Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности
Оценка 4.7

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
физическая культура
Взрослым
04.04.2017
Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности
«Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм и детская безнадзорность»
Методический семинар-конкурс.doc
Пояснительная записка  к методическому  семинару Тема: «Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности» Учитель физической культуры МОУ средняя общеобразовательная школа №2 города Малоярославца имени А.Н.Радищева Федорова Оксана Петровна 2016 год Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,  сделайте его крепким и здоровым                                                                               Ж.­Ж. Руссо «Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья ­ дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье   человека   ­   важный   показатель   его   личного   успеха.   Если   у   молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как   наркомания,   алкоголизм   и   детская   безнадзорность»  (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"). Вопрос о здоровье стар как мир, но актуален и современен во все времена. Конечно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые. Только здоровые люди могут делать величайшие научные открытия и осваивать Вселенную, восхищать нас в балете и защищать, если будет нужно, нашу жизнь  Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье.      Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей.   За последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. Уже в 1 класс приходят дети с отклонениями в физическом   развитии:   нарушением   координации   движений,   нарушением   речи,   с хроническими   заболеваниями.   Данные   медицинских  осмотров  свидетельствуют  о том,   что   за   период   обучения   состояние   детей   ухудшается,   удваивается   число хронических   заболеваний   у   школьников.   По   результатам   медицинского обследования в нашей школе в 4 раза возросла  патология органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно­двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает   увеличение   нервно­психических   расстройств   (в   2   раза)   и   заболевания сердечнососудистой  системы  (в   2,5   раза),  что  прямо   связывается   с  отсутствием здоровьесберегающей школьной среды. Возрастает инвалидность детей.          На   сегодняшний   день   в   школе   остро   стоит   проблема   сохранения   здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по­прежнему остается ведущим аспектом   ее   деятельности,   важным   фактором   в   оценке   степени   и   качества обученности становится состояние здоровья школьника. Одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.   В   соответствии   с   требованиями   к   результатам   освоения   образовательной программы   начального   общего   образования   ФГОС   (Приказ   Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373)  уроки физической   культуры   направлены   на   достижение   учащимися   личностных, предметных и метапредметных результатов. Современная   школа   готовит   детей   к   жизни   в   мире,   полном   огромного   объема информации,   а   значит   должна   обеспечить   ученику   высокий   уровень   реального здоровья,   вооружив   его   необходимым   багажом   знаний,   умений   и   навыков, необходимых   для   ведения   здорового   образа   жизни,   и   воспитав   у   него   культуру здоровья. Проанализировав свою деятельность  как   учителя физической культуры по здоровьесбережению обучающихся, мною была  выбрана тема для самообразования –  «   Здоровьесберегающие   технологии   в   урочной   и   внеурочной   деятельности», разработана   определённая   система   этой   деятельности     и   составлен   план самообразования на 4 года.  Цель моей   работы   в   данном   направлении   –   сформировать   у   обучающихся устойчивую   гражданскую   позицию,   направленную   на   сознательное   отношение   к собственному здоровью. Задачи: ­ воспитание у школьников устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом; ­   создание   и   внедрение   в   УВП     школы     эффективной   системы   физкультурно­ оздоровительной   работы,   ориентированной   на   индивидуальные   особенности развития детей и подростков; ­   переход   от   массового   образования   к   образованию   дифференцированному, личностно ­ ориентированному с учетом функциональных возможностей учеников, их потребностей в коррекции физического состояния и с учетом их интересов; ­ увеличение