Страшна память о тяжёлых годах: безвременно ушли из жизни родные и близкие, у миллионов людей отобрали честное имя, родной дом, свободу и жизнь. По всей территории Сибири и Казахстана разбросаны неизвестные могилы. Депортация и сталинские репрессии исковеркали многие судьбы.
Многие думают, что немцы на Украине — это потомки либо оккупантов, либо военнопленных. Это не так. Мало кто знает, что на территории Украины до 1939 года проживало около 880 000 тысяч представителей немецкого этноса. Их поселения с почти двухсотлетней историей располагались большей частью в центральных и западных областях, а также на юге Украины (в Одесской области и в Крыму).
Первые появления немцев на Руси отмечаются в 9 веке. Издавна немецкие учёные и деятели искусств, юристы и врачи, архитекторы и скульпторы, художники и ювелиры, горнорабочие и книгопечатники пользовались большим спросом во многих европейских странах, и славянские князья охотно приглашали их к себе в Россию.
В период правления Ивана IV (Грозного) доля немцев в населении городов стала настолько существенной, что во многих из них появились кварталы компактного проживания немецкой диаспоры, так называемые Немецкие слободы, самая большая и известная из которых была в Москве.
Пётр I был частым посетителем этой слободы, здесь он познакомился с Лефортом и Гордоном, будущими сподвижниками царя. Здесь у него был бурный роман с немкой Анной Монс. При Петре I немецкие ремесленники, офицеры, врачи, инженеры, архитекторы активно участвовали в начинаниях великого царя-реформатора.
Вот что писал о немцах австрийский экономист и философ, нобелевский лауреат Фридрих Август фон Хайек:
«Немцы в целом — народ трудолюбивый и дисциплинированный, добросовестный и энергичный до безжалостности, честный и тщательно выполняющий любое дело; у немцев сильно развиты любовь к порядку, чувство долга и повиновение властям; они часто готовы на большие личные жертвы и выказывают незаурядное мужество в случае опасности».
«Божиею милостию Мы, Екатерина Вторая, Императрица и самодержица Всероссийская и прочая, и прочая, и прочая.
По вступлении Нашем на Всероссийский Императорский Престол главным правилом Мы себе постановили, чтоб навсегда иметь Наше Матернее попечение и труд о тишине и благоденствии всей Нам вверенной от Бога пространной Империи и о умножении в оной обитателей. А как Нам многие иностранные, равным образом и отлучившиеся из России Наши подданные, бьют челом, чтоб Мы им позволили в Империи Нашей поселиться: то Мы Всемилостивейше сим объявлением, что не только иностранных разных наций… благосклонно с Нашею обыкновенною Императорскою милостию на поселение в Россию приемлем и наиторжественнейшим образом утверждаем, что всем приходящим к поселению в Россию Наша Монаршая милость и благоволение оказывана будет…»
(Фрагмент из Манифеста Екатерины Второй)
На основе Манифестов Екатерины II от 4 декабря 1762 года: «О позволении иностранцам выходить и селиться в России и о свободном возвращении в свое отечество русских людей, бежавших за границу» и 22 июля 1763 «О дозволении всем иностранцам, в Россию выезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают, и дарованных правах», в Россию стали прибывать колонисты.
Наиболее интенсивный поток колонистов приходился на 1765-1766 годы. В эти годы прибыло более 85% от общей их численности. Всего за период 1763-1772 год в Россию приехало более 8000 семей – 30.623 человека. В эти годы подавляющее число колонистов прибывало в Поволжье.
Почему же немцы переезжали из Германии в Россию?
Германия в 60-е годы 18 века была разорена семилетней войной. К тому же в эти годы было несколько засушливых лет и чумные эпидемии.
Немцы уезжали не только в Россию. Многие отправлялись за океан — в Бразилию, Аргентину и в США.
Но в России для колонистов, благодаря императрице Екатерине II, были созданы наилучшие условия. Немецким поселенцам, желающим поселиться в России на указанных местах, были отведены наделы по 30 десятин земли на семью, кроме того, дарованы многочисленные льготы: каждый из колонистов получал от заграничного резидента деньги на проезд и водворение в Россию.
Колонист вправе был выбрать место поселения и род занятий, ему была гарантирована свобода от гражданской службы и от рекрутской повинности. Законы, которым подчинялись колонисты («Колониальный кодекс»), предусматривали наследование земли, возможность перехода в другое сословие.
