Здоровьесберегающая деятельность учителя и пути решения.
Оценка 4.7

Здоровьесберегающая деятельность учителя и пути решения.

Оценка 4.7
Лекции
docx
психологическая работа +1
Детсад—11 кл
12.09.2018
Здоровьесберегающая деятельность учителя и пути решения.
Психологическое здоровье учителей является необходимым условием здоровья детей. Учитель в своей деятельности должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач. Несмотря на стрессовые ситуации которые происходят вокруг учителя, желательно постараться регулировать своим состоянием во время преподавания. Это очень важно.
Здоровьесберегающая деятельность учителя.docx
Камалова Дильфуза Ибрагимовна психолог высшей категории Казахстан, города Тараз,  Коммунальное государственное учреждение «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №34» . Здоровьесберегающая  деятельность учителя  и пути решения. Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности.  Это "работа сердца и нервов", где требуется буквально ежедневное и ежечасное  расходование огромных душевных сил. В.А. Сухомлинский Идеи здоровьесбережения возникли еще V–II вв. до нашей эры. В Древнем Риме в тот период появились валеотугенарии, которые отвечали за здоровье и работоспособность   рабов.   В   то   же   время   греческие   ученые   подтвердили необходимость и описали возможности закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни. В педагогике впервые идею здоровьесбережения выдвинул   Платон,   которую   развивали   в   дальнейшем   ученые   последующих поколений:   Аристотель   (идея   природосообразности),   Я.   А.   Коменский (принцип   природосообразности),   Ж.   Ж.   Руссо   (природо   сообразность   как следование природе ребенка), П. П. Блонский, П. Ф. Лесгафт, М. М. Пистрак, С.   Т.   Шацкий   (идея   «педагогизации   среды»   как   возможность   свободного физического   и   умственного   развития).   Проблема   сохранения   здоровья учащегося   волновала   всегда.   Школа   как   фактор   риска   рассматривалась специалистами еще с 1774 г.  В понятии «здоровье» мы можем выделить четыре, взаимовлияющие друг на друга,   составляющие:   здоровье   психологическое,   духовное,   физическое   и социальное.   Каждая   составляющая   здоровья   в   разной   степени   влияет   на формирующуюся   личность.   Здоровый   и   гармонически   развитый   ребенок прекрасно   себя   чувствует,   получает   удовольствие   и   удовлетворение   от образовательной   деятельности,   стремится   к   познанию   и   самопознанию, овладевая не только учебными знаниями, но и сокровищами культуры. Актуальным   является   и   вопрос   о   состоянии   здоровья   педагогов,   которые будут   работать   в   начальных   классах   с   контингентом   детей   младшего школьного возраста и об отношении учителей к своему здоровью. Может ли педагог   быть   примером   для   своих   воспитанников   в   вопросах здоровьесбережения?   Учитель   в   рассматриваемый   период   обучения   как никогда в другое время, занимает одно из центральных мест в жизни учащихся начальных классов. Он олицетворяет для них всё ­ то новое и важное, что вошло в жизнь в связи с приходом в школу.  Всем известно, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует   от   него   больших   резервов   самообладания   и   саморегуляции. Неудивительно, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Следствием повышенной   напряженности   труда   учителя   нередко   становятся подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность  учеников. Эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает,   что   он   обязан   держать   себя   в   руках.   Профессиональными заболеваниями   учителей   все   чаще   становятся   гипертония,   астма,   язва желудка. Психологическое   здоровье   педагогов   является   необходимым   условием здоровья детей. Исследования показали: у авторитарных педагогов учащиеся болеют   чаще.   Причина   имеет   психосоматическую   природу,   так   как утомленный психологическим  давлением организм быстрее заболевает. Мы знаем, как может испортить настроение, а то и довести до инфаркта грубый, несправедливый  начальник.  