Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант
Оценка 4.8

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант

Оценка 4.8
Подготовка к тестированию
doc
русская литература
11 кл
21.02.2017
Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант
Материал представляет собой комплекс заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации по русской литературе (ЕГЭ) в 11 классе, включающий работу по фрагменту произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»(задания № 1-7, 8 (С1), 9 (С2), по лирическому произведению Б.Пастернака (задания № 10-14, 15 (С3), 16 (С4) и творческую работу по № 17 (С15), предполагающую написание развернутого аргументированного ответа в жанре сочинения.Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант
Литература ЕГЭ. 2 вариант.doc
Литература ЕГЭ – 2017 2 вариант Ответом к заданиям 1—7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. На задания   8—9   дайте   связный   ответ   в   объёме   5—10   предложений.   Выполняя   задание   9, подберите   для   сопоставления   два   произведения   разных   авторов   (в   одном   из   примеров допустимо   обращение   к   произведению   того   автора,   которому   принадлежит   исходный текст);   укажите   названия   произведений   и   фамилии   авторов;   обоснуйте   Ваш   выбор   и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Выполняя задания 10—14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.   Выполняя   задание   15—16,   опирайтесь   на   авторскую   позицию,   при   необходимости излагайте   свою   точку   зрения.   Аргументируйте   ответ,   опираясь   на   текст   произведения. Выполняя   задание   16,   подберите   для   сопоставления   два   произведения   разных   авторов   (в одном   из   примеров   допустимо   обращение   к   произведению   того   автора,   которому принадлежит   исходный   текст);   укажите   названия   произведений   и   фамилии   авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. На   задание   17   дайте   развернутый   аргументированный   ответ   в   жанре   сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается нулем баллов). Анализируйте   литературное   произведение,   опираясь   на   позицию   автора,   привлекая необходимые теоретико­литературные понятия. Давая ответ, соблюдайте нормы речи. Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1­7; 8 (C1), 9 (С2).   Спустясь в середину города, я пошёл бульваром, где встретил несколько печальных групп, медленно подымающихся в гору; то были большею частою семейства степных помещиков; об этом можно было тотчас догадаться по истёртым, старомодным сюртукам мужей и по изысканным на­ рядам жён и дочерей; видно, у них вся водяная молодёжь была уже на перечёте, потому что они на меня посмотрели с нежным любопытством: петербургский покрой сюртука ввёл их в заблужде­ ние, но, скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись. Жёны местных властей, так сказать хозяйки вод, были благосклоннее; у них есть лорнеты, они менее обращают внимания на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум. Эти дамы очень милы; и долго милы! Всякий год их обожатели сменяются новыми, и в этом­то, может быть, секрет их неутоми­ мой любезности. Подымаясь по узкой тропинке к Елизаветинскому источнику, я обогнал толпу мужчин, штатских и военных, которые, как я узнал после, составляют особенный класс людей между чающими движения воды. Они пьют — однако не воду, гуляют мало, волочатся только ми­ моходом; они играют и жалуются на скуку. Они франты: опуская свой оплетённый стакан в коло­ дец кислосерной воды, они принимают академические позы: штатские носят светло­голубые гал­ стуки, военные выпускают из­за воротника брыжи. Они исповедывают глубокое презрение к про­ винциальным домам и вздыхают о столичных аристократических гостиных, куда их не пускают. Наконец вот и колодец... На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ван­ ной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, ­ бледные, грустные. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд по площадке, ожидая действия вод. Между ними были два­три хорошеньких личика. Под виноградными аллеями, покрывающими скат Машука, мелькали порою пестрые шляпки любитель­ ниц уединения вдвоём, потому что всегда возле такой шляпки я замечал или военную фуражку', или безобразну ю круглую шляпу. На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус; между ними было два гу­ вернёра с своими воспитанниками, приехавшими лечиться от золотухи. Я остановился, запыхавшись, на краю горы и, прислонясь к углу домика, стал рассматривать окрестность... М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 1. Укажите название главы «Героя нашего времени», фрагмент из которой приведён выше. Ответ: _______________________________________________ 2. Назовите город, в котором происходят события данной главы. Ответ: _______________________________________________ 3. В печоринском описании «водяного общества» сквозит скрытая насмешка. Как называется этот приём? Ответ: _______________________________________________ 4. Установите соответствие между тремя персонажами «Героя нашего времени», имеющими опре­ делённое отношение к главному герою, и их краткой характеристикой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПЕРСОНАЖИ ХАРАКТЕРИСТИКА А) Грушницкий Б) Вернер В )Максим Максимыч 1) доктор, приятель Печорина 2) муж княгини Веры 3) юнкер, знакомый Печорина 4) комендант крепости N Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  A Б В       5. В приведённом фрагменте герой­повествователь и описываемое им общество резко противопо­ ставлены друг другу. Как называется подобное противопоставление? Ответ: _______________________________________________ 6. Укажите термин, обозначающий значимую подробность в художественном тексте («Жёны мест­ ных властей, так сказать хозяйки вод, были благосклоннее; у них есть лорнеты...»). Ответ: _______________________________________________ 7.  