Где бы ни жили колонисты, будь то Украина с плодородными землями или Петербургская губерния с её тяжелыми для сельского хозяйства природными условиями, они создавали образцовые хозяйства, получали богатые урожаи, развивали животноводство. Таким образом, они вполне оправдали надежды Екатерины Великой.
Российские немцы оставили незабываемый след в русской культуре и истории. Пожалуй, не найдётся ни одной отрасли научной и культурной жизни в России, где бы не встречались немецкие имена: поэты A. A. Фет и А. Дельвиг, писатель Д. Фонвизин, создатель толкового словаря В. Даль, прославленные мореплаватели Крузенштерн и Беллингсхаузен, декабристы П. Пестель и В. Кюхельбеккер, врач П. Лесгафт, архитекторы Ю. Фельтен, В. Шрётер, К. Тон, физики и электротехники Э. Ленц и Б. Якоби, знаменитый полярник О. Шмидт, художник К. Брюллов, пианист Святослав Рихтер…
Российские (а позже советские) немцы внесли заметный вклад в развитие отечественной науки, техники и духовной культуры нашей Родины.
Вспомним изобретения российских немцев:
электродвигатель, электромагнитный телеграф, первая русская литография, фабрика для производства сухого молока, моталка для разматывания шёлка...
Среди большевиков было много представителей разных национальностей, а в жилах главного из них — Ульянова-Ленина был большой процент немецкой крови. Большевики провозгласили право наций на самоопределение. 19 октября 1918 г. В.И. Ленин подписал декрет о создании на территории бывших колоний Трудовой коммуны (автономной области) немцев Поволжья.
В целом, в годы Гражданской войны немцы-колонисты, в том числе и немецкие национальные части, воевали как за красных, так и за белых. Правда, как правило, население немецких колоний по мере возможности старалось не вмешиваться в «русские дела» и придерживаться «нейтралитета».
Вопрос о депортации немцев, по всей видимости, возник не заблаговременно, а по ходу войны. Иначе трудно объяснить факты лишения свободы некоторых русских в июне-июле 1941 года с формулировкой: «за шовинистический выпад против немцев, проживающих в СССР».
Этот вопрос остро встал, скорее всего, после получения 3 августа 1941 года Сталиным шифрограммы от командования Южного Фронта.
3 августа 1941 г.
Ставка Верховного Командования тов. Сталину
Главком тов. Будённому
1. Военные действия на Днестре показали, что немецкое население стреляло из окон и огородов по отходящим нашим войскам. Установлено также, что вступающие фашистско-немецкие войска в немецкой деревне 1.8.41 г. встречались хлебом-солью. На территории фронта имеется масса населённых пунктов с немецким населением.
Тов. Берия «треск» интерпретировал по-своему и решил его расширить, распространив на всех немцев. Однако не исключено, что само по себе принципиальное решение о ликвидации немецкой автономии и о депортации всех немцев было принято ещё в конце июля, в ходе негласного визита в Республику немцев Поволжья Л. Берии и В. Молотова. После этого якобы НКВД был устроен провокационный «десант» парашютистов в немецкой форме, а в республике начали сворачиваться или закрываться газеты и журналы.
Попутно следует сказать, что репрессии народов из стран, с которыми велась война, осуществлялась не только в СССР, но и в США, Канаде и даже в Латинской Америке. Вот факты: 19 февраля 1942 года президент Рузвельт подписал приказ, и 120.000 этнических японцев, проживавших в США, треть из которых были дети, отправились в концлагеря. Под прямым нажимом Вашингтона канадское правительство приняло аналогичное решение и в результате 85.000 канадцев японского происхождения отправились в концлагеря.
Также были репрессированы и этнические немцы, включая детей. Правда, репрессии против немцев не были столь массовыми. В США было репрессировано 11000 человек; ещё 4050 человек были репрессированы в странах Латинской Америки. Это в странах за океаном, где никак не могла быть организована пятая колонна, и этнические немцы не могли нанести в этих странах какой-либо вред. Вина этих людей заключалась только в том, что у них были немецкие корни, и в разговорах они беспокоились о своих родственниках, оставшихся в Германии.
