«Здоровье сберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Оценка 4.6

«Здоровье сберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
физическая культура +1
Взрослым
23.10.2017
«Здоровье сберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей.
Реферат по здоровосбнрежению оригинал.doc
Тема: «Здоровье сберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС» Выполнила:   Чернякова  Анжела Ивановна,  МБУ « Гимназия №38» 1.Введение Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду   с   неблагоприятными   социальными   и   экологическими   факторами   в   качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.       Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1­е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.  А ведь   «школьный   фактор»   –   это   самый   значимый   по   силе   воздействия   и   по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало   систематического   обучения,   значительная   интенсификация   учебного   процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.       За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких   детей   увеличивается   с   1  класса   к  выпускным   с   3,9%  до   12,3%,  с   нервно­ психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна   из   самых   частых   патологий   у   школьников   –   нарушение   остроты   зрения.   Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.  Актуальность темы   предопределена   тем,   что   здоровье   –   основная   ценность человека,   именно   в   школьном   возрасте   закладываются   основы   здоровье   сберегающего мышления и поведения личности, но школьная среда чаще всего не создает условий для укрепления здоровья.    Главная задача учителя физической культуры ­ сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Физическая культура ­ единственный предмет в школе, который выполняет именно эти задачи. Своими действиями учитель физической культуры может разрушить молодой, растущий организм, а может и превратить из слабого, болезненного человечка в полноценного, здорового гражданина своей страны. Деятельность учителя в аспекте   реализации   здоровье   сберегающих   технологий   на   уроках   физической   культуры должна   включать   знакомство   с   результатами   медицинских   осмотров   детей,   их   учет   в учебно­воспитательной   работе;   помощь   родителям   в   построении   здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом. Критерием здоровье сберегающих качеств образовательных технологий при решении с их помощью защиты от патогенных факторов будет наличие или отсутствие ухудшения здоровья учащихся и педагогов, находящееся в очевидной связи с воздействием таких факторов. Это согласуется со сложившейся у нас практикой работы системы здравоохранения (обращаться к врачам надо только тогда когда заболеешь),   но   вступает   в   противоречие   с   принципами   профилактической   медицины   и концепцией   здоровья,   принятой   Всемирной   организацией   здравоохранения,   согласно которой здоровье ­ не только отсутствие болезни, но и состояние полного физического, психического  и  социального   благополучия.  У  школы   достаточно  ресурсов  для  помощи своим   воспитанникам   в   сохранении   здоровья,   как   в   период   обучения,   так   и   после окончания   школы.   Это   и   учебно­воспитательные   программы,   и   внеклассная   работа,   и воздействие   через   родителей   учащихся,   и   т.д.   Содействие   процессам   формирования адаптационных ресурсов ребёнка, возможностей противостоять патогенному воздействию окружающей среды ­ как природной, так и социальной ­ важнейшая стратегическая задача, решаемая   доступными   образовательным   учреждениям   средствами   ­   обучением, воспитанием, содействием развитию. 2. 1.Понятие здоровье сберегающей технологии  Под   здоровье   сберегающей   образовательной   технологией   понимает   систему, создающую   максимально   возможные   условия   для   сохранения,   укрепления   и   развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).  Тогда   более   правильным   представляется   определение   здоровье   сберегающих образовательных   технологий   как   совокупности   всех   используемых   в   образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного  воздействия  факторов  образовательной  сферы,   но  и  способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. Последнее принципиально важно, ибо задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но   и   в   том,   чтобы   подготовить   их   к   дальнейшей   успешной   и   счастливой   жизни,   не достижимой без достаточного уровня здоровья.  В   современной   школе   необходимо   обеспечить   выпускнику   высокий   уровень реального   здоровья,   вооружив   его   необходимым   багажом   знаний,   умений   и   навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Если   забота   о   здоровье   учащихся   является   одним   из   приоритетов   работы   всего педагогического   коллектива   и   осуществляется   на   профессиональной   основе,   то   только тогда   можно   говорить   о   реализации   в   школе   здоровье   сберегающих   технологий,   и результатом их внедрения будет защита здоровья учащихся и педагогов от воздействия негативных факторов, в первую очередь связанных с образовательным процессом.  2.2. Группы здоровье сберегающих технологий  В   системе   образования   применяют   несколько   групп   здоровье   сберегающих технологий, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы: 1.   Медико­гигиенические   технологии,   которые   включают   комплекс   мер, направленных   на   соблюдение   надлежащих   гигиенических   условий   в   соответствии   с регламентациями   СанПинов,   и   функционирование   в   школах   медицинского   кабинета. Создание стоматологического, физиотерапевтического  и других медицинских кабинетов для   оказания   каждодневной   помощи   школьникам,   и   педагогам,   проведение   занятий лечебной физкультурой, организация фито баров, кабинетов “горного воздуха” и т.