Воспитательный ресурс предметов естественного цикла.-доклад
Оценка 5
Лекции +1
docx
биология +2
5 кл—11 кл
11.03.2019
Уважаемые родители! Мы хотим напомнить вам, что такие волшебные слова, как «здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо» и «извините», впервые узнаются дома. Именно дома дети учатся быть честными, пунктуальными и прилежными, хорошо относиться к друзьям, уважать старших и учителей. Именно дома они учатся быть аккуратными, не говорить с набитым ртом и бросать мусор в урну. Дома они также учатся быть организованными, ухаживать за своими вещами и не трогать чужие. А в школе мы учим их языку, математике, истории, географии, физике, химии и физкультуре. Родительское воспитание мы лишь подкрепляем, но не заменяем.
Воспитательный ресурс предметов естественного цикла..docx
Воспитательный ресурс предметов естественного цикла.
( доклад на педагогическом совете)
"Одна из важнейших задач воспитывающего обучения
не допустить равнодушного, безразличного отношения
ученика к приобретаемым знаниям, когда ему нет никакого
дела до их содержания".
В. А. Сухомлинский.
Уважаемые родители! Мы хотим напомнить вам, что такие волшебные слова, как «здравствуйте»,
«пожалуйста», «спасибо» и «извините», впервые узнаются дома. Именно дома дети учатся быть честными,
пунктуальными и прилежными, хорошо относиться к друзьям, уважать старших и учителей. Именно дома они
учатся быть аккуратными, не говорить с набитым ртом и бросать мусор в урну. Дома они также учатся быть
организованными, ухаживать за своими вещами и не трогать чужие. А в школе мы учим их языку, математике,
истории, географии, физике, химии и физкультуре. Родительское воспитание мы лишь подкрепляем, но не
заменяем.
Спросите у любого родителя: «Каким Вы хотите видеть своего ребенка, когда он вырастет? Хорошо
знающим биологию, физику, географию? Без запинки цитирующим классиков русской литературы? Или в уме
решающим сложные задачи?».
Наверное, каждый взрослый хочет, чтобы его дети выросли здоровыми, жизнерадостными, аккуратными,
честными, справедливыми, настойчивыми, трудолюбивыми, заботливыми по отношению к своим близким. Как
бы это ни было обидно для учителей предметников, но содержание предмета «отходит» всегда на второй
план. Родитель скорее предъявит требования к учителю, как к педагогу. Ему нет дела до государственных
1 стандартов и степени обученности. Его волнует, как чувствует себя ребенок на уроке, найден ли контакт с
ним, нет ли предвзятости, оказывает ли школа воспитательное воздействие.
В результате сегодня, если речь идёт о воспитательном процессе, то почти всегда подразумевается
внеурочная воспитательная работа, а функция воспитания в школах повсеместно возложена на классных
руководителей, педагоговорганизаторов, завучей по ВР – на кого угодно, только не на учителей
предметников, которые ведут в школе основную образовательную деятельность.
Предметы естественнонаучного цикла, как и другие, обладают большими возможностями реализации целей и
задач воспитания.
Сегодня образование призвано не только вооружать учащихся знаниями и умениями, оно должно готовить их к
будущей жизни и направлено на формирование общей культуры человека. При этом происходит развитие
индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний, духовных
способностей.
Наряду и одновременно с вооружением учеников знаниями, осуществляется и воспитание учащихся. Оно
связано с выработкой научно правильных отношений к природе, обществу, труду, здоровью. В этом
заключается суть воспитания.
Как можно за один урок «воспитать», например, патриота или привить любовь к прекрасному и т.д.?
В отличие от целей обучения воспитательные и развивающие цели вовсе не обязательно (и даже некорректно)
объявлять ученикам. Это стратегические цели образования реализуются в повседневной практике учителя.
