Методические разработки по химии
Оценка 4.8

Методические разработки по химии

Оценка 4.8
Занимательные материалы +11
docx
Междисциплинарный 5
5 кл—11 кл
07.09.2018
Методические разработки по химии
Публикация является частью публикации:
Рабочая программа кружка биолог-исследователь.docx
Пояснительная записка   Рабочая программа «Биолог­исследователь» естественнонаучной направленности разработана на основе  образовательной программы      «Основы естественнонаучных исследований» 5­6 классы, автор   Африна Е.И. г. Москва. 2011    кружка   Цель   программы:   обеспечение  условий   для   развития   мотивационной, познавательной   и   креативной   сфер   личности   обучающихся   в   процессе освоения основ естественнонаучных дисциплин. Задачи программы:  1.       Обучающие:  формирование     у   обучающихся   знаний   об   основных методах   исследования,   используемых   в   естественных   науках, знакомство   с   естественнонаучной   методологией,   знакомство   с окружающей   природой,   с   природой   и   культурой   жителей   других регионов страны; знакомство с   графиками   ­   как общепринятой знаковой   системой   для   обработки     анализа   результатов наблюдений   и   измерений;   изучение   элементов   физических, химических,   биологических,   астрономических   и   экологических знаний; освоение методов наблюдения и описания явлений  живой и неживой природы; освоение техники выполнения измерений, включая использование   индикаторов;   овладение   способами   изготовления простейшего   оборудования   для   проведения   наблюдений   и исследований;   освоение     совершенствование   навыков использования   компьютеров   и   компьютерной   коммуникации; развитие коммуникативных навыков, освоение техники совместной работы в группе.   и     и   2.       Развивающие:  развитие   естественнонаучного   мировоззрения; развитие   и   формирование     общенаучных   умений   и   навыков; знакомство со способами коммуникации, общепринятыми в научном сообществе;   формирование навыков самостоятельного построения научного   исследования;   развития   навыков   аналитического   и критического мышления, формирование умений и навыков работы с различными   источниками   информации,  а  также   умений   и  навыков обработки результатов наблюдений; способствовать формированию важных коммуникативных компетенций, в том числе:  организация и проведение эксперимента;  поиск, сбор, отбор и анализ информации;  организация и представление информации;  организация дискуссии и участие в дискуссии;  выступление с использованием мультимедиа презентации. 3.       Воспитывающие:  формирование   навыков   и   принципов   бережного отношения   к   природе,  воспитание   чувства   взаимопомощи, любознательности, развитие уважения к мнению другого человека и коллектива;   ­   формировать   стремление   к   активной   деятельности, поддержание самостоятельности в исследовательской деятельности. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа – 144  часа (4  часа  в  неделю, 36  учебных   недель),  в  том  числе   часов  для проведения практических работ – ; экскурсий ­ ; проектов ­ . Формы   организации   деятельности:  групповая;   индивидуально­ групповая,   при   которой   некоторые   члены   объединения   непосредственно   на групповых занятиях реализуют индивидуальные образовательные маршруты. Существенная часть работы выполняется детьми в составе малых групп. Это создает   предпосылки   для   выработки   умения   работать   сообща,   доводить работу   до   конца,   чувствовать   себя   "членом   творческого   коллектива", осваивать технику групповой работы При включении обучающихся во все формы работы особое внимание уделяется тому, чтобы ориентировать школьников не на скорость выполнения работы,   а   на   качество   ее   выполнения.   Индивидуальный   темп   работы   не оценивается.  Формы организации учебного процесса: ­лабораторные работы, наблюдения и исследования; ­подготовка   отчетов   по   результатам   лабораторных   работ,   наблюдений   и исследований,  выполняемых  в школе и дома; ­работа с литературой; ­подготовка и проведение  конференций Формы проведения занятий:  беседы, дискуссии, коллективные творческие дела, лекции и рассказы, викторины, конференции, ролевые и деловые игры, исследовательские проекты,  акции. Режим учебных занятий  – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, начало   занятий   не   раньше   чем   через   один   час   после   окончания   урокв, продолжительность одного занятия составляет 45 минут.  