У  взрослого   человека  всегда   есть  возможность изменить ситуацию, например, уволиться. У ребенка такой возможности нет. Заметим, что равнодушие учителя, так же, как и его агрессивные реакции, становится   одной   из   причин   школьного   стресса   детей.   Учитель   в   своей деятельности должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним   задач   независимо   от   воздействующих   на   него   негативных   факторов, сохранять самообладание и оставаться для учеников примером в личностном плане.   Однако   внешнее   сдерживание   эмоций,   когда   внутри   происходит бурный   эмоциональный   процесс,   не   приводит   к   успокоению,   а,   наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. Даже молодые учителя часто обращаются в медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечно­сосудистой системы, язвенных заболеваний желудочно­кишечного тракта, заболеваний неврогенного характера (нервные истощения,   неврозы).   По   данным   НИИ   медицины   труда,   к   неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей. У этой группы педагогов выражены так называемые субъективные факторы напряженности   педагогической   деятельности,   провоцирующие   чрезмерную чувствительность к определенным профессиональным трудностям. Именно о таких   людях   писал   Эрих   Берн:   "Все   слышали   о   людях,   у   которых   от беспокойств   начинает   болеть   голова,   отсюда   распространенные   выражения типа "Эта работа — сплошная головная боль!". "…Лишь 34 % обследованных педагогов находятся в зоне психологического благополучия. Они способны справиться   с   отрицательными   воздействиями   жизни   на   психологическом уровне. Около 40 % ­ имеют умеренные нервные расстройства, им необходима специальная помощь". Для   учителей   со   стажем   работы   15   –   20   лет   характерны   "педагогические кризисы",   "истощение",   "сгорание".   В   настоящее   время   эмоциональное выгорание понимают как механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психологическая психотравмирующие   воздействия. Эмоциональное   выгорание   представляет собой   приобретенное   профессиональное   поведение,   позволяющее   человеку экономно   дозировать   и   расходовать   энергетические   и   эмоциональные ресурсы. Особенностью   профессиональной   деятельности   педагогов   является   то,   что это   один   из   наиболее   напряженных   видов   социальной   деятельности. Профессия   школьного   учителя   чаще,   чем   большинство   других   профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса, превышающего "повседневный"   психический   потенциал   человека. Стресс –   это физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения, подавленности   и   упадка.   При   стрессовых   воздействиях   в   кровь   начинают выделяться   определённые   гормоны,   вследствие   чего   изменяется   режим работы   многих   органов   и   систем   организма   (изменяются   его   защитные свойства,   учащается   ритм   сокращений   сердца,  повышается   свёртываемость крови).   Организм   подготовлен   к   борьбе,   готов   справиться   с   опасностью, приспособиться к ней – в этом и состоит основное биологическое значение стресса.   Различают физиологические   (болевые   воздействия,   физическая нагрузка,   жара,   холод)   и психологические (обида,   переживание,   конфликт, сигналы   опасности   и   др.)   стрессоры.   Наиболее   разрушителен   для организма психологический  стресс,   что   достаточно   часто   встречается   в педагогической деятельности. К стрессовым ситуациям учителя относят чаще всего следующие: "сбои в работе на уроке", "открытые уроки", "разговоры с руководством",   "несправедливое   отношение   администрации",   "встречи   с родителями",   "посещение   урока   директором   или   заместителем".   В современном   мире   стресс   превратился   в   один   из   основных   источников заболеваний человека. Если напряженность не очень велика и не связана с очень неприятными обстоятельствами, то стресс не вреден. Вреден дистресс –   связанный   с   неприятными   обстоятельствами.  