Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
физическая культура
Взрослым
04.04.2017
«Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм и детская безнадзорность»
Методический семинар-конкурс.doc
Пояснительная записка
к методическому семинару
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в
урочной и внеурочной деятельности»
Учитель физической культуры МОУ средняя
общеобразовательная школа №2 города Малоярославца
имени А.Н.Радищева
Федорова Оксана Петровна 2016 год
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым
Ж.Ж. Руссо
«Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление
их физического, психического здоровья дело не только семьи, но и педагогов.
Здоровье человека важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи
появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы,
как наркомания, алкоголизм и детская безнадзорность» (Национальная
образовательная инициатива "Наша новая школа").
Вопрос о здоровье стар как мир, но актуален и современен во все времена.
Конечно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и
с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые. Только здоровые люди
могут делать величайшие научные открытия и осваивать Вселенную, восхищать нас
в балете и защищать, если будет нужно, нашу жизнь
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье.
Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние
годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей.
За последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в
динамике состояния здоровья детей. Уже в 1 класс приходят дети с отклонениями в
физическом развитии: нарушением координации движений, нарушением речи, с
хроническими заболеваниями. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о
том, что за период обучения состояние детей ухудшается, удваивается число
хронических заболеваний у школьников. По результатам медицинского
обследования в нашей школе в 4 раза возросла патология органов зрения, в 3 раза
— органов пищеварения и опорнодвигательного аппарата. Серьезное беспокойство
вызывает увеличение нервнопсихических расстройств (в 2 раза) и заболевания
сердечнососудистой системы (в 2,5 раза), что прямо связывается с отсутствием
здоровьесберегающей школьной среды. Возрастает инвалидность детей.
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья
учащихся. И хотя образовательная функция школы попрежнему остается ведущим
аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества
обученности становится состояние здоровья школьника.
Одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего
образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и
укрепления здоровья школьников.
В соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной
программы начального общего образования ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373) уроки
физической культуры направлены на достижение учащимися личностных,
предметных и метапредметных результатов.
Современная школа готовит детей к жизни в мире, полном огромного объема
информации, а значит должна обеспечить ученику высокий уровень реального
здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков,
необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру
здоровья.
Проанализировав свою деятельность как учителя физической культуры по
здоровьесбережению обучающихся, мною была выбрана тема для самообразования
–
« Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности»,
разработана определённая система этой деятельности
и составлен план
самообразования на 4 года.
Цель моей работы в данном направлении – сформировать у обучающихся
устойчивую гражданскую позицию, направленную на сознательное отношение к
собственному здоровью.
Задачи:
воспитание у школьников устойчивого интереса к занятиям физической культурой
и спортом;
создание и внедрение в УВП школы эффективной системы физкультурно
оздоровительной работы, ориентированной на индивидуальные особенности
развития детей и подростков;
переход от массового образования к образованию дифференцированному,
личностно ориентированному с учетом функциональных возможностей учеников,
их потребностей в коррекции физического состояния и с учетом их интересов;
увеличение объема двигательной активности обучающихся и формирование у них
навыков и умений самостоятельных занятий.
Этапы работы по теме самообразования
Учебный год
Работа по теме самообразования
20122013
20132014
Выбор классов для работы по данной теме
Подбор литературы по теме самообразования;
Изучение литературы по теме самообразования;
Применение рекомендаций этой литературы в учебно
воспитательном процессе;
Изучение опыта работы по здоровьесбережению школ
района;
Открытый урок с использованием
здоровьесберегающих технологий;
Проведение школьных Олимпийских игр;
Открытый классный час для учащихся начальной школы 20142015
20152016
«Формула здоровья»;
Выступление на педагогическом совете с докладом
«Применение здоровьесберегающих технологий на
уроке»;
Открытое мероприятие для начальных классов «Папа,
мама, я – спортивная семья!»;
Проведение школьных соревнований на параллелях
классов : «Веселые старты»;
Проведение спортивной игры «Зарница»;
Прохождение аттестации учителем;
Подбор литературы для создания картотеки
физкультминуток;
Составление методического продукта на основе
учебника «Физическая культура» В.И.Лях
«Физкультурная азбука»
Выступление на родительском собрании по пропаганде
здорового образа жизни, сообщение «С вас берут пример
дети!»;
Участие в районных соревнованиях: «Быстрее, выше,
сильнее!»
Прохождение курсов повышение квалификации
учителей физической культуры
Данная система разделена на отдельные блоки – направления деятельности, для
реализации которых задействованы различные специалисты школы и все участники
учебновоспитательного процесса.