Требования к уровню подготовки обучающихся   У   обучающихся   по   итогам   изучения   курса   должны   быть   сформированы определенные компетентностные умения: Личностные  Формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и способности   обучающихся   к   саморазвитию   и   самообразованию   на основе   мотивации   к   обучению   и   познанию,   осознанному   выбору   и построению   дальнейшей   индивидуальной   траектории   образования   на базе   ориентировки   в   мире   профессий   и   профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;  Формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего современному   уровню   развития   науки   и   общественной   практике, учитывающего   социальное,   духовное многообразие современного мира;   культурное,   языковое,  Формирование   готовности   и   способности   вести   диалог   с   другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;  Освоение   социальных   норм,   правил   поведения,   ролей   и   форм социальной   жизни   в   группах   и   сообществах,   включая   взрослые   и социальные сообщества;  Формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и сотрудничестве   со   сверстниками,   старшими   и   младшими   в   процессе образовательной,   общественно­полезной,   учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности;  Формирование   основ   экологической   культуры   на   основе   признания ценности   жизни   во   всех   её   проявлениях   и   необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.    Метапредметные       Регулятивные:  Умение   самостоятельно   определять   цели   своего   обучения,  ставить   и формулировать   для   себя   новые   задачи   в   учёбе   и   познавательной деятельности,   развивать   мотивы   и   интересы   своей   познавательной деятельности;  Умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей защищённости,   в   том   числе   альтернативные,   осознанно   выбирать наиболее  эффективные  способы решения   учебных и познавательных задач;  Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять   контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения результата;  Умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи   и собственные возможности её решения;  Владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решения   и осуществления   осознанного   выбора   в   учебной   и   познавательной деятельности. Познавательные:  Умение   определять   понятия,   создавать   обобщения,   устанавливать аналогии,   классифицировать,   самостоятельно   выбирать   основания   и критерии,   устанавливать   причинно­следственные   связи,   строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;  Умение     создавать,   применять   и   преобразовывать   знаки   и   символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;  Коммуникативные:  Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли;  Умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:   находить   общее   решение   и   разрешать   конфликты   на   основе согласования   позиций   и   учёта   интересов;   формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  Формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования информационно­коммуникационных технологий.   Знакомство с основными ролями участников группы сотрудничества;   Освоение   форм   взаимодействия   людей   в   работе,   способов сотрудничества и конкуренции;  Формирование   умений   слушать,   поощрять, координатора и участника группы сотрудничества.   выполнять   роли  Предметные:  Понимание необходимости сохранение природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;  Умение   измерять   длину   и   ширину,  углы;   определять   площадь   фигур неправильной формы, объем тела и жидкости;  Умение   наблюдать   за   явлениями   и   процессами,   погодой,   строить графики, делать выводы;  Умение   пользоваться   простейшими   оптическими   приборами, микроскопом, изготавливать микропрепараты;  Умение   определять   плотность   тела,     массу   взвешиванием,   и   через плотность тела и его объем.  Исследовательские умения:   умение вести журнал лабораторных исследований;  навыки систематизации полученных данных;       умение   формулировать   исследовательскую   проблему,   выдвигать гипотезу,   планировать   и   реализовывать   проверку   гипотезы, анализировать результаты исследования;  умение обращаться с простейшими приборами; знание   основных   методов   измерений   и   способов   представления полученных результатов в виде таблиц, диаграмм и графиков; знакомство   с   правилами   приближенных   вычислений   и   правильное использование   микрокалькулятора   для   проведения   простейших расчетов;  оценка достоверности полученных результатов;  умение   сопоставлять   и   описывать   результаты   экспериментов, выполненных в разных условиях;  навыки работы с дополнительной литературой. Формы учета знаний, умений. Способы оценки результативности реализации программы Формы   предъявления   и   демонстрации   образовательных   результатов: выставка, диагностическая карта, защита творческих работ в ходе научно­ практических конференций, итоговая конференция.  