Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе:
“Согласный звук «Ж», буква «Ж»”
Цель: ознакомление детей со звуком «Ж» и буквой «Ж»
Задачи:
Образовательная: продолжать учить определять положение
звука в слове
Воспитательная: воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.
Развивающая: развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза.
1. Знакомство с новым материалом.
-В одном волшебном лесу живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (гласные звуки). Другие звуки при произношение встречают преграду. Какие это звуки? (согласные звуки).
-Сегодня мы познакомимся с новым звуком, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?
На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.
- Какой звук повторялся?
- Правильно, Ж. И вы, наверное, догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные задания, и конечно, игры. Но, чтобы наше путешествие удалось, давайте посмотрим как правильно произносится звук Ж.
2. Характеристика звука «Ж».
- Давайте произнесем звук Ж.
- А теперь необходимо понять, какой звук мы только что произносили: гласный или согласный? (Согласный)
- А почему?
1. У него есть короткая песенка ж-ж-ж-ж-ж
2. Ротик этот звук закрывает, а не широко открывает.
3. При произнесении этого звука воздух во рту встречает преграду: в верхние зубы упирается язык в форме «чашечки».
- Приложите ладошку к шее, скажите долго «ж-ж-ж». Что делает наш голос: спит или
песни поет? (Песни поет)
- Голос поет песни громко или тихо? (Громко)
- Значит этот звук звонкий или глухой? (Звонкий)
- Это звонкий звук. При его произнесении мы с вами чувствуем дрожание голосовых связок. А он твердый или мягкий? (Твердый)
- Значит звук Ж у нас какой? (согласный, звонкий, твердый)
3. Выделение звука [ж] на слух
- Звук [ж] предлагает нам поиграть с ним в игру: «Голодные лягушата». Приготовьте свои ладошки. Я произношу слова и слоги, а вы должны хлопнуть в ладошки тогда, когда услышите в них звук Ж.
а) жа, ша, за, жду, шты, зно, ажда, тда, фра, шба, жив …;
б) занавеска, жаворонок, дирижабль, этажерка, штукатур, оранжерея, незабудка, путешествие, стрекоза, пирожное
4. Знакомство с буквой Ж
- Мы с вами произносим слова со звуком Ж, а можем ли мы увидеть звуки? (Нет)
- Правильно, нет. А почему? (Звук мы только слышим, а видим и пишем только буквы.)
- Какой же буквой обозначается звук Ж на письме? (Буква Ж.)
- Посмотрите на мольберт. Вот так выглядит буква Ж.
Картинка с буквой Ж
- Ребят, а на что, по вашему, похожа буква Ж? (ответы детей).
-Послушайте стихотворение:
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издает «жужжащий звук».
5. Упражнение на развитие внимания.
- Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам нужно по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж]: в начале, в середине или в конце слова?
Выставить картинки.
-Ребята, а теперь приведите свои примеры слов, где звук [ж] находится:
- в начале слова: ЖУК, ЖАБА, ЖЕЛУДИ, ЖАКЕТ, ЖУРАВЛЬ, ЖЕРЕБЕНОК, ЖИРАФ.
-в середине: ФЛАЖОК, ХУДОЖНИК, МЕДВЕЖОНОК, СНЕЖИНКА, КРЫЖОВНИК, НОЖНИЦЫ, ЛЫЖИ.
-в конце: ЕЖ, ЭТАЖ, ПЛЯЖ.
-Молодцы! А сейчас давайте отдохнем.
Физминутка
А теперь пора нам встать,
И руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонимся вправо, влево
И берёмся вновь за дело.
6. Написание буквы «Ж»
На мольберте также остается картинка буквы Ж.
- Посмотрите на мольберт. Буква «Ж» состоит из трех палочек, первая палочка проводится сверху вниз, затем вторая из верхнего левого угла в нижний правый, и третья проводится из правого верхнего угла в нижний левый.
- Попробуем «прописать» букву «Е» в воздухе.
7. Закрепление пройденного материала.
Игра «Замените меня»
- Ребята, я предлагаю поиграть вам в игру под название «Замени меня». Я буду бросать кому-то мяч и называть слово, тот, кто мяч поймает, должен заменить первый звук на «Ж».
Лук – (Ж)УК, дар – (Ж)ар, лучок – (Ж)учок, баба – (Ж)аба, мир – (Ж)ир, билет – (Ж)илет, мало – (Ж)ало
Игра «Оживи букву»
- Ребята, а чтобы вы лучше запомнили букву Ж, давайте ее оживим. С помощью цветных карандашей превратите букву «Ж» в человечка, или животное, или насекомое.
8. Итог.
– Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Какой звук был сегодня у нас в гостях?
– Что вам больше всего понравилось?
– Назовите слова, в которых произносится звук [ж].
– Большое спасибо за занятие каждому из вас. Меня порадовало ваше внимание, аккуратность и старание на занятии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.