Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя.
Оценка 4.9
Работа в классе
doc
классное руководство
Взрослым
28.01.2017
Цель работы классного руководителя: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека, воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения. В данной статье содержится материал об основных моментах деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье» и приоритетных понятиях направления «Здоровья» в работе с классным коллективом.
Здоровьесберегающие технологии в работе кл. руководителя..doc
«Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это
состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто
отсутствие болезней или физических дефектов».
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время
можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии для здоровья
современного ребёнка сделать больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен
выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так,
чтобы обучение детей в школе не наносило ущерб здоровью школьников.
Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагогов, которые
будут работать в начальных классах с контингентом детей младшего школьного возраста и
об отношении учителей к своему здоровью. Может ли педагог быть примером для своих
воспитанников в вопросах здоровьесбережения? Учитель в рассматриваемый период
обучения как никогда в другое время, занимает одно из центральных мест в жизни
учащихся начальных классов. Он олицетворяет для них всё то новое и важное, что вошло в
их жизнь в связи с приходом в школу.
Пытаясь установить взаимосвязь между отношением учителя к своему
здоровью, его потребностями в соблюдении здорового образа жизни и реализацией
соответствующего воспитательного воздействия на своих учеников, на практике мы
сталкиваемся с тем, что сами учителя открыто говорят о том, что они не могут быть
примером в ведении здорового образа жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень
грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее
эффективно педагогическое воздействие на учащихся.
Педагог должен обладать важными профессиональными качествами,
позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими
положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий
уровень профессиональноэтической,
рефлексивной культуры;
способность к формированию и развитию личностных креативных качеств; знания
коммуникативной,
формирования и функционирования психических процессов, состоянии и свойств
личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания,
творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ);
владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих
технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты
1 собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля
педагогической деятельности.
Что педагог должен уметь:
ВЛАДЕТЬ ОСНОВАМИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ;
УСТАНАВЛИВАТЬ КОНТАКТ С КОЛЛЕКИВОМ УЧАЩИХСЯ;
НАБЛЮДАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ;
ПРОГНОЗИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ СВОИХ УЧАЩИХСЯ;
МОДЕЛИРОВАТЬ СИСТЕМУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ
ПЕДАГОГИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ;
ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ УЧИТЬ УЧАЩИХСЯ ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЁМ
ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЬЕ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ.
ВСЕ ЭТИ УМЕНИЯ, ТЕСНО СВЯЗАННЫЕ МЕЖДУ СОБОЙ, ОКАЗЫВАЮТ
ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕМ СРЕДСТВ,
МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕТОДИК В УЧЕБНО
ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ,
ВОВЛЕКАЯ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМУ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИКИ
ОЗДОРОВЛЕНИЯ.
ПЕДАГОГУ НЕДОСТАТОЧНО ПОЛУЧИТЬ В НАЧАЛЕ ГОДА ЛИСТОК
ЗДОРОВЬЯ КЛАССА ОТ
МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ
ПОБУЖДАТЬ СОВМЕСТНО С
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ,
РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ НАЗНАЧЕНИЙ ВРАЧА, ВНЕДРЯТЬ В
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ПРЕЖДЕ ВСЕГО
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРИМЕРОМ ДЛЯ СВОИХ ВОСПИТАННИКОВ В
ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ. ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ
ЖИЗНИ – ЭТО НОРМА ЖИЗНИ ПЕДАГОГА, ТОЛЬКО ТОГДА УЧЕНИКИ ПОВЕРЯТ И
БУДУТ ПРИНИМАТЬ ПЕДАГОГИКУ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДОЛЖНЫМ
ОБРАЗОМ.
ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ ИДЕЙ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НЕОБХОДИМО РЕШЕНИЕ ТРЁХ ПРОБЛЕМ:
2 ИЗМЕНЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЯ, ЕГО ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ,
СВОЕМУ ЖИЗНЕННОМУ ОПЫТУ В СТОРОНУ ОСОЗНАНИЯ СОБСТВЕННЫХ
ЧУВСТВ, ПЕРЕЖИВАНИЙ С ПОЗИЦИИ ПРОБЛЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ;
ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ К УЧАЩИМСЯ. ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН
ПОЛНОСТЬЮ ПРИНИМАТЬ УЧЕНИКА ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ, И НА ЭТОЙ
КАКОВЫ ЕГО ОСОБЕННОСТИ,
ОСНОВЕ СТАРАТЬСЯ ПОНЯТЬ,
СКЛОННОСТИ, УМЕНИЯ И СПОСОБНОСТИ, КАКОВ ВОЗМОЖЕН ПУТЬ
РАЗВИТИЯ;
ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЯ К ЗАДАЧАМ УЧЕЬНОГО ПРОЦЕССА
ПЕДАГОГИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ, КОТОРОЕ ПРЕДПОЛОГАЕТ НЕ ТОЛЬКО
ДОСТИЖЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ, НО И РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ С
МАКСИМАЛЬНО СОХРАНЁННЫМ ЗДОРОВЬЕМ.
ДАННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЯЮТ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ ПЕРВОНОЧАЛЬНОЕ
ОСОЗНАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ И ОСОБЕННОСТЕЙ,
ИХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПРОРАБОТКУ И ОСВОЕНИЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ МОТОДОВ
ЭФФЕКТИВНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАЩИМИСЯ.
Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение
сохранения здоровье своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать
возможность организации на своём уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха
для души и тела ребёнка Двигательные переменки могут помочь сплотить классный
коллектив, изменить статус ученика в коллективе. Ни для кого не секрет, что ученики,
имеющие достижения в спорте или на уроках физической культуры, не всегда также
успешны на школьных уроках по другим предметам. Возможность для такого ученика
подготовить и провести двигательную переменку на уроке, показать свои умения
способствует формированию иного мнения педагога об ученике и его возможностях.
.
По мнению специалистовмедиков, 75% всех болезней человека
заложено в детские годы.
Почему так происходит? Видимо, всё дело в том, что мы взрослые, ошибочно
считаем: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться,
3 если у тебя кружиться голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он
е может бороться с недугом?
Воспитывая ребёнка в семье и школе, мы часто употребляем слово
«привычка».
К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие
умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое.
Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных
проблем лежит отсутствие привычки у ребёнка к тому, чтобы быть здоровым духовно и
физически.
Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого
не формируется положительный образ здорового человека.
Малоподвижный образ жизни становиться нормой существования взрослых и
детей.
Сегодняшний теледень среднестатистического ребёнка – это 2 – 3 часа
неподвижности у телеэкрана, усталость органов зрения и слуха, головные боли, плохое
настроение сонливость, апатия и т. д. Если ко всему выше сказанному добавить уличный
шум, громкую музыку на улице и в доме, наушники, которые многие дети не снимают даже
в школе, сотовые телефоны – это приводит к различным опасным симптомам и
отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте.
Всё выше перечисленное причины приводят к тому, что ребёнок, который
ведёт такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но и у него появляются
стойкие трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания,
памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные
страхи, боязнь ответа у доски и многое другое.
У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких
интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия,
сменяющаяся агрессивностью, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с
малоактивным образом жизни.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной,
интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало
прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?
Помимо семьи, развитию двигательной активности ребёнка самое серьёзное
внимание должна уделять школа.
4 Цель работы классного руководителя: использование педагогических технологий и
методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и
психического здоровья человека, воспитание понимания важности здоровья для будущего
самоутверждения.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Здоровье»:
– Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования
собственного здоровья.
– Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по
сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в
направлении «Здоровье»:
1.
Сотрудничество с медицинским персоналом учебного
заведения, медицинскими и профилактическими учреждениями города,
посёлка, деревни с целью изучения состояния физического здоровья
учащихся класса.
2.
предметником (если такие работают в начальной школе)
Сотрудничество с родителями учащихся и учителем
в рамках
обозначенной проблемы.
3.
Сотрудничество с психологической службой учебного
заведения с целью формирования у учащихся умений саморегуляции
самовоспитания.
4.
Сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью
которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу среди
учащихся и их родителей.
5.
организация и проведение внутриклассных мероприятий,
формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и
спортом.
6.
формировании собственной япозиции учащихся к проблеме
сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия направления «Здоровья»
в работе с
классным коллективом:
5 – психическое и физическое здоровье,
– традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
– гигиена и её значение в жизни человека,
– культура сохранения собственного здоровья,
– ответственность за здоровье других людей,
– гармония души и тела, режим дня и здоровья,
– воля и её значение в сохранении здоровья,
– самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»
– спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами,
спартакиады, олимпиады, спортландии, марафоны, турниры;
– встречи с выдающимися спортсменами, старшеклассниками, активно
занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, курантами военных
учебных заведений и студентами специальных факультетов, семейными династиями,
активно занимающимися спортом;
– походы выходного дня, дня здоровья, туристические походы;
– предметные утренники, спортивные викторины, тематические классные
часы по спортивной тематике, праздники и фестивали спортивной песни, конкурсы газет,
посвященных спортивной тематике, устные журналы;
– беседы и дискуссии, в которых можно использовать следующие темы:
«Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «Спортивные
сооружения моей страны», «История видов спорта», «Древние виды спорта», «История
олимпийских игр», «История олимпийских колец», «Столицы олимпийских игр»,
«Трудные судьбы большого спорта», «Спорт в моей семье», «Режим дня и спорт», «Как
заниматься спортом без ущерба здоровью», «Экстремальные виды спорта. Что вы о них
знаете?», «Любимый вид спорта», «Спорт и вредные привычки»;
– психологопедагогические консилиумы и тематические консультации по
вопросам сохранения здоровья учащихся.
Тематические консультации для педагогов и для родителей могут
быть следующие содержания:
«Трудности физической адаптации учащихся к школе и учебному процессу»,
«Вредные привычки и как от них избавляться»,
«Приёмы развития саморегуляции у младших школьников»,
6 «Домашнее задание: каким ему быть и как его выполнять»,
«Режим дня школьника. Как научиться его выполнять»,
«Развитие интереса к спорту у ребёнка в семье».
Такого рода консультации предполагают:
– ведение книги спортивных рекордов учащихся класса на спортивных
района;
площадках
– встречи с медицинскими работниками, тренерами детских спортивных школ,
города,
также
школы,
села,
а
интерактивные игры по проблеме;
– индивидуальные и групповые консультации по вопросам пола, игровые
тренинги «Ядевочка», «Ямальчик»;
– обсуждение газетных и журнальных публикаций по проблеме с учащимися
и их родителями, читательские конференции, просмотр специальных видеосюжетов и
художественных фильмов по проблеме.
Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решать проблему сохранения
здоровья учащихся неформально, а осознано, с учётом особенностей контингента
учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей.
Проблему сохранения здоровья нужно решать комплексно, а не
эпизодически.
7
Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя.
Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя.
Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя.
Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя.
Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя.
Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя.
Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.