Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда ДОУ

  • docx
  • 25.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Здоровьесберегающие технологии в прктике логопеда ДОУ.DOCX

 

ЛГ МАДОУ «Детский сад №4 «Солнышко»

Мастер – класс

«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

 

Всем добрый день! Нашу встречу я хочу начать со следующих слов:

 

Здоровье – бесценный дар,

потеряв его в молодости

не найдёшь до самой старости.

 

Так гласит народная мудрость.

 

            В соответствии с ФГОС содержание образовательной области “Здоровье” направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни.

В процессе коррекционной логопедической работы возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

Особенности физического развития:

нарушение дыхания и голосообразования;

нарушения общей и мелкой моторики;

расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

повышенная утомляемость;

заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;

нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития:

нарушения оптико-пространственного праксиса;

неустойчивость внимания;

расстройство памяти (особенно слуховой);

несформированность мышления;

Из особенностей вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются учителем-логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Ожидаемые результаты:

правильное речевое дыхание у детей;

сформированные движения пальцев рук, общая моторика;

положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;

отсутствие напряжения и скованности у детей;

улучшение соматического здоровья детей-логопатов;

использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.

            В своей работе применяем следующие здоровьесберегающие технологии: фонетическую ритмику, биоэнергопластику, ауриколотерапию,тонирование, динамические паузы, подвижные игры, психогимнастику, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, расслабляющая, коммуникативные игры, массаж, точечный самомассаж, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, Су – Джок терапия, коррекция моторной неловкости, развитие графомоторных навыков.

 

АУРИКУЛОТЕРАПИЯ – одна из современных технология в логопедической работе.

Аурикулотерапия – это система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма  Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла.   Перед массажем потрите руки. Это оживит циркуляцию крови в ваших руках и согреет их. На ушных раковинах много биологически активных точек. Их массаж быстро мобилизует силы организма. В результате можно моментально поднять общий тонус нервной системы, снять утомление, "пробудить" к работе все внутренние резервы.

Принципы тонизирующего массажа:

Массировать необходимо оба уха - поочередно одной рукой или одновременно двумя руками.

Массаж проводится только теплыми, разогретыми руками.Во время массажа необходимо принять удобную, комфортную позу, расслабить мышцы, успокоиться, не отвлекаться и не разговаривать.

Самый распространенный - обычный самомассаж пальцами.

 

Центральные точки ушей обычно массируются подушечками указательных пальцев, при массаже мочек в работу включаются все пальцы, верх ушей удобнее массировать большими пальцами.

            Движения по часовой стрелке "пробуждают" и активизируют мозг.

В противоположном направлении - успокаивают и умиротворяют.

Поэтому утренний массаж производится круговыми движениями вправо, перед сном движения должны быть направлены против часовой стрелки.

Воздействуя на определенные зоны ушей, посылая сигналы ослабленным органам, возвращая им работоспособность, нельзя причинять сильные болевые ощущения. Даже глубокое надавливание не должно быть грубым и резким.

Одним из видов артикуляционной гимнастики является БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА. Под этим красивым словом понимается сопряженная гимнастика для языка и кистей рук под сопровождение стихотворного текста или упражнения объединены в единый сюжет.

 

Продемонстрирую некоторые способы (пробы) определения степени нарушения речевой моторики. Для этого прошу вас выполнить вместе со мной следующее:

 

Вытянули язык вперед «стрелочкой», «иголочкой», так чтобы он не соприкасался с нижней губой, не дрожал, не отклонялся в сторону (у ребенка отмечаем, нет ли признаков рвотного рефлекса, посинения кончика языка);держим высунутый язык перед собой, и одновременно следить глазами за пальцем, двигающимся влево-вправо (следим, нет ли отклонения языка вслед за движением глаз и пальца);

Поднимаем при широко открытом рте язык кверху и удерживаем его так несколько секунд. Следим за количеством слюны под языком. Если она быстро накапливается, это свидетельствует о неврологическом нарушении, ребенку следует рекомендовать обратиться к неврологу с подозрением на стертую форму дизартрии.

 

 

Психогимнастика. Релаксационная гимнастика, кинезиологическая гимнастика

Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу ее на травку.) Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите на травку.

Мимические упражнения. Релаксация.

Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уро-ните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку.

Повторить расслабление.

