Шевелева Наталья Владимировна учитель начальных классов МБОУ "Таштыпская общеобразовательная школа №2"
Внеурочная деятельность, направление: спортивно-оздоровительное, кружок"Шахматы"
Тема:"Путешествие в шахматную страну"
Цель: формирование умения ориентироваться на шахматной доске, проводить элементарные комбинации; закрепление шахматных терминов.
Задачи:
-предметная: расширять кругозор;, пополнять знания о шахматах; обогащать словарный запас учащихся; работать над развитием речи.
-метапредметная: активизировать мыслительную деятельность; тренировать логическое мышление, память, внимание.
-коммуникативная: вырабатывать у ребенка выдержку, спокойствие, уверенность в своих силах.
Ход занятия
Сегодня мы совершим путешествие в шахматную страну. Прежде чем совершить путешествие, давайте выберем слова, которые будут помогать нам в течении всего занятия.
Лень, любознательность, грубость, насмешливость, доброта, трудолюбие.
Прочитайте их и скажите, какие слова оставим нам в помощники. Почему вы так думаете объясните?
Трудолюбие- любовь к труду, к учебе, усердие старание в учебе.
Доброта- душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Любознательность- склонность к приобретению новых знаний.
Мы с вами встретились вновь, для того чтобы продолжать изучать волшебный мир шахмат. Что такое шахматы? (высказывания детей)
Шахматы- это шахматная доска, где разворачиваются увлекательные сражения, происходят удивительные приключения маленьких пешек и шахматных фигур.
Составьте из слов цитату, выражение о шахматах. Слова- шахматы, гимнастика, это, мозга, для.
" Шахматы- это гимнастика для ума."
Как вы понимаете это выражение.(развивает мозг, чтобы сделать ход, нужно обязательно подумать)
Загадка: Кто ходить привык без спешки
Рубит всех наискосок?
Ну конечно это….(пешки)
-Какова задача пешки на шахматном поле? (Защищать короля)
-Как вы думаете, о чем мечтает пешка?
-Каждая пешка может дойти до последней горизонтали доски?
Сегодня маленькая пешка совершит путешествие по шахматной доске, вокруг нее нет других фигур, ее не срубят. Но без нашей помощи у нее ничего не получится, она сможет передвинуться на следующее поле только тогда, когда мы выполним данное задание. Поможем ей?
1 ЗАДАНИЕ:
ИКТ – презентация игра "Шахматы" (фото№1)
Сейчас перед вами будут появляться шахматные фигуры, вы называете фигуры и количество их на шахматной доске.
( Последний слайд шахматная доска).
Сколько шахматных досок видите в кабинете? (4)
Карточки более сильным учащимся. (карточки)
Изобразить фигуру по ее названию и отметить как она передвигается( по вертикали, по диагонали..)
С заданием справились, передвигаем пешку на следующее поле
2 ЗАДАНИЕ
Шахматные фигуры разбежались по классу, сейчас вы внимательно посмотрите по сторонам, найдите их поставьте их на шахматную доску, каждую на свое место и покажите как она ходит. (фото№1)
Передвигаем пешку на следующее поле.
3 ЗАДАНИЕ
Загадки: (объясни значение слов)
-Какие шахматные фигуры скрываются в словах: оладьи, заслонка, спешка, коньки.
- Черным клеточкам верны чернополые ….
-Надо проявить сноровку, чтобы сделать…….
-Безопасные поля поищи для …..
-Какое шахматное слово спряталось в словах: матрешка, математика, лопата, матрос.
Что обозначает слово "мат"- безвыходное положение для короля, обозначает конец игры.,
"пат"-ничья, когда королю некуда ходить а шаха нет.
Рокировка- одновременный ход короля и ладьи
Передвигаем пешку на следующее поле.
4 ЗАДАНИЕ
Физминутка под музыку
Руки вверх по вертикали
Вверх по диагонали
В стороны по горизонтали
Вниз по диагонали
Вниз по вертикали
-Как вы думаете, что мы сейчас изображали? (Движение фигур по шахматному полю)
С заданием справились?
Передвигаем пешку.
5 ЗАДАНИЕ
Дорисовать шахматную фигуру и рассказать о ней, .(рис 2)
6 ЗАДАНИЕ
-Шахматная доска на полу вся? Нет только фрагмент. (фото№2)
-Для чего нужны буквы и цифры?
Я буду называть поле и фигуру, вы берете фигуру и встаете на заданное поле и слушаете задание.
-белый король-е1 и белая ладья-а1 рокировка В каких случаях рокировка не делается?
-белый король-е2 и черный слон б3 объявить королю шах
-белый король с1 и белый ферзь е1, черный конь ф4 походить конем так, чтобы королю объявить шах, а ферзь оказался под срубом. Одним ходом.
Пешка дошла до последней линии доски, наступает самый счастливый миг ее жизни. Она преодолела такой сложный, но интересный путь с вашей помощью. Без вашей помощи у нее ничего бы не получилось. И я благодарна вам за помощь, в честь этого дарю вам салют.( ИКТ Салют презентация) фото№3
В награду пешке предоставляется право превратиться в любую фигуру.(кроме короля)Давайте поместим ваши любимые фигуры, которые вы дорисовывали рядом с пешкой, пусть она подумает и выберет фигуру, в которую превратится. и порадуемся за пешку.
А теперь наступил ответственный момент для вас. Подумайте и оцените каждый свою работу на занятии, я надеюсь, что свои знания оцените честно. Перед вами чаша, но она пуста, давайте наполним ее огоньками:
-кто считает, что справился со всеми заданиями, выбирает большой огонек
-а кто не справился со всеми заданиями, выбирает огонек поменьше.
Что получилось?
Факел искрится, светится разными огоньками и радует нас своим светом. (фото№3)
Ребята, а как вы думаете, что нужно делать, чтобы больших огоньков в чаше было больше? (слушать учителя, не ленится, чаще играть в шахматы.
Собираемся в круг в центре класса.
Подведение итогов.
-кто ленился?
-кто внимательно слушал учителя?
-кто мешал работать другим?
-кто узнал что-то новое?
-кто радовался успехам других учеников?
Ребята, сегодня на занятии вы были добрыми, трудолюбивыми и любознательными как запланировали в начале.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.