Задания на развитие различных видов универсальных учебных действий
Оценка 4.7

Задания на развитие различных видов универсальных учебных действий

Оценка 4.7
Контроль знаний
doc
физика
9 кл
22.11.2018
Задания на развитие различных видов универсальных учебных действий
Конструирование адаптированных текстов физического содержания для учащихся основной школы на основе научно-популярной информации. Деятельность учителя в процессе обучения физике должна быть связана не только с формированием у учащихся информационных УУД, но и с подбором и адаптированием научно-популярной информации, представленной на разных носителях, и созданием заданий к ней. Опишем методику создания адаптированного текста физического содержания на основе научно-популярной информации, представленной в пособиях для внеклассного чтения по физике для школьников.
Макарова Н.В. Задания на развитие различных видов универсальных учебных действий.doc
Задания на развитие различных видов универсальных учебных действий  Конструирование адаптированных текстов физического содержания для учащихся основной школы на основе научно­популярной информации.                     Требования, приведенные в кодификаторе ОГЭ по физике,  позволяют осуществить оценивание работы выпускников основной школы с  текстами физического содержания и проверить степень сформированность у них информационных УУД, а именно: 1) понимание смысла использованных в тексте физических терминов; 2) перевод информации из одной знаковой системы в  другую; 3) применение информации из текста в измененной ситуации; 4) работу  с графиками, диаграммами, таблицами, рисунками; 5) сопоставление  информации из разных частей текста. А это значит, что деятельность учителя в  процессе обучения физике должна быть связана не только с формированием у  учащихся информационных УУД, но и с подбором и адаптированием научно­ популярной информации, представленной на разных носителях, и созданием  заданий  к ней. Опишем методику создания адаптированного текста  физического содержания на основе научно­популярной информации, пред­  ставленной в пособиях для внеклассного чтения по физике для школьников.  Алгоритм конструирования адаптированного текста  1. Отобрать информацию по конкретной теме из научно­популярных книг,  журнальных статей, сайтов Интернет для создания текста физического  2. 3. содержания и задания к нему.  Прочитать научно­популярную информацию, выделить главную мысль и  сформулировать возможные вопросы по ней.   Объем выбранной информации изменить таким образом, чтобы  сконструированный по ней текст физического содержания и задания к  нему, располагались на одном развороте. Для этого:  а) найти в текстовой информации абзацы, содержащие ответы на сформулированные вопросы;  б) сформируйте текст физического содержания из выбранных абзацев, связав их  по смыслу;  в) при необходимости откорректируйте вопросы к созданному Вами тексту;  г) на основе вопросов создайте задания на распознавания, сравнения,  творческой работы с информацией, расположенной в тексте физического со­  держания. Приведем пример создания адаптированного текста по материалам  книги М.И. Блудова «Беседы по физике» :  «Черные камни» Прочитайте текст и выполните задания 1­14               В 1298 году была издана «Книга», написанная венецианская купцом  Марко Поло. «Книга» была повестью о долгом и опасном путешествии ее автора по Центральной Азии и Китаю. Марко Поло писал: «По всей области Катая есть  черные камни, выкапывают их в горах, как руду, и горят они, как дрова. Огонь  от них сильнее, нежели от дров, он продержится всю ночь до утра. Жгут эти  камни, потому что и дешево, да и дерева сберегаются».(«Катай» ­ так называл  Марко поло Северный Китай, бывший в то время под властью монгольского  хана Кублая.)                  Вы, конечно, догадались, о каких черных камнях писал Поло. Черные  камни – это каменный уголь. Промышленный переворот XVII века в Англии  связан с началом применения каменного угля в металлургии. Лесные запасы  Англии не могли удовлетворять требований растущей текстильной и  металлургической промышленности. Потребность в машине­двигателе привела к изобретению паровых машин. Основным источником энергии для промышленности стал каменный уголь. Каменный уголь – продукт глубокого  разложения и изменения растительных остатков, некогда росших на Земле  деревьев, кустарников и др. Деревья и кустарники, произраставшие около 300  миллионов лет назад, во время своего роста и развития поглощали энергию  Солнца. Эта энергия и аккумулировалась в пластах каменного угля. Вот почему  залежи каменного угля называют кладовыми Солнца.                 В состав таких видов топлива, как дрова, торф, каменный уголь, входят одни и те же химические элементы: углерод, водород, азот и кислород. Но про­  центное соотношение между этими элементами неодинаково. И даже различные  сорта каменного угля отличаются друг от друга содержанием в них углерода и  примесей других веществ. В таблице 1 приведено процентное содержание  указанных выше химических элементов в разных видах топлива.  