Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время
Проектная деятельность является одной их форм организации познавательной деятельности обучающихся и важным средством достижения предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы. Метапредметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы включают освоенность обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций обучающихся:
· формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление обучающихся;
· осваиваются основы исследовательской деятельности;
· создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);
· предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);
· развивается способность к рефлексии.
Основные требования к проектной деятельности заключаются в следующем: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы; познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность обучающихся; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
В результате работы над проектом у обучающихся повышается качество обучения, интерес к предмету; увеличение объёма знаний, приобретаемых и контролируемых самостоятельно; развивается творческое, оригинальное мышление; участие в олимпиадах, конкурсах; создаётся благоприятная и мотивирующая на учебу атмосфера в классе; сотрудничество учителя и ученика.
Из всех видов проектов в нашей школе чаще всего реализуются информационные, практические и исследовательские проекты. Учитывая специфику сельской школы, они в основном носят междисциплинарный характер.
Примером такого проекта является коллективный проект «Покормите птиц зимой!», который вызвал большой интерес у обучающихся 6 класса и их родителей.
Актуальность проекта:
Люди редко задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой. Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. С чем связан отлёт большинства птиц? Чем человек может помочь зимующим птицам пережить стужу?
Цель проекта:
В процессе изучения образа жизни и поведение птиц, зимующих в Курской области формировать экологические знания воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи проекта:
· привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам;
· формировать умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;
· способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами.
· расширить представления о жизни зимующих птиц;
· провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
· изготовить и развесить кормушки для птиц; подкармливать птиц зимой;
· воспитывать бережное и чуткое отношение к природе;
План работы над проектом «Покормите птиц зимой!»:
· создание проблемной ситуации, постановка цели проекта;
· формирование рабочей группы (все обучающиеся класса);
· составление плана работы над проектом.
· выполнение плана работы:
а) изучение образа жизни зимующих птиц
б) изготовление кормушек;
в) создание природоохранной зоны для птиц на территории школы; кормление и наблюдение;
· подведение итогов, фотовыставка
Результат проекта:
· участие в проекте всех обучающихся класса и их родителей;
· организация на территории школы природоохранной зоны для птиц;
· повышение экологического сознания у всех участников проекта;
· участие в районном и областном конкурсе «Покормите птиц зимой!»
Применение проектной деятельности как на уроке, так и во внеурочной работе по географии является важным условием повышения качества учебного процесса, т.к. позволяет научить детей самостоятельному достижению цели, повысить их мотивацию к учению, сформировать умение работать с информацией, развивать творческие способности, предоставляет каждому возможность самореализации, сформировать навыки совместной работы и делового общения в коллективе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.