. То весь горит, то чёрной тенью Насевшей копоти покрыт.   Когда в исходе дней дождливых Меж туч проглянет синева, Как небо празднично в прорывах, Как торжества полна трава!   Стихает ветер, даль расчистив, Разлито солнце по земле. Просвечивает зелень листьев, Как живопись в цветном стекле.   В церковной росписи оконниц Так в вечность смотрят изнутри В мерцающих венцах бессонниц Святые, схимники, цари.   Как будто внутренность собора — Простор земли, и чрез окно Далёкий отголосок хора Мне слышать иногда дано.   Природа, мир, тайник вселенной, Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной, В слезах от счастья отстою. 11. Укажите термин, обозначающий следующую стилистическую фигуру: «Как небо празднично в  Б. Л. Пастернак, 1956 прорывах, Как торжества полна трава!» Ответ: _______________________________________________ Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 12­14; 15 (С3), 16 (С4). РАССВЕТ Видали ль вы рассвета час За ночью тёмной и ненастной? Давно уж буря пронеслась, Давно уж смолкнул гул ужасный, Но всё кругом ещё хранит Тяжёлый след грозы нестройной, Всё ждёт чего­то и молчит!.. Всё полно мысли беспокойной.   Но вот у тучи роковой Вдруг прояснился угол белый; Вот за далёкою горой С востока что­то заалело; Вон там повыше брызнул свет. Он вновь исчезнет ли за тучей Иль станет славный и могучий Среди небес?.. Ответа нет...   Но звук пастушеской свирели Уж слышен в тишине полей, И воздух кажется теплей, И птички ранние запели. Туманы, сдвинувшись сперва, Несутся, ветром вдаль гонимы.   Теперь таков наш край родимый, Теперь Россия такова.  А. Н. Апухтин, 1858 12. Как называется созвучие концов стихотворных слов (час – пронеслась; ненастной – ужасный и т. п.)? Ответ: _______________________________________________ 13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использован­ ных поэтом в стихотворении (цифры укажите в порядке возрастания).   1) гротеск 2) эпитет 3) инверсия 4) звукопись 5) оксюморон Ответ: _______________________________________________ 14. Определите размер, которым написано стихотворение А. Н. Апухтина (без указания количе­ ства стоп). Ответ: _______________________________________________ 15. Как финальные строки содержательно соотносятся с основной частью стихотворения? Ответ: ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 16. В каких произведениях русских поэтов звучит патриотическая тема и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. Н. Апухтина? Ответ: ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 17. Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается нулём баллов). Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике не­ обходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико­литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.   C5.1 Как в произведениях В. А. Жуковского проявляются основные принципы романтической по­ эзии? C5.2 Каков исход столкновения земного и возвышенного в пьесе А. Н. Островского «Гроза»? C5.3 Что делает сатирические рассказы А. П. Чехова одновременно смешными и грустными? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Ответы к заданиям: Задание С1  Содержание критериев оценивания задачи С1 и C3 1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию,  при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои  тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяет анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют; б) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию,  при необходимости формулирует свою точку зрения, не подменяет анализ пересказом  текста, но при ответе не все тезисы убедительно обосновывает; и / или допускает 1 фактическую ошибку; в) экзаменуемый понимает суть вопроса, но не даёт прямого ответа на вопрос; и (или) не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь собственной точкой зрения; и (или) неубедительно обосновывает свои тезисы; и (или) частично подменяет анализ текста его пересказом; и (или) допускает 2 фактические ошибки; г) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос; и (или) подменяет анализ пересказом текста; Баллы 3 2 1 0 и (или) допускает 3 фактические ошибки и более. 2. Следование нормам речи а) допущено не более 1­й речевой ошибки; б) допущено более 1­й речевой ошибки Максимальный балл 1 0 4 В чем заключается комизм «экзамена», устроенного для Митрофана?   