Поэтому и формулировки воспитательных целей для учителя на конкретных уроках могут приобретать
соответствующее выражение:
2 вызвать заинтересованность в …,
пробудить любознательность;
возбудить готовность решать задачи самостоятельно;
побудить учащихся к активности;
закрепить уверенность в … и т. п.
В воспитании учащихся огромное значение имеет личность учителя. Это должен быть образованный человек и
постоянно совершенствующий свои знания. Учитель прежде всего пропагандист своих знаний и воспитатель,
под руководством которого формируется личность человека во всём многообразии его качеств: любви к
Родине, природе, труду, пониманию ценности жизни во всех её проявлениях, стремлении к постоянному
самообразованию и самовоспитанию.
Учителю порой нет необходимости количественно проверять, насколько он достиг воспитательной цели. Если
он ведет урок и видит пустые глаза учеников, значит урок проходит зря.
Воспитательный эффект любого урока зависит прежде всего от эмоционального строения урока. Дети весьма
чувствительны к эмоциональному настрою и восприимчивы именно к эмоциональной составляющей урока.
Например, рассказ или беседа, позволят создать на уроке благоприятную атмосферу для решения разного рода
задач. Определить степень достижения воспитательного эффекта урока достаточно несложно: взглянуть на
детей, если они активны и собраны – задача выполнена. При этом необходимо учитывать, что воспитание на
уроке должно пройти три стадии: сознание, чувства и поступки. Только в этом случае ребенок получит
необходимые качества для своего дальнейшего самовоспитания.
На каждый урок важно конкретизировать учебно воспитательные задачи, связанные с отдельными
направлениями воспитания.
3 Одними из направлений является духовнонравственного воспитание.
Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением дает
возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека,
важности охраны окружающей среды и приумножения богатств природы... Биологические знания составляют
базу для осознания жизни как величайшей ценности, экологических проблем, необходимости ведения
здорового образа жизни; обеспечивают усиление практической направленности обучения, формируют у
школьников такие нравственные качества как любовь и бережное отношение ко всему живому, к жизни. Учить
всему этому надо ежедневно, на конкретных ситуациях.
Воспитание нравственности одна из важнейших задач школы.
Нравственное воспитание проходит через все виды воспитания школьников в процессе обучения.
Планета Земля общий дом человечества;
Родина уникальная для каждого человека земля, дарованная судьбой;
Мир – покой и согласие между людьми, народами, странами – главное условие существования каждого
человека и человечества в целом.
В школьные годы закладывается и фундамент здоровья человека.
Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Неразумный образ жизни часто
ведёт к болезням, потере трудоспособности и преждевременной старости. Поэтому каждый человек с детства
должен следить за своим здоровьем, неуклонно соблюдать режим труда, отдыха и питания.
4 Особенно важным является период полового созревания организма, который связан с подростковым
возрастом. Поэтому возрастает значение курса "Человек и его здоровье" в образовании и воспитании
школьников.
Охрана природы одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему важным в воспитании
учащихся является формирование бережного отношения к природе, воспитание у каждого ученика
правильного экологического мышления.
Необходимо воспитывать экологическую культуру у учащихся, формировать новое отношение к природе,
основанное на неразрывной связи человека с природой.
Цель экологического воспитания: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое
строится на базе экологического сознания.
Именно отношение ученика к тому или иному явлению определяет его поведение и способствует
формированию системы ценностей и взглядов. Поэтому воздействовать необходимо за счет создания
определенной воспитательной ситуации.
Тема: Развитие насекомых (7 класс биология)
При изучении темы «Развитие насекомых» учащимся предлагается послушать притчу о бабочке (текс
читается с остановкой, учащимся задаются вопросы, а затем дочитывается до конца).
Притча о бабочке
Один человек нашёл кокон с бабочкой. И однажды, когда в этом коконе появилась небольшое отверстие,
человек стал наблюдать за тем, как бабочка с трудом пытается высвободить своё тело через это небольшое
отверстие.
5 Вдруг показалось, что бабочка остановилась и что дальше движения уже не будет. И человек решил
помочь бабочке.
