Занимательный материал по истории " Мистерии Осириса в Древнем Египте" (5,10 класс история)
Оценка 4.7

Занимательный материал по истории " Мистерии Осириса в Древнем Египте" (5,10 класс история)

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
история
5 кл—10 кл
01.04.2017
Занимательный материал по истории " Мистерии Осириса в Древнем Египте" (5,10 класс история)
В материале Мистерии Осириса в Древнем Египте присутствует материал о жизни Осириса, его жене Исиде, сочинения Плутарха. Культ Осириса занял главенствующее место в религиозной жизни древних египтян. Связь Осириса с загробным царством, о человеческих изображениях. История борьбы между Сетом и Гором проявляется в календаре счастливых и несчастливых дней, а именно для двенадцатого дня Тота, приблизительно соответствующего шестому ноября.
Мистерии Осириса в Древнем Египте.docx
Мистерии Осириса в Древнем Египте. Среди множества богов египетского пантеона особое место занимает Осирис (Озирис),  считавшийся богом плодородия и властелином загробного мира. По­египетски его имя  произносилось как «Усир». Буквальным значением этого слова было «многоглазый».  Осирис и его жена богиня Исида являются, несомненно, самыми важными и колоритными  фигурами египетского пантеона, а легенда о них, по словам Б. Тураева, ­ «главным мифом  египетской религии, занимающим центральное место во всей культуре египтян». Об Осирисе  существует объемистая исследовательская литература, содержащая немало противоречивых  суждений и выводов. Облик Осириса как божества очень сложен и представляется, «по  существу, до сих пор еще полностью не вскрытым и не проанализированным». Эти слова были  написаны М. Э. Матье в 1952 г. В настоящее время положение несколько изменилось к  лучшему, однако полной ясности в том, как возник образ Осириса, все же нет. Наиболее полным изложением легенды об Осирисе мы обязаны не египетским текстам, а  греческой литературе и в частности знаменитому трактату Плутарха об Изиде и Осирисе.  Плутарх предпринял попытку осмыслить египетский миф в соответствии с греческими  представлениями того времени в разрезах рационалистическом, демонологическом,  физическом, астрономическом, философском (Платоновская академия), дуалистическом и,  что особенно интересно для египтологии, истолковать Осириса и его сына Харпократа, как  божества растительности. Версия Плутарха совпадает в основном с мифологическими и  религиозными представлениями египтян об Исиде и Осирисе, отраженными в подлинных  египетских текстах; правда, тексты эти много богаче, в них представлено большее  разнообразие мифологических эпизодов и, может быть, вариантов мифа, оставшихся  неизвестными Плутарху или опущенных в его скупом повествовании. Со временем культ Осириса занял главенствующее место в религиозной жизни древних  египтян, и этот бог стал самым почитаемым среди язычников Египта. Осирис начинает  приобретать влияние в египетской религии в конце эпохи Древнего царства. Во времена  Среднего царства Осирис не только бог загробного мира, но и «властитель дум». Об этом  свидетельствуют данные о мистериях Осириса в Абидосе, которыми располагает наука. Сюжет этих драматических религиозных представлений составляли «страсти» Осириса – эпизоды его  жизни, его страдальческая смерть.    Прежде чем говорить о мистериях Осириса, мы должны задать вопрос: а что нам известно об  этом боге, какие легенды сложили о нем египтяне? Все мы что­нибудь да знаем о нем, но  ясности ради нам необходимо рассмотреть эти вопросы, прежде чем мы займемся  исследованием церемоний египетского культа некогда названного мистериями.  Изображался Осирис (прежде в России написание его имени было – «Озириус»)  преимущественно в человеческом облике. Часто на голове его был одет атеф, специальный  тростниковый головной убор, отличие царской власти. Считалось, что в древнейшие времена он сам царствовал на земле Египта. Он был четвертым богом из числа земных правителей –  после богов Ра, Шу, и Геба .  