Пояснение. В пьесе Фонвизина «Недоросль» много комедийных ситуаций, например, сцены учения и эк­ замена Митрофана. Не понимая значения образования и будучи полной «невеждой без души», Простакова все же нанимает учителей для Митрофана и считает, что он получает достаточное об­ разование. Материнское сердце Простаковой страдает, что дитя может измучиться от уроков, и потому она старается как можно быстрее закончить урок, придравшись к какой­либо неугодной фразе учителя. Когда приехали гости, она просит Митрофана «хоть для виду поучиться», чтобы они видели, какой он образованный и достойный жених для Софьи. Итоги такого учения налицо: Митрофанушка не знает ни истории, ни географии, он, как и его предки, считает грамоту вздором, главное, чтобы сундук пополнялся. Вот почему Митрофанушка до сих пор остаётся именем нари­ цательным как символ невежества и злонравия. Задание С2  Содержание критериев оценивания задачи С2 и C4 Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов а) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию, указывает названия  двух произведений и их авторов*, убедительно обосновывает выбор каждого  произведения; фактические ошибки в ответе отсутствуют; б) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию, указывает названия  двух произведений и их авторов, но не всегда убедительно обосновывает выбор каждого произведения; и / или убедительно обосновывает выбор одного из произведений; и / или допускает 1 фактическую ошибку; в) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию; но указывает название только одного произведения и его автора, убедительно обосновывает  свой выбор; и / или допускает 2 фактические ошибки; г) экзаменуемый, отвечая на вопрос, не опирается на авторскую позицию, и/ или указывает названия двух произведений и их авторов, но не обосновывает свой выбор и / или допускает 3 фактические ошибки; д) экзаменуемый не отвечает на вопрос, или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей и не опира­ ется на авторскую позицию;  и/или указывает название одного произведения и его автора, но не обосновывает свой  выбор; и / или допускает более 3 фактических ошибок. Максимальный балл Баллы 4 3 2 1 0 4 В каких произведениях русской классики отображено столкновение невежества и просвещен­ ности и в чем эти произведения можно сопоставить с пьесой Д.И.Фонвизина? Пояснение. Нельзя не заметить сходства в раскрытии конфликта между просвещенностью и невеже­ ством в пьесе Фонвизина «Недоросль» и комедии Грибоедова «Горе от ума». Так же, как и в «Недоросле», в «Горе от ума» конфликтуют два мира, две идеологии: «век нынешний» и «век минувший». Мир Простаковых и Фамусовых может быть поколеблем, если их научатся правильно оценивать, различать естественное и напускное, истинное и ложное. В просве­ щенный век этот мир пошатнется, а сдавать свои позиции Простаковы и Фамусовы не хотят. Вот почему им так невыгодно ученье, для них жить во тьме сподручнее. Задание С3  Критерии оценивания выполнения задания 1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию;  при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои  тезисы; подтверждает свои мысли текстом; не подменяет анализ пересказом текста; фак­ тические ошибки и неточности отсутствуют; б) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию,  при необходимости формулирует свою точку зрения, не подменяет анализ пересказом  текста, НО при ответе не все тезисы убедительно обосновывает И/ИЛИ допускает одну  фактическую ошибку; в) экзаменуемый понимает суть вопроса, НО не даёт прямого ответа на вопрос; И/ИЛИ не  опирается на авторскую позицию, ограничиваясь собственной точкой зрения; И/ИЛИ  неубедительно обосновывает свои тезисы; И/ИЛИ частично подменяет анализ текста его  пересказом; И/ИЛИ допускает две фактические ошибки; г) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос; И/ИЛИ подменяет  анализ пересказом текста; И/ИЛИ допускает три фактические ошибки и более. 