МУ «Управление дошкольного образования»
ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ
ПСИХОГИМНАСТИКИ
«Магазин игрушек»
в средней группе
Подготовила: педагог-психолог ДОУ № 47
г.Альметьевск, 2009
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
Задачи:
- обучение элементам техники выразительных движений;
- использование выразительных движений в изучении и воспитании эмоций и высших чувств, и умение управлять ими;
- овладевание азбукой выражения эмоций;
- приобретение навыков в саморасслаблении.
Структура занятия:
I. Разминка – привлечение внимание и интерес ребенка к совместному занятию; настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.
II. Гимнастика – использование мимических и пантомимических способностей детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.
III. Общение – тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга; развитие способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать; учится сопереживать.
IV. Завершение – закрепление положительного эффекта, стимулирующего психическую и физическую активность детей; приведение в равновесие эмоционального состояния детей.
Участники: дети средних групп.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Разминка.
Дети стоят в кругу .
Психолог: Сегодня мы отправимся в магазин игрушек. Но сначала попробуем угадать, какие любимые игрушки есть у каждого из нас, например, у Кати? (Дети называют игрушки, пробуя угадать любимую у каждого по очереди, 1-2 минуты).
Психолог: А теперь каждый будет своей любимой игрушкой. Будем соревноваться в прыжках. Чья любимая игрушка выше прыгает: заяц, самолет, кукла или котенок? (1-2мин.)
- Пока мы здесь прыгаем, магазин может закрыться. Все мы игрушечные машинки, поторопимся в магазин игрушек, пока он не закрыт. Скорее подойдем к витрине магазина, посмотрим, кто там есть? (Стоя в кругу, дети «ложат» руки как бы на стекло-витрину магазина, и заглядывают внутрь).
II. Гимнастика.
Чебурашка Напряженно |
Руки с раскрытыми ладонями, приставим их к вискам, наподобие больших ушей, наклоним голову влево и вправо, вперед, улыбаясь как бы в приветствии. Кто это дети? Правильно, Чебурашка. Что он хочет нам сказать? Здравствуйте (вперед головой)! Идите к нам (назад вбок – влево и вправо). Не хотите (из стороны в сторону)! Без вас скучно. |
Спящий продавец Расслабленно |
Пока детей не было в магазине, продавец заснул. Он уронил голову на грудь, и она у него болтается, как на веревочке. Шейка расслаблена, голова тяжелая, никак не удержать: падает туда-сюда, едва ее поднимешь (имитируют). |
Самолет Напряженно |
Вытянем руки в стороны, прямые, ровные, напряженные: «У-у-у». Что это? Конечно, самолет! Полетели! |
Медленно-быстро-часто |
Передвигаемся свободно во всех направлениях (Педагог гудением задает и изменяет темп: медленно, быстро, еще быстрее). Руки не двигаются, напряжены, руки – железные крылья. Вот какие самолеты есть в магазине. Полетели к себе на полку: «У-у-у…» |
Скакалка Плавно Резко |
А это что за игрушка? Руки в замок, пальцы переплетены, делаем волнообразные движения. Сплетаются, распрямляются в разные стороны, вытягиваются, как веревочка. |
Прыжки |
Через эту веревочку можно даже скакать. Крутим руками, согнутыми в локтях, потом прямыми, крутим, ускоряя движение, как если бы держали скакалку. Догадались, что это? Скакалка! Конечно! Давайте прыгать со скакалкой: на одной ноге, на другой, на двух – в разном темпе. |
Ванька-встанька Напряженно |
Руки прижаты к телу по бокам. Все тело напряглось, не шевелиться, только ногами чуть-чуть двигаем и качаемся из стороны в сторону: «Тик-так, тик-так». А теперь покачаемся вперед-назад. Вот вы настоящие Ваньки-встаньки. Ноги тяжелые, как будто прилипли к полу, не дают нам упасть, только качаемся, покачиваемся. (В парах: дети и «Ваньки». Дети толкают «Ванек», те качаются в разные стороны. Меняются ролями). |
Воздушные шарики Расслабление |
Посмотрим, в кого мы превратимся сейчас. Руки вытянем вверх-вперед, сомкнем над головой полукругом. Мы воздушные шарики. |
Вращение
Столкновение |
Давайте будем надуваться – больше и больше. Вот мы становимся все легче и легче, все тело легкое, невесомое. Вот нас сдул ветерок, и мы взлетели! Летим! Натыкаемся и отталкиваемся друг от друга, от стены, но только очень легко, мягко подпрыгивая. Ветер нас закружил, мы вращаемся и летим. Опустились на землю. Сели. |
III. Общение
Эмоция страдания и боли.
Психолог: Посмотрите, кто это здесь сидит с таким страданием на лице? (Педагог садится на пол, ноги вперед, слегка в стороны, руки расслаблено висят вдоль тела).
- «Ме-ме-ме». Что случилось с козленком? ( Педагог поднимает по очереди руки и ноги – и роняет их расслабленно. Дети повторяют, глядя на него).
Проявление сочувствия, сострадания.
Психолог: Оторвались у козлика ручки-ножки, на одной ниточке висят. Ну-ка, покажите? «Ме-ме»…Хочет козлик шевельнуть ручкой – только локоток шевелится, ножкой – только пальчик большой сгибается (В парах дети проверяют у партнеров-козликов, как у них расслаблены руки и ноги, поднимая их и отпуская. Меняются ролями).
- Пусть Саша будет козликом. Смотрите, как ему больно. Он стонет, жалобно зовет «ме-ме». Как козлику помочь:
- отвезем его в больницу?
- не будем шуметь, у него болит головка?
- очень осторожно возьмем его за руки, за ноги, станем поудобнее, козлик вскрикивает, значит мы резко его подняли?
- погладим то место, где больно?
- успокоим его, скажем что-нибудь ласковое?
- Так мы облегчим ему боль, чтобы он меньше страдал. (Затем дети переносят еще одного-двух «козликов», тех, кто захочет повторить эту роль.)
IV. Завершение.
Психолог: Теперь повезем больного «козлика» на поезде в больницу. Станем в цепочку, возьмем друг друга за локти, руки согнем – и поехали, изображая руками движение колес поезда, мелко переступая ногами, по всему залу.
(Педагог скандирует стихотворение Хармса «Поезд». Дети повторяют только рефрен: «Тук-тук-тук, чух-чух-чух».)
Поезд мчится и грохочет,
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук.
Машинист во всю хлопочет,
Чух-чух-чух», чух-чух-чух».
Поезд мчится под горой,
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук.
Для детей вагон второй.
Чух-чух-чух», чух-чух-чух».
Поезд мчится вдоль полей.
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук.
Эй, цветы водой полей.
Чух-чух-чух», чух-чух-чух».
Поезд мчится темным лесом,
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук.
В гости едет к нам профессор.
Чух-чух-чух», чух-чух-чух».
Поезд мчится все вперед,
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук.
А толстяк все ест и пьет.
Чух-чух-чух», чух-чух-чух».
- Ну вот мы и приехали. До свидания, дети. До следующей встречи!
ЛИТЕРАТУРА:
1. Е.А.Алябьева. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88с.
2. М.И.Чистякова. Психогимнастика /Под ред. М.И.Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 128с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.