Час профилактики представляет собой занятие психолога с учебной группой (классом) продолжительностью 40–45 минут, он может быть проведен в рамках классного часа. В содержание включены психологическое просвещение (рассказ о том, что такое конфликтология), психодиагностика (тест Т. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»), театрализованное представление (сценка «Праздничный пирог»), элементы психодрамы, тренинговые игры. Основная задача психолога при проведении часа профилактики — развить у учащихся способности самоанализа и анализа ситуации. На занятиях участники познают себя, развивают свою личность и учатся управлять собой.
Час профилактики.doc
Час профилактики
Разрешаем конфликты
Час профилактики представляет собой занятие психолога с учебной группой (классом)
продолжительностью 40–45 минут, он может быть проведен в рамках классного часа. В
содержание включены психологическое просвещение (рассказ о том, что такое конфликтология),
психодиагностика (тест Т. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»),
театрализованное представление (сценка «Праздничный пирог»), элементы психодрамы,
тренинговые игры. Основная задача психолога при проведении часа профилактики — развить у
учащихся способности самоанализа и анализа ситуации. На занятиях участники познают себя,
развивают свою личность и учатся управлять собой.
«МЫ И КОНФЛИКТЫ»
ЭТАП 1. Просветительский
Цель: ознакомление с понятием «конфликт» и его структурными элементами.
Психолог. Дорогие ребята! Вы сами заметили, что в последнее время ваши отношения друг с
другом стали изменяться, и не всегда в лучшую сторону. В жизни мы с вами и дружим, и спорим, и
попадаем в конфликтные ситуации. Давайте вместе разберемся, почему случаются конфликты,
как вести себя в конфликтной ситуации, можно ли конфликтов избежать.
Психолог обсуждает с ребятами актуальность темы, обращает внимание на название — слово
«мы» стоит отдельно от «конфликтов» и это позволяет нам посмотреть и на себя, и на конфликт
со стороны.
Вопросы для учащихся:
1. Как часто происходят конфликты в вашей жизни?
2. Между кем происходят конфликты?
3. Могут ли происходить конфликты на международном уровне?
Далее переходим к блоку просвещения и даем определения понятий «конфликт», «конфликтная
ситуация», «оппоненты», знакомимся со структурой и элементами конфликта.
ЭТАП 2. Аналитический
Цель: анализ рационального и эмоционального реагирования на конфликтные ситуации.
После ознакомления с элементами и составляющими конфликта переходим к актуализации
состояний. Психолог обсуждает с детьми следующие вопросы:
1. Какие у вас ассоциации со словом «конфликт»? Какие синонимы к данному слову мы можем
подобрать?
2. Что думает человек в конфликтной ситуации?
3. Что чувствует человек, находящийся в конфликтной ситуации? Дети поэтапно заполняют таблицу, образец которой находится на доске:
КОНФЛИКТ — ЭТО...
Мои понятия Мои мысли Мои чувства Мои действия
ЭТАП 3. Диагностический
Цель: определить ведущую стратегию поведения в конфликтной ситуации.
Остается незаполненным столбец «мои «действия». Поскольку дети могут оценить свое
поведение в конфликте необъективно, выдавая желаемое за действительное, психолог
предлагает пройти тест Т.Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях». После
тестирования психолог предлагает ключ, благодаря которому учащиеся могут обработать
результаты теста и узнать, как действует каждый из них: как «черепаха» (стратегия избегания),
«медвежонок» (стратегия уступок), «акула» (стратегия подавления), «лиса» (стратегия
компромисса) или «сова» (стратегия сотрудничества). Одна из стратегий набирает большее
количество баллов и оказывается ведущей.
Мы заполняем последний столбец, и имеем на доске примерный вариант таблицы:
ЭТАП 4. Рефлексивный
Цель: интеграция личного рационального, эмоционального и поведенческого реагирования на
конфликтную ситуацию в целостный образ (см. таблицу на с. 33).
КОНФЛИКТ — ЭТО...
Мои понятия
Мои мысли
Мои чувства Мои действия
меня хотят обидеть, страх
ссора
война
спор
унизить
меня хотят
оскорбить
обида
я убегаю
я уступаю
раздражение я подавляю
борьба
напряжение я иду
состязание
меня подавляют
тревога
на компромисс
схватка
надо мной хотят
посмеяться
злость
я ищу
сотрудничества
Чтобы создать целостный внутренний образ, детям предлагается, пользуясь таблицей, составить
и написать фразу: «Конфликт для меня — это...» Каждый выбирает для себя из таблицы
определенную ассоциацию, мысль, чувство и выявленную тестом ведущую стратегию поведения.
Фраза строится по алгоритму:
«Конфликт для меня — это... (ассоциация), когда я думаю... (мысль), когда я чувствую... (чувства)
и действую как... (стратегия поведения)».
Дети зачитывают свои фразы, делятся своими выводами, говорят о том, с чем согласны и не
согласны, что открыли нового, что поняли. Примеры высказываний:
Конфликт для меня — это борьба, когда я думаю, что меня хотят обидеть, чувствую напряжение,
страх и подавляю... Я поняла, почему на меня все время бабушка ворчит, ведь я веду себя, как
акула...
Саша М.
Конфликт для меня — это напряженность, когда мне кажется, что меня подавляют, я чувствую
себя ничтожеством и... уступаю, простить себе не могу, иду на поводу что ли, не согласен, а
уступаю, не могу сказать «нет»...
У меня вышла черепаха, да, я привыкла уходить от споров, конфликтов, вообще от всего уходить...
чувствую обиду, страх... остаюсь одна, так лучше, как черепаха в пустыне...
Наташа К.
Никита Д.
Занятие "Час профилактики правонарушений"
Занятие "Час профилактики правонарушений"
Занятие "Час профилактики правонарушений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.