Задание 1. Какой закон логики выражен в приведенной статье? Сформулируйте этот закон и обоснуйте свое решение.
Задание 2. Какой закон логики нарушен в следующих рассуждениях? Сформулируйте этот закон и обоснуйте свое решение.
Задание 3. Установите, подчиняются ли закону обратного отношения объема и содержания понятия следующие группы понятий. Сформулируйте этот закон и обоснуйте свое решение.
Логика (1).doc
Содержание
2 Задание 1. Какой закон логики выражен в приведенной статье?
Сформулируйте этот закон и обоснуйте свое решение.
«Заключение эксперта не является обязательным для лица, производящего
дознание, следователя, прокурора и суда, однако несогласие с его заключением
должно быть мотивировано» (УПК РФ).
Решение
В данной статье выражен закон достаточного основания.
Из статьи следует, что для того, чтобы выразить несогласие с заключением
эксперта, должны быть представлены достаточные основания для этого.
Задание 2. Какой закон логики нарушен в следующих рассуждениях?
Сформулируйте этот закон и обоснуйте свое решение.
а) В ответе студента К. не раскрыто основное содержание обсуждаемого
вопроса, но все же ответ заслуживает хорошей оценки;
б) нам предложили почтить память умерших адвокатов вставанием. К
сожалению, это происходит редко.
Решение
В пункте а) нарушен закон непротиворечия. Первое суждение «в ответе не
раскрыто основное содержание обсуждаемого вопроса» противоречит второму
суждению «ответ заслуживает хорошей оценки». Оба эти суждения истинны. Но
этого не может быть по указанному закону логики, который гласит: 2
противоречащих суждения не могут быть одновременно истинными.
В пункте б) нарушен закон тождества (в процессе рассуждения каждое
осмысленное суждение должно употребляться в одном и том же смысле). Во
втором суждении («К сожалению это происходит редко») местоимение «это»
3 может быть употреблено в разных смыслах: что происходит редко? Редко
умирают адвокаты или редко происходит почтение памяти вставанием?
Задание 3. Установите, подчиняются ли закону обратного отношения
объема и содержания понятия следующие группы понятий. Сформулируйте этот
закон и обоснуйте свое решение.
Решение
Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия: если
первое понятие шире второго по объёму, то оно беднее его по содержанию; если
же первое понятие уже второго по объему, то оно богаче его по содержанию.
Закон говорит о том, что объёмы и содержания понятий находятся в
тесной обратной взаимозависимости.
1) Преступление против личности, клевета.
Эта группа понятий подчиняется закону обратного отношения, так как
понятие «преступление против личности» шире по объёму, чем понятие
«клевета».
2) Дополнительное наказание, ссылка, конфискация имущества.
Эта группа понятий подчиняется закону обратного отношения, так как
понятие «дополнительное наказание» шире по объёму, чем понятия «ссылка» и
«конфискация имущества».
3) Транспортное средство, мотоцикл, автомобиль, автомобиль «Москвич».
Группа понятий подчиняется закону обратного отношения, так как
понятие «транспортное средство» шире по объёму, чем понятия «мотоцикл»,
«автомобиль» и «автомобиль «Москвич».
4) Военнослужащий, спортсмен.
Эта группа понятий не подчиняется указанному закон, так как эти
понятия несравнимые.
4 Задание 4. Укажите, какие из приведенных понятий являются
одновременно по объему – общими, нерегистрирующими, собирательными, по
содержанию – абстрактными, отрицательными, безотносительными.
Приведите определения этих видов понятий.
1. Военнослужащий.
2. Крестьянская реформа 1861 года.
3. Недееспособность.
4. Созвездие.
5. Кощей Бессмертный.
6. Невменяемость.
7. Закон.
8. Библиотека Л.Н.Толстого.
9. Великая Отечественная война.
10. Русалка.
11. Созвездие «Лебедь».
12. Несправедливый.
Решение
Общие понятия – понятия, объемы которых отражают два и более
однородных объекта.
Нерегистрирующие понятия – понятия, которые не поддаются исчисления.
Собирательные понятия – понятия, которые своим содержанием отражают
определенное количество однородных объектов как нечто целое.
Абстрактные понятия – понятия, отражающие отдельное свойство
объекта, отдельный признак, причем так, словно он существует независимо от
своего предметаносителя.