2. Следование нормам речи а) допущено не более одной речевой ошибки; б) допущено более одной речевой ошибки. Максимальный балл Баллы 3 2 1 0 1 0 4 Как финальные строки содержательно соотносятся с основной частью стихотворения? Пояснение. В стихотворении Апухтина перед читателем проносятся картины динамично меняющейся природы: пронеслась буря, вдали «прояснился угол белый», «заалело», «бразнул свет», который тут же может исчезнуть. Так и Россия, быстроменяющаяся, порой непредсказуемая, но, бесспор­ но, прекрасная и любимая. В этом смысл последних строк стихотворения. Задание С4  Критерии оценивания выполнения задания Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов,  убедительно обосновывает выбор каждого произведения И убедительно сопоставляет эти  произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа; искажение автор­ Баллы 4 ской позиции и фактические ошибки в ответе отсутствуют; б) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов,  НО не во всём убедительно обосновывает выбор каждого произведения или убедительно  обосновывает выбор одного произведения и не во всём убедительно обосновывает выбор  другого произведения И убедительно сопоставляет одно или оба произведения с предло­ женным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдель­ ные негрубые недочёты); ИЛИ экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух  произведений и их авторов, обосновывает выбор только одного произведения (возможно,  не во всём убедительно) И убедительно сопоставляет оба произведения с предложенным  текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные не­ грубые недочёты); ИЛИ экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произ­ ведений и их авторов, убедительно обосновывает выбор каждого произведения, НО  допускает отдельные недочёты при сопоставлении двух произведений с предложенным  текстом в заданном направлении анализа или убедительно сопоставляет с предложенным  текстом только одно произведение (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые  недочёты); И/ИЛИ допускает одну фактическую ошибку, в целом не искажая авторской  позиции; в) экзаменуемый отвечает на вопрос и при этом ИЛИ указывает названия двух произведе­ ний и их авторов, обосновывает выбор только одного произведения (возможно, не во всём  убедительно) И убедительно сопоставляет одно произведение с предложенным текстом в  заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые  недочёты); ИЛИ указывает названия двух произведений и их авторов, не обосновывает  выбор обоих произведений (или даёт неубедительное обоснование) И убедительно сопо­ ставляет одно или оба произведения с предложенным текстом в заданном направлении ана­ лиза (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты); ИЛИ указывает на­ звания двух произведений и их авторов, обосновывает выбор двух произведений  (возможно, не во всём убедительно) или убедительно обосновывает выбор только одного  произведения, НО не сопоставляет одно или оба произведения с текстом в заданном на­ правлении анализа; ИЛИ указывает название только одного произведения и его автора,  обосновывает выбор произведения (возможно, не во всём убедительно), убедительно сопо­ ставляет это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при  сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты); И/ИЛИ допускает две факти­ ческие ошибки, в целом не искажая авторской позиции; г) экзаменуемый отвечает на вопрос и при этом ИЛИ указывает названия двух произведе­ ний и их авторов, не во всём убедительно обосновывает выбор одного произведения или не обосновывает свой выбор (или даёт неубедительное обоснование) И неубедительно сопо­ ставляет эти произведения с предложенным текстом или сопоставляет их с предложенным  текстом без учёта заданного направления анализа; ИЛИ указывает название только одного  произведения и его автора, обосновывает выбор произведения (возможно, не во всём  убедительно) и неубедительно сопоставляет это произведение с предложенным текстом;  ИЛИ указывает название только одного произведения и его автора, не обосновывает выбор произведения (или даёт неубедительное обоснование), но убедительно сопоставляет это  произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставле­ нии допускаются отдельные негрубые недочёты); И/ИЛИ допускает искажение авторской  позиции; И/ИЛИ допускает три фактические ошибки; д) экзаменуемый не отвечает на вопрос; ИЛИ даёт ответ, который содержательно не соот­ носится с поставленной задачей и не опирается на авторскую позицию; И/ИЛИ указывает  название одного произведения и его автора, но не обосновывает свой выбор (или даёт не­ верное обоснование) и не сопоставляет это произведение с предложенным текстом;  И/ИЛИ существенно искажает авторскую позицию; И/ИЛИ допускает более трёх фактиче­ ских ошибок. 3 2 1 0 Максимальный балл 4 В каких произведениях русских поэтов звучит патриотическая тема и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. Н. Апухтина? Пояснение. Для русской поэзии патриотическая тематика традиционно всегда связывалась с граждан­ ским пафосом и с восхищением красотой родной природы. Стихотворение Апухтина — прежде всего лирическое раздумье о родине. В стихотворении «Рассвет» перед читателем проносятся картины динамично меняющейся природы: пронеслась буря, вдали «прояснился угол белый», «за­ алело»,  «бразнул  свет»,  который  тут  же  может исчезнуть.  