Закон сохранения энергии
Оценка 5

Закон сохранения энергии

Оценка 5
Иллюстрации +2
docx
физика
9 кл
09.02.2020
Закон сохранения энергии
Урок для изучения для нового материала на тему "Закон сохранения энергии". Содержит большинство видов деятельности ФГОС.
Закон сохранения энергии 9 класс.docx

 Технологическая карта урока.

 

Урок физики в 9 классе «Закон сохранения энергии»

 

 

Деятельностная цель:

 

 

Формирование умений реализации новых способов действий.

 

 

 

Предметно-дидактическая цель:

 

 

Формирование знаний об энергии и методов использования этих знаний в жизни.

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форм. УУД

Методы оценки/самооценки

Организационный этап

 

Обратить внимание, что ученики сидят по группам.

Садятся по группам, обращают внимание на номера групп.

Коммуникативные

 

Формирование новых знаний, умений и навыков:

 

Актуализация знаний;

 

 

 

Создание проблемной ситуации

 

 

Постановка учебной проблемы

 

Предлагает вспомнить физические величины.

Демонстрация опыта для выявления закономерности перехода энергии.

Проблема:

Как высота зависит от начальной скорости? Груз на пружине колеблется, но со временем останавливается.

Вспоминают единицу измерение и формулы потенциальной и кинитической энергии.

Выявления закономерности перехода энергии из одного вида в другой.

 

 

Познавательные

Речевые

Решение проблемной ситуации:

 

Выдвижение гипотезы;

 

 

Проверка гипотезы;

 

 

Формулировка окончательного решения

Проверяет гипотезу, подкидывая мяч.

Приводит в движения маятник, закреплённой на пружине.

 

 

Выдвигают гипотезу о том, что будет с высотой подъёма шарика, если увеличить начальную скорости.

Пытаются объяснить, почему груз колеблется, а потом останавливается.

Выводят тему урока.

Регулятивные

Речевые

 

 

Доказательство и применение найденного решения

 

 

Организует разные формы деятельности.

Проводит физическую минутку для закрепления знаний.

Выполняют задания разной направленности из ОГЭ на данную тему.

Работают с текстом, на основе которого отвечают на вопросы.

∙Регулятивные

∙Коммуникативные

Знаковые письменные

 

 

 

 

 

Подведение итогов и рефлексия

 

 

Проводит блиц опрос для подведения итогов.

 

Смотрят видео и рассказывают какие примеры перехода энергии встречаются там.

Личностные

Речевые

 

Методы: Постановка и решение учебной проблемы, беседа, самостоятельная работа, объяснение

 

 

 

План урока

Фрагменты презентации

Время

Здравствуйте, садитесь. Вы сидите по группам, обратите внимание, что у групп есть номера. 

 

1 мин

Как обозначается потенциальная и кинетическая энергия? В чем измеряется?

 

Человек скатывается с горы, что происходит с его скорость в процессе движения?

0,5 мин

Посмотрите на установку. Я подкидываю мяч на вверх. Если я буду кидать с большей начальной скоростью, то что будет происходить с высотой подъёма?

Вывод: Значит скорость зависит от высоты.

Посмотрите на установку, что это?

Ответ: Маяк.

Я опустила груз, почему он продолжает двигаться? Вроде бы вы его вывели из равновесия, он по инерции продолжает подниматься, но продолжает подниматься каждый раз.

Вывод: Значит он обладает энергией, которую мы ему передали.

*** Сосулька падает с некоторой высоты без начальной скорости.

Она обладает энергией?

Какую энергию она будет иметь в самой верхней точки и в самой нижней?

При падении что происходит с высотой и скоростью?

5 мин

Значит потенциальная энергия уменьшается, а кинетическую увеличивается, так как одна энергия переходит в другую, но сама энергия сохраняется?

«Закон сохранения энергии»

Значит одна энергия переходит в другую.

3 мин

Посмотрите на рисунок. Шарик скатывается с горы без начальной скорости. Какой энергией он обладает вначале? А какой в конце?

А если я кину его с начальной скорость?

Если я поймаю шарик на некоторой высоте.

В этот момент какой энергией он обладает? (ученик выходит все обозначает на картинке на доске)

2 мин

Решим задачи из ОГЭ по физике. За каждое получаете 1 балл. 

(4 задания)

4 мин

Возьмите из конверта карточку с номером 1. Ваша задача прочитать небольшие тексты с ситуацией и вставить туда недостающие слова, работая в группе. В дальнейшем вам надо будет озвучить правильный ответ, поэтому сразу определение того, кто будет представлять вашу группу.

*Карточка прилагаются

9 мин

(Физкульт минутка)

Возьмите теннисные мячики в руки, поднимите руку вверх. Какой энергией обладает мяч?

Бросьте его вниз. В какую энергию перешла потенциальная энергия?

Поделитесь энергией. Перекиньте мяч другу.

