Тренинг по профилактике эмоционального выгорания
«В сказочном царстве моей души»
Цель: создать условия для профилактики эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов.
Задачи:
▬ актуализировать процесс самоанализа сотрудников;
▬ научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;
▬ оптимизировать самооценку педагогов;
▬ снять эмоциональное напряжение;
▬ через проекцию в сказочные персонажи, выявить и актуализовать собственные ресурсы;
▬ сформировать позитивное мышление педагогов (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).
Материалы и оборудование:
▬ интерактивная доска, проектор или компьютер (ноутбук) для демонстрации слайдовой презентации – флештренинга;
▬ карточки с незаконченными фразами для проведения упражнения «Закончи предложение»;
▬ калоши, желательно цветные и большого размера к упражнению «Калоши счастья»;
▬ карточки с ситуациями;
▬ рефлексивный набор картин–изображений (чемодан, мясорубка, мусорная корзина), формат не меньше А4;
▬ краски или мелки и ватман для «общего рисунка»
▬ воздушные шары и маркеры.
Время проведения: приблизительно 1,5 часа.
Знакомство – перевоплощение
Выбрать себе псевдоним (написать, нарисовать на бейджеке) и атрибут (наряд) сказочного персонажа.
Разминка «Сказочный город»
Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.
Инструкция: «Жители сказочного города отличаются тем, что, гуляя по городу, с каждым боем часов они здороваются друг с другом разными частями тела и каждый раз разными способами».
Упражнение «Закончи предложение»
Цель: это упражнение интересно именно с точки зрения вербализации и осознания проблем педагога, поскольку эти два сопутствующих процесса помогают участникам «выговориться» и создать чувство общности, что способствует «выходу эмоций». Совместное обсуждение проблем сближает и, таким образом, помогает эмоционально разрядиться в безопасной для педагогов обстановке.
Примеры:
Мое лучшее качество… |
Страна, в которую я хотел(а) бы съездить… |
Хочу, чтобы в нашей школе… |
Люблю проводить свободное время… |
В новом году… |
Когда я слышу звонок на урок… |
Когда я разговариваю с родителями своих учеников… |
Что мне нравится в людях... |
Мое педагогическое кредо заключается в том, что... |
Мне в моей работе бывает трудно… |
Хороший учитель — это человек, который... |
Самое главное в жизни… |
Мне не хватает… |
Я часто мечтаю о… |
Если бы у меня была волшебная палочка… |
Иногда я жалею о… |
Мои ученики… |
Любимое время года… |
Когда наступают каникулы… |
Могу научить… |
Упражнение «Кем бы могли работать в наши дни…»
▪ Волк из сказки «Волк и семеро козлят» – пародист;
▪ Красная Шапочка – социальный работник;
▪ Кот Матроскин – предприниматель, животновод;
▪ Карлсон – детский аниматор, педагог-организатор;
▪ Кот Леопольд – психотерапевт, психолог;
▪ Дуремар («Сказка о золотом ключике») – гирудотерапевт;
▪ Золушка – технический персонал;
▪ Шахерезада (сказка «Тысяча и одна ночь») – сказкотерапевт.
─Кем мог бы работать выбранный вами персонаж?
─А какой сказочный герой мог бы работать учителем? Почему?
Упражнение «Волшебные шарики»
(написать на шариках все, что вам надоело, раздражает, злит, вызывает негативные эмоции, и по сигналу лопнем шарики)
Упражнение «Калоши счастья»
Цель: развитие позитивного мышления педагогов (навыков самопознания, позитивного восприятия мира, позитивной Я-концепции, навыков эмоциональной саморегуляции).
Инструкция. У Андерсена есть сказка с названием «Калоши счастья». В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека–оптимиста.
Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами:
Директор (завуч) отчитал вас за плохо выполненную работу |
Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок. В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше. |
Вам дали классное руководство над слабыми учениками |
Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками. Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом. |
На работе задержали зарплату. |
Можно сэкономить на чем-то. Можно теперь сесть на диету. |
По дороге на работу вы сломали каблук. |
Хороший повод купить новые сапоги. |
Большинство ваших учеников написали контрольную работу очень слабо. |
Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили. |
Вы внезапно заболели. |
Хороший повод отдохнуть. Заняться наконец-то своим здоровьем. |
Вы попали под сокращение. |
Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности. Новый коллектив, новые перспективы. |
─Каким бы сказочным героем мы себя не представляли или не чувствовали, мы все-таки остаемся людьми, которые постоянно подвержены стрессам.
Упражнение – Проективный рисуночный тест «Необитаемый остров»
─Итак, перед вами небольшой, совершенно необитаемый островок в океане и одинокая, растущая на нем пальма. Ваша задача – «оживить» картинку, придать ей законченный вид. Изобразите на ней человека, солнце и корабль. Если есть такое желание, можно дополнить рисунок и другими деталями, но это уже — на ваше усмотрение.
Обсуждаем результаты (интерпретация символов):
Солнце – это символ нашей жизненной энергии. Если нарисованное вами небесное светило сияет высоко в небе – то и вы находитесь «в зените». Но чем сильнее оно склоняется к горизонту, тем меньше вы ощущаете в себе жизненных сил.
Изображенный вами закат – признак того, что пришла пора срочно что-то менять: сделать перерыв в работе, развеяться, получить новые впечатления…
Нарисовали рассвет? Возможно, совсем недавно вы были не в лучшей форме, но сейчас — уже снова на подъеме. И очень скоро вновь будете бодры и полны энергии.
Человечек, которого вы нарисовали – вы сама. Какой он? Каково его настроение в настоящий момент? Выражение лица? Впал ли он в отчаяние, оказавшись заброшенным судьбой в столь уединенный уголок? Или, наоборот – блаженно раскинулся под солнышком и радуется жизни? Если он наслаждается одиночеством или увлеченно занимается каким-то интересным для него делом – то и вы довольны тем, что с вами сейчас происходит. В вашей душе царят спокойствие и умиротворение. Если же созданный вашим воображением островитянин чувствует себя в одиночестве неуютно, то и вам, вероятно, не хватает общения и дружеской поддержки.
Корабль – это возможность изменить свою жизнь. Хотите вы этого или вас вполне устраивает реальное положение дел? Судите сами. Если изображенный вами человек старается, во что бы то ни стало, попасть на плавающее транспортное средство — машет руками, подает команду SOS, устремляется к судну вплавь – вы испытываете острое желание что-то поменять в своей судьбе. Возможно, ваши надежды на лучшее будущее связаны с окружающими: вы ищете общения и надеетесь, что близкие и знакомые помогут вам осуществить заветные мечты. Если же он не обращает на корабль никакого внимания, то сложившаяся в данный момент в вашей жизни ситуация вас вполне устраивает. К общению вы особенно не стремитесь: может, достаточно сдержаны и закрыты от природы, а может, просто немного устали от людей?
Вода – это наша связь с окружающим миром. Если главный герой вашего рисунка не боится воды, то и у вас наверняка нет проблем в установлении контактов с окружающими. И, конечно, обратите внимание на дополнительные, изображенные вами детали, если таковые имеются.
Рефлексия. Техника «Чемодан, Корзина, Мясорубка»
На доску вывешиваются картины–изображения «чемодан», «мясорубка», «мусорная корзина» «формат не меньше А4).
Каждому участнику предлагается оценить (написать или нарисовать), а затем прикрепить магнитом к соответствующему листу с изображением:
«Чемодан» – те важные моменты, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с собой и использовать в своей деятельности;
«Мусорная корзина» – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину";
«Мясорубка» – то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить".
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.