Так  и  Россия,  быстроменяющаяся, порой непредсказуемая, но, бесспорно, прекрасная и любимая. В этом смысл последних строк стихотворения. «Рассвет»   Апухтина   можно   сопоставить   со   лермонтовской   «Родиной».   В   стихотворении «Родина» Лермонтов говорит о любви к русскому народу и заявляет о своей кровной связи с ним, а также о любви к природе. Он вместе с народом переживает его горести и радости, поэтому его любовь «странная». Между строк можно прочитать обращение к следующим поколениям любить Россию такой, какая она есть. И в стихотворении Тютчева «Умом Россию не понять» звучит та же тема. Родина, со всеми её достоинствами и недостатками, единственная и достойна любви. Задание С5  Критерии оценивания выполнения задания 1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; формули­ рует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и  неточности отсутствуют; б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; формули­ рует свою точку зрения, НО не все тезисы убедительно обосновывает И/ИЛИ допускает  одну­две фактические ошибки; в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь  на авторскую позицию; И/ИЛИ не обосновывает свои тезисы; И/ИЛИ допускает три­ четыре фактические ошибки; г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения И/ИЛИ допускает более четырёх фактиче­ ских ошибок. 2. Уровень владения теоретико­литературными понятиями а) экзаменуемый использует теоретико­литературные понятия для анализа произведения,  ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют; б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико­литературные понятия, НО не ис­ пользует их для анализа произведения И/ИЛИ допускает одну ошибку в их употреблении; в) экзаменуемый не использует теоретико­литературные понятия ИЛИ допускает более  одной ошибки в их употреблении. 3. Обоснованность привлечения текста произведения а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно  (цитаты с комментариями к ним; краткий пересказ содержания, необходимый для доказа­ Баллы 3 2 1 0 2 1 0 3 2 1 0 тельства суждений; обращение к микротемам текста и их интерпретация; разного рода  ссылки на изображённое в произведении и т. п.); б) текст привлекается разносторонне, НО не всегда обоснованно И/ИЛИ имеются отдель­ ные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом; в) текст привлекается только как пересказ изображённого; г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются. 4. Композиционная цельность и логичность изложения а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны,  внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов; б) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны  между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необос­ нованные повторы; в) в сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композици­ онной связи между смысловыми частями, И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается; г) в сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения  последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла  сочинения. 5. Следование нормам речи а) речевых ошибок нет, ИЛИ допущена одна речевая ошибка; б) допущены две­три речевые ошибки; в) допущены четыре речевые ошибки; г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла  высказывания (допущено пять и более речевых ошибок). Максимальный балл   C5.1 Как в произведениях В. А. Жуковского проявляются основные принципы романтической поэзии? C5.2 Каков исход столкновения земного и возвышенного в пьесе А. Н. Островского «Гроза»? C5.3 Что делает сатирические рассказы А. П. Чехова одновременно смешными и грустными? 3 2 1 14 0 3 2 1 0 Пояснение. Комментарии к сочинениям.   