Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС.
«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
· формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
· организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:
· закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
· повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
· проведение профилактической оздоровительной работы;
· ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
· мотивация детей на здоровый образ жизни;
· формирование полезных привычек;
· формирование валеологических навыков;
· формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
· воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
· медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
· физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
· валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
· валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
· здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.
Дыхательная гимнастика
Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками — это, прежде всего, укрепление их здоровья.
Польза простых упражнений Дыхательная гимнастика для детей позволяет организму малыша правильно развиваться. При помощи несложных упражнений улучшается кислородный обмен в организме, стимулируется работа кишечника и сердца. Дыхательная гимнастика для детей, отличающихся гиперактивностью, приносит двойную пользу. Малыши с ее помощью учатся расслабляться и успокаиваться.
Упражнения выполняются ежедневно по три-шесть минут (их длительность зависит от возраста малышей); - занятия проводятся в помещении, где открыта форточка, или в проветренной комнате; - весь комплекс выполняется до еды; - дети должны быть одеты в свободную одежду, не стесняющую движений.
Упражнение «Кораблик»
Чей кораблик доберется до места быстрей. С ребенком мастерим кораблик и играем.
Физкультминутка
Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности.
Значение: улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
Длительность: 1,5-2 мин.; рекомендуется проводить, начиная со средней группы. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно 12-16-я минуты). Ребята выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба).
Физкультминутка «Во дворе растёт подсолнух»
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)
Психогимнастика
Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Игры на внимание рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным настроением, патологическими страхами, ранним детским аутизмом, задержкой' психического развития и другими заболеваниями, при которых проявляется незрелость внимания.
Будь внимателен! (для детей 4-5 лет)
Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Дети шагают под «Марш» С.Прокофьева. Затем на слово «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» — как бы ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на одной ноге.
Ленивая гимнастика
Во время сна детей воспитатель готовит оптимальные условия для проведения гимнастики: снижает температуру в помещении за счет проветривания.
Проведение гимнастки желательно сопровождать плавной не громкой музыкой.
Гимнастика пробуждения направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Воспитатель начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.
Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз.
Главное правило исключить резкие движения. Которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.
Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.
Упражнение «Кисонька-мурысонька»
(Каждое упражнение сопровождается элементами дыхательной гимнастики, звукоподражанием «мур-мяу»)
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка
(дети изображают кошку, свернувшуюся калачиком) .
Киска глазки открывай,
День с зарядки начинай!
(Перекатываются с одного бока на другой, повороты головы вправо влево)
Захотела кошка когти поточить немножко.
(поднимают ноги, согнув их в коленях, подняв руки вверх делают царапающие движения.)
Потянула кошка лапки, убедилась все в порядке.
(стоя на четвереньках, вытягивают назад поочередно ноги.)
Кошка хвостиком махает.
Спинку плавно прогибает.
(упражнения по тексту)
После разминки надо подкрепиться,
Молочка из блюдца следует напиться.
(дети, стоя на коленях, сгибая руки в локтях, изображают кошку.)
Кошка, умывается, лапкой утирается.
(соответствующие движения)
Чешется за ухом, может это муха?
Муху надо бы поймать, не мешает пусть играть.
(дети выполняют хватательные движения медленно затем более активно)
Со скамейки кошка прыг, и поймала муху в миг!
(Дети встают на ноги, подпрыгивают, выбрасывая руки вверх и делая хватательные движения)
Босохождение
Босохождение (хождение босиком) - один из видов закаливания, который своими корнями уходит в далекое прошлое.
Босохождение можно использовать в качестве эффективного средства профилактики и лечения многих заболеваний . Хождение босиком (по росе, мокрым камням, выпавшему снегу) необходимо использовать в сочетании с водными процедурами.
Как и любой вид закаливания, босохождение должно быть постепенным и систематическим. Особенно осторожным нужно быть с детьми раннего возраста. Начинать лучше с хождения в теплой комнате по ковру или половику.
Игра с движениями «ШЛА СОБАКА»
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост провалится,
То собака свалится – «Гав!»
Шел котенок через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост провалится,
То котенок свалится – «Мяу!»
Шел козленок через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост провалится,
То козленок свалится – «Ме!»
Шел барашек через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост провалится,
То барашек свалится – «Бе!» и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.