Технологическая карта урока.
Урок физики в 9 классе «Закон сохранения энергии»
|
|
|||||
Деятельностная цель:
Формирование умений реализации новых способов действий.
|
Предметно-дидактическая цель:
Формирование знаний об энергии и методов использования этих знаний в жизни. |
|
||||
Этап урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Форм. УУД |
Методы оценки/самооценки |
||
Организационный этап
|
Обратить внимание, что ученики сидят по группам. |
Садятся по группам, обращают внимание на номера групп. |
Коммуникативные |
|
||
Формирование новых знаний, умений и навыков:
Актуализация знаний;
Создание проблемной ситуации
Постановка учебной проблемы
|
Предлагает вспомнить физические величины. Демонстрация опыта для выявления закономерности перехода энергии. Проблема: Как высота зависит от начальной скорости? Груз на пружине колеблется, но со временем останавливается. |
Вспоминают единицу измерение и формулы потенциальной и кинитической энергии. Выявления закономерности перехода энергии из одного вида в другой.
|
Познавательные |
Речевые |
||
Решение проблемной ситуации:
Выдвижение гипотезы;
Проверка гипотезы;
Формулировка окончательного решения |
Проверяет гипотезу, подкидывая мяч. Приводит в движения маятник, закреплённой на пружине.
|
Выдвигают гипотезу о том, что будет с высотой подъёма шарика, если увеличить начальную скорости. Пытаются объяснить, почему груз колеблется, а потом останавливается. Выводят тему урока. |
Регулятивные |
Речевые |
||
Доказательство и применение найденного решения
|
Организует разные формы деятельности. Проводит физическую минутку для закрепления знаний. |
Выполняют задания разной направленности из ОГЭ на данную тему. Работают с текстом, на основе которого отвечают на вопросы. |
∙Регулятивные ∙Коммуникативные |
Знаковые письменные |
||
Подведение итогов и рефлексия
|
Проводит блиц опрос для подведения итогов.
|
Смотрят видео и рассказывают какие примеры перехода энергии встречаются там. |
Личностные |
Речевые |
||
Методы: Постановка и решение учебной проблемы, беседа, самостоятельная работа, объяснение
План урока |
Фрагменты презентации |
Время |
Здравствуйте, садитесь. Вы сидите по группам, обратите внимание, что у групп есть номера. |
|
1 мин |
Как обозначается потенциальная и кинетическая энергия? В чем измеряется? |
|
|
Человек скатывается с горы, что происходит с его скорость в процессе движения? |
|
0,5 мин |
Посмотрите на установку. Я подкидываю мяч на вверх. Если я буду кидать с большей начальной скоростью, то что будет происходить с высотой подъёма? Вывод: Значит скорость зависит от высоты. Посмотрите на установку, что это? Ответ: Маяк. Я опустила груз, почему он продолжает двигаться? Вроде бы вы его вывели из равновесия, он по инерции продолжает подниматься, но продолжает подниматься каждый раз. Вывод: Значит он обладает энергией, которую мы ему передали. *** Сосулька падает с некоторой высоты без начальной скорости. Она обладает энергией? Какую энергию она будет иметь в самой верхней точки и в самой нижней? При падении что происходит с высотой и скоростью? |
|
5 мин |
Значит потенциальная энергия уменьшается, а кинетическую увеличивается, так как одна энергия переходит в другую, но сама энергия сохраняется? «Закон сохранения энергии» Значит одна энергия переходит в другую. |
3 мин |
|
Посмотрите на рисунок. Шарик скатывается с горы без начальной скорости. Какой энергией он обладает вначале? А какой в конце? А если я кину его с начальной скорость? Если я поймаю шарик на некоторой высоте. В этот момент какой энергией он обладает? (ученик выходит все обозначает на картинке на доске) |
|
2 мин |
Решим задачи из ОГЭ по физике. За каждое получаете 1 балл. (4 задания) |
|
4 мин |
Возьмите из конверта карточку с номером 1. Ваша задача прочитать небольшие тексты с ситуацией и вставить туда недостающие слова, работая в группе. В дальнейшем вам надо будет озвучить правильный ответ, поэтому сразу определение того, кто будет представлять вашу группу. |
*Карточка прилагаются |
9 мин |
(Физкульт минутка) Возьмите теннисные мячики в руки, поднимите руку вверх. Какой энергией обладает мяч? Бросьте его вниз. В какую энергию перешла потенциальная энергия? Поделитесь энергией. Перекиньте мяч другу. |
|
2 мин |
Возьмите из конверта литок с номером 2. Перед вами текст и вопросы, на которые надо ответить на основе прочитанного текста. Ниже представлен план для работы с текстом. Вы работаете в команде поэтому пред ответом обсудите ваши варианты с группой. |
*Карточка прилагается |
10 мин |
Значит энергия переходит в разные виды. Из тепловой в механическую и из механической в электрическую. |
|
3 мин |
Видео. Какие примеры вы увидели в видео? |
|
1+1 мин |
Домашняя работа: Придумать свои примеры. |
|
1 мин |
Верны ли утверждения? |
|
2 мин |
Спросить о том, что тяжело и легко было. (Поставить оценки активным ученикам) |
|
0,5 мин |
Карточка 1. Выполните задания
ФИО учеников:
1. Прочитайте текст
С крыши дома оторвалась сосулька. По мере её падения кинетическая энергия сосульки ___________________, её потенциальная энергия относительно поверхности Земли ___________________. Если пренебречь сопротивлением воздуха, то можно говорить о том, что полная механическая энергия сосульки ___________________.
Вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.
1) уменьшается
2) увеличивается
3) не изменяется
2. Прочитайте текст
Тело брошено вертикально вверх. По мере его подъёма на высоту h __________ увеличивается, его __________ уменьшается. Если пренебречь сопротивлением воздуха, то можно говорить о том, что __________ не изменяется.
Вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.
1) полная механическая энергия
2) кинетическая энергия
3) потенциальная энергия относительно поверхности Земли
3. Прочитайте текст
Спортсмен, прыгая в высоту, отталкивается от поверхности Земли. Потенциальная энергия спортсмена __________, кинетическая энергия спортсмена по мере подъёма __________. В результате такого взаимодействия скорость Земли __________, поскольку Земля имеет очень большую массу по сравнению со спортсменом.
Вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.
1) сохраняется
2) увеличивается
3) уменьшается
4. Шарик движется вниз по наклонному жёлобу без трения. Как при этом меняются кинетическая энергия и полная механическая энергия шарика?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
5. Прочитайте текст
Автомобиль после остановки на обочине начинает ускоряться, энергия его двигателя переходит из __________ энергии в __________ энергию.
Вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.
1) Кинетическая
2) Потенциальная
3) Полная механическая
Карточка 2. Прочитайте текст:
Принцип работы ГЭС
Сегодня современные гидроэлектростанции — это огромные сооружения на гигаватты установленной мощности. Однако принцип работы любой ГЭС остается в целом достаточно простым, и везде почти полностью одинаковым. Напор воды, направленный на лопасти гидротурбины, приводит ее во вращение, а гидротурбина в свою очередь, будучи соединена с генератором, вращает генератор. Генератор вырабатывает электроэнергию, которая и подается на трансформаторную станцию, а затем и на ЛЭП.
В машинном зале гидроэлектростанции установлены гидроагрегаты, которые преобразуют энергию потока воды в энергию электрическую, а непосредственно в здании гидроэлектростанции располагаются все необходимые распределительные устройства, а также устройства управления и контроля работы ГЭС.
Мощность гидроэлектростанции зависит от количества и от напора воды, проходящей через турбины. Непосредственно напор получается благодаря направленному движению потока воды. Это может быть вода, накопленная у плотины, когда в определенном месте на реке строится плотина, или же напор получается благодаря деривации потока, - это когда вода отводится от русла по специальному туннелю или каналу. Тем самым создается значительная разность уровней между выходным отверстием канала и нижним течением реки.
У конца канала вода поступает в трубу с крутым наклоном, у нижнего конца которой располагается гидротурбина с генератором. Благодаря значительной разности уровней вода приобретает большую кинетическую энергию, достаточную для питания станции.
Ответьте на вопросы на основе прочитанного текста.
План для работы с текстом
ФИО учеников:
1) Что вы знали уже про ГЭС до прочитанного текста? |
|
2) Что вы узнали нового про ГЭС из прочитанного текста? |
|
3) На каком уроке вы обсуждали ГЭС?
|
|
4) Что такое деривация потока?
|
|
5) Каким способом можно увеличивать мощность вырабатываемой электроэнергии? |
|
6) Какие переходы энергии происходят при работе ГЭС? |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.