Технология обучения и воспитания на основе системного подхода одна из
основных образовательных технологий в моей работе.
Данная система предусматривает комплексный подход к укреплению и сохранению
здоровья обучающихся и включает в себя рад мероприятий по следующим
направлениям:
оздоровительная деятельность;
учебная здоровьесберегающая деятельность;
физкультурномассовая и спортивная работа;
социальнопсихологическая деятельность;
диагностика.
Каждое из этих направлений решает определенные задачи с использованием
разнообразных форм и методов. Социальный заказ для учителя физической
культуры сегодня не только формирование двигательных навыков у обучающихся,
но и оздоровление детей, предупреждение роста заболеваемости в условиях
школьного обучения.
Остановлюсь на такой важной для меня, учителя физической культуры задаче
увеличение объема двигательной активности школьников.
Исходя из социального заказа и рассматривая учебный процесс с позиции роли в нем
движений, установлено следующее:
движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения; недостатки в движениях снижают уровень физических функций, задерживают
развитие, вызывают затруднения в усвоении школьной программы;
знание учителем взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволит
учителю использовать разнообразные формы организации двигательной активности,
работоспособности, внимания и восприятия.
Работу по увеличению двигательной активности можно разделить на 2 больших
блока:
1) учебная деятельность и мероприятия в режиме учебного дня;
2) внеклассная физкультурнооздоровительная и спортивная работа.
Приступая к работе я прежде всего определяю, с каким составом обучающихся
предстоит работать в течении нескольких лет. Выявляю уровень физической и
двигательной подготовленности детей, состояние здоровья и физкультурные группы
с помощью тестов. Результаты тестов обучающиеся заносят в свои личные карты
здоровья. Эти карты хранятся в
портфолио обучающихся в разделе «Мои
достижения». Там же хранятся грамоты и дипломы ребёнка. С учётом полученных
данных, планирую и осуществляю свою работу
Урок физической культуры является основной формой обеспечения необходимой
двигательной активности. Использование здоровьесберегающих образовательных
технологий неотъемлемая часть моей работы, в которой я реализую основные
признаки здоровьесберегающего урока:
1. Соблюдение правильной структуры урока.
2. Прохождение учебного материала в логической последовательности и в системе.
3. Использование индивидуально – дифференцированного подхода в обучении.
4. Соблюдение правил техники безопасности.
5. Использование упражнений для профилактики различных заболеваний
6. Соответствие учебного материала программе и особенностям контингента
занимающихся.
7. Оптимизация учебного процесса (выделение медицинских групп).
Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе
является урок физической культуры, который я строю в соответствии с общими
педагогическими положениями и методическими правилами физического
воспитания. Содержание программы зависит от возрастных особенностей и
состояния здоровья занимающихся.
заключительной.
Каждый урок физической культуры состоит из трех частей: подготовительной,
основной,
Последовательность этих частей отражает
закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических
нагрузок. Основная ее цель – подготовить учащихся к заданиям основной части
занятия.
В подготовительной части решаются следующие методические задачи:
•
•
•
психический настрой на занятие;
активизация внимания и эмоционального состояния учеников;
обеспечение общей функциональной готовности организма к активной
мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений); •
подготовка к первому базовому виду упражнений основной части урока
Основная часть урока.
Ее цель – решить оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи,
предусмотренные планом данного урока.
Сначала разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление
и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или в конце
основной части урока. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть
таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.
Цель заключительной части урока – постепенное снижение функциональной
активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное
состояние.
В соответствии с этим решается ряд методических задач:
•
•
•
•
снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения
отдельных мышечных групп (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения с
глубокими дыханием и на расслабление, самомассаж);
регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры,
игровые задания, упражнения на внимание);
подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов
деятельности занимающихся (здесь же в доброжелательной, доверительной
форме осуществляется дальнейшее стимулирование сознательной активности
учеников);
определение домашних заданий для самостоятельных занятий физическими
упражнениями.
Домашние задания по физкультуре необходимы как для сохранения здоровья и
хорошей формы, так и для физического развития.
Кроме традиционной формы проведения урока физической культуры мне нравится
применение метода круговой тренировки. Это – организационнометодическая
форма занятий физическими упражнениями, включающая ряд частных методов
строго регламентированного упражнения, направленное на комплексное воспитание
физических способностей занимающихся. Такая форма работы предусматривает
серийное (слитное или с интервалами) последовательное выполнение специально
подобранного (разработанного) комплекса физических упражнений в соответствии с
определенным символом круговой тренировки.
