Загадки народов Севера.
Оценка 4.9

Загадки народов Севера.

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитательная работа
1 кл—6 кл
21.03.2018
Загадки народов Севера.
В игровой форме отгадывали загадки народов Севера. Хантыйские загадки передавались из уст в уста. Были использованы загадки народов ханты. Эти загадки требуют от отгадывающего неординарного мышления. Загадки звучали на родном языке и на русском. В хантыйских загадках есть шуточные загадки.
Игровая программа Загадки народов Севера..docx
Игровая программа «Загадки народов Севера» Цель: Поддерживать интерес к познавательной деятельности. Воспитывать в детях любовь к родному краю, родной культуре, родному  языку. Ведущий: А сейчас мы предлагаем вам загадки и ребусы. Загадки возникли на Руси в глубокой древности. Их сложил народ. Как и сказки, они передавались  из уст в уста. В загадках задуманный предмет изображается хитро и  замысловато, чтобы отгадывающий поломал голову над ответом. Хозяин леса, хозяин бога. (Медведь) На вершине дерева длинная вязаная рукавица.(Шишка) Цветок этого растения ­ желтый глазок с белыми ресничками. (Ромашка) Дерево с белой корой. (Береза) Дерево с оранжево­красными ягодами, собранными в кисть. (Рябина) Под водой ржавый калач. (Налим) Такая божественная птица парит, с двух сторон стрелы, а в середине дыра.  (Гагара) Ведущий: В жизни народов севера постоянно сталкиваются с различными  узлами. Было важным уметь завязывать петли при плетении аркана,  рыболовных сетей. Отсюда и появились головоломки с хитрыми узлами.     Веревочные  головоломки играют от двух и более игроков. Эту игру показала  Кантерова  Тамара Пиимтовна. На большом пальце один конец  немного   опускают, затем на большой палец наматывается веревка, конечной веревкой  делается  петля. Задача:  Начальной веревкой попасть в петлю.  Ведущий:  На вершине дерева скачет конь без всадника. (Белка) Хоть травка и мала, да ягодка мила. (Земляника) Кустарничек хвойных лесов с черными сладкими ягодками. (Черника) Дикая роза со съедобными плодами. (Шиповник) Дом короткий, а сени длинные. (Сорока) В чаще леса, посреди болота сидит женщина в алом платке. (Морошка) Семь соров обежит. (Лиса) Ведущий: А сейчас подумаем над загадками на хантыйском языке. Попробуйте разгадать: МА­ а – а – а ­ тще – е – е ­ ем! ­ Йингк илпи саменг калась. Там муй? (Паннэ). ­ Под водой ржавый калач. ­ Йингк илпи кумранг хот. Там муй?  (Пон). ­ Под водой гремящий дом. ­ Юх тый хиранг хинт. Там муй?  ( (Нохар). ­ На вершине дерева длинная  вязаная рукавица. ­Тьфу! Там муй? (Лэщтан). – Загагываю! Тьфу! (Оселок) ­ Тальта вантлям – каллэт, тульта вантлям – ан каллэт.Там муй? (Куш кар).  Отсюда смотрю – вижу, оттуда смотрю – не вижу. ­ Вонт кощя, ворт кощя. Там муй? (Мойпар) ­ Хозяин леса, хозяин бога. Безрукий, безногий, зверь с перьями из крыла, и на крыльях не летает, но не  догонишь. (Рыба) Вечнозеленый кустарничек тайги с вкусными ягодами. (Брусника) Не огонь, а жжется. (Крапива) Дерево с короткими, колючими иглами. (Ель) Ягодка растет низко, к земле близко. (Земляника) Дерево с крупными шишками и съедобным орехами. (Кедр) Среди деревьев леса, чащи стоят одноногие люди в больших шляпах. (Грибы) Живет волшебник: весной радует, летом кормит, зимой согревает. (Лес.) Ночью мышей ловит, днем досыта спит. (Сова) В чаще леса ходит мужик на лыжах. (Выдра) Полосатое каменное существо. (Муравьи) Ведущий: В дождливые осенние дни и в сильные морозы зимой дети играют в  домашние игры или мастерят игрушки. Нравится им играть  в палочки (щел).  Обычно дети играли в щел большими палочками, затем поменьше и совсем  коротенькими и тонкими палочками. Тонкими палочками играли опытные  дети, которые обладали ловкостью и смекалкой. Предлагаем несколько видов  игр с палочками.   Рассказ воспитателя. «Щел» ­ деревянные палочки. Существует множество вариантов игры с этими палочками. В нее могут  играть как дети (от 2­3 лет), так и взрослые. Если в семье был только один ребенок, обучать его начинала бабушка. Когда  появлялись младшие братья и сестры, учителями становились старшие дети. Для игры в щёл из дерева изготавливаются палочки длиной 15­20 см,  диаметром до 0,5 ­ 0,7 см. Набор палочек может быть достаточно большим:  20­30 штук. Наиболее интересно рассмотреть эту игру с точки зрения того, как с одним  материалом выстраиваются совершенно разные способы работы. Можно  сказать, что сохраняя этнические элементы (фигурки птиц, чум, лесная  избушка), игра воспроизводит и предельно общие элементы мироустройства  (парность, четность, бинарные оппозиции). Впервые познакомившись с палочками, маленькие дети (от 1,5 ­ 2 лет)  начинают строить из них палочный домик ­ щёл хот. Палочки укладываются  как бревнышки, при этом сохраняется традиционная форма лесной избушки.  