Система оценивания образовательных  результатов       Особенности системы оценивания Форма  Средства  фиксации   результатов  оценки Способ  (поэтапность   процедуры) Объект  оценивания ЗУН, познавательные,  регулятивные  результаты Персонифицированная   количественная  оценка Листы достижений,  классные  журналы Личностные   результаты Персонифицированная/ Неперсонифицированная  качественная  оценка    Дневники наблюдения   педагога дополнительного  образования Задания  частично­ поискового  характера,  индивидуальные задания,  выполнение проектов Систематичность,  личностно­ориентированность,  позитивность  Проектная   деятельность,  участие  в  общественной   жизни, портфолио, задания   творческого  характера.  Условия  эффективности системы  оценивания Отметки за выполненные работы накапливаются учащимися   в «Портфеле  достижений». «Портфель   достижений   ученика»  –   это   сборник   работ   и   результатов, которые   показывают   усилия,   прогресс   и   достижения   ученика,   а   также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.  Пример оценочного листа приведен в Приложении 1. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Дата № п/п Тема учебного занятия Всего часов Содержание деятельности план фак т Теоретическая часть Практическая занятия/форма организации деятельности часть занятия/форма организации деятельности I. Вводный лабораторный практикум – 54 часа 1.    Пространственно – временные  характеристики  растений – 24 часа 1 4.09 Введение.  Летние  наблюдения   учащихся. ИТБ. 2 2 7.09 3 11.0 9 Экскурсия на  пришкольный  участок: осенние  изменения в жизни  растений Наблюдения  за   растениями.   Времена года. 4 14.0 9 Времена года:  жизнь насекомых  осенью 2 2 2 Инструктаж по  технике  безопасности при  работе с  лабораторным  оборудованием;  знакомство с  видами  естественнонаучных дисциплин Лекция  Причины сезонных  изменений в жизни  растений, понятие  «листопад» Беседа Причины сезонных  изменений в жизни  растений; влияние  сезонных факторов  окружающей среды  на интенсивность   процессов  жизнедеятельности  растений Дискуссия Причины сезонных  изменений в жизни  насекомых; влияние  сезонных факторов  окружающей среды  Экскурсия с  элементами  наблюдения Дискуссия «Взаимосвязь между сезонными явлениями в природе и изменениями в жизни растений» Защита рефератов на тему «Сезонные изменения в на интенсивность   процессов  жизнедеятельности  насекомых Дискуссия Понятие «длина», способы измерения и выражения длины различными систематически ми единицами. Единицы длины. Измерение длины. Лекция с элементами демонстарции Графики, их  использование в  естественнонаучных дисциплинах,  способы построение графиков. Лекция Понятие «Площадь», способы и единицы измерения площади. Палетка. Способы измерения площади. Лекция Понятие «объема», способы и единицы измерения природе» Лабораторная работа «Измерение длины тела» Построение  графиков,  отражающих  зависимость  природных  явлений  или  физиологических  показателей  между собой Лабораторная работа «Измерение площади тела» Лабораторная работа «Способы измерения 5 18.0 9 2 Протяженность   тел.  Длина.   Лабораторная  работа «Измерение длины  тела» 6 21.0 9 7 25.0 9 Результаты   наблюдений  и   опытов. Графики.  Построение   графиков. Площадь.   Единицы   площади.   Лабораторная  работа «Измерение площади  тела» 8 28.0 9 Трёхмерность   пространства.  Объем.  Лабораторная  работа «Способы   2 2 2 измерения   объема» 9 2.10 Приборы  для   измерения  объёма. 2 10 5.10 2 Время.  Единицы   времени.   Лабораторная  работа «Изучение   колебаний  груза   на  пружине» 11 9.10 2 Периодичность.   Лабораторная  работа «Изучение   колебаний   маятника» 12 12.1 Угол. Виды углов.  2 объема. Единицы объема. Измерение объёма. Лекция с элементами демонстрации Понятие «объема», приборы для измерения объема. Дискуссия Понятие «времени» в различных научных дисциплинах, история методов измерения времени. Колебания. Изучение колебаний шарика на нити. Рассказ Периодичность как закономерность в естественнонау чных дисциплинах, способы измерения времени. Изучение колебаний маятника. Различные способы измерения времени. Лекция Применение объема» Защита проектов «Измерение объемов окружающих предметов» Лабораторная работа «Изучение колебаний груза на пружине» Лабораторная работа «Изучение колебаний маятника» Лабораторная 0 Лабораторная  работа «Измерение углов». работа «Измерение углов». понятия «угол» в естественнонау чных дисциплинах, виды приборов для измерения углов в науке и быту. Градусная мера угла. Приборы измерения углов. Измерение углов. Дискуссия 2.      «Характеристики   вещества  и  тепловых  явлений» ­ 20 часов 13 16.1 0 2 Нагревание  и   охлаждение.   Лабораторная  работа «Изменение размеров  тел  при  нагревании» 14 19.1 0 Температура  и  ее  измерение.   