Занятие по шахматам «В стране шахматных чудес».

  • Работа в классе
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Погружение в основы шахматной игры, умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса и формирование систематичности и последовательности знаний, представлений и понятий в единую, стройную систему.Формирование умения ориентироваться на шахматной доске, проводить элементарные комбинации; закрепление шахматных терминов
Иконка файла материала занятие по шахматам.doc
«В стране шахматных чудес».  Цель: формирование умения ориентироваться на шахматной доске, проводить элементарные комбинации; закрепление шахматных терминов. Задачи:  ­ формировать знания о шахматах;   ­ активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое  мышление, память, внимание. ­  вырабатывать у ребенка выдержку, спокойствие, уверенность в своих силах.                                       Ход занятия.   ­   Сегодня   мы   совершим   путешествие   в   шахматную   страну.   Прежде   чем совершить путешествие, давайте выберем слова, которые будут помогать нам на занятие.  Лень, любознательность, грубость, насмешливость, доброта, трудолюбие. Прочитайте их и скажите, какие слова оставим нам в помощники. Почему вы так  решили объясните? Трудолюбие ­ любовь к труду, к учебе, усердие старание в учебе. Доброта ­ душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Любознательность ­ склонность к приобретению новых знаний.       ­ Что такое шахматы? (высказывания детей) Шахматы   ­   это   шахматная   доска,   где   разворачиваются   увлекательные сражения,   происходят   удивительные   приключения   маленьких   пешек   и шахматных фигур.      Составьте из слов цитату, выражение о шахматах. Слова ­ шахматы,  гимнастика, это, мозга, для. " Шахматы ­ это гимнастика для ума."  ­ Как вы понимаете это выражение.(развивает мозг, чтобы сделать ход, нужно обязательно подумать)  Загадка: Кто ходить привык без спешки                Рубит всех наискосок?                Ну конечно это….(пешки) ­Какова задача пешки на шахматном поле? (Защищать короля) ­Как вы думаете, о чем мечтает пешка?  ­Каждая пешка может дойти до последней горизонтали доски?       ­ Сегодня маленькая пешка совершит путешествие по шахматной доске,  вокруг нее нет других фигур, ее не срубят. Но без нашей помощи у нее ничего  не получится, она сможет передвинуться на следующее поле только тогда,  когда мы выполним данное задание. Поможем  ей?1 ЗАДАНИЕ:   Презентация игра "Шахматы"   Сейчас перед вами будут появляться шахматные фигуры, вы называете  фигуры и количество их на шахматной доске. ( Последний слайд шахматная доска).  Сколько шахматных досок видите в кабинете?    ­ Изобразить фигуру по ее названию и отметить как она передвигается( по  вертикали, по диагонали..)  С заданием справились, передвигаем пешку на следующее поле 2 ЗАДАНИЕ     ­ Шахматные фигуры разбежались по классу, сейчас вы внимательно  посмотрите по сторонам, найдите их поставьте  их на шахматную доску,  каждую на свое место и покажите как она ходит.   Передвигаем пешку на следующее поле. 3 ЗАДАНИЕ Загадки: (объясни значение слов) ­Какие шахматные фигуры скрываются в словах: оладьи, заслонка, спешка,  коньки. ­ Черным клеточкам верны чернополые …. ­Надо проявить сноровку, чтобы сделать……. ­Безопасные поля поищи для ….. ­Какое шахматное слово спряталось в словах: матрешка, математика, лопата,  матрос. Что обозначает слово "мат"­ безвыходное положение для короля, обозначает  конец игры., "пат"­ ничья, когда королю некуда ходить а шаха нет. Рокировка ­ одновременный ход короля и ладьи Передвигаем пешку на следующее поле. 4 ЗАДАНИЕ Физминутка под музыку Руки вверх по вертикали Вверх по диагонали В стороны по горизонтали Вниз по диагонали Вниз по вертикали ­Как вы думаете, что мы сейчас изображали? (Движение фигур по  шахматному полю) С заданием справились? Передвигаем пешку.5 ЗАДАНИЕ Дорисовать шахматную фигуру и рассказать о ней. 6 ЗАДАНИЕ ­Шахматная доска на полу вся? Нет только фрагмент.  ­Для чего нужны буквы и цифры?  Я буду называть поле и фигуру, вы берете фигуру и встаете на заданное поле  и слушаете задание. ­белый король­е1 и белая ладья­а1 рокировка  В каких случаях рокировка не  делается? ­белый король­е2 и черный слон б3 объявить королю шах ­белый король с1 и белый ферзь е1, черный конь ф4 походить конем так,  чтобы королю объявить шах, а ферзь оказался под срубом. Одним ходом.     Пешка дошла до последней линии доски, наступает самый счастливый миг  ее жизни. Она преодолела такой сложный, но интересный путь с вашей  помощью. Без вашей помощи у нее ничего бы не получилось.    В награду пешке предоставляется право превратиться в любую фигуру. (кроме короля)  ­ Давайте поместим ваши любимые фигуры, которые вы дорисовывали рядом  с пешкой, пусть она подумает и выберет фигуру, в которую превратится.       А теперь наступил ответственный момент для вас. Подумайте и оцените  каждый свою работу на занятии, я надеюсь, что свои знания оцените честно.  Перед вами чаша, но она пуста, давайте наполним ее огоньками: ­кто считает, что справился со всеми заданиями, выбирает большой огонек ­а кто не справился со всеми заданиями, выбирает огонек поменьше. Что получилось?  Факел искрится, светится разными огоньками и радует нас своим светом.       Ребята, а как вы думаете, что нужно делать, чтобы больших огоньков в  чаше было больше? (слушать учителя, не ленится, чаще играть в шахматы. Собираемся в круг в центре класса.  Подведение итогов.   ­ Ребята, сегодня на занятии вы были добрыми, трудолюбивыми и  любознательными как запланировали в начале.