п. – также элементы этой технологии. 2. Физкультурно­оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций. 3.   Экологические   здоровье   сберегающие   технологии   помогают   воспитывать   у школьников   любовь   к   природе,   стремление   заботиться   о   ней,   приобщение   учащихся   к исследовательской   деятельности   в   сфере   экологии   и   т.п.,   все   это   обладает   мощным педагогическим   воздействием,   формирующим   личность,   укрепляющим   духовно­ нравственное здоровье учащихся. 4.   Технологии   обеспечения   безопасности   жизнедеятельности   реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители   коммунальной   службы   и   т.д.   Поскольку   сохранение   здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранения, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему   здоровье   сберегающих   технологий.   Грамотность   учащихся   по   этим   вопросам обеспечивается   изучением   курса   ОБЖ,   педагогов   –   курсов   БЖД,   а   за   обеспечение безопасных условий пребывания в школе отвечает директор. 5. Здоровье сберегающие образовательные технологии следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный   признак   –   не   место,   где   они   реализуются,   а   использование   психолого­ педагогических   приемов,   методов,   технологий,   подходов   к   решению   возникающих проблем.   В   настоящее   время   к   здоровье   сберегающим   образовательным   технологиям относятся   технологии,   которые   основаны   на   возрастных   особенностях   познавательной деятельности   детей,   обучении   на   оптимальном   уровне   трудности   (сложности), вариативности   методов   и   форм   обучения,   оптимальном   сочетании   двигательных   и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных   форм   предоставлении   информации,   создании   эмоционально   благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья. 2.3. Практика их применения на уроках  физической культуры и в спорте.           Для   учителя   очень   важно   правильно   организовать   урок,   т.к.   он   является основной   формой   педагогического   процесса.   От   уровня   гигиенической   рациональности урока   во   многом   зависит   функциональное   состояние   школьников   в   процессе   учебной деятельности,   возможность   длительно   поддерживать   умственную   работоспособность   на высоком   уровне   и   предупреждать   преждевременное   нарушение   утомления.   Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это,   в   свою   очередь,   оказывает   влияние   на   состояние   и   здоровья   учащихся.   Основные современные   требования   к   уроку   с   комплексом   здоровье   сберегающих   технологий:   ­ рациональная   плотность   урока   (время,   затраченное   школьниками   на   учебную   работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75­80 %; ­ в содержательной части урока должны   быть   включены   вопросы,   связанные   со   здоровьем   учащихся,   способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем,  В течение урока должно быть использовано не менее 2­х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся); ­ обучение должно производиться с учетом   ведущих   каналов   восприятия   информации   учащимися   (аудиовизуальный, кинестетический   и   т.д.);   ­   должен   осуществляться   контроль   научности   изучаемого материала; ­ необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;   ­   необходимо   осуществлять   индивидуальный   подход   к   учащимся   с   учетом личностных возможностей; ­ на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее; ­ нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся; ­ необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20­ой и 35­ой минутах урока, длительностью ­ 1 мин., состоящие из 3­х легких упражнений с 3­4 повторениями   каждого).   ­   необходимо   производить   целенаправленную   рефлексию   в течение всего урока и в итоговой его части.          Для подготовки и проведения урока, отвечающего всем вышеперечисленным требованиям, необходима профессиональная компетентность учителя в вопросах здоровье сберегающих   образовательных   технологий,   в   связи   с   чем   возникает   необходимость   в дополнительном повышении квалификации учителей любой специальности и работающих с разным контингентом обучающихся. Создание условий для заинтересованного отношения к учебе.   Ситуации   успеха   способствуют   формированию   положительной   мотивации   к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым реализуя   основы   здоровье   сберегающих   технологий   при   организации   учебно­ воспитательного процесса.          На   уроках   физической   культуры   необходимо   уделять   особое   внимание организации здоровье сберегающих факторов. Включение в процесс занятий элементов активного отдыха. Одной из важнейших оздоровительных задач на занятиях гимнастикой является задача по формированию у детей правильной осанки.  Немаловажное значение для   решения   оздоровительных   задач   приобретает   соблюдение   гигиенических   условий проведения   занятий   и   мер   предупреждения   травматизма.   Уроки   гимнастики   имеют большие   возможности   для   решения   таких   как дисциплинированность,   внимательность,   аккуратность,   коллективизм,   настойчивость   в преодолении трудностей, эстетика движений и т. д.   воспитательных   задач, При   применении   данных   здоровье   сберегающих   технологий   используются упражнения   и   игры   различной   интенсивности   и   направленности.   В   основе   своей   это психологические игры и упражнения, направленные на развитие психической сферы и укреплению физического здоровья учащихся.   