2 Лабораторная работа «Изменение размеров тел при нагревании» Обсуждение результатов мониторинга температуры окружающей среды Температура как важнейший фактор, регулирующий природные процессы. Температура и объем. Изменение размеров тел при нагревании. Изменение объёма жидкостей и газов при нагревании. Лекция Температура, способы измерения. Термометры. Модели термометров. Обсуждение результатов и наблюдений за погодой и построение графика изменения температуры. Лекция Измерение температуры окружающей среды и объектов. Построение графиков. Построение графика зависимости температуры воды от времени нагревания. Лекция Строение и состав тел окружающей среды, их масса и вес. Единицы массы. Весы и правила взвешивания. Измерение массы. Лекция Характеристики   веществ.   Плотность.   Единицы   плотности.   Сравнение  масс   тел   равного   объема. Лекция Определение плотности. Изменение Лабораторная работа «Измерение температуры воды в процессе ее нагревания» Лабораторная работа «Измерение массы» Лабораторная работа «Изготовление разновесов» Лабораторная работа «Определение 15 23.1 0 Измерение   температуры  воды в  процессе  ее   нагревания.   Лабораторная  работа «Измерение температуры  воды в  процессе  ее   нагревания» 16 26.1 0 Тела  и  вещества.   Масса.   Лабораторная  работа «Измерение массы» 17 30.1 0 Масса  и   плотность.   Лабораторная  работа  «Изготовление   разновесов» 18 2.11 Определение  плотности   твердых  тел.   2 2 2 2 Лабораторная  работа  «Определение  плотности    жидкости». Определение  плотности  жидкостей 19 6.11 20 9.11 Ареометр.   21 22 13.1 1 16.1 1 Итоговое  занятие  по  теме   «Измерения» Конференция   «Измерения» плотности вещества в различных процессах. Прибор  для   определения   плотности   жидкости.  Способы определения   плотности   жидкостей  и  газов. Лекция Модели   ареометров.  Типы  ареометры  и  их   применение. Лекция Обобщение знаний по теме «Измерения» 2 2 2 2 плотности жидкости». Демонстрация жидкостей различной плотности Подготовка  индивидуальных  проектов 3. «Оптические явления и их характеристики» - 10 часов 23 2 Лабораторная работа «Изучение оптических приборов» Линзы.  Лупа. Свет   и  его  восприятие   человеком.   Расстояние   наилучшего  зрения.  Линзы.  Фокус   линзы.  Лупа и  ее   увеличение. 20.1 1 Линзы.  Лупа. Свет и  его  восприятие  человеком.   Лабораторная  работа «Изучение   оптических   приборов» 24 23.1 1 2 Получение   изображений  с   помощью  линз.   Лабораторная  работа  «Получение   изображений  с   помощью  линз,   сравнение   изображений» Лекция Получение   изображений  с   помощью  линз.   Сравнение   полученных   изображений.  Определение  увеличения. Лабораторная работа «Получение изображений с помощью линз, сравнение изображений» Лабораторная работа «Работа с микроскопом. Изготовление препаратов». Лекция Микроскоп  и   модель   микроскопа.  Система  линз.   Работа  с   микроскопом.   Изучение  готовых   препаратов  и   изготовление   микропрепарата. Лекция Итоговое занятие  Подготовка  индивидуальных  проектов 2 2 2 Микроскоп  и   модель   микроскопа.  Лабораторная  работа «Работа  с   микроскопом.  Изготовление   препаратов». Итоговое занятие   по  теме   «Оптические   приборы» Конференция     «Оптические   приборы» 25 27.1 1 26 30.1 1 27 4.12 II «Развитие растений» - 90 часов 4.   «Питание  и  дыхание  растений» ­ 8 часов 28 7.12 29 11.1 2 30 14.1 2 2 2 2 Растения   и   почва.   Лабораторная  работа  «Изготовление    фильтра,   фильтрование» Растения  и  вода.   Лабораторная  работа «Изучение   капиллярных  явлений». Испарение  и   конденсация.   Лабораторная  работа «Изучение   особенностей   Растения   и  почва.   Почва.  Свойства  и  состав  почвы.   Изготовление   фильтра,  фильтрование.   Корневая  система   растений. Лекция Растения  и  вода.   Роль  воды  в  жизни растений.   Гидропоника.   Смачивания.   Капиллярные   явления.   Лекция Испарение  и   конденсация.   Испарение  воды   растениями.   Лабораторная работа «Изготовление фильтра, фильтрование » Лабораторная работа «Изучение капиллярных явлений». Лабораторная работа «Изучение особенностей 31 18.1 2 2 процесса   испарения.   Конденсация.» Влажность воздуха. Лабораторная работа «Приборы для измерения влажности воздуха». процесса испарения. Конденсация.» Лабораторная работа «Приборы для измерения влажности воздуха». Лекция Влажность  воздуха  и  приборы  для  ее   измерения.   Гигрометры.    Психрометры.   Значение   влажности  воздуха   в  жизни  растений. Лекция 5. «Как живут растения» - 10 часов 21.1 2 Парники  и   теплицы.   32 2 Парники  и   теплицы.  Модели   гигрометров.   Выращивание   растений   в   открытом  грунте.   Влияние  внешних   условий  на  процесс роста  растений.   Парники.  Зимние   сады.  Оранжереи. Подготовка к  выполнению  индивидуальных  проектов Практическая работа «Высадка рассады» 33 25.1 2 34 35 36 28.1 2 11.0 1 15.0 1 Растения на карте мира. Практическая работа «Высадка рассады» Конференция   «Домашняя   лаборатория» Экскурсия в  зимний  ботанический сад  НИУ БелГУ Защита   индивидуальных     2 2 2 2 Лекция Растения  на  карте   мира.   Многообразие  мира растений.      Комнатные   растения  и  история их  появления.  Лекция Беседа с  элементами  наблюдения проектов «Как  живут растения» 6. Атмосфера земли и погода в жизни растений – 18 часов 37 18.0 1 38 22.0 1 39 25.0 1 40 29.0 1 41 1.02 42 5.02 Наблюдения за  погодой.  