объема двигательной активности обучающихся и формирование у них навыков и умений самостоятельных занятий. Этапы работы по теме самообразования Учебный год Работа по теме самообразования 2012­2013 2013­2014  Выбор классов  для работы по данной теме  Подбор литературы по теме самообразования;  Изучение литературы по теме самообразования;  Применение рекомендаций этой литературы в учебно­ воспитательном процессе;  Изучение опыта работы по здоровьесбережению школ  района;  Открытый урок   с использованием  здоровьесберегающих технологий;  Проведение школьных Олимпийских игр;  Открытый классный час для учащихся начальной школы 2014­2015 2015­2016 «Формула здоровья»;  Выступление на педагогическом совете с докладом  «Применение здоровьесберегающих технологий на  уроке»;  Открытое  мероприятие для начальных классов «Папа,  мама, я – спортивная семья!»;  Проведение школьных соревнований на параллелях  классов : «Веселые старты»;  Проведение спортивной игры «Зарница»;  Прохождение аттестации учителем;  Подбор литературы для создания картотеки  физкультминуток;  Составление методического продукта на основе  учебника «Физическая культура» В.И.Лях  «Физкультурная азбука»  Выступление на родительском собрании по пропаганде  здорового образа жизни, сообщение «С вас берут пример дети!»;  Участие в районных соревнованиях: «Быстрее, выше,  сильнее!»  Прохождение курсов повышение квалификации  учителей физической культуры   Данная система разделена на отдельные блоки – направления деятельности, для реализации которых задействованы различные специалисты школы  и все участники учебно­воспитательного процесса.  Технология  обучения и воспитания на  основе  системного подхода ­  одна   из основных образовательных технологий в моей работе. Данная система предусматривает комплексный подход к укреплению и сохранению здоровья   обучающихся   и   включает   в   себя   рад   мероприятий   по   следующим направлениям: ­ оздоровительная деятельность; ­ учебная здоровьесберегающая деятельность; ­ физкультурно­массовая и спортивная работа; ­ социально­психологическая деятельность; ­ диагностика. Каждое   из   этих   направлений   решает   определенные   задачи   с   использованием разнообразных   форм   и   методов.   Социальный   заказ   для   учителя   физической культуры сегодня ­ не только формирование двигательных навыков у обучающихся, но   и   оздоровление   детей,   предупреждение   роста   заболеваемости   в   условиях школьного обучения. Остановлюсь на такой важной для меня,   учителя   физической культуры задаче ­ увеличение объема двигательной активности школьников. Исходя из социального заказа и рассматривая учебный процесс с позиции роли в нем движений, установлено следующее: ­ движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения; ­   недостатки   в   движениях   снижают   уровень   физических   функций,   задерживают развитие, вызывают затруднения в усвоении школьной программы; ­ знание учителем взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволит учителю использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания и восприятия. Работу по   увеличению   двигательной активности можно разделить на 2 больших блока: 1) ­ учебная деятельность и мероприятия в режиме учебного дня; 2) ­ внеклассная физкультурно­оздоровительная и спортивная работа. Приступая к работе я прежде всего определяю, с каким составом обучающихся предстоит   работать   в   течении   нескольких   лет.   Выявляю   уровень   физической   и двигательной подготовленности детей, состояние здоровья и физкультурные группы с помощью тестов. Результаты тестов обучающиеся заносят в свои личные карты здоровья.   Эти   карты   хранятся   в    портфолио обучающихся   в   разделе   «Мои достижения». Там же хранятся грамоты и дипломы ребёнка. С учётом полученных данных, планирую и осуществляю свою работу Урок физической культуры является основной формой обеспечения необходимой двигательной   активности.   Использование   здоровьесберегающих   образовательных технологий  ­  неотъемлемая  часть  моей работы, в которой я реализую основные признаки     здоровьесберегающего урока: 1. Соблюдение правильной структуры урока. 2. Прохождение учебного материала в логической последовательности и в системе. 3. Использование индивидуально – дифференцированного подхода в обучении. 4. Соблюдение правил техники безопасности. 5. Использование упражнений для профилактики различных заболеваний 6.   Соответствие   учебного   материала   программе   и   особенностям   контингента занимающихся. 7. Оптимизация учебного процесса (выделение медицинских групп).                Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который я строю   в соответствии с общими педагогическими   положениями   и   методическими   правилами   физического воспитания.   Содержание   программы   зависит   от   возрастных   особенностей   и состояния здоровья занимающихся.   заключительной. Каждый   урок   физической   культуры   состоит   из   трех   частей:   подготовительной, основной,   Последовательность   этих   частей   отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. Основная ее цель – подготовить учащихся к заданиям основной части занятия.  В подготовительной части решаются следующие методические задачи:  • • • психический настрой на занятие;  активизация внимания и эмоционального состояния учеников;  обеспечение   общей   функциональной   готовности   организма   к   активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений); • подготовка к первому базовому виду упражнений основной части урока Основная часть урока.  Ее   цель   –   решить   оздоровительные,   образовательные   и   воспитательные   задачи, предусмотренные планом данного урока.  Сначала разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или в конце основной части урока. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.  Цель   заключительной   части   урока  –   постепенное   снижение   функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние.  В соответствии с этим решается ряд методических задач:  • • • • снижение   физиологического   возбуждения   и   излишнего   напряжения отдельных мышечных групп (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения с глубокими дыханием и на расслабление, самомассаж);  регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);  подведение   итогов   урока   с   оценкой   преподавателем   результатов деятельности занимающихся (здесь же в доброжелательной, доверительной форме осуществляется дальнейшее стимулирование сознательной активности учеников);  определение домашних заданий для самостоятельных занятий физическими упражнениями. Домашние   задания   по   физкультуре   необходимы   как   для   сохранения   здоровья   и хорошей формы, так и для физического развития.  Кроме традиционной формы проведения урока физической культуры мне нравится применение  метода   круговой   тренировки.  Это – организационно­методическая форма   занятий   физическими   упражнениями,   включающая   ряд   частных   методов строго регламентированного упражнения, направленное на комплексное воспитание физических   способностей   занимающихся.   Такая   форма   работы   предусматривает серийное  (слитное  или с интервалами) последовательное  выполнение  специально подобранного (разработанного) комплекса физических упражнений в соответствии с определенным символом круговой тренировки.     Она   обеспечивает   равномерную   нагрузку   на   все   группы   мышц,   а   так   же обеспечивает   нагрузку   на   сердечнососудистую   и   дыхательную   системы. Дифференцированно   развиваются   двигательные   качества   (быстрота,   сила, выносливость),   но   главным   образом   такие   комплексные   качества   как   силовая выносливость,   скоростная   сила,   скоростная   выносливость.  Круговая   тренировка приучает   к   самостоятельному   мышлению   при   развитии   двигательных   качеств, воспитывает   собранность   и   организованность.   Каждое     такое   занятие   связано   с материалом программы. Цель метода  :         Инновация учебно­тренировочного процесса методом круговой тренировки  на уроке.  Задачи:    1. Увеличение моторной плотности урока посредством               метода круговой тренировки. 2. Улучшение усвоения программного материала посредством круговой тренировки. 3.   Повышение   интереса,   активности,   работоспособности,   психического   и эмоционального состояния учащихся. 4. Дифференцированный подход в процессе физической подготовки учащихся. Используя данную технологию на уроке  при подборе упражнений,   я соблюдаю основные принципы: ∙ ∙ ∙ иду от простого к сложному; чередую  работу одних мышечных групп с отдыхом других; после сложного и тяжелого упражнения даю более легкое;    способствующее  восстановлению сил, успокаивающее дыхание.      Раз в четверть с педагогами   школы     я провожу методические совещания по организации и проведению мероприятий в режиме учебного дня.  Гимнастика до учебных занятий. Проводят гимнастику физорги классов  Комплексы упражнений периодически меняются.  Физкультурные минутки и динамические паузы.    Комплекс включает 5­9 упражнений, каждое их которых повторяется не менее  4­6 раз.    