Она обеспечивает равномерную нагрузку на все группы мышц, а так же
обеспечивает нагрузку на сердечнососудистую и дыхательную системы.
Дифференцированно развиваются двигательные качества (быстрота, сила,
выносливость), но главным образом такие комплексные качества как силовая
выносливость, скоростная сила, скоростная выносливость. Круговая тренировка приучает к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств,
воспитывает собранность и организованность. Каждое такое занятие связано с
материалом программы.
Цель метода : Инновация учебнотренировочного процесса методом круговой
тренировки на уроке.
Задачи:
1. Увеличение моторной плотности урока посредством метода круговой
тренировки.
2. Улучшение усвоения программного материала посредством круговой тренировки.
3. Повышение интереса, активности, работоспособности, психического и
эмоционального состояния учащихся.
4. Дифференцированный подход в процессе физической подготовки учащихся.
Используя данную технологию на уроке при подборе упражнений, я соблюдаю
основные принципы:
∙
∙
∙
иду от простого к сложному;
чередую работу одних мышечных групп с отдыхом других;
после сложного и тяжелого упражнения даю более легкое;
способствующее восстановлению сил, успокаивающее дыхание.
Раз в четверть с педагогами школы я провожу методические совещания по
организации и проведению мероприятий в режиме учебного дня.
Гимнастика до учебных занятий.
Проводят гимнастику физорги классов
Комплексы упражнений периодически меняются.
Физкультурные минутки и динамические паузы.
Комплекс включает 59 упражнений, каждое их которых повторяется не менее
46 раз.
Мне они нравятся потому, что их можно использовать в урочной и внеурочной
деятельности. Физкультминутки повышают эмоциональный уровень учащихся,
снимают статические нагрузки. Потраченное время окупается усилением
работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся. В результате
выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей
повышается.
На заседании ШМО учителей начальных классов я предложила педагогам
физкультминутки, подобранные в стихотворной форме для учащихся 14 классов
по всем предметам. Теперь они с удовольствием применяют их на своих уроках.
( Приложение 1)
Подвижные перемены.
Организация подвижных перемен проводятся с музыкальным сопровождением в
большом школьном коридоре.
Игровые технологии использую на уроке с целью повышения эмоциональности и
дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой. Игровая деятельность занимает важное место в образовательном процессе.
Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого
педагогическую природу обучающегося, отвечает его потребностям и интересам.
Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы
ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает
стереотипы поведения в человеческих общностях.
Игровая деятельность на уроках дает возможность повысить у обучающихся
интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации,
основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает
ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных
ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого
потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению
материала. Само ценность игры заключается в том, что она осуществляется не под
давлением жизненной необходимости.
Игра – это проявление желания действовать.
Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:
обучающая;
воспитательная;
развивающая;
психотехническая;
коммуникативная;
развлекательная;
релаксационная.
Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать
игру для воспитания обучающихся. Сейчас очевидно, что игры необходимы для
обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных
нагрузок, общего комфортного состояния.
В практике своей работы широко применяю соревновательные и игровые
технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития
обучающихся, но и здоровьесбережения и социализации. В игре и через игровое
общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение,
потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.
Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц,
что так же благотворно влияет на здоровье.
При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабых
учеников распределяю по всем командам и чаще провожу замену этих игроков.
Если преодолевается полоса препятствий, часть из них исключается для слабых
детей. В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают
эстафеты и при необходимости делают два повторения.
На своих уроках я использую учебник В.И.Лях «Физическая культура 14 класс».
Часто в учебнике встречаются слова со спортивным значением, которые для детей
не знакомы и их название они объяснить не могут. Эти слова
есть в
физкультурном словаре учебника, но без пояснения. Для облегчения работы, мной
был составлен методический продукт «Физкультурная азбука», с разъяснением
всех этих слов с иллюстрацией. Ребята с удовольствием и интересом им пользуются. Учителям, которые ведут урок физической культуры в начальных
классах, я тоже предложила в помощь «Физкультурную азбуку». (Приложение 2).
Внеурочная физкультурнооздоровительная деятельность является логическим
и необходимым продолжением урочного процесса. Внеклассные занятия по
внеурочной деятельности одна из эффективных форм организации свободного
времени обучающихся и увеличения их двигательной активности.
В рамках внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному
направлению веду спортивный кружок «Быстрее, выше, сильнее!», где дети не
только развивают физические качества в игровых ситуациях, но и, легко вживаясь
в разные роли, учатся дружбе, взаимовыручке, проявляют смекалку, находчивость.
