Занятие по профориентации для 9 - 10 класса
«Способности и профессиональная пригодность».
Цель: Сравнение уровня сформированности позитивного мышления у воспитанников.
Задачи:
- расширить общий кругозор, какое может быть мышление у людей;
- развивать умение анализировать и делать выводы;
- коррекция познавательной деятельности.
Оборудование: ноутбук, план - конспект занятия, бумага, ручки.
Организационный момент.
Настоящая слава – это когда
Ваше имя ценится дороже,
Чем ваша работа.
Дэниэл Бурстин
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы проведем «Опросник типа мышления»
Узнать свой тип мышления и некоторые особенности коммуникативной сферы можно с помощью « Опросника типа мышления».
Основная часть:
Каждый
человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга.
Эти особенности еще называют «задатками», то есть заранее данными от природы
качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных
процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха.
Хорошая память и внимание, могут быть даны человеку от природы, но их
можно и развить специальными упражнениями. На основании одних и тех же задатков
возникают различные способности.
Способности — это индивидуально-психологические особенности человека.
Способности бывают общие и специальные. К общим относят способности, которые
есть у всех людей (но развиты у каждого в разной степени) и которые важны для
самых разных видов деятельности. Например, физические способности
необходимы представителям многих профессий. Сотрудник правоохранительных
органов, официант, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми и
ловкими.
Высокий уровень общего умственного, или интеллектуального, развития является условием успешной работы учителя, врача, юриста, психолога, инженера, экономиста, программиста и т. п. Уровень умственного развития определяется как природными задатками и наследственностью человека, так и его жизненным опытом, образованием, воспитанием и чертами характера. Тип мышления — это индивидуальный способ преобразования информации.
Коммуникативные способности для большинства профессий не менее важны, чем другие. Многие профессии связаны с обслуживанием, обучением, воспитанием других людей если не прямо, то косвенно. Успешность юриста, врача, учителя, менеджера во многом зависит от их эмоциональной устойчивости и умения общаться.
Опросник типа мышления
Инструкция: Прочитайте высказывания. Если вы согласны с приведенным
высказыванием, в бланке ответов поставьте «+», если не согласны — «-».
п-д |
а-с |
с-л |
н-о |
к |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.
10. Мне не нравится жестко регламентированная работа.
11. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей Лего.
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
34. Я согласен с утверждением, что красота спасет мир.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Истинно только то, что можно потрогать руками.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Обработка результатов:
Подсчитайте
количество плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой
нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления.
Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа
мышления (0—2 — низкий, 3—5 — средний, 6—8 — высокий).
1 (п-д). Предметно-действенное мышление свойственно людям дела.
Про них обычно говорят: «Золотые руки!» Они лучше усваивают информацию через
движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан
весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают
компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением
обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.
2 (а-с). Абстрактно-символическим мышлением обладают многие люди
науки — физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди
с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических
кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить.
Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие
открытия во всех областях науки.
3 (с-л). Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко
выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis — словесный). Благодаря
развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик,
писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до
людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
4 (н-о). Наглядно-образным мышлением обладают люди с
художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что
будет, и то, чего никогда не было и не будет, — художники, поэты, писатели,
режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны
обладать развитым наглядно-образным мышлением.
5 (к). Креативность — это способность мыслить творчески, находить
нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым
типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых
и успешных людей в любой сфере деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. У большинства людей
преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо
сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление
называют синтетическим.
Итог занятия:
Ребята, вам понравился этот опросник? Честно и правдиво вы отвечали на заданные высказывания? Значит, вы получили правильный ответ какое у вас мышление.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.