МАУ ДО ЦДТ «Шанс» г. Перми
Здоровьесберегательные технологии на занятиях в дополнительном образовании
Составитель
педагог дополнительного образования
Т.Н. Михайлова
г. Пермь
2021
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Цель, задачи программы.
3. Основные направления деятельности.
4. Используемые образовательные технологии.
5. Ожидаемые результаты.
1. Пояснительная записка
Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Теоретически – да, практически – не получается. Врачи-педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме обучающихся в процессе их обучения в школах разного типа. Еще в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф.Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им было отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.
У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния, которые специалисты увязывают с организацией воспитательно - образовательного процесса в школе. К другим заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нарушение зрения (миопия, рефракционная или осевая, и т.д.), болезни костно-мышечной системы (сколиоз, патологический кифоз или лордоз, плоскостопие). Опыт некоторых педагогов показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.
Биологическая реакция организма школьника зависит от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды. Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья обучающихся. Именно поэтому разработанная нами программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование обучающихся.
Необходимость создания программы: ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки города и района, отношения к своему здоровью, социального благополучия. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. Беспокоят специалистов и другие недуги современной молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков. Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города, учреждения дополнительного образования.
Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с детства. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к факторам окружающей среды. Поэтому первостепенной задачей образовательного учреждения является создание здоровьесберегающей среды для полноценного и всестороннего развития учащегося. Обязательное условие для этого – каждый учитель должен быть знаком с основными правилами, критериями, принципами создания здоровой образовательной среды. Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников.
Предусматривается развитие у учащихся универсальных учебных действий как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях. Задача перед педагогом поставлена конкретная: «Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни»
2. Цель программы
· Создание благоприятных условий для формирования у обучающихся отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
· формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
Задачи
- Проводить мониторинг состояния здоровья и адаптационных возможностей обучающихся.
- Использовать здоровьесберегающие приемы и методы в воспитательно-образовательном процессе. - Совершенствовать систему профилактической деятельности направленной на стабилизацию и улучшение здоровья детей, предупреждение детского травматизма. - Популяризировать преимущества здорового образа жизни, расширение кругозора детей в области физической культуры и спорта. - Продолжить просвещение родителей в вопросах сохранения и улучшения здоровья детей
- Освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий, сберегающих здоровье учащихся;
- Создание в детском клубе организационно -педагогических, материально -технических, санитарно -гигиенических и других условий здоровье сбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса.
3. Основные направления деятельности
1. Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для обучающихся первого года с целью обеспечения адаптации к новым условиям. |
Сентябрь- ноябрь |
2. Здоровьесберегающий анализ расписания занятий. |
Сентябрь, январь |
3. Включение вопросов с определенной здоровьесберегающей направленностью в план учебной программы. |
В течение года |
4. Контроль за выполнением норм самообслуживания. |
В течение года |
5. Здоровьесберегающий анализ учебного занятия |
В течение года |
6. Повышение здоровьесберегающей грамотности обучающихся. |
В течение года |
· Мониторинговая работа – комплекс мероприятий направленных на отслеживание здоровья обучающихся, адаптационных перестроек.
1. Создание мониторинга состояния здоровья обучающихся |
Сентябрь-октябрь |
2. Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой). |
Октябрь-март |
3. Организация адаптационных мероприятий с детьми ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). |
В течение года |
4. Медико-педагогический мониторинг детей по итогам года. |
Апрель-май |
1.Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций, проведение дней здоровья, соревнований «Веселые старты». |
В течение года |
2.Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголка здоровья. |
В течение года |
· Сотрудничество школы с другими учреждениями
Учреждение |
Задачи и направления |
Формы взаимодействия |
МАОУ СОШ №118 г. Перми |
Формирование здорового образа жижни |
Районная круглогодичная спартакиада школьников |
ГИБДД |
Предупреждение детского травматизма. |
Лекции, беседы, ролевые игры для обучающихся. |
Аналитическая справка о состоянии здоровья обучающихся
в учреждении дополнительного образования
Перед педагогом в 2020-2021учебном году стояла задача сохранения и укрепления здоровья обучающихся, через проведение профилактических мероприятий, предотвращающих нарушение остроты зрения и заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Задачи по сохранению и укреплению здоровья обучающихся реализовываются:
1. В организации образовательного процесса в учреждении допобразования:
2. В организации учебного процесса:
· На учебных занятиях педагог занимается профилактикой (выполнение комплекса упражнений во время разминки) нарушений опорно-двигательной системы;
· В план мероприятий включены беседы по профилактике вредных и опасных для здоровья привычек; на родительских собраниях включены вопросы, направленные на организацию здорового образа жизни.
· Проведение в течение года мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.
3. Оздоровление учащихся через лагерь дневного пребывания.
4. Проводились беседы с обучающимися: «Ослепительная улыбка», «Физическая активность и здоровье», «Гигиена школьника», «Гигиена школьника. ТВ + здоровье». «Бросай курить – ты уже не маленький», «7 апреля – Всемирный день ЗДОРОВЬЯ»
5. Оформлен «Уголок здоровья» по профилактике курения «Курить – здоровью вредить», «Профилактика травматизма обучающихся в начальной школе», «Режим дня», «Закаливание – надежное средство профилактики простудных заболеваний», «Как правильно ухаживать за зубками».
В следующем учебном году планируется:
- вести контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм учреждения;
- продолжить проводить профилактическую работу простудных заболеваний;
- проводить профилактическую работу с уобчающимися по вопросам здорового образа жизни;
- продолжать выпуск «Уголка здоровья».
4. Используемые образовательные технологии
Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.
Именно поэтому разработанная нами программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.
№ |
Название технологии/метода |
Обоснование применения с точки зрения здоровьесбережения. |
1 |
Игровые технологии
|
Способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает и совершенствует речемыслительную деятельность детей, воспитывает инициативность, развивает организаторские способности, положительно влияет на качество обучения, повышает его эффективность. А также: - стимулирование мотивации и интереса; - поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме; - развитие навыков критического мышления и анализа, принятия решений, взаимодействия, коммуникации, конкретных умений; - саморазвитие или развитие благодаря другим участникам. Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются игры: · деловые; · организационно-деятельностные; · ролевые; · инновационные игры; · дидактические.
|
5. Ожидаемые результаты.
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
В результате реализации программы будут:
· снижена заболеваемость или стабилизация здоровья
· увеличено число детей и подростков, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
· разработана программа по здоровьесбережению;
· разработаны рекомендации для родителей, педагогов физкультурно-спортивного направления, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения;
· включено в план работы образовательного учреждения регулярное проведение дней здоровья (1 раз в месяц);
· организована система занятий по формированию ЗОЖ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.