Лабораторная  работа ««Приборы для наблюдения за  погодой» Экскурсия на  пришкольный  участок «Влияние  климатических  особенностей на  условия жизни  растений» Давление.  Приборы для  измерения  давления  жидкостей и газов Проявление  атмосферного  давления.  Лабораторная  работа «Измерение атмосферного  давления» Давление  движущихся  жидкостей и газов. 2 2 2 2 2 2 43 8.02 Экология воздуха 2 Наблюдения за  погодой.  Определение  направления и  скорости ветра. Лекция,  демонстрация Лекция с  элементами  наблюдения Давление. Давление  твердых тел,  жидкостей и газов Лекция Приборы для  измерения давления  жидкостей и газов Лекция Проявление  атмосферного  давления. Лекция Давление  движущихся  жидкостей и газов.  Строение и состав   атмосферы. Лекция Наблюдение за  облаками и  изменение  температуры  воздуха. Экология  воздуха Лабораторная работа ««Приборы для наблюдения за погодой» Экскурсия Лабораторная работа «Измерение атмосферного давления» Подготовка  индивидуальных  проектов  исследовательских работ и рефератов 44 12.0 2 45 15.0 2 46 19.0 2 47 48 22.0 2 26.0 2 2 2 2 2 Гидросфера  Земли. Плавание  тел. Лабораторная  работа «Плавание  тел» Явления на  поверхности воды. Лабораторная  работа  «Получение  растворов».  Практическая  работа  повышенного  уровня сложности  «Выращивание  кристаллов» Вода в природе.  Гидропоника.   Лабораторная  работа «Способы  очистки воды и  воздуха». Практическая  работа  повышенного  уровня сложности  «Наблюдение  диффузии и  осмоса»  49 1.03 Чистота воды в  водоемах 2 Чистота воды в  водоемах. Экология 2 Роль растений в  поддержании  экологически  благополучной  ситуации в  Белгородской  области Лекция Роль растений в  поддержании  экологически  благополучной  ситуации в  Белгородской  области 7. Гидросфера Земли. Вода и растения – 12 часов Защита  рефератов Гидросфера Земли.  Лабораторная  Явления на  поверхности воды.  Соленость вод  морей и океанов. Вода в природе. Лекция с элементами демонстрации Гидропоника.   Диффузия, осмос и  хроматография. Лекция работа «Плавание  тел» Лабораторная работа «Получение растворов». Практическая работа повышенного уровня сложности «Выращивание кристаллов» Практическая работа повышенного уровня сложности «Наблюдение диффузии и осмоса» Лабораторная работа «Способы очистки воды и воздуха». Подготовка проектов «Экология водоемов. Лекция воды» 50 5.03 Питьевая вода.  Экология воды 2 Питьевая вода.  Экология воды Защита проектов «Экология воды» 51 52 12.0 3 15.0 3 2 2 Движения в жизни  растений.  Сейсмология. Лекция Движения в жизни  растений.  Практика  «Наблюдение  особенностей  распространения  поверхностных  вод» Тепловые явления. Практическая  работа  «Наблюдение  видов  теплопередачи.  Агрегатные  превращения  воды» 8. Механические и тепловые явления и их роль в жизни растений – 8 часов Практика «Наблюдение особенностей распространен ия поверхностны х вод» Практическая работа «Наблюдение видов теплопередач и. Агрегатные превращения воды» Постановка эксперимента «Прорастание семян в различных средах» Тепловые явления.  Конвекция и  излучение. Лекция с  элементами  демонстрации 53 19.0 3 2 Рост, питание и  дыхание растений  в парниках и на  открытом воздухе. Рост, питание и  дыхание растений в  парниках и на  открытом воздухе.  Конструирование  парников и теплиц Лекция 54 22.0 3 Проращивание   растений.  2 Проращивание  растений. Развитие  растений в парниках и на открытом  воздухе. Защита проектов «Прорастание  семян в различных средах» 9. Свет и растения – 14 часов Лекция 55 26.0 3 Свет и тень.  56 57 29.0 3 2.04 58 5.04 59 9.04 Восприятие света  и его особенности Отражение света.  Лабораторная  работа  «Наблюдение  явления  отражения света» Преломление  и  дисперсия света.  Лабораторная  работа  «Наблюдение  явлений  преломления и  дисперсии света» Интерференция,   дифракция и  поляризация света. 2 2 2 2 2 60 12.0 4 Поглощение света. Фотосинтез. 2 61 16.0 4 Особенности  цветового  восприятия 2 Свет и тень.  Световые явления в  природе и их роль в  жизни растений Лекция Восприятие света и  его особенности Отражение света,  зеркала,  калейдоскоп и  перископ. Лекция Преломление  и  дисперсия света.  Радуга. Лекция  Световые явления: интерференция, дифракция и поляризация света. Лекция Поглощение света.  Фотосинтез и его  роль в жизни  растений.  Круговорот веществ и его роль в жизни  растений. Лекция Миражи.  Особенности  цветового  восприятия Лекция Лабораторная работа «Наблюдение явления отражения света» Лабораторная работа «Наблюдение явлений преломления и дисперсии света» Психологический  тест  10. Электромагнитные явления и  растения – 8 часов 62 19.0 4 63 23.0 4 64 26.0 4 65 30.0 4 Лабораторная работа «Изучение явления электризации» Лабораторная работа «Наблюдение взаимодействи я магнитов» Практическая работа «Ориентирова ние по компасу» 2 2 2 2 Электрические  явления в природе. Лабораторная  работа «Изучение  явления  электризации» Магнитные  явления в природе. Лабораторная  работа  «Наблюдение  взаимодействия  магнитов» Ориентирование  на местности.  