Назовите литературное направление, которое достигло расцвета во 2­й половине XIX века и принципы которого нашли своё воплощение в «Герое нашего времени». Ответ: _______________________________________________ 8. Чем можно объяснить очевидную неприязнь Печорина к «водяному обществу»? Ответ: ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 9. В каких произведениях русской литературы герои­одиночки противостоят толпе и в чём этих героев можно сопоставить с Печориным? Ответ: ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10­14; 15 (СЗ), 16 (С4).   Когда разгуляется Большое озеро как блюдо. За ним ­ скопленье облаков, Нагромождённых белой грудой Суровых горных ледников.   По мере смены освещенья И лес меняет колорит. То весь горит, то чёрной тенью Насевшей копоти покрыт.   Когда в исходе дней дождливых Меж туч проглянет синева, Как небо празднично в прорывах, Как торжества полна трава!   Стихает ветер, даль расчистив, Разлито солнце по земле. Просвечивает зелень листьев, Как живопись в цветном стекле.   В церковной росписи оконниц Так в вечность смотрят изнутри В мерцающих венцах бессонниц Святые, схимники, цари.   Как будто внутренность собора — Простор земли, и чрез окно Далёкий отголосок хора Мне слышать иногда дано.   Природа, мир, тайник вселенной, Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной, В слезах от счастья отстою. Б. Л. Пастернак, 1956 10. В начале стихотворения поэт создаёт зримый образ природного мира. Как называется изобра­ жение природы в художественном произведении? Ответ: _______________________________________________ 11. Укажите термин, обозначающий следующую стилистическую фигуру: «Как небо празднично в прорывах, Как торжества полна трава!» Ответ: _______________________________________________ 12.  Укажите название стилистического приёма, основанного на повторении одинаковых гласных звуков в строке («В церковной росписи оконниц»). Ответ: _______________________________________________ 13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использован­ ных Б. Л. Пастернаком в четвёртой строфе данного стихотворения. (номера укажите в порядке возрастания).   1) сравнение 2) гипербола 3) гротеск 4) метафора 5) инверсия Ответ: _______________________________________________ 14. Определите размер, которым написано стихотворение Б. Л. Пастернака «Когда разгуляется». Ответ: _______________________________________________ 15. Как название стихотворения Б. Л. Пастернака связано с его содержанием? Ответ: ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 16. В каких произведениях русских поэтов выражено их отношение к природе и в чём эти произве­ дения созвучны стихотворению Б. Л. Пастернака? Ответ:  ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 17. Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается нулём баллов). Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике не­ обходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико­литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.   C5.1 Каковы особенности конфликта в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»? C5.2 В чём состоит своеобразие стихотворений Ф. И. Тютчева, посвященных теме природы? C5.3 Почему А. П. Чехов назвал обывательщину «страшным злом» (по рассказам писателя)? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Ответы к заданиям: Задание С1  Содержание критериев оценивания задачи С1 и C3 Баллы 1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию,  при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои  тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяет анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют; б) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию,  при необходимости формулирует свою точку зрения, не подменяет анализ пересказом  текста, но при ответе не все тезисы убедительно обосновывает; и / или допускает 1 фактическую ошибку; в) экзаменуемый понимает суть вопроса, но не даёт прямого ответа на вопрос; и (или) не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь собственной точкой зрения; и (или) неубедительно обосновывает свои тезисы; и (или) частично подменяет анализ текста его пересказом; и (или) допускает 2 фактические ошибки; г) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос; и (или) подменяет анализ пересказом текста; и (или) допускает 3 фактические ошибки и более. 2. Следование нормам речи а) допущено не более 1­й речевой ошибки; б) допущено более 1­й речевой ошибки Максимальный балл Чем можно объяснить очевидную неприязнь Печорина к «водяному обществу»? 