Формирование толерантности и нравственно-патриотических качеств младших школьников через урочную и внеурочную систему в рамках ФГОС
2015 г.
Сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития.
На улицах российских городов нередки проявления вражды к людям иных национальностей, расистских, неофашистских настроений в отношениях между различными этническими группами, зачастую приводящих к кровавым конфликтам на национальной почве. В этих условиях особую актуальность для отечественной школы и педагогики приобретают разработка вопросов поликультурного воспитания и использование позитивного мирового опыта, накопленного в этой области.
В последние десятилетия проблема подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях растущей интернационализации мира, многонациональности и поликультурности окружающей человека среды находится в центре внимания международных правительственных организаций, общественных и педагогических движений. Организации ООН и ЮНЕСКО в своих основополагающих документах рассматривают воспитание детей и молодежи в духе толерантности, ненасилия, мира и уважения к другим народам как ведущую задачу современного образования.
Образовательные стандарты второго поколения определили необходимость изменения содержания обучения и воспитания в начальной школе. В качестве одного из приоритетных направлений ее развития сегодня признается создание условий для становления личности и ее гражданского воспитания.
Таким образом, главной целью моей работы является развитие толерантности и нравственно-патриотических качеств личности в поликультурном социуме, формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий.
Главная задача - воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать
Основными задачами моей педагогической деятельности являются:
Ø организация познавательной деятельности учащихся по обогащению знаний о культуре межнациональных отношений;
Ø воспитание эмоционально-ценностного отношения к людям другой национальности;
Ø накопление учащимися практического опыта в сфере общения в многонациональном коллективе;
Ø воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии. Разрабатывая систему работы, где главным направлением является толерантность, я опираюсь на личностно-ориентированный и деятельностный подход. В своей работе я придерживаюсь принципов и правил, которые помогают мне построить процесс взаимодействия с воспитанниками и их родителями лучше и результативно.
Принцип целенаправленности
Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Формирование данного качества, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности.
Правила
Учет индивидуальных и половозрастных особенностей
Воспитание толерантности во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толерантности следует учитывать прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности.
Правила:
Принцип культуросообразности
В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.
Правила:
Принципы связи воспитания толерантности с жизнью
Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолерантности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.
Правила:
Принцип уважительного отношения к личности
Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.
Правила:
Принцип опоры на положительное в ребенке
Воспитывая толерантность, необходимо поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у детей и подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых конструктивных умений взаимодействия с людьми.
Правила:
Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности
Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.
Правила:
Принцип единства знания и поведения
Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном и на поведенческом, составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.
Правила:
Принцип диалогичности и сотрудничества
Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура.
Правила:
Принцип воспитывающей рефлексии
Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.
Правила:
Таким образом, учитывая все принципы и правила, я организую работу, добиваясь высоких результатов.
Несомненно, важное место в воспитании гражданина России принадлежит урокам. В содержание учебного материала заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки по развитию толерантности и нравственно-патриотических качеств. Средствами разных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Так, например, учебники «Русский язык» несут особое отношение к слову, к языку, его колориту и мудрости, духовно-нравственному содержанию, воспитывают толерантность, учат решать коммуникативные задачи, осваивать этикетные формы обращения и поведения, развивают уважение и интерес к творческой работе.
Учебники «Литературное чтение» содержат литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, литературные тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну.
Вместе с тем,
задания на уроках должны давать «пищу для ума», побуждать учеников к
размышлению. Так, в обучении применяю загадки. Ведь загадки - это тест на сообразительность.
Работа над загадкой имеет большое значение для развития логического и образного
мышления. Главный смысл работы над загадкой не в самой отгадке, а в том, чтобы
доказать, что она верна. Это учит младших школьников находить сходства и различия
предметов, «сближать» далекие предметы по сходным признакам.
Огромную роль на уроках играют и русские народные пословицы. Они
отражают богатство языка. Некоторые пословицы требуют не простого объяснения, а
исторического комментария и справки. В пословицах отражается быт, обычаи и
нравы народа, конкретные исторические события. Например, опираясь на содержание
сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», развиваю у детей представления о таких
нравственных качествах людей, как: трудолюбие, доброта, тактичность и т.д.