Он взял ножницы и разрезал кокон (остановка)
Как вы думаете, что произошло дальше? (учащиеся высказывают свои предположения).
Бабочка оказалась на свободе. Но происходило странное. У бабочки было припухшее тело и сморщенные
крылья.
Человек продолжал наблюдать за бабочкой, ожидая, что крылья раскроются и смогут поддерживать её
тело, которое со временем обретёт правильную форму.
Но этого не произошло. Бабочка провела остаток своей жизни, ползая с распухшим телом и
деформированными крыльями. Она так и не смогла взлететь (остановка)
Как вы думаете, почему бабочка не смогла летать?
В чём философский смысл этой притчи?
Человек в своем поспешном стремлении помочь не понял, что преодоление препятствия в виде кокона, и
усилия, которые прикладывала бабочка, продираясь через отверстие в коконе было необходимо ей для того,
чтобы укрепить её крылья и тело, чтоб она была готова к полёту, как только освободится от кокона.
Иной раз преодоление трудностей это именно то, что нам необходимо в определённые жизненные
моменты.
Не будь в нашей жизни препятствий – мы были бы слабыми и не имели бы той силы, которую всегда
хотели иметь. И никогда бы не смогли летать.
В качества домашнего задания учащимся предлагается выполнить творческую работу (минисочинение,
размышление и др.) – сравнить развитие человека с развитием бабочки.
Сегодня актуальным является вопрос воспитания чувства патриотизма.
6 Как научить детей любить свою Родину, гордиться великой Россией, если со страниц газет и журналов, с
экранов телевизора на бедных наших детей обрушивается колоссальный поток негативной информации, и
облик нашей могучей державы тускнеет сквозь пелену этого грязного потока.
Нравственность – это не только определенные нормы поведения, но и чувство патриотизма. Его отличительной
чертой является любовь к Отечеству, умение бережно хранить и передавать из поколения в поколение то, что
делает человека поистине красивым, добрым, чутким, мужественным.
Воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с глубоким изучением истории нашей Родины и других
стран. В этом плане естественнонаучные дисциплины предоставляет большие возможности.
Так изучение курса «Географии России» я начинаю со знакомства с государственной символикой,
прослушивание гимна, просмотра видеофрагмента о создании государственного гимна и флага.
Воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с эстетическим воспитанием. Задачей эстетического
воспитания является развитие чуткости к красоте, развитие таких сторон личности, без которых невозможна
творческая деятельность в любой сфере общественной жизни. Эстетическое чувство природы важно
формировать, когда складывается духовный мир человека. Еще Аристотель писал, что в воспитании первую
роль должно играть прекрасное, и что стремление к одной только пользе оборачивается для государства
большими потерями, а для человека невоспитанностью по отношению к окружающему миру.
Дома и в школе мы учим детей жить честно, поступать правильно. Мы учим их справедливости и
бережливости, а жизнь порой преподносит свои уроки. В школе мы говорим о любви к природе, по весне
ребята сажают деревья на пришкольном участке. А потом ребята узнают, что по вине людей горят леса, горят
те самые деревья, которые надо любить и беречь.
7 Необходимо воспитывать в детях убеждённость, что добро победит, учить их добиваться этой победы. Но
самое главное самим нам соответствовать этим принципам. Помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по
нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра. Но основы их взглядов и
привычек закладываются сегодня.
8
Воспитательный ресурс предметов естественного цикла.-доклад
Воспитательный ресурс предметов естественного цикла.-доклад
Воспитательный ресурс предметов естественного цикла.-доклад
Воспитательный ресурс предметов естественного цикла.-доклад
Воспитательный ресурс предметов естественного цикла.-доклад
Воспитательный ресурс предметов естественного цикла.-доклад
Воспитательный ресурс предметов естественного цикла.-доклад
Воспитательный ресурс предметов естественного цикла.-доклад
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.