сильный   стресс, Способствуют   стрессам   длительные,   не   дающие   покоя   эмоции,   например, обида, зависть, несправедливость, отсутствие  возможностей  удовлетворить  потребности   самовыражения,   самоутверждения,   самореализации.   В   таких ситуациях   помогают   групповые   или   индивидуальные   занятия. Рекомендую   для   работы,   элементы   антистрессовой   релаксации (рекомендована Всемирной организацией здравоохранения) и упражнения на расслабление: "Передышка", "Убежище", "Думайте нежно",   "Самомассаж", "Простые   утверждения",  "Снимите   напряжение   в  12  точках",  "Дыхание   на счёт 7­11", "Вопросы к себе самому" (см.приложение).     Васильева, О.С. Психология здоровья человека / О.С.Васильева,  Литература В.Р.Филатов. – М., 2001.   Митина, Л.М. Психология профессионального здоровья учителя /  Л.М.Митина. – М., 1998. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к  проектированию / В.А.Ясвин. – М., 2003. Приложение          Передышка  Обычно, когда мы бываем расстроены, начинаем сдерживать дыхание.  Высвобождение дыхания ­ один из способов расслабления.    Отложите в сторону все проблемы, которые вас беспокоят. В течение 3  минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза.  Если хотите, посчитайте до пяти, пока делаете вдох, и до семи, когда  выдыхаете. (Затрата большего количества времени на выдох создаёт мягкий,  успокаивающий эффект.) Представьте: когда вы наслаждаетесь этим  глубоким неторопливым дыханием, все ваши беспокойства и неприятности  улетучиваются.      Убежище   Представьте себе, что у вас есть удобное надёжное убежище, в котором в  можете укрыться, когда пожелаете. Это место совсем не обязательно должно  быть реально существующим. Вообразите себе хижину в горах или лесную  долину, о которой никто, кроме вас, не знает. Личный корабль, сад,  таинственный замок... Мысленно опишите это безопасное безопасное удобное  место. Когда ложитесь спать, представьте себе, что вы направляетесь туда.  Вы можете там отдыхать, слушать музыку или разговаривать с другом. После  того как вы проделаете  это несколько раз, можете фантазировать подобным  образом в течение дня. Закройте на несколько минут глаза и войдите в своё  личное убежище.   Думайте нежно  Этот приём с помощью воображения снимает физическое напряжение с  какой­то конкретной части тела.    Направьте внимание на напряжённую мышцу. Вообразите, что она  превращается во что­то мягкое. Можете представить себе горящую свечу,  которую вы держите в руке. Воск тает и капля за каплей капает вам на руку.  Вы ощущаете его тепло. Ваши мышцы начинают расслабляться. (Некоторые  люди представляют, как их напряжённые мышцы превращаются в глину,  хлопок, поролон или вату.) Если способ "Думайте нежно" ослабляет напряжение хотя бы на 20% или  более, вам стоит его использовать. В конечном счёте вы научитесь достигать  результатов в течение 60 секунд.    Можете использовать любые образы и картины, ассоциирующиеся с миром и доверием. Например, представить себя в виде свернувшегося клубочком  спящего котёнка. А может, вам понравится мягкая сила урчащего от  удовольствия льва или львицы. Чтобы расслабить лицо, вы можете  представить его себе в виде роскошного цветка.    Можно также ассоциировать свои ощущения с действиями над различными  неодушевлёнными предметами. Например, отчаяние представить в виде туго  натянутой резинки. Если вы отпустите её конец, она сожмётся, и отчаяние  исчезнет. представьте свою проблему в виде лески, которая зацепилась в воде  за корягу. Вы отрезали леску, и проблема уплыла. Вообразите, что вы держите ваши несчастья в руке. Медленно раскройте ладонь и дайте им улетучиться.         Волшебное слово  Данный приём прерывает автоматический поток мыслей при помощи  успокаивающего слова или фразы.    Выберите простые слова: мир, отдых, покой, успокоиться, уравновешенный.  Вместо слов можно считать: 1001, 1002 и т.д. или использовать фразы типа:  "глубокое и ещё более глубокое расслабление". пусть мысли проносятся в  вашей голове, не давайте им завладеть вами. Закройте глаза и  сосредоточьтесь. Повторяйте слово, фразу или считайте про себя в течение 60 секунд. Дышите медленно и глубоко.      Самомассаж   Приём эффективен при онемении мышц тела.    