5 Отрицательные понятия – понятия, образованные добавлением к понятию
приставки «не».
Безотносительные понятия – понятия, которые мыслятся без
непременного соотнесения с другими понятиями.
Из приведенных понятий одновременно по объему – общими,
нерегистрирующими, собирательными, по содержанию – абстрактными,
отрицательными,
«невменяемость», «несправедливый».
безотносительными являются:
«недееспособность»,
Задание 5. Укажите, какие виды отношений существуют между
приведенными группами понятий. На круговой схеме изобразите эти отношения:
Решение
1. Следователь, работник ГИБДД, капитан.
Между этими понятиями существует отношение «несравнимые понятия»
2. Абстрактное понятие, единичное понятие, конкретное понятие.
Между этими понятиями существуют
отношения «подчинения и противоречия»
3. Норма права, право.
Между этими понятиями существует отношение «подчинения».
6 4. Город, населенный пункт, квартал, улица.
Между этими понятиями существуют
отношения «соподчинения, подчинения и
пересечения».
Задание 6. Укажите, какие из приведенных примеров обобщения и
ограничения понятий отвечают следующим условиям правильности: обобщение
неправильно, ограничение неправильно. Обоснуйте свой ответ.
1. Допрос свидетеля Митина – допрос свидетеля – допрос.
2. Норма права – санкция.
3. Сержант – лейтенант – военнослужащий.
4. Преступление – должностное преступление – взятка.
5. Грабеж – преступление против личной собственности – преступление.
6. Понятие – единичное понятие – понятие «Енисей».
7. Единичное понятие – понятие.
8. Населенный пункт – город – город Москва – Красная площадь.
Решение
Обобщение
– логическая операция, посредством которой через
сокращение содержания понятия расширяется его объем.
Ограничение – логическая операция, с помощью которой путем
усложнения содержания понятия сужается его объем.
Из приведенных примеров обобщения и ограничения понятий отвечают
указанным условиям правильности примеры №№ 3 и 7.
7 Понятия «сержант – лейтенант – военнослужащий» вообще не являются
примером ни обобщения ни ограничения понятий: эти понятия несравнимы –
лейтенант и сержант – это деление понятия «звание», а «военнослужащий» это
видовое понятие рода «профессия».
Понятия «единичное понятие понятие» имеют в этой цепочке только
часть деления, т.е. здесь представлено неполное деление.
Задание 7. Проверьте правильность определений. Обоснуйте свой ответ.
Решение
1. Субъект – это понятие, отражающее предмет суждения.
Данное определение верно. Субъект – подлежащее суждения, предмет, о
котором чтолибо утверждается или отрицается.
2. Детство – утро жизни.
Данное определение неясно, оно содержит метафору. Метафора – это
слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого
лежит неназванное сравнение предмета с какимлибо другим на основании их
общего признака. Детство – начало жизни, утро – начало дня. Общий признак –
«быть началом».
3. Логика – наука о мышлении.
Данное определение верно.
Задание 8. Проверьте правильность деления. Обоснуйте свой ответ.
Решение
1. Акт экспертизы состоит из введения, исследования и заключения.
Это не деление, а расчленение целого на части.
2. Понятия по объему делятся на общие и единичные.
8 Деление правильно
3. Пионеры и школьники на вечерние сеансы не допускаются.
Деление неправильно. Здесь наблюдается ошибка «деление не по одному
основанию». В процессе деления произошла подмена признака деления:
школьники – те, кто учится в школе, это видовое понятие из деления рода «дети»
(дошкольники, школьники, студенты и т.д.), а пионеры – это одно из делений
понятия «школьники».
Задание 9. Найдите следующие виды суждений по объединенной
классификации, дайте определение этих видов суждений: общеутвердительное и
частноутвердительное.
Решение
Общеутвердительные – суждения, в которых чтолибо утверждается о
каждом объекте данного класса.
4.
Непрерывно возобновляющийся процесс производства есть
воспроизводство.
7. Только нормативные акты представляют собой специфическую форму
выражения юридических норм.
Частноутвердительные – суждения, в которых чтолибо утверждается о
каждом объекте некоторого класса.
1.
Значительная часть составов преступления являются
квалифицированными.