Его непосредственная связь с загробным царством сказывалась в частых изображениях  Осириса в виде мумифицированной фигуры или просто мумии, положенной в гроб. Однако  встречались, хоть и не часто, зооморфные изображения в виде человека с головой ястребы или  в виде мумии с ястребиной головой. Поскольку его священным животным считался бык Апис,  то и самого Осириса иногда представляли в виде черно­белого быка. В человеческих изображениях Осириса превалировал зеленый цвет, что подчеркивало его суть  как божества растительности. Поэтому его нередко изображали с виноградной лозой, со  злаками в руках или сидящим  среди деревьев. «Тексты Пирамид» называли Осириса  «владыкой виноградной лозы». На одном барельефе в храме Исиды на острове Фивы был  изображен жрец, поливавший водой из кувшина мертвое тело Осириса, сквозь которое  произрастали хлебные побеги. В древнейшем памятнике египетской письменности «Книге  Мертвых» душа покойного, уподобленного Осирису, утверждает: «Я – Осирис…Я – ячмень».  В районе фиванского некрополя были найдены при раскопках глиняные статуэтки Осириса,  которые подобно мумиям были перевязаны полосками золоченой ткани. Лицо у них было  сделано из зеленого воска, но самое интересное – это то, что они были набиты зерном.  Подобные статуэтки находили также в саркофагах между ногами мумий.  В некоторых своих аспектах Озирис является агрокультурным богом, ежегодно  возрождающейся растительности и разлива реки, год за годом приносящем стране плодородие  и процветание. Но легенда об Озирисе в большей степени связана с другим аспектом с богом  который является царем земли .  Египтяне считали Осириса также олицетворением их главной реки Нила, темные воды  которого ассоциировались в древнем религиозном сознании с черным цветом Осириса и  черным деревом, бывшим символом этого бога. Было и такое верование, что Нил вытекает из  ноги Осириса. Иногда его воспринимали и как лунное божество. В этом случае над его головой помещали лунный диск.   Согласно древним мифам, Осирис был старшим сыном бога земли Геба (Кеба) и богини неба  Нут. С его рождением связана очень занятная  история. Бог солнца Ра в гневе своем наслал на  Нут заклятие, из­за которого она не могла разрешится от бремени своего ни в один из  двенадцати месяцев. Тогда бог мудрости Тот, также находившийся в любовной связи с  богиней, решил ей помочь. Поскольку тогда год состоял всего лишь из 360 дней, то Тот решил  его увеличить еще на пять дней. «Заполучив свой выигрыш – пять дней, –  Тот прибавил их к  солнечному году. С тех пор лунный год сделался короче: в нём осталось лишь 355 дней. А  солнечный год увеличился: дней в нем отныне было 365. Но самое главное – на пять лишних  дней солнечного года не распространялось проклятие Ра!»    В течение этих пяти недостающих дней Нут и родила пять своих детей. В первый день родился Осирис, а  остальные – его братья и сестры: Хорус­старший, Сет, Исида и Нефтида. В «Текстах Пирамид» создателем Осириса называется Атум ­ Хепри, то есть бог­демиург  Атум в его ипостаси отожествления с божеством утреннего солнца Хепри. Была и еще одна,  совсем уж экзотическая версия. В Фивах и Омбосе Осириса считали сыном священного  гиппопотама. Здесь причина, очевидно, в смешении богини­матери Апет, представляемой в  облике самки­гиппопотама, и богини неба Нут.    При рождении Осириса было знамение, как об этом пишет Плутарх. Голос с неба возвестил,  что родился повелитель всего сущего. И сам Ра признал новорожденного бога своим  наследником. Мифы рисовали Осириса как великого властелина. Во время его земного правления  значительно улучшились нравы древних египтян.  Именно Осирис вывел египтян из состояния дикости, дал им законы, научил почитать богов.  Он вел обработку злаков, положил начало сбору плодов с деревьев и виноградарству. Он много путешествовал по миру, распространяя тайны земледелья, и восхищенные народы отвечали ему преданностью и любовью .  Во время одного из своих возвращений он попал в ловушку, устроенную его коварным братом  Сетом. Последний составил против Осириса целый заговор, в котором участвовало кроме него  и царицы Эфиопии Ано еще 72 заговорщика. Во время пира Сет неожиданно доставил в залу  для пиршества огромный, богато разукрашенный сундук из ароматного дерева, приятно  пахнущего бальзамом, кедром и ладаном. Сет пообещал подарить этот сундук тому из богов,  кому он окажется по росту. Дело в том, что он уже тайно измерил рост Осириса и сделал  сундук по этой мерке. Никому из богов сундук не оказался в пору. Тогда в него лег ничего не  подозревавший Осирис, после чего приспешники Сета забили крышку гвоздями, залили щели  расплавленным свинцом и бросили сундук в Нил, воды которого вынесли его в открытое море.  По утверждению Плутарха, это злодеяние случилось на двадцать седьмом году правления (или  жизни) Осириса, в семнадцатый день месяца, называемого Атир и посвященного богине Хатор.  По современному календарю это соответствовало бы середине ноября, хотя некоторые  считают, что Атир мог совпадать с сентябрем. Главное заключалось в другом. В этот день  солнце находилось в созвездии Скорпиона, а именно скорпион является символом коварства и  предательства. Интересно и такое совпадение. Осирис лег в сундук Сета в то же самое время,  когда Ной взошел на Ковчег, спасаясь от всемирного Потопа. В сочинениях Плутарха содержится еще одно любопытное утверждение, согласно которому  первыми узнали об убийстве Осириса сатиры и Пан. Они подняли такую тревогу и шум, что с  тех пор в язык вошло слово «паника», означающее безотчетный ужас.  Существует много версий смерти Осириса, которая сама по себе является центральным  мотивом египетской мифологии. В большинстве источников рассказывается, как безутешная  вдова Осириса Исида нашла тело мужа и вдохнула в него силы, достаточные для зачатия Гора.  Анубис бальзамирует тело Осириса и делает первую в мире мумию. . Очень мало известно о происхождении Исиды, имя которой означает просто «сиденье» или  «трон» (Осириса) . Будучи его единоутробной сестрой, она была ему верной и заботливой  супругой. Как гласит миф, они полюбили друг друга и вступили в соитие еще не появившись на свет, а пребывая в материнском чреве. Облачившись в траурные одежды и срезав прядь своих  волос, Исида отправилась на поиски Осириса. Сундук же с телом Осириса был выброшен на  берег вблизи сирийского города Библоса. Там где сундук был выброшен на берег, выросло  дерево эрика, внутри ствола которого и оказался сундук с телом Осириса. Местный царь велел срубить это прекрасное дерево и сделать из него одну из колонн своего дворца. Исида же  вместе с сестрой Осириса Нефтидой продолжали неустанные поиски. Чтобы быстрее  покрывать длинные расстояния, богини превратились в птиц. Исида приняла облик птицы Хат,  а Нефтида стала соколицей.               Наконец поиски увенчались успехом. Ведь Исида считалась богиней чародейства, и ничто не  могло надолго укрыться от ее глаза. Прибыв в Библос, она смогла убедить царя Мелкарта и  его супругу Астарту отдать ей то, что скрыто в деревянной колоне дворца.  По одному варианту мифа Исида, в облике соколицы, села на труп Осириса и чудесным  образом зачала от него сына Гора (Хоруса). В «Гимне Осирису», текст которого был выбит на  каменной стеле начальника стад бога Амона Амонмеса (XV век до н.э.), об этом событии  говорится так: «Исида благая, защитница брата своего, искавшая его без устали. Обошедшая  землю эту в печали, не остановилась она, не найдя его, сделавшая тень перьями своими,  сотворившая ветер крыльями своими. Ликуя, извлекла она брата своего на землю. Поднявшая  усталость утомленного, принявшая семя его, сотворившая наследника…» .   По другой версии мифа, Осирис был не заключен в ящик, а разрублен Сетом на 14 частей,  которые были разбросаны по всему Египту. Еще по одному варианту. Сет расправляется с  Осирисом дважды, второй раз после воскрешения последнего. В разных версиях  бальзамированием или погребением останков Осириса занимаются то сама Исида, то  посланный верховным богом Ра шакалоголовый бог загробного мира Анубис.  Так вот, Исиде удалось собрать все четырнадцать частей тела Осириса, кроме одной –  фаллоса, который съела нильская рыба (лепидот, фраг или оксиринх). Египтяне по этой  причине считали эти виды рыб не съедобными. Недостающую же часть тела Осириса его сестра и супруга Исида вылепила из глины или, в другой версии, сделала из золота. Короче говоря, все эти части Осириса были пограблены в различных городах страны. Некоторые объясняют эту  версию мифа тем обстоятельством, что гробницы Осириса располагались по всему Египту.  