Каждый учитель стремится дать своим ученикам помимо учебного материала что-то интересное, занимательное и развивающее. Задания, которые я подготовила, помогут коллегам творчески позаниматься на внеурочной деятельности, провести олимпиаду и даже организовать математический турнир. Развитию мыслительной деятельности способствует оперирование знаниями в условиях непривычной формулировки задания, применение нового языкового материала, необходимость делать самостоятельный вывод, обобщение.Занимательные задания по математике в 1 классе
Занимательные задания по математике в 1 классе
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10
1. Лучший счетчик
Дидактическая цель. Установление соответствия между числом рисунков
и цифрой.
Средства обучения. Таблицы 3—4, 10—13, 14—19
из пособия «Примеры зависимости между величинами», вкладки к
учебнику.
Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе по секторам
соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор
поочередно, он предлагает детям сосчитать число рисунков и показать
нужную числовую фигуру. Кто быстрее всех сосчитает рисунки и покажет
нужную цифру, тот лучший счетчик. Затем учитель показывает вразбивку
цифры, ученики — соответствующее число рисунков в секторах круга. В
итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число
рисунков в них и определить, где рисунков больше, где меньше и на
сколько.
2. Хлопки
Дидактическая цель. Установление соответствия между числом рисунков
и цифрой.
Средства обучения. Таблицы 14—25 из пособия «Примеры зависимости
между величинами» и вкладки к учебнику.
Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе размещает по
секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором,
предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналау прохлопать столько
же раз, сколько открыто рисунков и показать нужную цифру. (Учитель
задает ритм хлопков.)
3. Построим домик (II вариант)Дидактическая цель. Закрепление нумерации чисел первого десятка
Средства обучения. Десять палочек.
Содержание игры. Детям дается задание построить домик из 6, 8, 10
палочек. Один ученик строит дом на магнитном моделеграфе из цветных
полосок бумаги, все другие у себя на партах из палочек.
Аналогично дети выкладывают из палочек снежинку, рыбку, елочку,
парусную лодку, звездочку, машинку и считают число использованных
палочек.
4. Поезд
Дидактическая цель. Закрепление понятий «один», «много».
Средства обучения. Учитель прикрепляет ка магнитной доске рисунки
животных и рисунок одной елки, на учительском столе находятся один
домик и много игрушек, на парте одного из учеников лежит много различных
карандашей и одна ручка.
Содержание игры. Ведущий — паровоз, остальные дети — вагончики.
Паровоз идет, останавливаясь на станциях «доска, стол учителя, парта
ученика). Ребята называют, каких рисунков, игрушек, школьных
принадлежностей на станциях много, а каких — один (одна).
5. Курочка и цыплята
Дидактическая цель. Формирование навыков счета.
Средства обучения. Маска (шапочка) курочки из бумаги.
Содержание игры. Учитель вызывает к столу девочку, надевает на нее
маску (шапочку) курочки, остальные дети — цыплята.
Учитель читает стихи.
«Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки —
Желтые цыплятки».
Курочка: «Ко-ко-ко-ко, ко-ко-коНе ходите далеко».
(Т. Волгина)
Курочка в игре клюет (стучит карандашом по столу), а детки должны
откликнуться — пропищать столько же раз (курочка должна постучать с
перерывами 3—4 раза, а цыплята — соответствующее число раз
откликнуться).
6. Составим поезд (I вариант)
Дидактическая цель. Ознакомление детей с приемом образования чисел
путем прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из
последующего числа.
Содержание игры. Учитель вызывает к доске поочередно учеников.
Каждый из них, выполняя роль вагона, называет свой номер. Например,
первый вызванный ученик говорит: «Я — первый вагон». Второй ученик,
выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладет левую
руку на плечо ученика, стоящего впереди), называет свой порядковый номер,
остальные составляют пример: «Один да один, получится два». Затем
цепляется третий вагон, и все дети по сигналу учителя составляют пример
на сложение: «Два да один — это три». И т. д. Потом вагоны (ученики)
отцепляются по одному, а класс составляет примеры вида: «Три без одного
— два. Два без одного — один». И т. д.
Учащиеся в игре закрепляют знание о порядковом и количественном
значении числа и снова делают обобщение, как образуется предыдущее и
последующее число.