Даже в течение напряжённого дня всегда можно найти время для  маленького отдыха и расслабиться. Помассируйте определённые точки тела.  Надавливайте не сильно, закрыв глаза. Вот некоторые из этих точек.    ­ межбровная область: потрите это место медленными круговыми  движениями;    ­ задняя часть шеи: мягко сожмите несколько раз одной рукой;    ­ челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы;    ­ плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами;    ­ ступни ног: если вы много ходите, отдохните и потрите ноющие ступни  перед тем, как идти дальше.    Есть несколько простых приёмов, которые помогут вам не забывать о  расслаблении среди многочисленных забот повседневной жизни. Большинство  из них срабатывает за счёт посылки сигнала, который привлечёт ваше  внимание. Например, нитка вокруг пальца может напомнить, что нужно  контролировать свои чувства и освобождаться от напряжения. Наденьте часы на другую руку, наденьте или снимите кольцо с пальца или  переложите расчёску в сумочке. достаньте из шкафа что­нибудь, что не  носили долгое время. Отрастите или сбрейте бороду, измените причёску или  место пробора. Скажите себе, что всякий раз, когда вы замечаете это отличие, вам нужно вспомнить о вашем "эмоциональном барометре" и сознательно  расслабиться.    Решите для себя, что, когда звонит телефон, вы не станете сразу снимать  трубку, а подождёте, пока он не позвонит ещё несколько раз. За это время вы  сможете сделать вдох и расслабиться.   Антистрессовая релаксация    (рекомендована Всемирной организацией здравоохранения)      1. Лягте (в крайнем случае ­ присядьте) поудобнее в тихом, слабо  освещённом помещении; одежда не должна стеснять ваших движений.    2. Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на  10 секунд задержите дыхание. Выдыхайте не торопясь, следите за  расслаблением и мысленно говорите себе: "Вдох и выдох, как прилив и  отлив". Повторите эту процедуру 5­6 раз. Затем отдохните около 20 секунд.    3. Волевым усилием сокращайте отдельные мышцы или их группы.  Сокращение удерживайте до 10 секунд, потом расслабьте мышцы. Таким  образом пройдитесь по всему телу. Повторите данную процедуру трижды,  расслабьтесь, отрешитесь от всего, ни о чём не думайте.    4. Попробуйте как  можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности,  пронизывающее вас от пальцев ног, через икры, бёдра, туловище головы.  повторяйте про себя: "Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не  тревожит".    5. Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части  вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас. Чувствуете, что  расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы (рот может быть приоткрыт).  Лежите спокойно, как тряпичная кукла. Наслаждайтесь испытываемым  ощущением около 30 секунд.    6. Считайте до 10, мысленно говоря себе, что с каждой последующей  цифрой ваши мышцы всё более расслабляются. Теперь ваша единственная  забота ­ насладиться состоянием расслабленности.    7. Наступает "пробуждение". Сосчитайте до 20. Говорите себе: "Когда я  досчитаю до 20, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя бодрым.  Неприятное напряжение в конечностях исчезнет".    Это упражнение рекомендуется выполнять 2­3 раза в неделю. Поначалу оно  занимает около четверти часа, но при достаточном овладении им релаксация  достигается быстрее. Правила борьбы со стрессом 1. Воспринимайте жизнь такой, какая она есть. Старайтесь объективно  оценивать события и свои возможности, помните, что каждый человек­  индивидуален, у него есть выбор и он волен поступать так, как считает  нужным. 2.Умейте защищаться, когда Вас пытаются «окунуть» в стресс. 3.Боритесь с комплексом неудачника! Перестаньте воспринимать себя как  жертву судьбоносных событий. Вспомните игры­ формулы: «Я­ хозяйка  жизни!» Закрепляйте ситуации успеха! 4.Умейте предугадывать неприятности. Предугадывать ­ не означает ждать их, а тем более жить в постоянном напряжении. 5.Способ, выбранный Скарлетт («Я не буду думать об этом сегодня, а  подумаю об этом завтра»),  не всегда приносит желаемое успокоение в  стрессовой ситуации. Парадокс в том, что чем дальше мы гоним стресс, тем  сильнее в него погружаемся. В этом случае  страшен не сам стресс, а  отношение к нему. 6.