Мне они нравятся потому, что их можно использовать в урочной и внеурочной деятельности.   Физкультминутки   повышают   эмоциональный   уровень   учащихся, снимают   статические   нагрузки.   Потраченное   время   окупается   усилением работоспособности,   а   главное,   укреплением   здоровья   учащихся.  В   результате выполнения   нескольких   несложных   упражнений   работоспособность   детей повышается.        На   заседании ШМО учителей начальных классов я предложила   педагогам физкультминутки,  подобранные  в стихотворной форме для учащихся 1­4 классов по всем предметам.  Теперь  они с удовольствием применяют их  на своих  уроках. ( Приложение 1) Подвижные перемены.   Организация подвижных перемен проводятся с   музыкальным сопровождением в большом школьном коридоре.  Игровые технологии  использую на уроке с целью повышения эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой. Игровая   деятельность   занимает   важное   место   в   образовательном   процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого­ педагогическую природу обучающегося, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей,   ориентацию   на   групповые   и   индивидуальные   действия,   развивает стереотипы поведения в человеческих общностях.       Игровая деятельность на уроках   дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Само ценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости.      Игра – это проявление желания действовать. Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций: ­ обучающая; ­ воспитательная; ­ развивающая; ­ психотехническая; ­ коммуникативная; ­ развлекательная; ­ релаксационная.      Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для  воспитания  обучающихся. Сейчас  очевидно, что  игры необходимы  для обеспечения   гармоничного   сочетания   умственных,   физических   и   эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния.  В   практике   своей   работы   широко   применяю соревновательные   и   игровые технологии,   помогающие   решать   не   только   проблемы   мотивации,   развития обучающихся, но и здоровьесбережения и социализации. В игре и через игровое общение   у   растущего   ребёнка   проявляется   и   формируется   мировоззрение, потребность   воздействовать   на   мир,   адекватно   воспринимать   происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье. При   проведении   упражнений   в   игровой   или   в   соревновательной   форме   слабых учеников распределяю  по всем командам и чаще провожу замену этих игроков. Если преодолевается полоса препятствий, часть из них исключается для слабых детей.   В   эстафетах   более   подготовленные   школьники   начинают   и   заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения.    На своих уроках я использую учебник В.И.Лях «Физическая культура 1­4 класс». Часто в учебнике встречаются слова со спортивным значением, которые для детей не   знакомы   и   их   название   они   объяснить   не   могут.   Эти   слова     есть   в физкультурном словаре учебника, но без пояснения. Для облегчения работы,  мной был составлен методический продукт «Физкультурная   азбука», с разъяснением всех   этих   слов   с   иллюстрацией.   Ребята   с   удовольствием   и   интересом   им пользуются.   Учителям,   которые   ведут   урок   физической   культуры   в   начальных классах, я тоже предложила в помощь «Физкультурную  азбуку». (Приложение 2). Внеурочная физкультурно­оздоровительная деятельность является логическим и   необходимым   продолжением   урочного   процесса.   Внеклассные   занятия     по внеурочной деятельности   ­ одна из эффективных форм организации  свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности.              В   рамках     внеурочной   деятельности   по   спортивно­оздоровительному направлению  веду   спортивный   кружок  «Быстрее,   выше,   сильнее!»,  где  дети   не только развивают физические качества в игровых ситуациях, но и, легко вживаясь в разные роли, учатся дружбе, взаимовыручке, проявляют смекалку, находчивость. Результатом совместной урочной и внеурочной деятельности является победа в районных   соревнованиях     среди   учащихся   четвертых   классов   на   конкурсе «Веселые  старты», где  мои дети  заняли  II  место.  Призовые  места  в школьных соревнованиях: «Веселые старты», «Сочи – 2014», «Зарница», «Папа, мама, я   ­ спортивная семья!», «А ну­ка мальчики!», «А ну­ка девочки!». Обучающиеся     с   удовольствием   включаются   и   в проектную   деятельность. В рамках месячника «За здоровый образ жизни» дети готовят проекты по заданной для их возраста тематике, такие как: «Неболейка», «Питание и здоровье», «О спорт, ты   Мир»   и   другие.   