7. Число и цифру я знаю
Дидактическая цель. Установление соответствия между числом и
цифрой.
Средства обучения. Набор кругов, треугольников, квадратов из пособия
«Примеры зависимости между величинами», таблицы 14—19, 26—33,
вкладки к учебнику математики.Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе поочередно
открывает сектор за сектором, дети считают число фигур в каждом из них и
показывают учителю соответствующую карточку с цифрой, а затем
сравнивают число фигур в двух соседних секторах магнитного моделеграфа.
8. Продолжай
Дидактическая цель. Закрепление понятий «раньше», «позже», «потом»,
«после этого».
Содержание игры. Учащиеся должны закончить начатое учителем
предложение, например: «Утром я пошел в школу. а вернулся домой...
(днем). Я редко хожу в кино, а старший брат... (часто). Мы завтракаем утром,
а ужинаем... (вечером). Солнышко светит днем, а луна... (ночью). После зимы
наступает весна, а после весны... (лето). Раньше наступает осень, а зима...
(позже)».
Здесь уожно предложить детям отгадать загадки о временах года.
Отгадайте загадки «Когда это бывает».
Когда наступает Новый год? (Зимой.)
Какое время года наступает после зимы? (Весна.)
После весны какое время года наступает? (Лето.)
В какое время года начинаются занятия в школе? (Осенью.) Что бывает
раньше: зима или весна? (Зима.)
Какое время года наступает позже: осень или лето? (Осень.)
9. Весёлый счёт
Дидактическая цель. Закрепление счета от 1 до 10 и от 10 до 1.
Средства обучения. Карточки с цифрами 1, 2, 3, 4,
5. 6. 7, 8, 9, 10 перемешаны и разложены на столах учащихся.
Содержание игры. Дети одновременно подбирают по порядку карточки с
цифрами и показывают учителю. Аналогично можно провести счет от 10 до
1.10. Помогите числам занять свои места по порядку
I вариант
Дидактическая цель. Закрепление представления о порядковом значении
числа.
Средства обучения. Карточки с цифрами 0, 1,..., 9.
Содержание игры. Учитель расставляет на планке цифры. обозначающие
числа от 0 до 9, в беспорядке и обращается к детям: «Числа заблудились,
помогите им занять свои места». Дети расставляют числа первого десятка по
порядку: 0, 1,2, 3,..., Ю-Учитель спрашивает, сколько понадобилось цифр для
обозначения числа 10.
II вариант
Учитель раздает детям карточки с числами первого десятка. По сигналу
«Числа, стройтесь по порядку!» дети строятся по порядку, начиная с
меньшего числа: 1, 2,..., 10.
«Дел у меня немало —
Я белым одеялом Всю землю укрываю.
В лед реки убираю,
Белю поля. дома..
Зовут меня...?» (Зима.)
«Я раскрываю почки,
В зеленые листочки Деревья одеваю.
Посевы поливаю, Движения полна,
Зовчт меня?...» (Весна.)
«Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю.
Купайтесь! — Приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я...» (Лето.)
«Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен И елочек. Я...?» (Осень.)
11. Угадайка (I вариант)
Дидактическая цель. Закрепление последовательности натурального
ряда чисел от 1 до 10.
Содержание игры. Детям предлагают отгадать число, если оно:
Находится между числами 6 и 8. Какое место оно занимает? (Седьмое.)
На 1 больше 5 и на 1 меньше 7. Какое место в ряду оно занимает?
(Шестое.)
Мой сосед слева живет в восьмом домике (считая слева направо), сосед
справа живет в десятом домике (считая слева направо). В каком домике
живу я? (В девятом.) И т. д.
12. Угадай загадки Буратино.
Дидактическая цель. Различение предметов по форме и составление из
кругов, квадратов и треугольников разных рисунков.
Средства обучения. Круг, квадрат, треугольник из вкладки к учебнику
математики.
Содержание игры. Учитель на магнитной доске прикрепляет круг,
квадрат и треугольник и предлагает отгадать загадки Буратино:
Что можно нарисовать из круга? (Яблоко, арбуз, мяч и т. д.)
Что можно нарисовать из квадрата? (Портфель, ящик, печенье.)
Что можно нарисовать из треугольника? (Елочку, парусную лодку и т. д.)