Таблица 1  Вид топлива Химический состав, в % Дрова  Торф Бурый уголь Каменный уголь Антрацит C 50 60 70 80 90 H 6 5 6 5 2 O 43,9 33,5 24,2 13,5 2,5 N 0,1 1,5 0,8 1,5 0,5                    Различные виды топлива при сгорании выделяют различные  количества теплоты. Рассчитанное на 1 кг топлива, это количество называется  удельной теплотой сгорания топлива. В таблице 2 указана удельная теплота  сгорания некоторых видов топлива.  Таблица 2  Вид топлива  Удельная теплота сгорания, Мдж/кг  Дрова  8,4 – 11 Торф Бурый уголь Каменный уголь Антрацит 10,5­ 15,1 10,5 — 15,7 20,9 — 30,1 26,8  ­ 31,4                   Поясним таблицу таким примером. 10 спичек имеют массу 1 г если  теп­ лота сгорания дров 8,4 кг МДж , то при сгорании одной спички выделяется  коли­ чество теплоты, равное 0,84 кг МДж . Коробок спичек (75 штук), сгорев,  выделяет немного менее 100 кДж. Примерно такое же количество теплоты  выделяется при остывании стакана горячего чая до комнатной температуры.        Достаточно одной лопаты каменного угля, чтобы он, сгорая в топке парового  котла, обратил в пар 100 – 150 кг воды. Современные котельные гигантских  электростанций, паропроизводительность которых составляет несколько сотен  тонн пара в час, потребляют тысячи тонн угля в сутки.                    Удельную теплоту сгорания топлива, поступающего на склад  большого предприятия, определяют в заводской лаборатории путем сжигания  небольшой пробной порции топлива в чистом кислороде в специальном  калориметре или по расчетным формулам, в последнем случае предварительно  делают химический анализ топлива.                    Добыча каменного угля сейчас существенно механизирована. Вместо трудной и опасной работы забойщика в каменноугольных шахтах применяют  сложные машины – угольные комбайны. Угольный комбайн вырубает, отбивает,  раздробляет в куски пласты и, наконец, подает на транспортер.                           Но не утрачивает ли каменный уголь свое значение основного  источника энергии в наши дни в связи с развитием гидроэнергетики и в связи с  открытием неиссякаемых запасов атомной энергии? Чтобы ответить на этот  вопрос, надо вспомнить, что каменный уголь не только превосходное топливо,  но и сырье для многих химических производств. В результате химической  переработки каменного угля можно получить много ценных веществ, в том  числе искусственный бензин, горючие газы, пластмассы, красители,  лекарственные вещества.                       Длинный ряд превращений испытывает энергия Солнца,  поглощенная растениями. Скрытая в залежах древнейших антрацитов, она снова  появляется в работе машин, в свете электрических ламп и т. д. Когда вы будете  сидеть в теплой комнате и при свете электрической лампы читать  увлекательную книгу, вспомните о черном камне, который человек зажег тысячи лет тому назад. В наши дни мысль ученых все активнее работает над тем, чтобы  заменить уголь другими источниками энергии. Строятся атомные  электростанции, расширяется сеть гидроэлектростанций. Все большее внимание  уделяется воспроизводимым источникам энергии – энергии ветра, морских волн, приливов, a также непосредственно солнечной энергии. 1. После чтения, выделим главную мысль и сформулируем вопросы к  информации, содержащейся в выбранном нами отрывке. 2.  Изменяем объем прорабатываемой информации, для этого: а) найдем  абзацы, содержащие ответы на поставленные вопросы  б) формируем текст физического содержания из выбранных абзацев, связывая  их по смыслу  3. Добавим в адаптированный текст последний абзац для логического  завершения научно­популярной информации, предоставляемой учащимся  для дальнейшей работы.  Таким образом, после проработки по пунктам данного алгоритма получим адаптированный текст, который предлагается учащимся вместе с  вопросами с целью проверки умений учащихся решать задачи физического  содержания.  в) на основе вопросов создадим задания на распознавание, сравнение,  творческой работы с информацией, расположенной в тексте физического  содержания                           Формируя у учащихся основной школы информационные УУД  средствами заданий к тестам физического содержания, учитель может  применять разнообразные приемы, направленные на формирование  а) умения читать научно­популярную информацию, распо:ложенную на  различных носителях: показ образцов правильного чтения физической  информации; проведение специальной работы с информацией по усвоению ее  содержания. Здесь имеются в виду различные формы предъявления содержания: краткая запись информации в виде текста, рисунка, схемы, таблицы. Сюда  включаются также приемы работы над усвоением содержания информации:  изменение числовых данных; варьирование сюжета;  б) умения соотносить содержание научно­популярной информации текста и заданий, приведенных к нему: выявление сути задания в нахождении способа  работы над ним; обращение внимания на точность, ясность формулировки  вопроса зада­ ния; выявление необходимости творческой интерпретации,  изложенной информации для объяснения явления (работы технического  устройства), описанного в тексте с позиции физической науки; нахождение  необходимых дополнительных данных для выполнения зада­ ния; составление  ответов на один или несколько вопрос, приведенных в зада­ нии к тексту;  в) умения оформлять кратко и логично, с обоснованием запись ответа на  задания к тесту: оформление краткой записи в виде таблицы, схемы;  оформление краткой записи в строку (столбец); оформление рисунка;  воспроизведение материала теста по краткой записи;  г) умения выполнять чертежи (рисунки) по тексту: предъявление заданий,  требующих только выполнения соответствующего рисунка; чтение рисунка,  выполненного по материалу текста; составление заданий по рисунку или  чертежу, выполненного по материалу текста.  