Автор начинает сказку с пословицы: «Нам даром, без труда ничего не дается, -
недаром исстари пословица ведется…». Это начало помогает детям понять смысл
произведения. В русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
важное место занимает взаимодействие брата и сестры, испытание этих отношений
жизненными обстоятельствами.
Знакомясь на уроке со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как
богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные
оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда
вознаграждается, а зло наказывается.
Читая стихотворение Я. Акима «Моя родня» ребята приходят к очень
важному выводу: родители, родные – самое дорогое, что есть на свете, с ними нужно
дружить и ценить их дружбу.
Изучая произведения Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского
развиваю такие важные качества, как дружба, взаимоотношение друзей. Например,
рассказ «Друг детства» В. Драгунского учит верности в дружбе, даже если друг –
это просто плюшевый медвежонок. Учит доброте: если мальчик сохраняет
человеческое отношение к игрушке и не может этого мишку ударить, то можно не
сомневаться, что он добр и в отношении к людям.
Рассматривая отрывок из сказочной повести Э.Н. Успенского «Крокодил
Гена и его друзья», обсуждаем интересные и важные для детей вопросы. Что дает
дружба и чего она требует от человека, как надо и как не надо общаться с
друзьями, как проявлять чуткость к другу и как важно быть вежливым и тактичным?
Тактичный человек знает, как поступить в той или иной ситуации, так как он
воспитан и внимателен к людям. Он знает золотое правило: к людям нужно
относиться так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Воспитание духовно - нравственных чувств детей происходит особенно успешно, если они осознают идею художественного произведения и мотивируют поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дети как можно полнее рассказали о главном герое. Если они характеризуют героя скупо, общими словами (Он хороший), то помогаем дополнительными вопросами. Беседу строим так, чтобы этические представления приобретали для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому используем разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, характере их поступков, совести, сложности различных ситуаций. Например, рассказ К. Паустовского «Кот–ворюга», в беседе подчеркиваем, что на добро кот ответил добром, он совершил неожиданный и благородный поступок – прогнал кур. Использовали следующие вопросы : Какой был кот? Понравился ли он вам? Как поступили ребята с котом? Что в этих поступках было правильно и неправильно? Почему кот - ворюга, перестал воровать? Эти и подобные вопросы пробуждают у детей интерес поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Произведения К. Паустовского заключают в себе огромный потенциал духовных ценностей, которые могут обогатить школьника, стать мощным средством его развития.
Содержание курса «Математика» способствует воспитанию трудолюбия, уважения к интеллектуальному труду, стремления к познанию. Материал учебников обогащён культурными и ассоциативными связями с литературой, живописью, историей, в них находят своё отражение знаменательные свершения и события нашей Родины. В настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современном обществе низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства, поэтому духовно-нравственному воспитанию надо уделять больше внимания, в том числе и на уроках математики.
Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна:
1. через отбор содержания материала,
2. через структуру урока,
3. через использование случайно возникших воспитательных ситуаций
4. через личность самого учителя.
Урок математики - место разнообразных коллективных действий, переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На нем дети приучаются к самостоятельной работе, приучаются соотносить свои действия и действия других, слушать, понимать товарища, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнения, помогать другим и самому принимать помощь, учатся радоваться успехам товарища и стойко переносит собственные неудачи.
Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями
математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение нудных вычислений и
преобразований способствует выработке таких качеств, как собранность и
систематичность.
Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащихся воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.
В обучении математике, с точки зрения нравственно-патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач. Решение задач, включающих исторические сведения, краеведческо-экологических задач способствуют расширению кругозора учащихся и развитию познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, а пробуждает чувство сопричастности к величию своей страны.
Приведу примеры задач.
1.
Школьники пошли гулять на поляну. Ученики 3-го а класса сорвали 45 цветов, а
3-го б класса-46цветов. Сколько бабочек останется без обеда, если 1 бабочка в
среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветов?
2.Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1см требуется
примерно100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10см почвы.
Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя?
Ряд заданий по математике задает образцы здорового образа жизни и
имеет прикладной характер. Например, подготовься к походу, что возьмешь,
сколько будет весить твой рюкзак, составь диаграмму своего распорядка дня и т.
д.