Развитие   основных   движений   —   одно   из   главных   условий   всестороннего физического   развития   растущего   человека,   которое   не   только   обусловливает   развитие координации   движений,   силы,   пространственной   ориентировки,   но   и   способствует развитию у детей ловкости, быстроты, выносливости, облегчает прохождение школьной программы   по   физической   культуре.  Упражнения   в   основных   движениях   должны проводиться ежедневно как в утреннее, так и в послеобеденное время. Для того чтобы дети могли   энергично   двигаться   и   не   испытывали   стесненность,   упражнения   в   основных движениях лучше всего организовывать на прогулке (во дворе, в парке, в лесу, в поле).  Если  упражнения  в  том или   ином  виде  основного движения  проходят весело,  в игровой   форме,   дети   более   заинтересованно   и   качественно   выполняют   их.   Во   время упражнений в ходьбе и беге учитель должен постоянно следить за сохранением правильной осанки у детей, приучать смотреть несколько вперед, не наклоняя голову.  Элементы   физической   культуры   помимо   самого   урока   физкультуры   могут   быть использованы   на   других   уроках   и   переменах:   физкультминутки,   физкульт   паузы, динамические (подвижные) перемены. Такой активный отдых призван решать целый ряд задач:   предупреждение   раннего   умственного   утомления   и   восстановление   умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком   дыхании   и   в   ритмичных   чередованиях   сокращений   и   расслаблений   мышц, обеспечивающих   аккомодацию   глаза;   устранение   неблагоприятных   последствий длительного растяжения и расслабления  мышц спины, отвечающих  за осанку и другое. Обеспечение необходимых гигиенических условий в учебных помещениях. Освещение и характеристика  воздуха в спортивном зале, температурный режим.  Все это достаточно полно регламентируется соответствующими санитарно­гигиеническими нормами. Организованное   проведение   перемен.   Благоприятные   условия   для   отдыха создаются на переменах между уроками. в     зимнее На   каждой   перемене   и   в   каждой   классной   комнате   открываются   фрамуги, форточки или окна, при этом больший эффект дает сквозное проветривание. Осенью и весной   в   хорошую   погоду   школьникам   лучше   находиться   на   свежем   воздухе,   а   в ненастную   погоду   и   рекреациях. Перемены,   особенно   большие,   должны   быть   заполнены   активными   и   разумными движениями, которые облекаются в форму коллективных игр, спортивных развлечений и аттракционов.   Следует   учитывать,   что   на   переменах   собираются   дети   различного возраста и физического развития, поэтому желательно игры и развлечения двигательного характера организовывать в разных местах, чтобы учащиеся имели возможность выбора. Игры,   устраиваемые   на   переменах,   должны   быть   в   основном   знакомы   школьникам, простыми по содержанию, с небольшим количеством правил, непродолжительными  по времени.   —   время в   Плохо   организованные   перемены,   во   время   которых   учащиеся   не   успевают отдохнуть,   “сбросить”   накопившуюся   на   уроках   усталость,   повышают   вероятность наступления утомления, физиологически  Главная цель двигательной перемены – дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мир                                                       Заключение            Деятельность   любого   педагога   должна   быть   направлена   на   основные   цели: образование и здоровье сбережение обучающихся, а алгоритмы этой деятельности должны быть  таковы: своевременность   и   правильность   постановки   задач   в   освоении   здорового   образа жизни;   учет   нагрузки,   исходя   их   возрастных   особенностей   и   работоспособности обучающихся; умение правильно планировать и сочетать компетентности в обучении; оптимальность распределения учебного материала по мере его освоения; использование наиболее приемлемых методов и средств управления учебной и вне учебной деятельностью обучающихся; создание   благоприятной   эмоционально­психологической   атмосферы   в   процессе обучения; квалифицированное медицинское сопровождение; моделирование и апробации исследовательской работы по здоровье сбережению в области образования; воспитание   у   обучающихся   потребности   в   непрерывном   самообразовании   и самосовершенствовании в области здорового образа жизни; использование ИКТ в области оздоровительных систем; создание оздоровительных  и консультативных  центров здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях; систематическая работа с родителями, коллегами  по данному вопросу. Пока еще здоровый образ жизни не на вершине пирамиды ценностей у некоторых подростков в наших школах. Но именно современный учитель личным примером и своим мировоззрением должен научить детей с раннего возраста беречь, ценить и укреплять свое здоровье.

«Здоровье сберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

«Здоровье сберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

«Здоровье сберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

«Здоровье сберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

«Здоровье сберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

«Здоровье сберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

«Здоровье сберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

«Здоровье сберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

«Здоровье сберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

«Здоровье сберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

«Здоровье сберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

«Здоровье сберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

«Здоровье сберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

«Здоровье сберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2017