Классы   участвуют   в   фестивалях   и   конференциях   по   ЗОЖ, конкурсах плакатов и банеров, готовят выступления агитбригад. «Намного важнее пробудить   в   детях   желание   заботиться   о   своем   здоровье,   основанное   на   их заинтересованности   в   занятиях   адекватных   индивидуальным   интересам   и склонностям.   Насыщенная,   интересная   и   увлекательная   школьная   жизнь   станет важнейшим   условием   сохранения   и   укрепления   здоровья   детей» (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа").   Организация физкультурно­массовых и спортивных мероприятий ­ один из наиболее   эффективных   механизмов   оптимизации   функционального   состояния ребенка, формирования у него потребности  в занятиях физической  культурой  и спортом и накопления двигательного опыта обучающихся. Чтобы у детей появился интерес к спортивной и физкультурно­оздоровительной деятельности,   я   разработала   систему   внеклассной   спортивно­массовой   и физкультурно­оздоровительной   работы   с   обучающимися   начальных   классов   на основе традиционной в школе игры « Зарница». Активно реализую   технологию коллективного творчества и сотрудничества с родителями.      Особой популярностью пользуется у детей и родителей спортивная игра « Папа, мама, я – спортивная семья». Они  проходят в форме праздников и соревнований с участием   родителей:   Сотрудничество   школы   и   семьи   становится   всё   более актуальным и востребованным.    Подобная  игровая система  проведения  мероприятий  в начальной  школе  очень положительно   влияет   на   эмоциональную   сферу   обучающихся   и   на   повышение мотивации   как   у   детей,   так   и   у   взрослых   к   занятиям   физической   культурой   и спортом и к физическому воспитанию в целом. Мной разработаны темы родительских собраний: Класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Тема собрания «О профилактике сколиоза. Последствия неправильной осанки» «О пользе закаливания организма» «Плоскостопие и его последствия» «Утомление и отдых. О пользе занятий физкультурой и спортом» Применение здоровьесберегающих технологий положительно влияет   на здоровье  обучающихся и уровень     физической подготовки. Проведённый   среди детей 1 класса  ( 2012­2013 уч.году)  мониторинг  показал, что  из 125 обучающихся классов  25 человек относились к подготовительной группе занятий (20 %),   11 человек были освобождены от занятий на уроке по состоянию здоровья (8.8 %),  37  человек со слабыми физическими показаниями (29.6 %).   Основным   показателем   эффективности   работы   всей   системы   по здоровьеобеспечению деятельности обучающихся  класса  является положительная динамика   в   изменениях   уровня   физической   подготовленности   обучающихся   и состоянии их здоровья.  Уменьшается к III и IV группам здоровья, увеличивается   количество   обучающихся   с I и IIгруппой.   Подобные изменения происходят и с физкультурными группами: увеличивается количество детей   основной   группы   за   счёт   уменьшения   подготовительной   и   специальной. отнесённых количество     детей, Постепенно   улучшается состояние   здоровья   школьников     почти   по   всем показателям.   Остановлен   спад   показателей   здоровья   и   положение   становится   в целом более стабильным. Результаты мониторинга видны в таблице:      ВЫВОДЫ. Благодаря наличию в моей работе системы здоровьесбережения  мне удается: обеспечить высокий охват обучающихся  школы  регулярными занятиями  физической культурой и спортом; увеличить объём двигательной активности детей в режиме учебного дня; сформировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья; а также практическом использовании умений  и навыков, полученных на уроках и во внеурочной деятельности; обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а  также рост мотивации к физкультурно­оздоровительной деятельности и к ведению  здорового образа жизни; активизировать помощь родителей, общественности, организаций и  учреждений социума в работе  школы  по сохранению и укреплению здоровья детей. К.Э.Циолковский писал: «Каждое разумное существо – есть воин, сражающийся за  своё будущее, за господство разума и блага во вселенной…». А воин должен быть сильным, выносливым и интеллектуально развитым.  Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях  современной России возможны только при сформированности крепкого здоровья,  основ нравственности и культуры.

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017