2. Некоторые лекарства являются ядами.
5. И один в поле воин.
9 Задание 10. Какие суждения отвечают следующей распределенности
терминов: субъект распределен, предикат не распределен, какие термины мы
считаем распределенными, а какие нет?
Решение
Распределенным термин называется тогда, когда он мыслится в данном
суждении в полном объеме.
Суждение №2 «Контрабанда есть вид государственного преступления»
отвечает распределенности «субъект распределен, предикат не распределен».
Также отвечают данной распределенности суждения:
7. Все юристы должны соблюдать законность.
9. Воспитательная функция суда определяется законностью и
обоснованностью приговора.
10. Во всякую эпоху происходят тысячи непредвиденных событий.
Задание 11. Определить вид сложного суждения, привести определение
данного вида суждения: условное (импликативное).
Решение
Импликативное суждение или условное — это сложное суждение с
условным союзом «если… то», который обозначается условным знаком
.→
К данному виду суждений можно отнести следующие:
3. Если приговор не обоснован, то он является незаконным.
7. Поспешишь – людей насмешишь.
10. «Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в
детях шалунов». (Ж.Ж. Руссо)
10 Задание 12. Используя «логический квадрат», проверьте правильность
вывода, обоснуйте свой ответ:
Решение
Логический квадрат – это схема, выражающая отношения с точки зрения
истинности и ложности между общеутвердительным, общеотрицательным,
частноутвердительным и частноотрицательным суждениями традиционной
логики, имеющими один и тот же субъект и один и тот же предикат и
обозначаемыми соответственно буквами А, Е, I, О.
Отношение подчинения характеризуется тем,
что истинность
подчиняющего суждения (А или Е) обусловливает истинность соответствующего
подчиненного суждения (I или О), а ложность подчиненного суждения
обусловливает ложность подчиняющего суждения; отношение подпротивности
(субконтрарности) характеризуется тем, что ложность одного из подпротивных
суждений обусловливает истинность другого.
Ложно, что ни один физик не был философом. Значит, можно быть
одновременно и физиком, и философом.
В данном случае мы имеем дело со следующей схемой суждения:
SeP
SiP
В этом случае суждение «ни один физик не был философом» ложно, а
суждение «можно быть одновременно и физиком, и философом» истинно (по
11 условию задачи). Е и I связаны отношением противоречия, а это значит, что
истинность подчиняющего суждения (Е) должна обусловливать истинность
соответствующего подчиненного суждения (I), а ложность подчиненного
суждения должна обусловливать ложность подчиняющего суждения. В нашем
примере эти условия не выполняются, значит, вывод неправилен.
Задание 13. Определите, какие из приведенных силлогизмов построены по
фигуре 4, расставьте термины и определите фигуру:
Решение
13. Ни один из приведенных силлогизмов не построен по указанной
фигуре.
P – силлогизмы
M – построены по определенному правилу
S – построен по указанной фигуре
Задание 14. Ответьте на вопрос, что мы называем модусом простого
категорического силлогизма. Укажите силлогизмы из задания 13, которые
имеют следующий модус: EAE.
Решение
Модус ЕАЕ является правильным для 1 фигуры.
Данному модусу соответствует силлогизм «Ни одна птица не имеет зубов,
а летучая мышь имеет зубы. Значит, летучая мышь – не птица».
12 Задание 15. Ответьте на вопрос, какой модус считается правильным для
данной фигуры. Укажите силлогизмы из задания 13, которые имеют правильный
модус для следующих фигур: 1 фигура.
Решение
Правильные модусы для 1 фигуры: ААА, ЕАЕ, AII, EIO.
4. Все лица, совершившие кражу, подлежат привлечению к уголовной
ответственности. Н. подлежит привлечению к уголовной ответственности,
следовательно, он совершил кражу. (AII)
6. Колхоз обладает специальной правоспособностью, т.к. колхоз является
юридическим лицом, а все юридические лица обладают специальной
правоспособностью. (AAA)
7. Всякая купляпродажа ведет к приобретению права собственности на
купленную вещь, следовательно, Петров приобрел право собственности на этот
дом, т.к. он купил его. (AII)
8. Этот силлогизм имеет три термина, следовательно, он правильный, т.к. в
правильном силлогизме должно быть три термина. (AII)
9. Ни одна птица не имеет зубов, а летучая мышь имеет зубы. Значит,
летучая мышь – не птица. (EAE)
Задание 16. Укажите правильный модус умозаключений из сложных
посылок, дайте определение этого модуса: чисто условное умозаключение.