Говорили также о том, что Исида хоронила в различных местах статуи убитого мужа, выдавая  их за тело бога. Это делалось с той целью, чтобы у местных жителей возникло сильное  религиозное чувство. Служителям культа Осириса была пожалована Исидой, как гласит  предание, одна треть всех египетских земель. Но все же центром культового поклонения  Осирису считался город Абидос, где была захоронена его голова. Абидос находился в Верхнем Египте, а вот центром осирисовой религии в Нижнем Египте был город Бусирис. Там якобы находился позвоночник бога Осириса. Абидос к концу Древнего Царства стал для египтян  самым священным местом.  По мнению знаменитого этнолога Дж. Фрэзера,  «гробница Осириса» в Абидосе была для  египтян, по всей вероятности тем, чем храм гроба Господня в Иерусалиме является для  христиан». Самые состоятельные жители Египта завещали своим родственникам захоронить  свои мумии обязательно в священной земле Абидоса, рядом с могилой великого бога. Человек стремится уподобиться нетленному богу: «Слава тебе, о мой божественный отец  Осирис, ты живешь со своими членами. Ты не разлагаешься, ты не становишься червями, ты не  слабеешь, ты не начинаешь разлагаться, ты не гниешь, и ты не превращаешься в червей» . Но вернемся к окончанию основного мифа о земной жизни Осириса, его гибели и воскресении.  История борьбы между Сетом и Гором проявляется в календаре счастливых и несчастливых  дней, а именно для двенадцатого дня Тота, приблизительно соответствующего шестому  ноября:  «Абсолютно несчастливый день. Ничего не предпринимай в этот день .В этот день Гор  сражался с Сетом .Они наносили друг другу удары , а затем слегли, каждый на своей стороне,  оба превратившись в бегемотов близ врат Хераха. Так они провели 3 дня и 3 ночи. Затем Изида метнула в них свой гарпун, он упал на лицо Гора. После этого она сказала гарпуну: «Оставь  моего сына Гора». Затем она метнула второй гарпун и он упал на лицо ее брата Сета. После  этого она громко кричала и причитала. Затем она сказала гарпуну: «Цепляй быстрее». А потом он несколько раз крикнул: «Неужто ты ненавидишь сына своей матери?» После этого ее сердце было опечалено. И она сказала гарпуну: «Отпусти его! Он сын моей матери» После этого  гарпун отпустил его. Затем они оба встали и повернулись друг к другу, и его Величество Гор  обозлился на свою мать Исиду прямо как пантера из Верхнего Египта. Затем он отрубил Исиде голову. Тогда Тот превратился в бога магии (Хеку) и пришил Исиде коровью голову. В этот  день делаются подношения на ее имя и имя Тота» .  Сын Осириса и Исиды Гор­младший в результате суровой тяжбы с узурпатором Сетом,  вынесенной на суд богов и длившейся, по одной версии, целых восемьдесят лет, был признан  наследником Осириса и получал право править на земле. Сет же, которого греки именовали  Трифоном, был изгнан прочь. Глаз Гора, вырванный у него Сетом во время поединка,  победивший бог дал проглотить мертвому Осирису, чем и оживил его. Это один из вариантов  мифа. Однако оживший отец Гора решил не возвращаться в царство, а оставаться повелителем  загробного мира, где он вершил свой праведный суд, отделяя праведников от грешников.

Занимательный материал по истории " Мистерии Осириса в Древнем Египте" (5,10 класс история)

Занимательный материал по истории " Мистерии Осириса в Древнем Египте" (5,10 класс история)

Занимательный материал по истории " Мистерии Осириса в Древнем Египте" (5,10 класс история)

Занимательный материал по истории " Мистерии Осириса в Древнем Египте" (5,10 класс история)

Занимательный материал по истории " Мистерии Осириса в Древнем Египте" (5,10 класс история)

Занимательный материал по истории " Мистерии Осириса в Древнем Египте" (5,10 класс история)

Занимательный материал по истории " Мистерии Осириса в Древнем Египте" (5,10 класс история)

Занимательный материал по истории " Мистерии Осириса в Древнем Египте" (5,10 класс история)

Занимательный материал по истории " Мистерии Осириса в Древнем Египте" (5,10 класс история)

Занимательный материал по истории " Мистерии Осириса в Древнем Египте" (5,10 класс история)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017