Практическая  работа  «Ориентирование  по компасу» Влияние  электрических и  магнитных  явлений на жизнь  растений Электрические  явления в природе. Лекция с  элементами  демонстрации Магнитные явления  в природе Лекция Ориентирование на  местности. Компас.  План и карта.  Растения –  индикаторы   полезных  ископаемых. Лекция Влияние  электрических и  магнитных явлений  на жизнь растений Обобщающая  беседа 11. Как живут растения – 14 часов 66 3.05 Почва. Типы почв 2 67 7.05 68 10.0 5 Роль морозного и  химического  выветривания в  почвообразовании. Практическая  работа «Изучение  морозного  выветривания» Плодородие  почвы.  2 2 Почва: ее  образование и  строение. Типы почв Лекция Практическая работа «Изучение морозного выветривания » Плодородие почвы.  Удобрения и их  роль в развитии  растений. Подготовка к  итоговым  проектам 2 2 2 Лекция  Беседа Роль растений в  жизни животных. Можно ли встретить растения на других  планетах Солнечной системы? Практическая работа «Весенние работы на пришкольном участке» Игра- конференция «Растения и космос» Роль растений в  жизни животных.  Растения и космос Итоговое занятие 2 69 14.0 5 Весенние работы  на пришкольном  участке 70 71 72 17.0 5 21.0 5 24.0 5 Содержание программы Курс    «Основы     естественнонаучных     исследований»    представляет интегрированный курс   Естествознания,   объединяющий естественный   курс биологии,   химии   с   физикой   и   математикой.     Центром     курса     является единство   методов   естественнонаучного   познания:   организация процесса обучения,  ориентированная  на  овладение наблюдениями,  исследованиями, самостоятельным     выполнением     работы;     формирование     общеучебных умений  и  навыков  учащихся. В  курс  включены   лабораторные  работы,  связанные  с  измерением площади,     объема     тела     и     жидкости,     длины,     температуры     вещества, определением  влажности  воздуха; изучением  приборов:  микроскопов,  линз, гигрометров,  термометров и  других  приборов. Весь  курс  состоит  из  нескольких  блоков.    Первый     блок   –    это     раздел     курса     ­  «Вводный     лабораторный практикум».   Здесь     вырабатываются     основные     навыки     обращения   с простейшим  лабораторным  оборудованием, а также осваиваются  методики проведения  наблюдений  и  обработки  результатов.   Второй     блок   –     это     раздел     курса   «Развитие   растений»,     здесь проводятся  более  сложные  эксперименты  и  исследования,  что  позволяет изучить  отдельные  процессы,  связанные  с  развитием  и   ростом  растений: их  питание,  дыхание,  испарение  ими  воды  и  т п.    Третий     блок   –   это     раздел     курса,     раскрывающий   взаимосвязь природных  явлений.  Здесь  же  рассматриваются  экологические  проблемы загрязнения   воздуха   и   воды.   Вся   работа   школьника   направлена   на качество  ее  выполнения,  а  также   не  обсуждается  и не оценивается  темп работы. Учебный план  № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория  Практика I. Вводный лабораторный практикум – 54 часа 1 Пространственно –  24 14 10 временные   характеристики   растений Формы аттестации/ контроля Отчет учащихся по итогам экскурсий, лабораторных работ, выставка работ 2 Характеристики   20 13 7 учащихся Отчет учащихся по вещества  и   тепловых  явлений   3 Оптические   явления  и  их   характеристики 10 6 Развитие  растений  ­ 90 часов II 4 Питание  и   дыхание  растений  5 Как  живут   растения 8 10 6 Атмосфера Земли и 18 погода в жизни  растений 7 Гидросфера Земли.  Вода и растения 12 итогам экскурсий, лабораторных работ, выставка работ учащихся Отчет учащихся по итогам экскурсий, лабораторных работ, выставка работ учащихся Отчет учащихся по итогам экскурсий, лабораторных работ, выставка работ учащихся Отчет учащихся по итогам экскурсий, лабораторных работ, выставка работ учащихся Отчет учащихся по итогам экскурсий, лабораторных работ, выставка работ учащихся Отчет учащихся по итогам экскурсий, лабораторных 4 5 4 10 8 3 6 8 4 8 Механические и  8 тепловые явления и их роль в жизни  растений 9 Свет и растения   14 10 Электромагнитные  явления и растения 8 11 Как живут растения 12 2 8 5 7 6 6 3 5 работ, выставка работ учащихся Отчет учащихся по итогам экскурсий, лабораторных работ, выставка работ учащихся Отчет учащихся по итогам экскурсий, лабораторных работ, выставка работ учащихся Отчет учащихся по итогам экскурсий, лабораторных работ, выставка работ учащихся Отчет учащихся по итогам экскурсий, лабораторных работ, выставка работ, защита проектов 1.             I   Вводный лабораторный практикум (54ч.)  Пространственно – временные  характеристики  растений (24 ч). Теория и лабораторный эксперимент (14ч): Введение.     за растениями.  Времена  года.  Протяженность  тел.  