Чем старше становится ребенок, тем аккуратнее получается его домик. Более сложный вариант этой игры, когда палочки в форме лесной избушки  укладываются на специальное основание, особым образом фиксируются  поперечными палочками и поднимаются вверх за центральную палочку ­  стержень. Если домик собран аккуратно, он не рассыпается, и его можно  подвесить. В таком виде иногда хранят палочки для игры. Дети в возрасте 3­4 лет могут играть в «лебедя» ­ «хутанг». Эта игра имеет  несколько вариантов. Первый вариант игры рассчитан на детей, не знакомых со счетом. Водящий из палочек выкладывает фигуру «лебедя»: две палочки ­ голова,  одна ­ шея, три ­ туловище, по четыре ­ крылья, пять ­ хвост. Дети должны  запомнить эту фигуру. Затем они отворачиваются, в это время водящий  убирает одну из палочек, оставляя другие на своих местах. Развернувшись к  фигуре, дети должны увидеть, какой из палочек нет на месте, и назвать эту  часть тела птицы. Когда кто­то из детей угадывает правильно, палочка  возвращается на место. Второй вариант игры рассчитан на детей, умеющих считать. Выкладывается та же фигура «лебедя», но игроки теперь сидят к ней спиной. Водящий убирает  палочку из головы лебедя и обращается к игрокам с вопросом: «Я убрал одну  палочку из головы лебедя, сколько там осталось палочек?». Не  поворачиваясь, игроки должны ответить, сколько осталось палочек. Затем  последовательно вынимаются палочки из шеи, туловища, крыльев, хвоста  Если кто­то из игроков отвечает правильно, палочка отдается ему, если нет ­  оставляется на месте. Игроки сидят спиной к фигуре «лебедя» на протяжении всей игры. Заканчивается игра, когда вся фигура разобрана. Эта игра строится на фигуре лебедя не случайно. Лебедь ­ орнитоморфный  облик богини Калтащ ­ ангки. Являясь матерью ­ прародительницей, Калтащ ­  ангки в то же время задает людям основные нормы, образцы и ценности  хантыйского мира. Ребенок должен удерживать в сознании целостный образ, чтобы увидеть  моменты его повреждения. Сама по себе эта задача связана глубинным  смыслом с выявлением дефекта, для того, чтобы иметь возможность его  устранить. В качестве нормы здесь выступает образ лебедя, вынутая палочка ­ это нарушение образа. Обнаруживая нарушение и получая возможность его исправить, ребенок метафорически осваивает один из основных принципов  борьбы с болезнями как с нарушениями некоторой обобщенной нормы. С другой стороны, если брать прагматическое назначение данной игры, то она  тренирует такие базовые способности человека, как воображение, память и  внимание. Не имея воображения, ребенок вряд ли сможет за обычными  деревянными палочками увидеть лебедя. Тренировка памяти связана с тем,  что, видя измененный образ, ребенок должен восстановить в своем сознании  образ исходный. Внимание тренируется операцией соотнесения мысленного  образа (образа памяти) и образа видимого. Игра в «щёл» на ловкость. В эту игру также могут играют как дети, так и взрослые. Ребёнок, за которым в настоящее время ход игры, кладёт все палочки на  ладонь, затем движением руки снизу вверх их подбрасывает. За то время, пока палочки находятся в воздухе, игрок должен перевернуть руку тыльной  стороной вверх и поймать палочки этой стороной руки. Затем движением  снизу вверх палочки подбрасываются с тыльной стороны руки, рука снова  переворачивается, и ребёнок должен поймать палочки в ладонь. Если игрок  ловит нечётное количество палочек, то одну забирает себе и ход остаётся за  ним. Если в ладони оказалось чётное количество ­ ход переходит к другому  игроку. Цель игры заключается в том, чтобы набрать наибольшее количество  палочек. Когда остаётся последняя палочка, сначала ребенок, за которым ход игры,  должен проиграть с нею так же, как описано выше. Затем характер игры  меняется. Палочка кладется между большим и указательным пальцем правой  руки, подбрасывается и ловится между этими же пальцами. Если игрок не  уронил палочку, процедура выполняется между указательным и средним  пальцем и т.д. В случае если ребенок справился с задачей, он должен то же  самое выполнить на левой руке, а затем в обратном направлении, начиная с  мизинца и безымянного пальца левой руки. Цикл этапа игры с одной палочкой  должен быть проведен от начала до конца. Как правило, мало кому удается  выполнить описанное выше требование игры с первого раза. В случае ошибки,  ход переходит к следующему играющему. Каждый игрок, при повторном ходе начинает всю процедуру с самого начала, независимо от того, на какой стадии  потерял палочку. Последняя палочка отходит к игроку, который выполнил  все операции с палочкой от начала до конца.                 