3 2 1 0 1 0 4 Пояснение. Несмотря на то, что «водяное общество» — социально близкий для Печорина круг, столкно­ вение с ним для героя неизбежно, ведь он умнее их, видит пороки и изъяны каждого. Понимая ни­ чтожность этих людей, Печорин испытывает постоянное отчаяние пустоты, болезненно восприни­ мает расстояние между собой и другими, ведущее к враждебности. Задание С2  Содержание критериев оценивания задачи С2 и C4 Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов а) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию, указывает названия  двух произведений и их авторов*, убедительно обосновывает выбор каждого  произведения; фактические ошибки в ответе отсутствуют; б) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию, указывает названия  двух произведений и их авторов, но не всегда убедительно обосновывает выбор каждого произведения; и / или убедительно обосновывает выбор одного из произведений; и / или допускает 1 фактическую ошибку; в) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию; но указывает название только одного произведения и его автора, убедительно обосновывает  Баллы 4 3 2 свой выбор; и / или допускает 2 фактические ошибки; г) экзаменуемый, отвечая на вопрос, не опирается на авторскую позицию, и/ или указывает названия двух произведений и их авторов, но не обосновывает свой выбор и / или допускает 3 фактические ошибки; д) экзаменуемый не отвечает на вопрос, или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей и не опира­ ется на авторскую позицию;  и/или указывает название одного произведения и его автора, но не обосновывает свой  выбор; и / или допускает более 3 фактических ошибок. Максимальный балл 1 0 4 В каких произведениях русской литературы герои­одиночки противостоят толпе и в чём этих героев можно сопоставить с Печориным? Пояснение. Печорин — герой переходного времени, когда идеалы прошлого были разрушены, а новые еще не сформировались. Невозможность примириться с действительностью и неумение подняться до   правильного   понимания   смысла   жизни   —   основная   причина   противоречивости   «лишних людей». Таковым является Чацкий из комедии Грибоедова «Горе от ума», таков пушкинский Оне­ гин. Во второй половине XIX века плеяду «лишних людей» продолжит Базаров, герой романа Тур­ генева «Отцы и дети». Задание С3  Критерии оценивания выполнения задания 1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию;  при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои  тезисы; подтверждает свои мысли текстом; не подменяет анализ пересказом текста; фак­ тические ошибки и неточности отсутствуют; б) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию,  при необходимости формулирует свою точку зрения, не подменяет анализ пересказом  текста, НО при ответе не все тезисы убедительно обосновывает И/ИЛИ допускает одну  фактическую ошибку; в) экзаменуемый понимает суть вопроса, НО не даёт прямого ответа на вопрос; И/ИЛИ не  опирается на авторскую позицию, ограничиваясь собственной точкой зрения; И/ИЛИ  неубедительно обосновывает свои тезисы; И/ИЛИ частично подменяет анализ текста его  пересказом; И/ИЛИ допускает две фактические ошибки; г) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос; И/ИЛИ подменяет  анализ пересказом текста; И/ИЛИ допускает три фактические ошибки и более. 2. Следование нормам речи а) допущено не более одной речевой ошибки; б) допущено более одной речевой ошибки. Максимальный балл Как название стихотворения Б. Л. Пастернака связано с его содержанием? Баллы 3 2 1 0 1 0 4 Пояснение. В стихотворении речь идет о двух состояниях природы: во время ненастья и после него. На­ звание «Как разгуляется» как раз и определяется содержанием стихотворения: разгуляться может непогода, а что вследствие этого бывает, какие происходят изменения, передано в содержании стихотворения. Задание С4  Критерии оценивания выполнения задания Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов,  убедительно обосновывает выбор каждого произведения И убедительно сопоставляет эти  произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа; искажение автор­ ской позиции и фактические ошибки в ответе отсутствуют; б) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов,  НО не во всём убедительно обосновывает выбор каждого произведения или убедительно  обосновывает выбор одного произведения и не во всём убедительно обосновывает выбор  другого произведения И убедительно сопоставляет одно или оба произведения с предло­ женным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдель­ ные негрубые недочёты); ИЛИ экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух  произведений и их авторов, обосновывает выбор только одного произведения (возможно,  не во всём убедительно) И убедительно сопоставляет оба произведения с предложенным  текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные не­ грубые недочёты); ИЛИ экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произ­ ведений и их авторов, убедительно обосновывает выбор каждого произведения, НО  допускает отдельные недочёты при сопоставлении двух произведений с предложенным  текстом в заданном направлении анализа или убедительно сопоставляет с предложенным  текстом только одно произведение (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые  недочёты); И/ИЛИ допускает одну фактическую ошибку, в целом не искажая авторской  позиции; в) экзаменуемый отвечает на вопрос и при этом ИЛИ указывает названия двух произведе­ ний и их авторов, обосновывает выбор только одного произведения (возможно, не во всём  убедительно) И убедительно сопоставляет одно произведение с предложенным текстом в  заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые  недочёты); ИЛИ указывает названия двух произведений и их авторов, не обосновывает  выбор обоих произведений (или даёт неубедительное обоснование) И убедительно сопо­ ставляет одно или оба произведения с предложенным текстом в заданном направлении ана­ лиза (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты); ИЛИ указывает на­ звания двух произведений и их авторов, обосновывает выбор двух произведений  (возможно, не во всём убедительно) или убедительно обосновывает выбор только одного  произведения, НО не сопоставляет одно или оба произведения с текстом в заданном на­ правлении анализа; ИЛИ указывает название только одного произведения и его автора,  обосновывает выбор произведения (возможно, не во всём убедительно), убедительно сопо­ ставляет это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при  сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты); И/ИЛИ допускает две факти­ ческие ошибки, в целом не искажая авторской позиции; г) экзаменуемый отвечает на вопрос и при этом ИЛИ указывает названия двух произведе­ ний и их авторов, не во всём убедительно обосновывает выбор одного произведения или не обосновывает свой выбор (или даёт неубедительное обоснование) И неубедительно сопо­ ставляет эти произведения с предложенным текстом или сопоставляет их с предложенным  текстом без учёта заданного направления анализа; ИЛИ указывает название только одного  произведения и его автора, обосновывает выбор произведения (возможно, не во всём  Баллы 4 3 2 1 убедительно) и неубедительно сопоставляет это произведение с предложенным текстом;  ИЛИ указывает название только одного произведения и его автора, не обосновывает выбор произведения (или даёт неубедительное обоснование), но убедительно сопоставляет это  произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставле­ нии допускаются отдельные негрубые недочёты); И/ИЛИ допускает искажение авторской  позиции; И/ИЛИ допускает три фактические ошибки; д) экзаменуемый не отвечает на вопрос; ИЛИ даёт ответ, который содержательно не соот­ носится с поставленной задачей и не опирается на авторскую позицию; И/ИЛИ указывает  название одного произведения и его автора, но не обосновывает свой выбор (или даёт не­ верное обоснование) и не сопоставляет это произведение с предложенным текстом;  И/ИЛИ существенно искажает авторскую позицию; И/ИЛИ допускает более трёх фактиче­ ских ошибок. Максимальный балл 0 4 В каких произведениях русских поэтов выражено их отношение к природе и в чём эти произве­ дения созвучны стихотворению Б. Л. Пастернака? Пояснение. Тема природы звучит в творчестве Ф. И. Тютчева («Весенняя гроза», «Как весел грохот лет­ них бурь», «Еще земли печален вид» и др.), А. А. Фета («Я пришел к тебе с приветом», «Еще май­ ская ночь»), И. А. Бунина («все темней и кудрявей березовый лес зеленеет», «Соловьи» и др.) Природа — особый мир, неподвластный человеку: она может миловать и радовать, но может и превратиться в стихию, укротить которую невозможно. Благоговейное отношение к природе, по­ клонение ей свойственно всем перечисленным произведениям. Задание С5  Критерии оценивания выполнения задания 1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; формули­ рует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и  неточности отсутствуют; б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; формули­ рует свою точку зрения, НО не все тезисы убедительно обосновывает И/ИЛИ допускает  одну­две фактические ошибки; в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь  на авторскую позицию; И/ИЛИ не обосновывает свои тезисы; И/ИЛИ допускает три­ четыре фактические ошибки; г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения И/ИЛИ допускает более четырёх фактиче­ ских ошибок. 2. Уровень владения теоретико­литературными понятиями а) экзаменуемый использует теоретико­литературные понятия для анализа произведения,  ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют; б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико­литературные понятия, НО не ис­ пользует их для анализа произведения И/ИЛИ допускает одну ошибку в их употреблении; в) экзаменуемый не использует теоретико­литературные понятия ИЛИ допускает более  одной ошибки в их употреблении. 3. Обоснованность привлечения текста произведения а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно  Баллы 3 2 1 0 2 1 0 3 2 1 0 (цитаты с комментариями к ним; краткий пересказ содержания, необходимый для доказа­ тельства суждений; обращение к микротемам текста и их интерпретация; разного рода  ссылки на изображённое в произведении и т. п.); б) текст привлекается разносторонне, НО не всегда обоснованно И/ИЛИ имеются отдель­ ные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом; в) текст привлекается только как пересказ изображённого; г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются. 4. Композиционная цельность и логичность изложения а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны,  внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов; б) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны  между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необос­ нованные повторы; в) в сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композици­ онной связи между смысловыми частями, И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается; г) в сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения  последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла  сочинения. 