Длина.  Единицы  длины. Измерение  длины.  Графики.  Построение  графиков.    Наблюдения     наблюдения     учащихся.     Летние Площадь   и   способы   ее   измерения.   Единицы   площади.   Палетка. Трехмерность  пространства.  Объем.  Единицы  объема.  Способы измерения объема.  Приборы  для  измерения  объема.    Длительность   процессов.     Время.   Единицы   времени.   Колебания. Изучение  колебаний  шарика на  нити.  Периодичность. Изучение  колебаний груза  на  пружине.  Различные  способы   измерения  времени.    Угол.  Виды углов.  Градусная мера  угла.  Приборы  для  измерения углов. Практика(10ч): Лабораторные   работы. (6).   «Измерение   длины   тела», «Измерение площади  тела»,  «Способы  измерения  объема»,  «Изучение  колебаний  груза на  пружине»,  «Изучение  колебаний  маятника»,  «Измерение  углов». Экскурсии  (4ч).   «Экскурсия   на   пришкольный   участок:   осенние изменения в жизни растений»(2), «Времена года: жизнь насекомых осенью»(2). 2.Характеристики  вещества  и  тепловых  явлений  (20ч). Теория и лабораторный эксперимент (13ч) Нагревание   и   охлаждение.   Изменение   размеров   твердых   тел   при нагревании.   Изменение  объема  жидкостей  и газов  при  нагревании. Температура   и   ее   измерение.   Термометры.   Модели   термометров. Обсуждение   результатов  наблюдений  за  погодой  и  построение  графика изменения   температуры.   Особенности   процесса   нагревания   и   кипения воды.  Измерение  температуры  воды   в  процессе  ее  нагревания.   Тела  и вещества.     Масса.     Единицы     массы.     Весы     и     правила     взвешивания. Измерение  массы. Изготовление  разновесок.    Характеристики     вещества.     Плотность.     Единицы     плотности. Определение   плотности   твердых тел.   Изменение   плотности   вещества   в различных  процессах.  Способы  определения плотности  жидкостей  и  газов. Прибор   для   определения   плотности   жидкости. Типы   ареометров   и   их применение. Практика(7ч): Лабораторные     работы.   (5).    «Изменение     размеров     тел     при нагревании»,  «Измерение  температуры  воды  в  процессе  ее  нагревания», «Измерение   массы»,  «Изготовление  разновесок»,  «Определение плотности жидкости». Экскурсии  (2ч).   Наблюдение   за   изменением   жизни   животных   при изменении температуры воздуха (посещение живого уголка МБУ ДО СЮН) 3.Оптические  явления  и  их  характеристики (10ч). Теория и лабораторный эксперимент (6ч) Свет и   его   восприятие   человеком. Расстояние   наилучшего   зрения. Расширение     возможностей     зрения     человека     с     помощью     оптических приборов.   Линзы.   Фокусы   линзы.   Лупы   и   ее   увеличение.   Получение изображений  с  помощью  линз.  Получение  изображений  с  помощью  линз. Определение  увеличения. Система  линз.  Модель  микроскопа  и  микроскоп. Изучение  готовых  препаратов  и  изготовление  микропрепарата. Практика(4ч): Лабораторные     работы.   (4).  «Изучение     оптических     приборов», «Получение     изображений     с     помощью     линз,    сравнение     изображений», «Работа  с  микроскопом»,  «Изготовление  препаратов». II    Развитие  растений (90ч).  4.Питание  и  дыхание  растений (8ч). Теория и лабораторный эксперимент (3ч) Почва.     Свойства         состав     почвы.     Изготовление     фильтра, фильтрование.  Растения  и  почва.  Корневая  система.  Роль  воды  в  жизни растений.   Гидропоника.   Смачивание,   Капиллярные   явления.   Испарение воды     растениями.   Конденсация.     Влажность     воздуха.     Способы     ее изменения.   Приборы   для   измерения   влажности   воздуха.   Гигрометры. Психрометры.  Работа  с  психрометрической  таблицей.  Практика(5ч): Выращивание рассады(1ч) Лабораторные  работы. (4). «Изготовление   фильтра,  фильтрование», «Изучение   капиллярных     явлений»,     «Изучение     особенностей     процесса испарения», «Приборы  для  измерения  влажности воздуха». 5.Как  живут  растения (10ч)  Теория и лабораторный эксперимент (6ч) Модели   гигрометров.   Выращивание   растений   в   открытом   грунте. Влияние  внешних  условий  на  процесс  роста  растений.  Парники.  Зимние сады.  Теплицы  и  оранжереи.  Многообразие    мира  растений.  Растения  на карте  мира.  Комнатные  растения  и  история  их  появления. Практика(2ч): Высадка рассады в открытый грунт Экскурсии(2ч): «Теплицы СПК СК «Родина»» 6. Атмосфера Земли и погода в жизни растений – 18 часов Теория и лабораторный эксперимент (8ч) Погода и времена года. Осадки. Ветер. Температура. Атмосфера Земли. Атмосферное давление. Метеорологические приборы. Чистота воздуха. Роль растений в поддержании экологически благополучной ситуации. Практика(2ч):   «Приборы   для   наблюдения   за   погодой»,   «Экология воздуха» Экскурсии(4ч):  «Климатические   особенности   –   условия   жизни растений» (экскурсия на пришкольный участок); «Наблюдение за облаками и изменение температуры воздуха» Конференции  (4ч)   Роль   растений   в   поддержании   экологически благополучной ситуации в Усть­Лабинском районе 7. Гидросфера Земли. Вода и растения ­ 12 часов Теория и лабораторный эксперимент (4ч) Водяная оболочка Земли. Плавание тел. Явления на поверхности воды. Растения   в   воде   и   на   поверхности   воды.   