 

2 мин

Возьмите из конверта литок с номером 2. Перед вами текст и вопросы, на которые надо ответить на основе прочитанного текста. Ниже представлен план для работы с текстом. Вы работаете в команде поэтому пред ответом обсудите ваши варианты с группой. 

*Карточка прилагается

10 мин

Значит энергия переходит в разные виды. Из тепловой в механическую и из механической в электрическую.

3 мин

Видео. Какие примеры вы увидели в видео?

 

1+1 мин

Домашняя работа: Придумать свои примеры.

 

1 мин

Верны ли утверждения?

2 мин

Спросить о том, что тяжело и легко было.

(Поставить оценки активным ученикам)

 

0,5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка 1. Выполните задания

ФИО учеников:

 

1. Прочитайте текст

С крыши дома оторвалась сосулька. По мере её падения кинетическая энергия сосульки ___________________, её потенциальная энергия относительно поверхности Земли ___________________. Если пренебречь сопротивлением воздуха, то можно говорить о том, что полная механическая энергия сосульки ___________________.

Вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.

1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

 

2. Прочитайте текст

Тело брошено вертикально вверх. По мере его подъёма на высоту h __________ увеличивается, его __________ уменьшается. Если пренебречь сопротивлением воздуха, то можно говорить о том, что __________ не изменяется.

Вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.

1) полная механическая энергия

2) кинетическая энергия

3) потенциальная энергия относительно поверхности Земли

 

3. Прочитайте текст

Спортсмен, прыгая в высоту, отталкивается от поверхности Земли. Потенциальная энергия спортсмена __________, кинетическая энергия спортсмена по мере подъёма __________. В результате такого взаимодействия скорость Земли __________, поскольку Земля имеет очень большую массу по сравнению со спортсменом.

Вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.

1) сохраняется

2) увеличивается

3) уменьшается

 

4. Шарик движется вниз по наклонному жёлобу без трения. Как при этом меняются кинетическая энергия и полная механическая энергия шарика?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличится

2) уменьшится

3) не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

5. Прочитайте текст

Автомобиль после остановки на обочине начинает ускоряться, энергия его двигателя переходит из __________ энергии в __________ энергию.

Вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.

1) Кинетическая

2) Потенциальная

3) Полная механическая

 

 

Карточка 2. Прочитайте текст:

Принцип работы ГЭС

Сегодня современные гидроэлектростанции — это огромные сооружения на гигаватты установленной мощности. Однако принцип работы любой ГЭС остается в целом достаточно простым, и везде почти полностью одинаковым. Напор воды, направленный на лопасти гидротурбины, приводит ее во вращение, а гидротурбина в свою очередь, будучи соединена с генератором, вращает генератор. Генератор вырабатывает электроэнергию, которая и подается на трансформаторную станцию, а затем и на ЛЭП.

В машинном зале гидроэлектростанции установлены гидроагрегаты, которые преобразуют энергию потока воды в энергию электрическую, а непосредственно в здании гидроэлектростанции располагаются все необходимые распределительные устройства, а также устройства управления и контроля работы ГЭС.

Мощность гидроэлектростанции зависит от количества и от напора воды, проходящей через турбины. Непосредственно напор получается благодаря направленному движению потока воды. Это может быть вода, накопленная у плотины, когда в определенном месте на реке строится плотина, или же напор получается благодаря деривации потока, - это когда вода отводится от русла по специальному туннелю или каналу. Тем самым создается значительная разность уровней между выходным отверстием канала и нижним течением реки.

У конца канала вода поступает в трубу с крутым наклоном, у нижнего конца которой располагается гидротурбина с генератором. Благодаря значительной разности уровней вода приобретает большую кинетическую энергию, достаточную для питания станции.

Ответьте на вопросы на основе прочитанного текста.

План для работы с текстом

ФИО учеников:

 

1) Что вы знали уже про ГЭС до прочитанного текста?

 

 

 

2) Что вы узнали нового про ГЭС из прочитанного текста?

 

 

 

3) На каком уроке вы обсуждали ГЭС?

 

 

 

 

4) Что такое деривация потока?

 

 

 

 

5) Каким способом можно увеличивать мощность вырабатываемой электроэнергии?

 

 

6) Какие переходы энергии происходят при работе ГЭС?

 

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока.

Технологическая карта урока.

Выдвижение гипотезы; Проверка гипотезы;

Выдвижение гипотезы; Проверка гипотезы;

Человек скатывается с горы, что происходит с его скорость в процессе движения? 0,5 мин

Человек скатывается с горы, что происходит с его скорость в процессе движения? 0,5 мин

Физкульт минутка) Возьмите теннисные мячики в руки, поднимите руку вверх

Физкульт минутка) Возьмите теннисные мячики в руки, поднимите руку вверх

Карточка 1. Выполните задания

Карточка 1. Выполните задания

Карточка 2. Прочитайте текст:

Карточка 2. Прочитайте текст:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2020