Гитлер, вступая в войну с Советским Союзом, строил расчёты на «пятую колонну» из советских немцев. Однако на практике из данного мероприятия ничего не получилось. Несмотря на это 28 августа 1941 г. появился небезызвестный указ, объявивший всех немцев предателями и шпионами. Клеветнический указ от 28 августа без каких-либо оснований сделал всех немцев шпионами и диверсантами. С этого момента началась величайшая трагедия целого народа!
Единственной «виной» этих людей была их национальность. К «изменникам родины» зачислили весь народ, от стариков до тогда ещё не родившихся детей. Сталинская пропаганда поставила советских немцев в один ряд с фашистами. Тысячи немецких семей были принудительно депортированы из своих родных мест в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию.
За 48 часов они должны были оставить дом, двор и хозяйство и в вагонах для скота под военным конвоем ехать в Сибирь и Казахстан. Всех мужчин определили в трудармию и в сибирские леса, на рудники в заполярье, на стройобъекты. Большинство из них там погибло. За мужчинами в трудармию забрали и женщин и даже девушек в возрасте 16 лет. Детей разлучили с матерями.
Поволжская АССР была расформирована, все немецкие названия поселений были переименованы на русские. Все военнообязанные мужчины и большинство женщин были затем мобилизованы в т.н. трудармию. Вскоре и все советские воины немецкого происхождения были сняты с фронтов и отправлены в трудармейские лагеря НКВД, где они содержались за колючей проволокой и где их водили на работу под конвоем.
Побег из трудовой армии приравнивался к дизертирству с фронта. Приговор нередко приводили в исполнение на глазах у строя трудармейцев, и несмотря на это, из трудармии бежали. Бежали… на фронт. Стремление воевать с оружием в руках против врага, неприятие унизительных условий трудармии были сильнее страха смерти.
Попасть на фронт с немецкой фамилией было невозможно, поэтому трудармейцы зачастую выдавали себя за представителей других национальностей. Вот лишь несколько имён Героев Советского Союза: Пётр Миллер, Михаил Гаккель, Роберт Клейн... Сколько их погибло под чужими именами? А сколько живёт под именами других людей? Кто знает!
Советские немцы боролись с фашизмом так же, как и немецкие антифашисты боролись с ним в самой Германии. За 4 дня до публикации Указа о переселении поволжских немцев газета «Комсомольская правда» опубликовала заметку о трагической судьбе красноармейца немецкой национальности Гофмана: тяжело раненный, он попал в плен к гитлеровцам, подвергся страшным издевательствам и пыткам, но никаких сведений враг от него не добился.
Не только на фронте, но и в тылу советские немцы работали на благо Родины и приближали Победу. Наверное, мало кто знает, что ленинградский учёный Шмидт, немец по национальности, работал над созданием витаминов. Именно они спасли жизнь многим жителям блокадного города, а на фронте использовались для поддержания и подъёма сил воинов Красной Армии.
Трудармейцы верили, что после войны их вернут домой, туда, откуда они были высланы. Но их подстерегла новая страшная беда. Вместе со своими семьями они были переведены на положение спецпереселенцев без права выезда с мест спецпоселения. Люди немецкой национальности фактически были лишены права свободного передвижения даже внутри района, в котором они жили. На любое посещение родных и близких надо было получить разрешение.
Каждый месяц спецпереселенцы должны были отмечаться в комендатуре. Самовольный выезд карался исправительными работами до 20 лет. Ещё долгие годы после войны советские немцы не имели права сходить в соседнюю деревню, не имели возможности поступить в техникум и тем более в институт, подвергались дискриминации практически во всех сферах жизни. Лишь после XX съезда КПСС для детей спецпереселенцев был открыт путь к высшему образованию.
Почему сотни тысяч восточных немцев, посещая или учась/работая в СССР, не чувствовали себя здесь дискомфортно? С ними советские люди вели себя корректно, места в вузы и в аспирантуры предоставляли без проблем, фашистами не обзывали — за глаза, может быть, и то вряд ли.
Почему случилось такое чудо, что советские люди смогли простить, подавить в себе естественное чувство неприязни к бывшим врагам, к тем, кто еще сам в составе германской армии нарушил мирную жизнь в многонациональном СССР? И хорошо относиться к деткам и внукам бывших захватчиков?