Роль   растений   в   очистке   воды. Соленость   воды   морей   и   океанов.   Растворы   и   их   состав.   Хроматография. Диффузия   и   осмос.   Круговорот   воды   в   природе   и   роль   растений   в   этом процессе. Волны. Приливы и отливы Практика(4ч):  «Измерение атмосферного давления», «Плавание тел», «Получение растворов», «Способы очистки воды и воздуха»  Работы   повышенного   уровня:  «Изучение   растворов   с   помощью жидкостной   хроматографии»,   «Выращивание   кристаллов»,   «Наблюдение диффузии и осмоса» Экскурсии(2ч): Чистота воды в водоемах. Конференции (2ч) Питьевая вода. Экология воды 8. Механические и тепловые явления и их роль в жизни растений ­ 8 часов Теория и лабораторный эксперимент (2ч) Движения   в   природе.   Перемещение   семян   растений.   Прочность   и устойчивость. Колебания.  Сейсмические явления. Тепловые явления в природе. Теплопроводность, конвекция, излучение. «Наблюдение   особенностей   распространения Практика(2ч):  поверхностных   волн»,   «Наблюдение   видов   теплопередачи.   Агрегатные превращения воды» Экскурсии(2ч): Конструирование парников и теплиц Конференции  (2ч)   Проращивание   растений.   Развитие   растений   в парниках и на открытом воздухе. 9. Свет и растения  ­ 14 часов Теория и лабораторный эксперимент (8ч) Световые явления в природе и их роль в жизни растений. Отражение света,   зеркала.   Калейдоскоп   и   перископ.   Преломление   и   дисперсия   света. Радуга.     Поглощение   света.   Фотосинтез   и   его   роль   в   жизни   растений. Круговорот   веществ   и   его   роль   в   жизни   растений.   Свет   и   цвет. Интерференция, дифракция и поляризация света.  Практика(2ч): «Наблюдение явления отражения  света», «Наблюдение  явлений преломления и дисперсии света» Конференции (2ч) Миражи. Особенности цветового восприятия. 10. Электромагнитные явления и растения ­ 8 часов Теория и лабораторный эксперимент (5ч) Электрические   и   магнитные   явления   в   природе.   Ориентирование   на местности.   Компас.   План   и   карта.   Влияние   электрических   и   магнитных явлений на жизнь растений. Растения – индикаторы полезных ископаемых. Практика(3ч): «Изучение явления электризации», «Ориентирование по  компасу»,  «Наблюдение взаимодействия магнитов»   11.    Как живут растения ­ 12 часов Теория и лабораторный эксперимент (7ч) Почва:   ее   образование   и   строение.   Роль   морозного   и   химического   Плодородие   почвы. выветривания   в   почвообразовании.   Типы   почв.   Удобрения и их роль в развитии растений.  Практика(1ч): «Изучение морозного выветривания»   Экскурсии(2ч): Весенние работы на пришкольном участке Конференции  Солнечной системы. (2ч)   Можно   ли   встретить   растения   на   планетах Учебно­методические средства обучения Литература для педагога: 1. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов­на –Дону: Издательский центр «МарТ» , 2005. – 256 с. (Серия «Школьный корабль»). 2. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 143 с., ил., 8 ил. 3.  Литвинова   Л.С.,   Жиренко   О.Е.   Нравственно­   экологическое   воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5­11 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 208 с. (Методическая библиотека).  4. Мак­ Милан Броуз Ф. Размножение растений: Пер. с англ. – М.: Мир, 1987. – 192 с., ил. Литература для обучающихся: 1. Аксенова, М. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2 / М. Аксенова,С.  Исмаилова. ­ М.: Аванта+, 2010. 3. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. ­ М: ООО «Издательство  Астрель», 2000. Список основной и дополнительной литературы: 1.Бочкарева,   Н.   Ф.   Система   экологического   образования   и   воспитания учащихся / Н. Ф. Бочкарева. ­ Калуга, 1996. ­С. 122. 2. Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. : ил. Лист «наблюдение  за участием  в   групповой работе»1  Схема  фиксирования результатов наблюдения Приложение 1 Число ответов  (размышлений) ученика в  ходе дискуссии Число вопросов  ученикам  в  ходе дискуссии  (диспута,  дебатов) Стиль  поведения  в  обсуждении  (вежливость,  грубость,  внимание  к   собеседнику  (оппоненту),   внимание  к   чужому  мнению)  Действия  в  конфликтной   ситуации   столкновения  мнений  и интересов  (реакция на критику, форма критики  чужого  мнения,  проявление   способности  к   компромиссу,  выработке и  признанию общего  решения) Результаты Предметные  Предметные,  метапредметные Личностные  Личностные,  предметные.  Ученики 1 2 3 4 5 6 … 1

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии

Методические разработки по химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.09.2018