Статья "МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ИНТЕГРИРОВАННОГО ТИПА"
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
география +1
5 кл—11 кл
26.02.2019
В данной статье размещена информация о методических особенностях уроков интегрированного типа в свете ФГОС. Особенности интегрированных уроков - новизна, нестандартность тем, задач, упражнений интегрированных уроков вызывают строгую необходимость оценивать правильность полученных результатов, что развивает критичность мышления. Таким образом, у ученика формируется научный стиль мышления, что соответствует требованиям государственного образовательного стандарта
Язова Е.А. Статья МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ИНТЕГРИРОВАННОГО ТИПА Я.docx
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ
ИНТЕГРИРОВАННОГО ТИПА
Е.А. Язова,
МОУ Грязновская СОШ ГО Богданович
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования
к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая
образования уступает место развивающей. Новый стандарт образования
декларирует системнодеятельностный подход в обучении, который
предполагает, что усвоение содержания обучения и развитие ученика
происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его
собственной
результатом которой является
активной деятельности,
формирование универсальных учебных действий (УУД).
С введением ФГОС цели и содержание образования меняются, появляются
новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии главной
формой организации учебного процесса остаётся – урок. Для того, чтобы
реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок
необходимо обновить, осовременить, в связи с этим появляется новое понятие
«современный урок», который отличается применением деятельностных
методов и технологий, составляющих основу развивающего обучения.
На современном уроке меняются функции участников образовательного
процесса. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять
процессом обучения, а не передавать знания. Учащийся становится активной
личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно
перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Одним из новшеств современной методики обучения является
интегрированное обучение, которое реализуется через интегрированный урок.
Интегрированный урок это особый тип урока, объединяющего в себе
обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая
дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные,
способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей
дисциплины.
Интегрированный урок имеет цель
заложить основы целостного
представления о природе и обществе, т.е. видеть мир целостно, свободно
ориентироваться в нём, формировать собственное отношение к законам его
развития. В соответствии со стандартами второго поколения – цель интеграции
на уроке состоит в формировании у учащихся позиции субъекта учебной
деятельности через освоение разных видов деятельности (УУД), которые
скрепляются, цементируются целостным мировоззрением, научной картиной
мира. При этом учитывается, что универсальные учебные действия
представляют собой обобщенные способы выполнения учебной деятельности и
являются самостоятельным элементом содержания всех учебных предметов.
Обратимся к анализу особенностей интегрированных уроков.
Интегрированный урок позволяет решать ряд задач, которые трудно
реализовать в рамках традиционных подходов:
1. Формировать представление о гармоничном единстве мира и месте
человека в нём;
2. Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нестандартной
формы урока (это необычно, значит интересно);
3. Организовать целенаправленную работу с мыслительными операциями:
сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
4. Показать межпредметные связи и их применение при решении
разнообразных задач.
Интегрированные уроки можно разделить на несколько уровней:
Начальный (формулировка интегрированной темы, цели и определение
интегративных понятий); Информационнопонятийный (отбор учителями информации, близкой по
значению);
Сравнительнообобщающий (носит обучающий характер);
Сравнительнообобщающий (групповая работа учащихся)
Обобщающий (по способам деятельности)
Проблемно ориентированный
К конструированию и применению интегрированного урока учителя
прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях: при обнаружении
дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым
содержанием из параллельной дисциплины; при изучении межнаучных и
обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов,
принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений,
событий, фактов в разных науках; при создании проблемной, развивающей
методики обучения предмету.
Интегрированные уроки могут объединять содержание самых разных
дисциплин как в полном их объеме, так и включать лишь отдельные
составляющие содержания понятия, методы. Например, можно интегрировать
содержание дисциплин (география, химия, физика, биология и т.д.) с
сохранением методов обучения ведущей дисциплины. Интегрировать на уроке
можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы,
содержание, методы и средства обучения. Можно также интегрировать такие
составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и
умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке,
становятся системообразующими, вокруг них собирается и приводится в новую
систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в
организации урока, поскольку им определяется методика и технология
построения урока. Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые
компоненты учебного процесса, необходима предварительная подготовительная
работа. Учителю надо определить:
свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;
состав интегрирования, совокупность объединяемых компонентов;
ведущий системообразующий и вспомогательный компоненты;
форму интегрирования и характер связей;
структуру (последовательность) расположения материала;
методы и приёмы его предъявления;
методы и приёмы переработки учащимися нового материала;
способы увеличения усиления наглядности учебного материала;
распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;
формы и виды контроля обученности учащихся на данном уроке.
По своей структуре интегрированные уроки, как и метапредметные уроки
могут быть разные по типу и форме, в зависимости от целей и планируемых
результатов урока.
Проведение интегрированных уроков способствует развитию научного
стиля мышления учащихся; формирует комплексный подход к учебным
предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную
проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире; предвидение
последствий принятых решений; повышает и развивает интерес учащихся к
предметам естественно научных дисциплин; формируется комплексное
мышление, которое предполагает широту знаний учащихся.
Особенности интегрированных уроков новизна, нестандартность тем,
задач, упражнений интегрированных уроков вызывают строгую необходимость
оценивать правильность полученных результатов, что развивает критичность
мышления. Таким образом, у ученика формируется научный стиль мышления,
что соответствует требованиям государственного образовательного стандарта Литературные источники
1. Дик, Ю.И. Интеграция учебных предметов / Ю.И. Дик //Современная педагогика. 2008. № 9.
2. Кукушик, В.С. Современные педагогические технологии. – РостовнаДону: Феникс, 2009
3.Ливанский, В.М. «Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного
образовательного пространства // Завуч. 2006г.№5. С. 11
4. Максимова, В.Н.» Межпредметные связи в процессе обучения. Москва. «Просвещение» 1988
5. http://naukapedagogika.com/
Статья "МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ИНТЕГРИРОВАННОГО ТИПА"
Статья "МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ИНТЕГРИРОВАННОГО ТИПА"
Статья "МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ИНТЕГРИРОВАННОГО ТИПА"
Статья "МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ИНТЕГРИРОВАННОГО ТИПА"
Статья "МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ИНТЕГРИРОВАННОГО ТИПА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.