Занятие по музыкальной литературе по теме:"Мир музыкальных образов в творчестве венского классика Людвига ван Бетховена".
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка +1
Взрослым
01.05.2019
Занятие знакомит детей с творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений,с жизнью великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770 -1827),которая была насыщена неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы.Знакомит детей с героической судьбой композитора,расширяет словарный багаж музыкальных терминов.
занятие по бетховену.docx
Тема: «Мир музыки Бетховена».
Составил:
Пдо Нагибина
О.А.2019 г.
Тип занятия:
Занятие ознакомления с новым материалом и закрепления ранее
изученного.
Цель занятия:
ознакомление детей с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через
разнообразный мир его произведений.
Задачи занятия:
познакомить детей с героической судьбой композитора;
формировать духовнонравственные качества учащихся, такие как
героизм, мужество, стойкость духа, достоинство, жизнелюбие, сочувствие,
отзывчивость на примере жизни и творчества композитора, а также через
драматические события истории;
познакомить с жанром симфонии;
реализовывать творческий потенциал детей в процессе коллективного
музицирования (разучивание песни);
формировать универсальные учебные действия учащихся, проявляющихся
в познавательной и практической деятельности;
расширять словарный багаж эстетических эмоций;
закрепить материал по темам раздела «В концертном зале».
Оборудование к занятию:
мультимедийное оборудование, проигрыватель, компьютер, фортепиано.
Материалы к занятию:
Симфония №3 «Героическая» (фрагмент); симфония №5 (фрагменты)
Л.Бетховен; «К Элизе» Л.Бетховен; «Сурок» Л.Бетховен.
Ход занятия.
Музыкальное приветствие.
Педагог: Ребята, сегодня у нас завершающий урок в разделе «Музыка в
концертном зале». Вы познакомились с некоторыми жанрами,
музыкальными инструментами, которые можно услышать в концертном
зале. Что вам запомнилось?
(Дети вспоминают жанр концерта, сюиты, тембры флейты и скрипки,
называют знакомые музыкальные произведения.)
Педагог: Молодцы! Сегодня нам предстоит познакомиться с
разнообразным миром музыки Бетховена. Его произведения часто
исполняются во многих концертных залах. Запишите тему в тетрадь. Но начну я с рассказа о событии, которое произошло весной 1912года.
Газеты всего мира сообщили о трагической гибели крупнейшего
английского пассажирского лайнера «Титаник». Он столкнулся с айсбергом
и затонул.
В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только
женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на
пароходе… И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли
музыканты симфонического оркестра, играющие по вечерам
увеселительную музыку для пассажиров, и заиграли…
(Звучит фрагмент «Героической» симфонии).
Это была Третья «Героическая» симфония великого немецкого
композитора Людвига ван Бетховена. Обречённые на гибель люди слушали
эту музыку, и она вливала в них мужество, укрепляла их волю, уберегала от
паники. Музыка Бетховена звучала до той минуты, пока волны не накрыли
палубу вместе с музыкантами.
Педагог: Ребята, наверное, неслучайно музыканты выбрали это
произведение? Как вы думаете?
Дети высказывают свои предположения.
Педагог: Ребята, сама жизнь и творчество великого немецкого
композитора Людвига ван Бетховена (1770 1827) были насыщены
неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы.
(Дети записывают фамилию композитора и годы жизни).
И главное испытание, которое ему уготовила злая судьба это глухота.
В возрасте двадцати семи лет Бетховен ощутил её первые признаки.
Представьте отчаяние Музыканта: он не слышит! Скрывая от окружающих
свой недуг, Бетховен становился замкнутым, нелюдимым человеком.
Лечение, назначенное врачами, не помогало. Бетховена всё чаще посещают
мысли о самоубийстве. Он даже написал завещание своим братьям. Но
Бетховена спасли мужественная стойкость духа, титаническая сила воли и
беззаветная любовь к своему искусству. Музыку он слышал внутренним
слухом, поэтому продолжил сочинять.
Известны гордые слова композитора: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем
согнуть ей меня не удастся».
И вот на таком душевном подъёме появляются его самые лучшие
вдохновенные произведения. И среди них была прозвучавшая Третья
«Героическая» симфония. Теперь становится понятным выбор музыкантов.
Бетховенская симфония давала людям поддержку в трагическую минуту
жизни, помогала им сохранить душевное равновесие, человеческое
достоинство.