Решение
Чисто условным называется умозаключение, обе посылки которого
являются условными суждениями.
Такими модусами в наших примерах являются:
13 6. Если число делится на 12, то оно делится на 6. Если число делится на 6,
то оно – четное. Следовательно, если число делится на 12, то оно – четное.
9. Если человек не умеет пользоваться знанием законов и правил логики, то
он часто ошибается в своих рассуждениях. Если человек часто ошибается в своих
рассуждениях, то он не может правильно мыслить. Следовательно, если человек
не умеет пользоваться знанием законов и правил логики, то он не может
правильно мыслить.
12. Если Ваши книги согласны с Кораном, то они излишни, т.к. Коран
содержит все знание. Если Ваши книги противоречат Корану, то они вредны. Но
книги могут быть или согласны с Кораном, или противоречить ему.
Следовательно, они или излишни, или вредны.
14. Если римский сенат не возвратит Тарквиниям их богатства, то этим
даст им предлог начать войну; если возвратит, то в их руках будут средства для
нападения. В любом случае римский сенат будет в невыгодном положении.
15. Суждения делятся на общие и частные. Это суждение не общее.
Следовательно, оно частное.
Задание 17. Определите, в каком из приведенных случаев использован
указанный метод установления причинных связей; укажите суть и схему этого
метода: метод единственного сходства.
Решение
Метод единственного сходства состоит в попытке среди условий
интересующего нас явления выделить такое явление, которое постоянно
предшествует данному. Последнее явление в таком случае считается вероятной
причиной данного.
Если мы ищем причину явления x среди условий a, b, c, d, e, то метод
единственного сходства можно сформулировать так:
14 если какоето условие (а) постоянно предшествует наступлению
изучаемого явления (х), в то время как иные условия изменяются, то это
условие, вероятно, есть причина явления (х).
Схема метода единственного сходства:
При наличии условий a, b, c, d, но не e имеет место х.
При наличии условий a, b, c, e, но не d имеет место х.
При наличии условий a, b, d, e, но не c имеет место х.
При наличии условий a, c, d, e, но не b имеет место х.
Вероятно, а есть причина х.
Из приведенных случаев использован указанный метод установления
причинных связей в следующих случаях.
3. При удалении из телевизора одной лампы изображение на экране
исчезало. Отсюда делалось заключение, что данная лампа является причиной
изображения.
5. С минимальными примесями углерода железо легко куется. При
добавлении небольшого количества углерода железо куется труднее, при
большом добавлении углерода железо иногда вообще не куется. Отсюда делается
заключение, что увеличение количества углерода является причиной ухудшения
ковкости железа.
6. Явление радуги наблюдалось на небе во время дождя, в водяной пыли
водопада, в каплях росы, Сделали заключение, что причиной явления радуги
является прохождение солнечного света через капли воды.
7. Все, кто ел во время обеда пирожное, заболели со всеми признаками
отравления. А кто пирожное не ел, остались здоровыми. Следовательно, причина
отравления – пирожное.
8. В движении планеты Уран была замечена аномалия: ее орбита оказалась
не соответствующей той, какая должна была бы быть, судя по вычислениям,
основанным на влиянии известных в астрономии небесных тел. Предположили,
что она подвержена влиянию какойто неизвестной планеты. Два астронома,
15 Адамс и Леверье, одновременно вычислили положение тела, которое могло
объяснить наблюдавшееся отклонение. Наблюдения через телескоп подтвердили
их гипотезу. Так была открыта планета Нептун.
Задание 18. Найдите доказательства, в которых допущены следующие
ошибки; назовите правило и ошибку, связанную с нарушением этого правила,
поясните суть ошибки: довод к человеку, аргумент к силе.
Решение
В традиционной логике принято было делить аргументы на аргументы ad rein
(к вещи, к существу дела) и аргументы ad hominen (к человеку). Аргументы
первого рода имеют отношения к обсуждаемому вопросу и направлены на
обоснование истинности доказываемого положения.