Свои же российские немцы, ни в чем не повинные, содержатся до 1955 г. как граждане второго сорта под спецкомендатурой; им открыто выражается политическое недоверие. Хотя еще в 1944-46 гг. процесс над бывшим руководством АССР Немцев Поволжья (Председатель СНК А. Гекман, 3-й секретарь Немобкома Г. Корбмахер, министры финансов и сельского хозяйства, другие функционеры) показал полную беспочвенность обвинений в предательстве, связях с Германией, отсутствие диверсантов и пр.
При том, что следствие длилось более двух лет, его три раза начинали по новой, последний раз это дело было поручено Следственной части по особо важным делам при НКГБ СССР, сам Влодзимирский курировал его. Но пришлось немецких руководителей фактически оправдать: обвиняемым дали по 4 (!) года только за антисоветскую пропаганду, а в конце 1950-х гг., еще раз все тщательно проверив, реабилитировали их полностью. Но об этом, как и о сотнях других сфальсифицированных процессах, не произносится ни слова, Немреспублику не восстанавливают ни в 1957 г., ни в 1964, ни позже.
В августе 1976 года группа членов ЦК КПСС выступила с предложением образовать немецкую автономную область в Казахстане, где на тот момент проживало около 936 тысяч немцев. Центром автономии должен был стать город Ерментау, расположенный в ста километрах восточней Целинограда. Намечалось включить в состав автономии земли Ерментауского и Селетинского районов Целиноградской области, Валихановского — Кокчетавской и Молодёжного — Карагандинской областей. В июне 1979 года эта идея начала воплощаться в жизнь на правительственном уровне.
Почему же не была создана немецкая автономная область? Автономия не была создана, потому что 16 июня 1979 года более 5 тысяч казахских студентов и учителей вышли на демонстрацию в Целинограде (Астана). Они несли лозунги и транспаранты на русском и казахском языках: с надписями: «Наша земля для всех едина и неделима!», «Нет немецкой автономии», «Долой немцев», «Уезжайте, откуда приехали» и другие. Скандировали лозунги: «Нет немецкому автономному району в Ерментау!».
Штабами сопротивления стали молодёжные общежития. Сюда со всех сторон стекались люди, ветераны войны, молодые парни и девушки, казахи, русские… и немцы. Спустя три дня, на одну из окраинных площадей Целинограда со всех окрестных улиц вновь стали стекаться толпы народа. Они выставили властям ультиматум и потребовали дать ответ на вопросы: «Какая судьба ждет казахов на своей земле?» и «Что будет с автономией?».
В городе разбрасывались листовки с призывом выйти на митинг протеста. В конце концов, власти объявили, что вопрос о немецкой автономии в Казахстане снят с повестки дня. Как выяснилось позже, среди властей Казахстана было весьма распространено негативное, либо сдержанное отношение к вопросу об учреждении Немецкой автономной области. Местные партийные руководители весьма смутно представляли себе сущность национальной автономии. А вот кто был организатором массового выступления молодёжи, так и осталось секретом. За кулисами поговаривали, что это был сам Д.А.Кунаев — первый секретарь ЦК КП Казахстана.
Виктор Рохусович Шмальц из Городни, 1934 года рождения, трёхлетним ребёнком остался без родителей. Он не помнит ни своих родителей, ни где родился. Отец, Рохус Флорианович, был расстрелян в 1937 году (была такая директива НКВД от 25 июля 1937 года, которая предписывала арестовать как потенциальных пособников врага всех лиц немецкой национальности, занятых в «оборонке», на железной дороге и иных стратегических объектах). Мать умерла от туберкулёза. Виктор воспитывался в детдоме.
В «Одесском мартирологе», т. 4, 2006 мы нашли о нём три коротких предложения: «Шмальц Виктор Рогусович (варианты отчества: Рохусович) родился в 1934 г. Приговор: спецпоселение». До самой — посмертной — реабилитации отца проживал в Казахстане, где за ним наблюдала спецкомендатура г. Аягуз Семипалатинской области.
Бойцы трудового фронта... Пора приравнять их к фронтовикам. Необходимо подумать над тем, как увековечить память о трудармейцах. Ведь тысячи и десятки тысяч из них не вернулись домой к своим семьям. Хоть под конец жизни люди, пережившие ужасное время, должны увидеть, что их подвиги не забыты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.