Предлагаю ситуационные задачи- вопросы, которых я использую на обобщающих уроках географии.
Надеюсь, что кому – то покажется интересным такой подход и пригодится в подготовке и проведении итогового урока в 7 классе. Ситуационные задачи - вопросы задаёт специально подготовленный ученик, который исполняет роль путешественника. Он рассказывает учащимся о своих путешествиях, наблюдениях, явлениях и случаях, его заинтересовавших, а учащиеся должны аргументировано подтверждать или опровергать приведенные факты.
Костюкова О.В. работа.doc
Ситуационные задачи из жизни – на урок
Костюкова Ольга Васильевна, учитель географии
МБОУ «Хозесановская средняя общеобразовательная школа
Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
Повышенный интерес вызывают задания, которые требуют смекалки, логических
рассуждений, использования фактологических знаний. Такие вопросы помогают прививать
интерес к географии, побуждают учащихся читать дополнительную литературу, искать
информацию в сети Интернет. Предлагаю ситуационные задачи вопросы, которых я
использую на обобщающих уроках географии.
Надеюсь, что кому – то покажется интересным такой подход и пригодится в подготовке и
проведении итогового урока в 7 классе. Ситуационные задачи вопросы задаёт специально
подготовленный ученик, который исполняет роль путешественника. Он рассказывает
учащимся о своих путешествиях, наблюдениях, явлениях и случаях, его заинтересовавших,
а учащиеся должны аргументировано подтверждать или опровергать приведенные факты.
Урок начинаю с чтения басни И.А. Крылова «Лжец»
Из дальних странствий возвратясь,
Какой – то дворянин (а может быть, и князь),
С приятелем своим пешком гуляя в поле,
Расхвастался о том, где он бывал,
И к былям небылиц без счета прилагал.
Ученик – «путешественник»:
Нет, что я видал,
Того уж не увижу боле.
Что здесь у вас за край?
То холодно, то очень жарко,
Вот там – то прямо рай!
И вспомнишь, так душе отрада!
Ни шуб, ни свеч совсем не надо:
Не знаешь век, что есть ночная тень,
И круглый божий год
Все видишь майский день.
Вопрос: Есть ли на Земле место, где круглый год одинаковая погода: по – летнему тепло и
солнечно?
Ответ: Такая погода характерна для области экватора, где погода в течение всего
года одинаковая: с утра ярко светит солнце, затем идет дождь, а к вечеру опять
светит солнце.
Ученик – «путешественник»:
Однажды я побывал в удивительном месте. С участниками экспедиции, исследователями
глубоководных впадин, опустился на дно самой глубоководной впадины на Земле. Таким
образом я оказался ближе всего к центру Земли. Вопрос: Где я побывал и прав ли я в своем утверждении?
Ответ: Ближе всех к центру земного шара оказались люди, которые побывали на
полюсах(Северном и Южном), а не те, которые спускались в Марианскую
глубоководную впадину (11022 м). Разница полярного и экваториального радиусов
составляет 21 км, следовательно, побывавшие на Северном полюсе люди были на 10 км
ближе к центру Земли, чем те, кто спускался в Марианскую впадину. Причем те, кто
побывали на Северном полюсе, были ближе к центру Земли на 3 км, чем те, которые
побывали на Южном полюсе, так как Северный полюс расположен на уровне океана, а
Южный на плато, имеющем высоту 3 км.
Ученик – «путешественник»:
С шестью смелыми бородатыми людьми я больше трех месяцев качался на волнах в океане
на небольшом плоту. Над нашими головами высился парус с изображение вождя древних
индейцев. А вокруг на тысячи миль виднелись только белые гребни волн безбрежного
океана. Это плавание проходило не в 15 веке, а в 20м веке.
Вопрос: Зачем было совершено это опасное путешествие?
Ответ: Это замечательное плавание было совершено на плоту «КонТики» и в 1947
году под руководством Тура Хейердала – норвежского ученого. Плот был построен по
образцу древнеперуанских народов. За 101 день путешественники пересекли Тихий океан
от берегов Южной Америки до островов Туамоту. Этим плаванием было доказано,
что народы Полинезии могли осуществлять подобное плавание, переселяться на
островаОкеании и Южной Америки.