На грядке выросли замечательные овощи. Изобразите овощи-«толстячки», превратитесь в овощи-«худышки».

Психогимнастика

Изобразите ласкового котенка, который просит молочка. Изобразите сердитого козла. Покажите, как испугалась маленькая девочка. Изобразите походку утят, важного индюка. Покажите огорчение маленького цыпленка, который хотел запеть как петух, но у него ничего не получилось.

Психогимнастика

Представьте, что мы оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: О! Потом огорчились: О-о-о! Увидели корабль и радостно воскликнули: О-о-о!

Дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние.

Упражнение «Штангист-тряпичная кукла»

Штангу с пола поднимаем... Крепко держим... И бросаем!

После напряжения рук и ног расслабить всё тело. Наши ручки и ножки висят, как у тряпичной куклы, посмотрите на куклу (кукла сидит на стульчике перед детьми).

 

Фонетическая ритмика - обозначение звуков речи при помощи движений тела, тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук. А также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания, с продолжительным выдохом.

 

Например: звук А – разводим руки в стороны, рисуя большой круг, рот широко открыт; звук У – губы вытягивает в трубочку, руки вместе и тянем из вперед, кисти на себя.

Звук О – чуть присели, руки подняли к верху и соединили, в овал, губы округлены. Звук И – губы в улыбке, руки от груди тянем плавно в стороны. Звук Э – высовываем язык вперед и грозим пальчиком. Звук К – руки перед собой в кулачках, резко опускаем их вниз и произносим К. Звук С – насосы, накачиваем шину. Звук Ш – развели руки в стороны и с длительным выдохом, произносим звук Ш, обхватываем себя руками за плечи.

 

Работа с аудиторией: При помощи упражнений предлагаю вам прочесть заданный слог. А теперь сами напишите любой слог.

Таким образом, мы еще и выполняем функцию развития звукового анализа и обучения чтению слогов при помощи тела.

 

 Дыхательная гимнастика - закрепление навыков диафрагмального дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха

 

Считается, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.

Йоги отмечают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии.

Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие. Для детей особенно важно научиться удлинять выдох. Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Требования к выполнению дыхательных упражнений: выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей; проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке; вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно; после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.

 

Давайте сейчас попробуем вместе выполнить несколько дыхательных упражнений:

 

«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).

«Комарик» - сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

Для дыхательной гимнастики на индивидуальных занятиях подобрано разное оборудование: «Султанчики», цветные полоски для игры «Задуй свечу», восковые свечи, на которые так любят дуть дети, шарики.

 

 

Игровой массаж и самомассаж

Массаж как средство

развития мелкой моторики пальцев рук и мышц лица.

Массаж оказывает оздоровительное воздействие на организм. Под влиянием массажа в организме возникает ряд местных и общих реакций, в которых принимают участие все ткани, органы и системы, улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфатическую систему  и кровообращение, вызывает благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль речедвигательном процессе.

При помощи логопедического массажа можно добиться поразительных успехов в лечении таких речевых нарушений, как дизартрия, дислалия, алалия, ринолалия, заикание, нарушения голоса.

Начальная длительность процедуры обычно составляет 5–7 минут, а конечная — 20–25 минут. Сначала взрослый проводит массаж, а затем ребенок может проводить самомассаж под контролем взрослого.

Во время массажа ребенок не должен испытывать боли

Массаж лица «Ежик», с проговариванием чистоговорки

Жа-жа-жа —

Мы нашли в лесу ежа.

Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз.

Жу-жу-жу — Подошли мы к ежу.

Слегка касаясь пальцами, провести по щекам 7 раз.

Ужа-ужа-ужа — Впереди большая лужа.

Приставить ладони ко лбу,

 как бы сделав козырек, и растереть лоб движениями в стороны — вместе.

Жок-жок-жок — Надень, ежик, сапожок.

Кулачками массировать крылья носа.

 

Массаж кистей рук «Мышка»

Мышка маленькая в норке

Тихо грызла хлеба корку.

Поскрести ногтями по коленям.

«Хрум, хрум!» —

Что за шум?

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

Это мышка в норке

Хлебные ест корки.

Потереть ладони друг о друга.

Массаж тела «Лягушата»

Выполнять движения, соответствующие тексту:

Лягушата встали, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки.

Спинки-тростинки

Ножками затопали,

Ручками захлопали.