1. Аргументы должны быть истинными суждениями.
2. Аргументы должны быть достаточным основанием для признания
истинности тезиса.
3. Аргументы должны представлять собой суждения, истинность которых
обосновывается независимо от тезиса.
4. Аргументы не должны противоречить друг другу.
В нашей задаче ошибки сделаны в следующих примерах:
1. На одежде А. обнаружены пятна крови. Известно также, что отношения
между А. и убитым В. были в последнее время натянутыми. Следовательно,
убийцей В. является А.
2. Обвиняемый Н. не совершал мошенничества, т.к. он является человеком
настолько добропорядочным, что никогда не позволил бы себе такого поступка.
3. Все, что говорил Л., ложно, т.к. он является человеком глупым и
безнравственным.
5. Н. утверждает, что дурной отзыв о нем Я. неверен, что Я. верить нельзя,
т.к. он относится к Н. недоброжелательно. Это видно хотя бы из того, что Я.
дурно отзывается о нем.
16 7. Некто взялся доказать, что 3 раза по 2 будет не 6, а 4. Выполняя эту
затею, он взял спичку и переломил ее пополам.
– «Вот один раз 2», – сказал он. «Теперь я ломаю одну из полученных
половинок пополам и получаю второй раз 2. Наконец, проделав эту же операцию
над второй из половинок, получим третий раз два.
Итак, беря три раза по два, мы получим 4, а не 6.»
8. Самолет данной модели превосходен, т.к. все сконструированные этим
конструктором самолеты превосходны.
10. Снег не может лежать на высоких горах, т.к. чем ближе к солнцу, тем
теплее, и притом снег всегда тает раньше на высоких местах, хотя в лощинах
еще держится.
11. Человек – разумное животное потому, что он рассуждать может. А
рассуждать он может потому, что он – разумное животное.
13. «Др Тел покачал головой, когда закончил исследование пациента. «У
Вас очень серьезная болезнь, – сказал др Тел, – из десяти человек, заболевших
ею, выживает только один». Когда пациент был достаточно напуган этим
сообщением, др Тел продолжал: «Но Вы счастливчик. Вы останетесь живы,
потому что Вы обратились ко мне. У меня уже было девять пациентов, и все они
умерли от этой болезни».
Возможно, др Тел так и думал. Его дед был матросом, корабль которого
был поражен в морском бою снарядом. Матрос засунул свою голову в дыру,
проделанную снарядом в корпусе корабля, и чувствовал себя в безопасности.
«Потому что, – рассуждал он, – очень невероятно, чтобы снаряд попал в одно и то
же место дважды». (Д. Пойа. «Математика и правдоподобные рассуждения»)
Задание 19. Все ли возможные версии учтены в следующих случаях? Что
такое версия? Как повысить ее вероятность?
Подозреваемых в совершении преступления было трое. Они поджидали Л.
в безлюдном месте, в масках. Когда Л. приблизился к ним, они направили на
17 него пистолеты, отобрали деньги, часы и, связав, скрылись. Среди
подозреваемых по подозрению в грабеже оказался Р., у которого дома
обнаружили пустой бумажник, принадлежавший Л. На этом основании Р.
арестовали.
Решение
Версией называют высказывание или теорию (совокупность определенных
высказываний), представляющих собой некоторое, предположение, то есть
предположительный ответ на некоторый вопрос о существовании, о причинах
какогото явления и происхождении его и т. п.
Подтверждение выведенных из версии следствий повышает ее
вероятность.
Я думаю, что не все версии были учтены. Ведь бумажник мог попасть в
дом Р. и непреднамеренными действиями самого Р.
18
Задания по криминалистике (логике)
Задания по криминалистике (логике)
Задания по криминалистике (логике)
Задания по криминалистике (логике)
Задания по криминалистике (логике)
Задания по криминалистике (логике)
Задания по криминалистике (логике)
Задания по криминалистике (логике)
Задания по криминалистике (логике)
Задания по криминалистике (логике)
Задания по криминалистике (логике)
Задания по криминалистике (логике)
Задания по криминалистике (логике)
Задания по криминалистике (логике)
Задания по криминалистике (логике)
Задания по криминалистике (логике)
Задания по криминалистике (логике)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.