Занятие по ФЭМП в старшей группе.
Тема: Измерение объема
Программное
содержание: формировать представление о том, что сравнивать объем
жидкости можно только тогда, когда измерения ведутся одной меркой; вырабатывать
практические навыки измерения объема с помощью условной мерки; продолжать учить
подбирать слова, противоположные по смыслу; ориентироваться в пространстве;
отвечать полными предложениями; развивать память, мелкую моторику пальцев рук.
Демонстрационный
материал: два прозрачных сосуда с
подкрашенной водой, одинаковой высоты, но разного диаметра; мерка; фишки; мяч.
Раздаточный
материал: тетради, цветные
карандаши, карточки с пропущенными цифрами, цифры до 10.
Ход занятия
1. Измерение объема
жидкости.
Воспитатель вспоминает с детьми русские народные
сказки, в которых погибшего героя обрызгивают сначала мертвой, а потом живой
водой.
Полетел ворон, набрал воды в два сосуда, да
забыл, в какой сосуд какую воду налил. Помнит только, что живой воды больше
было. Выставляются два прозрачных сосуда с подкрашенной водой, одинаковой
высоты, но разного диаметра.
В сосуде большего диаметра воды побольше, но
высота столбика жидкости меньше:
Воспитатель просит детей помочь. Вместе с
воспитателем они решают, что жидкость из каждого сосуда надо измерить мерками и
сравнить количество мерок.
Еще
раз закрепляются выводы:
• Если объем измеряют разными мерками, то
получаются разные результаты.
• Число мерок больше, когда мерка меньше.
• Сравнивать по объему можно только тогда, когда
мерки одинаковые.
Дети вместе с воспитателем подбирают мерку,
договариваются о необходимости ее наполнения доверху, заготавливают два сосуда,
в которые будут наливать жидкости.
Отмеряя воду, дети выкладывают два ряда фишек, а
затем сравнивают их по количеству.
Неожиданно оказывается, что воды больше в том
сосуде, уровень воды в котором ниже. Можно спросить у детей, почему так
получается.
- А что будет, если взять сосуд еще шире?
- Изменится ли при этом количество воды?
Если дети сомневаются, можно проделать этот
опыт.
Таким образом, дети еще раз убеждаются в том,
что если ничего не добавили и не убрали, то количество осталось прежним.
Физкультминутка
Зайчикам не будет скучно,
Сделаем зарядку дружно?
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Лапки кверху, лапки в бок
И на месте скок, скок, скок.
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляем, детки, шаг,
Шаг на месте, стой!
Вот так.
2.
Игра с мячом «Скажи наоборот» (высокий
- низкий, грустный - веселый, глубокая - мелкая и др.).
3.
Игра «Встать справа ... слева».
Задание: встать справа от Анны; слева от меня и др.
4.
Игра «Вставь пропущенные цифры»
У детей карточки подобного типа:
_____________________________________
1 . 3 . . 6 . 8 9
_____________________________________
И карточки с цифрами от 0 до 10.
Задание: вставьте пропущенные цифры.
5.
Игра с пальчиками.
В понедельник - мандарин,
А во вторник - апельсин,
В среду - шоколад,
В четверг - мармелад,
В пятницу - виноград,
В субботу - печенье,
В воскресенье - варенье.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
6.
Работа в тетрадях.
а) Нарисуй три кружка так, чтобы второй был
большой.
б) Нарисуй пять квадратов так, чтобы третий был
желтым, а последующий - зеленым.
Частного дошкольного образовательного
Учреждения Детского сада «Лесовичок»
Общеразвивающего вида ПАО «РКК «Энергия»
Занятие по ФЭМП в старшей группе.
Тема: Измерение объема.
воспитатель: Мордвинцева Дарья Николаевна
2021
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.