C5.1 Как в произведениях В. А. Жуковского проявляются основные принципы романтиче­ ской поэзии? Основоположником русского романтизма по праву считают В. А. Жуковского, избравшего главным предметом своей поэзии мир человеческой души. Жуковский знал и изображал внутрен­ ний мир человека, не удовлетворенного действительностью и очарованного невыразимой красотой любви, дружбы, природы, воспоминаний о пережитом счастье, надежд и романтических упований на далекое, неведомое, «очарованное Там». Заслуга Жуковского как «поэта­романтика» заключается в том, что он сумел выразить не только свой внутренний мир, но и открыл средства поэтического изображения душевной жизни вообще. Своими романтическими элегиями и балладами он ввел в русскую литературу психоло­ гизм и тесно связал поэзию с индивидуальностью поэта, наполнив каждое стихотворение глубоким лиризмом. У Жуковского искренни и лиричны и душевные переживания, и картины природы, и даже патриотические стихи о Бородинском сражении. В патриотическом гимне «Певец во стане русских воинов», написанном в октябре 1812 года, изображаются не военные события, а настрое­ ния поэта — участника сражения. C5.2 Каков исход столкновения земного и возвышенного в пьесе А. Н. Островского «Гроза»? В статье Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве», написанной в 1860 году, раскры­ вается художественный смысл и общественное значение драмы Островского «Гроза». Катерина — натура цельная, сильная. В драме неоднократно появляется образ птицы, помогающий понять главное в характере героини: образ птицы — символ воли. Катерина не способна на обман, не может жить во лжи, смиряться с ханженством и самодурством, поэтому смерть Катерины, полю­ бившей так, как могут любить только очень сильные натуры, в конце драмы закономерна – для нее нет иного выхода.  Жизнь по законам «темного царства» для  нее хуже смерти, смерти души, страшнее гибели телесной. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться. Проти­ востояние между представителями «темного царства» и его жертвами достигает наивысшей точки в последней сцене, над телом мертвой Катерины. В противовес Катерине Варвара умеет приспо­ сабливаться к темному царству. Ее недовольство существующими порядками не приводит к ак­ тивному протесту, она предпочитает жить обманом, как все... На этом фоне Катерина — един­ ственная способная на протест личность.   C5.3 Что делает сатирические рассказы А. П. Чехова одновременно смешными и грустны­ ми? В своих ранних рассказах Чехов продолжает тему «маленького человека», традиционную для русской классической литературы начала и середины XIX века. Однако эта тема раскрывает­ ся у Чехова новаторски по двум очевидным причинам: во­первых, писатель обладал талантом, то есть собственным оригинальным взглядом на мир; во­вторых, изменились российские обществен­ ные условия (конец XIX века), которые нашли отражение в творчестве Чехова. Первой художественной особенностью ранних рассказов писателя является их комический пафос во всех разновидностях (иронический, юмористический и сатирический). Вторая особен­ ность выразилась в том, что в русской литературе до Чехова «маленький человек» изображался главным образом сочувственно, внимание читателя обращалось на горести и жизненную неустро­ енность «маленького человека» («Станционный смотритель» А. С.Пушкина, «Шинель» Н. В. Гого­ ля), но к середине 80­х годов XIX века (первый сборник рассказов Чехова «Пёстрые рассказы» вышел в 1886 году) в общественном сознании сформировалось новое отношение к «маленьким людям». Именно у Чехова «маленький человек» ­ чиновник становится «мелким», вынужденным прятаться, плыть по течению, повиноваться устоявшимся привычкам и законам. Главным объектом осмеяния в рассказе «Толстый и тонкий» Чехова стал маленький чинов­ ник, который подличает и пресмыкается, когда его к этому никто не вынуждает. Показывая, как сам объект унижения становится его глашатаем, Чехов утверждал более трезвый взгляд на приро­ ду рабской психологии, по­медицински жестко диагностируя ее в своей основе как духовную бо­ лезнь. Падение чувства личности, потеря своего «я» человеком доведены в рассказе до критиче­ ского предела. И Гоголь, и Салтыков­Щедрин, и Чехов едины в изображении того, как социальное положение человека определяет собою все прочие аспекты жизни (включая семейные, товарище­ ские и любовные отношения), становится главной человеческой функцией, а все остальное – про­ изводным, такой человек не видит человека в другом, а только чин, некий символ, указывающий на субординацию, и только. Человеческое общение вытесняется служебным соподчинением. Со­ циальная функция оказывается главенствующей, поглотившей всего человека. Классицизм Комедия Говорящие Ремарка Диалог Внесценические Деталь 1 2 3 4 5 6 7 8 С1 Риторический  Анафора Рифма 234 Ямб С2 9 10 11 12 13 14 15 С3 16 С4 17 С5

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 1 вариант
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2017