Данная игра содержит несколько культурных символических смыслов. Первый смысл ­ взаимодействие руки и орудия. Орудие в руке     (схваченное рукой) противопоставляется орудию, лежащему на руке.                Рука в этой игре находится в трех положениях. Первое: палочки лежат на             раскрытой ладони, второе ­ палочки ловятся на тыльную сторону, третье –             палочки ловятся в ладонь. В качестве превосходной степени развития ловкости             рук в хантыйском фольклоре встречаются описания того, как герой ловит стрелу               рукой. Второй символический смысл ­ понимание парности. Пара и единичность  имеют различные знаковые значения. Парное количество палочек ­ игрок  прекращает игру. То есть, парность ­ означает достаточность, полноту,  цельность. Непарное количество палочек ­ во­первых, игрок приобретает  дополнительное очко (палочку), во­вторых, может продолжить игру. Таким  образом, за непарностью закреплено значение ­ прибыль, достаток, а также  неполнота. Интересно, что в ходе игры в выигрыше остается не тот, кто поймал за один  раз в ладонь большее количество палочек, а тот, кто поймал необходимое (в  данном случае ­ непарное). На этом строится важный принцип рационального  природопользования, где поощряется умеренность и каждый берет от  природы только необходимое, а жадность и неразумное потребление  природных благ осуждается традиционной общностью. Если относиться к этой игре, исходя из развития способностей ребенка, то в  ней тренируются такие качества, как умение оценить количество на глаз (что  особенно важно для занятий оленеводством), глазомер, ловкость,  координация движений. Зачастую дети вырабатывают особую тактику, когда  намеренно подбрасывают палочки выше и стараются поймать только одну. В  данный вариант игры любят играть и пожилые люди, особенно женщины. С  годами, руки утрачивают былую гибкость, игра же в щёл позволяет  тренировать и кисти, и пальцы рук, что очень важно для занятий рукоделием. Игра в «щёл» на осторожность. Количество и возраст игроков в данной игре не регламентируются. Иногда эту игру называют «чумик», так как исходная позиция палочек в ней напоминает  форму чума. Один из игроков берёт все палочки в руку, ставит их  вертикально на какое­либо основание. Нижняя часть пучка раздвигается,  получается фигура в форме чума. После этого водящий резко разжимает  руку, палочки в беспорядке падают одна на другую. Ребёнок, начинающий  игру, должен из этого вороха вытянуть одну палочку, но сделать это так  осторожно, чтобы не потревожить остальные. Другие дети внимательно наблюдают, не шелохнулась ли какая­ либо другая палочка. Если игроку  удалось осторожно изъять палочку, то ход остаётся за ним. В случае, если  какая­либо палочка, кроме той, которую вытягивает играющий,  пошевелилась, ход игры переходит к другому. Конечная цель игры ­ набрать  максимальное количество палочек. Удачное действие в игре может быть символически описано следующим  образом. Человек осуществляет действие в окружающем мире и может  контролировать все его последствия. Он ничего не нарушает в природе, но  добивается желаемого результата. Качества, которые развиваются у ребенка в этой игре ­ это умение оценить  ситуацию, принять правильное решение, выработать способ, суметь его  физически осуществить. Таким образом, ребенок начинает соотносить  действие, которое он намерен осуществить, и свои физические возможности. Игра в «щёл» на осторожность и игра в «щёл» на ловкость имеют одинаковое  окончание. У каждого игрока набирается определенное количество палочек.  Согласно традиции, пересчет их количества не ведется, тем не менее, имеется способ выявления наиболее ловкого или осторожного. Это выполняется  следующим образом. Каждый игрок по очереди кладет по одной палочке на  игровую площадку, при этом выстраивается фигурка чума. Когда у кого­то  заканчиваются палочки, остальные игроки при выкладывании очередной  палочки, «награждают» его щелчками. Побеждает тот, кто не получил ни  одного щелчка.  Ведущий: Дерево, у которого иголки располагаются парами. (Сосна) Листопадное хвойное дерево. (Лиственница) Кустарник, который называют "сибирским кипарисом". (Можжевельник) Дерево с короткой и мягкой хвоей. (Пихта) Кустарник, у которого ягоды могут быть белые, красные, черные.  (Смородина) Семена у него летят на парашютах. (Одуванчик) В Америке это растение называют "след белого человека". (Подорожник) Подведение итога

Загадки народов Севера.

Загадки народов Севера.

Загадки народов Севера.

Загадки народов Севера.

Загадки народов Севера.

Загадки народов Севера.

Загадки народов Севера.

Загадки народов Севера.

Загадки народов Севера.

Загадки народов Севера.

Загадки народов Севера.

Загадки народов Севера.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2018