Результатом совместной урочной и внеурочной деятельности является победа в
районных соревнованиях
среди учащихся четвертых классов на конкурсе
«Веселые старты», где мои дети заняли II место. Призовые места в школьных
соревнованиях: «Веселые старты», «Сочи – 2014», «Зарница», «Папа, мама, я
спортивная семья!», «А нука мальчики!», «А нука девочки!».
Обучающиеся с удовольствием включаются и в проектную деятельность. В
рамках месячника «За здоровый образ жизни» дети готовят проекты по заданной
для их возраста тематике, такие как: «Неболейка», «Питание и здоровье», «О спорт,
ты Мир» и другие. Классы участвуют в фестивалях и конференциях по ЗОЖ,
конкурсах плакатов и банеров, готовят выступления агитбригад. «Намного важнее
пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их
заинтересованности в занятиях адекватных индивидуальным интересам и
склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет
важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья детей» (Национальная
образовательная инициатива "Наша новая школа").
Организация физкультурномассовых и спортивных мероприятий один из
наиболее эффективных механизмов оптимизации функционального состояния
ребенка, формирования у него потребности в занятиях физической культурой и
спортом и накопления двигательного опыта обучающихся.
Чтобы у детей появился интерес к спортивной и физкультурнооздоровительной
деятельности, я разработала систему внеклассной спортивномассовой и
физкультурнооздоровительной работы с обучающимися начальных классов на
основе традиционной в школе игры « Зарница».
Активно реализую технологию коллективного творчества и сотрудничества с
родителями.
Особой популярностью пользуется у детей и родителей спортивная игра « Папа,
мама, я – спортивная семья». Они проходят в форме праздников и соревнований с
участием родителей: Сотрудничество школы и семьи становится всё более
актуальным и востребованным.
Подобная игровая система проведения мероприятий в начальной школе очень
положительно влияет на эмоциональную сферу обучающихся и на повышение мотивации как у детей, так и у взрослых к занятиям физической культурой и
спортом и к физическому воспитанию в целом.
Мной разработаны темы родительских собраний:
Класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Тема собрания
«О профилактике сколиоза. Последствия неправильной осанки»
«О пользе закаливания организма»
«Плоскостопие и его последствия»
«Утомление и отдых. О пользе занятий физкультурой и спортом»
Применение здоровьесберегающих технологий положительно влияет на здоровье
обучающихся и уровень физической подготовки. Проведённый среди детей 1
класса
( 20122013 уч.году) мониторинг показал, что из 125 обучающихся классов 25
человек относились к подготовительной группе занятий (20 %), 11 человек были
освобождены от занятий на уроке по состоянию здоровья (8.8 %), 37 человек со
слабыми физическими показаниями (29.6 %).
Основным показателем эффективности работы всей системы по
здоровьеобеспечению деятельности обучающихся класса является положительная
динамика в изменениях уровня физической подготовленности обучающихся и
состоянии их здоровья.
Уменьшается
к III и IV группам
здоровья, увеличивается количество обучающихся с I и IIгруппой. Подобные
изменения происходят и с физкультурными группами: увеличивается количество
детей основной группы за счёт уменьшения подготовительной и специальной.
отнесённых
количество
детей, Постепенно улучшается состояние здоровья школьников
почти по всем
показателям. Остановлен спад показателей здоровья и положение становится в
целом более стабильным. Результаты мониторинга видны в таблице:
ВЫВОДЫ.
Благодаря наличию в моей работе системы здоровьесбережения мне удается:
обеспечить высокий охват обучающихся школы регулярными занятиями
физической культурой и спортом;
увеличить объём двигательной активности детей в режиме учебного дня;
сформировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность
в сохранении и укреплении здоровья; а также практическом использовании умений
и навыков, полученных на уроках и во внеурочной деятельности;
обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а
также рост мотивации к физкультурнооздоровительной деятельности и к ведению
здорового образа жизни;
активизировать помощь родителей, общественности, организаций и
учреждений социума в работе школы по сохранению и укреплению здоровья детей.
К.Э.Циолковский писал: «Каждое разумное существо – есть воин, сражающийся за
своё будущее, за господство разума и блага во вселенной…».
А воин должен быть сильным, выносливым и интеллектуально развитым.
Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях
современной России возможны только при сформированности крепкого здоровья,
основ нравственности и культуры.
Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности
Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности
Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности
Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности
Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности
Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности
Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности
Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности
Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности
Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности
Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.