Постучим ладошкой ,

По ручкам мы немножко

А потом, потом, потом

Грудку мы чуть-чуть побьем

Хлоп-хлоп тут и там,

И немного по бокам.

Хлопают ладошки

Нас уже по ножкам

Погладили ладошки

И ручки; и ножки

Лягушата скажут «Ква!

Прыгать весело, друзья!»

Постучим ладошкой ,

По ручкам мы немножко

А потом, потом, потом

Грудку мы чуть-чуть побьем

Хлоп-хлоп тут и там,

И немного по бокам.

Хлопают ладошки

Нас уже по ножкам

Погладили ладошки

И ручки; и ножки

Лягушата скажут «Ква!

Прыгать весело, друзья!»

Массаж биологически активных зон «Наступили холода»

для профилактики простудных заболеваний

Ехать в поезде тепло

Поглядим-ка мы в окно

 А на улице зима,

 Наступили холода

Да-да-да — Наступили холода

Потереть ладошки друг о друга.

Да-да-да — Превратилась в лед вода

Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз.

Ду-ду-ду -Поскользнусь я на льду

Указательными пальцами помассировать крылья носа.

Ду-ду-ду — Я на лыжах иду

Растереть ладонями уши.

Ды-ды-ды — На снегу есть следы

Приставить ладони ко лбу «козырьком»

и энергично растирать лоб движениями в стороны — к середине лба.

Ди-ди-ди —

Хлопки в ладоши.

 Ну, заяп, погоди!

Погрозить пальцем

 

 

Зрительные тренажеры

"Флажки"

Во время физпаузы, для снятия усталости с глаз, перед сменой вида деятельности, берется флажок определенного цвета и предлагается следить за тем, что рисуется флажком в воздухе, это может быть фигура, буква. Например, для активизации умственной деятельности, снижения тормозных процессов беру флажок синего (голубого ) цвета и рисуем им фигуру (прямоугольник, рисую в одну сторону 3-4 раза; круг в другую сторону).

Здесь подключается уже в работу Цветотерапия.

Так, зеленый цвет (цвет оптима)-вызывает у ребенка интерес к познанию, настраивает на работу. Рекомендуется его использование после эмоционального возбуждения и двигательной активности, создает настроение.

 

Красный цвет – используем для активизации физиологических процессов. Воспитателям можно рекомендовать носить детям во время болезни или перед вспышкой гриппа одежду красного цвета, потому что красный цвет пагубно влияет на болезнетворные микробы.

Желтый цвет- центр наибольшей светимости в спектре, тем самым стимулирует зрение, снимает нервное напряжение, успокаивает.

"Солнышко"

Берутся 2 рукавички, сшитые из темной ткани, в центре ладошек расположены желтые диски, это солнышко. Детям предлагается молча следить за движением солнышка, рука отводится в сторону, затем ее убираем, двигаем другой рукой. Движения идут вправо- влево, вверх – вниз. «Солнышко поднялось на небе высоко-высоко, потом закатилось за гору спать…».

 

Тонирование представляет собой произнесение или напевание гласных звуков, ежедневно в течение 5 минут рекомендуется выполнять следующие упражнения. Давайте все вместе сейчас потонируем:

 

«Мычание» – расслабить челюсть и ощутить энергию мычания внутри организма. Можно положить руки к щекам и следить, как генерируется вибрация во рту. Это упражнение восстанавливает голос в случае ларингита и подготавливает связки перед речевой нагрузкой.

«А-А-А» расслабили челюсть и произносим звук вместе с выдохом.

«И-И-И» - действует как кофеин, может после усталости повысить активность организма и стимулировать мозг.

Рекомендую в качестве физминуток включать для прослушивания музыку со звуками скрипки или фортепиано, которые действуют успокаивающее. Музыка Моцарта хороша для компенсации дефицита внимания у детей.

 

В результате использования приёмов здоровьесберегающих  технологий в логопедической работе:

 

повышается уровень обучаемости, улучшаются внимание,

корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

повышается речевая активность;

развиваются глазодвигательные мыщцы и снимается усталость с глаз, развивается общая и мелкая моторика;

формируются двигательные умения и навыки

формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис

 

«Пишущая машинка» (для детей 8—9 лет)

Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух-трех. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква» слова хлопает в ла¬доши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.