5. Следование нормам речи а) речевых ошибок нет, ИЛИ допущена одна речевая ошибка; б) допущены две­три речевые ошибки; в) допущены четыре речевые ошибки; г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла  высказывания (допущено пять и более речевых ошибок). Максимальный балл   C5.1 Каковы особенности конфликта в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»? C5.2 В чём состоит своеобразие стихотворений Ф. И. Тютчева, посвященных теме природы? C5.3 Почему А. П. Чехов назвал обывательщину «страшным злом» (по рассказам писателя)? 3 2 1 14 0 3 2 1 0 Пояснение. Комментарии к сочинениям.   C5.1 Каковы особенности конфликта в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»? Конфликт в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль» возникает в результате столкновения двух групп дворян: Стародума, Правдина, Милона, с одной стороны, и Простаковых, Скотинина — с другой. Каждая из этих групп выражает разные интересы и цели: первая группа представлена про­ грессивными, честными и просвещенными людьми, вторая — невежественными самодурами и дес­ потами. Таким образом, конфликт комедии «Недоросль» формулируется как столкновение пере­ дового, образованного дворянства с косным миром самодуров­крепостников. Типичным для комедии этого времени приемом борьбы со злом было противопоставление отрицательному явлению явления положительного, причем в тех случаях, когда его не существо­ вало в действительности, оно изображалось якобы реально существующим. В полном соответ­ ствии с этими эстетическими требованиями четырем отрицательным персонажам «Недоросля» — Простаковой,   Простакову,   Скотинину   и   Митрофану   —   Фонвизин   противопоставил   такое   же число положительных действующих лиц — Стародума, Правдина, Софью и Милона.   C5.2 В чём состоит своеобразие стихотворений Ф. И. Тютчева, посвященных теме природы? Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихи Тютчева о завораживающей красоте русской природы. Природа в его стихах одухотворена, мыслит, чувствует, говорит: Не то, что мните вы, природа — Не слепок, не бездумный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Тютчев создал незабываемые поэтические картины «осени первоначальной», весенней грозы, летнего вечера, ночного моря. Примерами стихотворений для раскрытия темы могут быть «Есть в осени первоначальной…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Как весел грохот летних бурь…» и др. Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» создает яркое и отчетливое ощущение не­ разрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Стихотво­ рение навевает множество различных ассоциаций. Каждый читатель представляет себе собствен­ ную картину красоты окружающей природы, которая возможна в начале осени. Природа у Тютчева – живой организм, чувствующий, ощущающий, действующий, имеющий свои пристрастия, свой голос и проявляющий свой характер, подобно тому, как это бывает с лю­ дьми или животными.   C5.3 Почему А. П. Чехов назвал обывательщину «страшным злом» (по рассказам писателя)? Страшное зло омертвения человеческих душ, погруженных в тину обывательщины, обнажа­ ется Чеховым в рассказах: «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник». История превращения доктора Старцева в Ионыча, заскорузлого собственника, пересчиты­ вающего желтые и зеленые бумажки, кладущего их на текущий счет, страшна и поучительна. Семья Туркиных, слывущая в городе С. «самой образованной и талантливой», олицетворяет мир, обреченный на бесконечное повторение одного и того же, как заигранная граммофонная пластин­ ка. Отец семейства «все время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю». Призрачная, жутковатая имитация юмора, мертвый ске­ лет его... Мать, Вера Иосифовна слишком слащаво и притворно разговаривает со своей взрослой дочерью Екатериной Ивановной, по воле родителей перекрещенной в мещанского «Котика». Бу­ дущего у этих людей нет. Их затянула рутина, они производят жалкое впечатление. И если эта семья действительно выделяется на фоне города С., но если они — вершина, то как же низко пала эта нескладная жизнь! Княжна Мери Пятигорск Ирония 314 Антитеза Деталь Реализм Пейзаж Анафора Ассонанс 145 Ямб  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 С3 16 С4 С1 С2 17 С5 Использованные источники: 1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ». Обучающая система  Дмитрия Гущина. http://rus.reshuoge.ru/ 2. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». http://www.fipi.ru/

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант

Задания для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (11 класс). 2 вариант
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2017