(Дети записывают название произведения)
Теперь давайте с вами выясним, а что собой представляет жанр симфонии. Симфония в переводе с греческого означает созвучие. Это большое
произведение для симфонического оркестра, состоящее, как правило, из
четырёх частей, драматургически связанных между собой и раскрывающих
замысел композитора.
Дети записывают определение в тетрадь.
Одной из самых знаменитых симфоний Людвига ван Бетховена является
Пятая симфония.
Пятая симфония – это своеобразный вызов композитора судьбе, это битва
человеческого духа со злым роком.
Симфония начинается с мотиваэпиграфа. (Эпиграф – краткое изречение,
передающее основную мысль.)
Об этом музыкальном эпиграфе сам Бетховен сказал: «Так судьба стучится
в дверь». На этом мотивеэпиграфе построена вся 1 часть симфонии.
Послушайте фрагмент симфонии и определите по звучанию музыки, кто в 1
части побеждает человеческий дух, воля или судьба?
(Дети записывают название произведения, слушают музыку и выясняют, что
мотив судьбы звучит грозно и сильно, поэтому в этом поединке человек
проигрывает.)
Педагог: Действительно, в 1 части победа пока остаётся за злой судьбой,
но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу
человеческой воли и духа с ударами с судьбы. Поразному звучит мотив
эпиграф: то грозно и близко, то глухо и далеко, как бы напоминая о себе.
Но с каждой частью борьба становится всё напряженнее.
Послушайте, как звучит финал, последняя 4 часть. Что мы услышим победу
человеческого духа или поражение?
(Дети слушают финал и отвечают, что человеческий дух и воля побеждают.)
Педагог: Совершенно верно, композитор от части к части раскрывает
свой замысел: «от мрака к свету, через героическую борьбу к победе». И
четвёртая часть – финал звучит уже как победное шествие, воспевающее
радость жизни и веру в светлые идеалы.
Мир музыки Бетховена разнообразен. Помимо симфоний композитор много
написал произведений для фортепиано: это сонаты, пьесы, песни. Каждое
произведение раскрывает нам частичку внутреннего мира композитора: его
мысли, чувства, настроения.
Послушайте фрагмент знаменитой пьесы «К Элизе». Это произведение
входит в обязательную программу произведений в музыкальных школах
всего мира. Подумайте, почему так любимо всем это произведение?
Дети слушают и высказывают свои мнения.
Педагог: Действительно, звучание музыки очень светлое, нежное, немного
взволнованное. Исследователи творчества Бетховена не могут однозначно
сказать, какой именно девушке посвятил это произведение композитор. Но звучащие в нём любовь, нежность, трепетность и поэтичность покоряют
сердца слушателей.
Не менее известна и любима песня «Сурок», написанная композитором в
молодые годы на стихи немецкого поэта Гёте.
Лирический герой песни мальчиксавояр, бродящий по Германии с
дрессированным сурком. (Савойя историческая область на юговостоке
Франции у подножия Альп.) Каждый раз, когда голод в альпийских долинах
становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с
дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии.
На ярмарках, в гостиницах и на известных торговых улицах мальчики
савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими
питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку.
(Шарманка ящик, внутри которого размещены в несколько рядов
звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами
кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 68 мелодий,
записанных на валике.)
В оригинальном тексте чередуются немецкие и французские строки (язык
савояров французский)
Послушайте песню в исполнении немецких детей и попробуйте по музыке
узнать, о чём поют дети.
Звучит видеофрагмент. Дети определяют характер произведения
(задушевно, нежно, мягко, простодушно, трогательно) и стараются угадать,
о чём поют дети.
Педагог: А теперь, чтобы понять, совпали ли ваши предположения,
послушайте песню с русским текстом.Педагог исполняет песню в русском
переводе. Дети сопоставляют свои впечатления.
Вокальнохоровая работа над песней.
Итог занятия.
Педагог: Музыка какого композитора звучала на уроке? С каким жанром
вы сегодня познакомились? Какие произведения композитора вы
запомнили?
Дети называют имя Людвига ванн Бетховена, жанр симфонии, вспоминают
прозвучавшие произведения.
Педагог: Спасибо за работу на занятии.
Занятие по музыкальной литературе по теме:"Мир музыкальных образов в творчестве венского классика Людвига ван Бетховена".
Занятие по музыкальной литературе по теме:"Мир музыкальных образов в творчестве венского классика Людвига ван Бетховена".
Занятие по музыкальной литературе по теме:"Мир музыкальных образов в творчестве венского классика Людвига ван Бетховена".
Занятие по музыкальной литературе по теме:"Мир музыкальных образов в творчестве венского классика Людвига ван Бетховена".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.