Совет Д.Карнеги: «Если не можешь изменить ситуацию ­ измени отношение  к ней!» 7.Любите себя! Самокритика­ дело хорошее, но лишь как способ определения своих возможностей, а не самобичивания. 8.Помните движение­ это жизнь! Выводите стрессы через мышечную  активность. 9.Быть счастливым ­ в силах каждого. Уметь противостоять стрессам ­ одно из условий счастья! У многих это  получается. Вы с этим обязательно  справитесь! Удачи! Тренинговые упражнения на снятие стрессовых состояний Релаксация 1.Мышечно­ волевые упражнения. Стресс надо выводить по мышечным каналам. Сосредоточить внимание на определенной группе мышц: сократить их,  думать, что они в напряжении, просчитать до 9, затем расслабить. Гипертоники должны тренировать мышцы ниже пояса, гипотоники­ выше  пояса.  2.Мышечная релаксация (расслабление). Упражнение «Кучер на дрожках»­ 2­3 минуты: ­ сесть на край стула,  ­ноги поставить на ширину шага, ­наклониться вперед, представить, что позвоночник не держит никакие  мышцы, ­голову наклонить к груди, ­ разомкнуть рот, зубы, ­ руки свободны. 3.Минутная релаксация: ­ расслабьте уголки рта, увлажните губы, ­ расслабьте плечи, ­ сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела, помните, что  они выражают Ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что Вы не хотите, чтобы окружающие знали о Вашем  стрессовом состоянии. Постарайтесь изменить позу и мимику лица  ( улыбнитесь, подумайте о чем­то приятном). 4.Встаньте, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед, расслабьтесь. Голова, плечи, руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1­2 минуты. Затем медленно поднимайте голову, так, чтобы она не закружилась. 5.Включив приятную музыку, припомните, закрыв глаза, самый замечательны  день в Вашей жизни в мельчайших деталях, ничего не упуская, с улыбкой на  лице. 6.Побеседуйте на отвлеченную тему с приятным для Вас человеком – эта  отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас»,  поможет Вам вытеснить внутренний диалог, насыщенный стрессом, из Вашего  сознания. Ауторегуляция дыхания 1.Противострессовое успокаивающее дыхание.  В работу включают дыхательные мышцы. Техника дыхания: ­ медленно выполняйте вдох через нос, максимально выпятив живот вперед; ­ на пике вдоха максимально задержите дыхание; ­ затем как можно медленнее сделайте выдох, максимально потянув вверх  диафрагму. Кто хочет взбодриться­ удлинить вдох (гипотоники). 2.Встаньте, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед, расслабьтесь. Голова, плечи, руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1­2 минуты. Затем медленно поднимайте голову, так, чтобы она не закружилась. Необычные способы борьбы со стрессом, предлагаемые Е Малышевой: 1.Йогурты с пробиотиками (живыми бактериями). 2.Физическая активность. 3.Жевательная резинка помогает нормализовать частоту сокращений  сердечной мышцы, стабилизирует уровень сахара в крови.

Здоровьесберегающая деятельность учителя и пути решения.

Здоровьесберегающая деятельность учителя и пути решения.

Здоровьесберегающая деятельность учителя и пути решения.

Здоровьесберегающая деятельность учителя и пути решения.

Здоровьесберегающая деятельность учителя и пути решения.

Здоровьесберегающая деятельность учителя и пути решения.

Здоровьесберегающая деятельность учителя и пути решения.

Здоровьесберегающая деятельность учителя и пути решения.

Здоровьесберегающая деятельность учителя и пути решения.

Здоровьесберегающая деятельность учителя и пути решения.

Здоровьесберегающая деятельность учителя и пути решения.

Здоровьесберегающая деятельность учителя и пути решения.

Здоровьесберегающая деятельность учителя и пути решения.

Здоровьесберегающая деятельность учителя и пути решения.

Здоровьесберегающая деятельность учителя и пути решения.

Здоровьесберегающая деятельность учителя и пути решения.

Здоровьесберегающая деятельность учителя и пути решения.

Здоровьесберегающая деятельность учителя и пути решения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2018