Учебники курса «Окружающий мир» дают мне возможность формировать знания о природе, человеке и обществе, работать над осознанием характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитывать экологическое отношение к окружающему миру. Учебники расширяют представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека, природы, общества; воспитывают бережное отношение к природе и продуктам труда человека, задают образцы служения Отечеству, формируют чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю.
Изобразительное искусство помогает решать задачи патриотического, эстетического воспитания учащихся, творческого отношения к жизни. Обучение строится на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций народов России.
Во внеклассной работе большое значение имеет развитие толерантности и нравственно-патриотического через общественно-полезный труд, через игру, через подготовку и проведение различных КТД и участие в социально – значимых акциях.
Огромное значение в воспитании личности имеют школьные традиции. У нас это:
- Дни знаний, здоровья, матери;
- праздники : новогодний карнавал, спортивные, «Папа, мама, я – спортивная семья», Масленицы, праздник книги, праздник бабушек и мам, день защитника отечества;
- интеллектуальные марафоны, ярмарки;
- научно – практические конференции и др.
Одной из форм учебно-воспитательного процесса является экскурсия.
Экскурсии – важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника (самостоятельности, инициативности, определенных организаторских способностей, умения работать вместе, проявляя подлинную заботу друг о друге и оказывая взаимопомощь).
1. Экскурсии в природу. Общение с природой – прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Традиционно провожу осеннюю, зимнюю и весеннюю экскурсии в лес, где дети наблюдают за сезонными изменениями в природе, играют, собирают природный материал. 2. Экскурсии, знакомящие с трудом людей. Часто мы с ребятами посещаем краеведческий музей.
3. Обзорные экскурсии по городу. Дети видят, как изменяется и хорошеет наш город. Это способствует формированию чувства уважения к людям труда, эстетических чувств и чувства патриотизма.
4. Экскурсии в городскую детскую библиотеку.
Все эти годы я наблюдала, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят постепенно складываются товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, реже ссорится, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту класса и старшего в группе.
В 1 классе на внеурочной деятельности мы работали с курсом «Я – патриот родины». На протяжении трех лет я работаю по программе «Азбука нравственного воспитания». Мной было разработано методическое пособие по организации и проведению уроков мужества для обучающихся начальной школы.
В течение 3 лет, работая со своим классом, я достигла хороших результатов. Мои ученики раскрылись всесторонне, научились толерантно относиться к друг другу, в классе нет конфликтов, действует самоуправление, ребята посещают спортивные секции и кружки по интересам, сами планируют, готовят и проводят внеклассные мероприятия, среди них нет «маленьких начальников», они все равны, относятся к друг другу с пониманием, поддерживают друг друга в трудной ситуации, принимают одноклассников такими, какие они есть. Мои ученики с интересом и азартом соревнуются в различных конкурсах, очень любят побеждать, но и умеют проигрывать. Мои ребята активно принимали участие во всероссийской викторине про космос и викторине посвященной Великой Отечественной войне.
На протяжении 3 лет в классе я старалась формировать самоуправление, и думаю, что мне это удалось. Ребята ощущают себя организаторами своей жизни, как в классном коллективе, так и в школе. Ведь воспитательная структура, основанная, на системе самоуправления способствует развитию личности. Таким образом, у ребят накапливается опыт самоуправления поведением, осознанное самосовершенствование (подражание, самовоспитание, следование положительному примеру). Включение в систему самоуправления обеспечивает у школьников формирование организаторского опыта.
Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Но наладить этот контакт не всегда сразу удаётся. И на это есть ряд причин. Первая, на мой взгляд, заключается в том, что на сегодняшний день родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение. А вторая - это то, что зачастую современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.
Поэтому, начиная с первого класса, с родителями своих учеников провожу сначала анкетирование, а затем родительские лектории «Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей», на которых даю рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье. Девизом этих лекториев является народная мудрость: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности это личный пример учителя, его отношение к детям имеет определяющее значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость и заботливость, такими же будут и отношения учеников между собой. Имеющийся опыт заставляет смотреть на многие вещи по-другому, где-то приходится ломать сложившиеся стереотипы, пересматривать своё отношение к тем или иным вопросам, но это ничего, главное, чтобы результат был положителен.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.