Ученик – «путешественник»:
Побывал я в удивительном месте. Там все время над головой светит Полярная звезда, и в
какую бы сторону я не пошёл , всегда буду идти в южном направлении. А кругосветное
путешествие я совершил, всего лишь повернувшись на 350 градусов.
Вопрос: Где расположено это место?
Ответ: На Северном полюсе. Именно здесь постоянно над головой Полярная звезда –
главный ориентир на звездном небе Северного полушария. Из точки Северного полюса
все направления показывают на юг. Стоя на этой точке и повернувшись на 360 градусов,
можно совершить кругосветное путешествие.
Ученик – «путешественник»:
В одном из путешествий я с легкостью разбивал гранитные камни палкой. Они рассыпались
под ударом, превращаясь в красноватую труху.
Вопрос: Есть ли такие камни?
Ответ: Да. В Карелии встречаются «гнилые» камни, на поверхности которых
поселились лишайники. Камни «гниют» от выделения лишайниками
веществ, разъедающих даже такие твердые породы, как гранит. Позже на
разрушенном камне поселяются мхи, а потом и другие растения, т.е. идет процесс
образования почвы.
Ученик – «путешественник»:
В зимний морозный день мы купались в озере. Как было приятно сбросить с себя лыжи,
одежду и окунуться в теплую воду, а потом посидеть на камнях, поросших мягким мхом и
походить по зеленой ласковой траве, росшей на берегу озера. Что вы думаете о таком явлении?
Вопрос: Как вы думаете, правдоподобен ли мой рассказ?
Ответ: Такое возможно. На полуострове Камчатка много горячих источников. Озеро,
о котором идет речь, находится недалеко от города ПетропавловскаКамчатского. В
него поступает теплая вода из глубин земных недр, поэтому даже в зимние морозы
температура воды в озере достаточно высокая. Озеро не только не замерзает, но в
нем можно купаться. Над таким озером формируются теплые воздушные массы,
благодаря которым на берегах озера в зимнее время зеленеют растения.
Ученик – «путешественник»:
Однажды мне пришлось наблюдать «сухой» дождь. Вот как это было: мы двигались по
открытой местности. Внезапно подул сильный ветер, и туча закрыла солнце. Сразу
потемнело, сверкнула молния, загремел гром. Мои спутники радостно закричали:
«Наконец – то дождь!» Но проводник отрицательно покачал головой. Вскоре мы услышали
шум дождя. Он доносился откуда – то сверху, и ни одна капля не упала на нас.
Вопрос:
Ответ: Такой дождь может быть в пустынях, где воздух очень горячий. И если со
случайно набежавших дождевых облаков начинают падать капли дождя, то они
испаряются уже в раскаленном слое воздуха, так и не достигнув поверхности земли.
Такое явление в атмосфере называют «сухой дождь»
Ученик – «путешественник»:
Я был свидетелем интересного явления в пустыне. Около полудня при температуре
воздуха +42 градусов я услышал громкий треск. Было похоже, что ктото стрелял изза
скал. Но проводник успокоил всех, сказав, что это явление называется «звуком Солнца».
Солнце его родины заставляет кричать даже камни.
Вопрос:
Ответ: в пустыне в результате охлаждения ночью и сильного нагрева днем горные
породы трескаются и раскалываются громким звуками.
Ученик – «путешественник»:
Побывал я и в саду «гигантских истуканов». Они такие большие, достигают высоты
девятиэтажного дома
Вопрос:
Ответ: такой сад «истуканов» расположен в Крыму под городом Алуштой. Здесь в
результате выветривания горных пород образовались столбы причудливой формы,
напоминающие человеческие фигуры.
Учитель следит за правильностью, полнотой и аргументированностью ответов
В заключительной части подводится итоги и вручаются дипломы «эрудит класса», «самый
сообразительный», «За лучший ответ» и др.
От чего кричат камни?
Что это такое?
Замечательная география (учителям географии)
Замечательная география (учителям географии)
Замечательная география (учителям географии)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.