Задания:  1. Назовите полезные качества каменного угля, перечисленные в тексте. 2. Почему залежи каменного угля называют кладовыми Солнца? 3. Что называется удельной теплотой сгорания топлива?  4. Как определяют удельную теплоту сгорания каменного угля?  5. Какие источники энергии перечислены в тексте?  6. 7. В каком случае можно получить большее количество теплоты : сжигая  Какое количество теплоты выделится при сгорании 100 кг бурого угля?           15 кг торфа или 6 кг антрацита? 8. На сколькол градусов нагреются  50 л воды, энергией, полученной при  сжигании 2 кг антрацита? 9. Сколько надо сжечь каменного угля, чтобы выделилось 1,5 *108  Дж  энергии? 10.К зиме заготовили сухие сосновые дрова объемом 2м3 и каменный уголь  массой 1,5 т. Сколько теплоты выделится в печи при полном сгорании в  ней топлива? 11.В топке парового двигателя сожгли торф массой 20 т. Какой массой  каменного угля можно было бы заменить сгоревший торф? 12.Можно ли расчитать, какое количество теплоты выделится при полном  сгорании соснового полена? Если можно, то как это сделать, что  необходимо знать? 13.Если бы ваш дом отапливался печью, в топливе которой можно было бы  сжигать любое твердое топливо,то каким именно топливом вы запаслись  на зиму? Почему? 14.Утрачивает ли каменный уголь свое значение основного источника  энергии в наши дни ?   Выражите свое отношение к блоку «Черные камни.»                        (выберите соответствующий смайлик) 1.                       2.                             3.  Этапы работы с заданиями к тексту физического содержания            1.Анализ текста. Основное назначение этапа – осмыслить ситуацию,  отраженную в тексте; выделить понятийный аппарат, физические явления,  величины и зависимости между ними (явные и неявные) представленные в  тексте. На этом этапе можно использовать такие приемы: а) представление той ситуации, которая описана в тексте;  б) постановка специальных вопросов и поиск ответов на них (О чем говориться  в тексте? Что известно вам из школьного курса физики по фактам, описанным в  тексте? Что требуется сделать согласно заданиям к тексту? и т.д.);  в) выделение физической сути ситуации, о которых идет речь в тексте; г) моделирование ситуации, описанной в тексте, с помощью графических или  табличных моделей, рисунков.            2. Поиск способа выполнения заданий, предложенных к тексту. На  этом этапе можно использовать такие приемы, как:  а) разбиение текста на смысловые части и соотнесения содержания частей с  вопросами задания;  б) анализ задания к тексту на основе построения вспомогательной модели;  в) подбор объяснения по заданию с позиции физической науки и материала,  изложенного в тексте.         3.Осуществление плана. После осуществления анализа текста и выбора  способа выполнения заданий необходимо дать ответы на поставленные вопросы.           4.Анализ найденных или сконструированных по материалам текста  ответов к заданиям. На данном этапе работы с текстом нужно установить пра­  вильно ли была понята задача (привести краткий ответ или полный, включаю­  щий не только ответ на вопрос, но и его развернутое, логически связанное  обоснование) и выяснить, не противоречат ли выбранный и сконструированный  ответы содержанию текста и физической науки.         Этот этап является обязательным при работе с заданиями к тексту  физического содержания, представленного в КИМ ОГЭ по физике.  Использование сконструированных текстов физического содержания на основе  адаптированной для учащихся научно­популярной информации в учебном  процессе требует определенной методики, которой должен владеть современный учитель.

Задания на развитие различных видов универсальных учебных действий

Задания на развитие различных видов универсальных учебных действий

Задания на развитие различных видов универсальных учебных действий

Задания на развитие различных видов универсальных учебных действий

Задания на развитие различных видов универсальных учебных действий

Задания на развитие различных видов универсальных учебных действий

Задания на развитие различных видов универсальных учебных действий

Задания на развитие различных видов универсальных учебных действий

Задания на развитие различных видов универсальных учебных действий

Задания на развитие различных видов универсальных учебных действий

Задания на развитие различных видов универсальных учебных действий

Задания на развитие различных видов универсальных учебных действий

Задания на развитие различных видов универсальных учебных действий

Задания на развитие различных видов универсальных учебных действий

Задания на развитие различных видов универсальных учебных действий

Задания на развитие различных видов универсальных учебных действий

Задания на развитие различных видов универсальных учебных действий

Задания на развитие различных видов универсальных учебных действий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2018