Что такое «СКАЗКА»
Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости... Сказка - это чудо!
Сказка - это выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом! Сказка - это мостик в детство для каждого взрослого!
Сказка - наша верная спутница в жизни. Сказки возникли очень давно (более1000 лет назад). Сказки – это энциклопедия прошлого, настоящего, и даже будущего.
Литература Древней Руси одна из старейших в Европе, часть самобытнейшей культуры русского народа, и по сей день остаётся хранительницей духовных основ народного национального самосознания. В Древнерусской литературе, отмеченной многообразием жанров, воплотилась мечта русского народа о высоком гуманистическом назначении человека.
ДРЕВНЕРУССКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
863 г. – вторая половина 9 века - Кирилл и Мефодий создают и распространяют специальную азбуку для славян.
До нас дошли новгородские берестяные грамоты, то есть письменность, не связанная с христианством, существовала и раньше. Но с принятием христианства на Руси появились книги переводные, греческих авторов.
Произведения древнерусской литературы, не переводы, а оригинальные произведения, о которых мы сегодня поговорим, появились на границе с 10 и 11 веков.
Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году
во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги.
Князь
Владимир
Святославович
Принятие христианства
поставило Русь в ряд
крупнейших европейских
государств,
способствовало
распространению грамотности, книжности и развитию искусства.
Самой первой дошедшей до нас книгой является датированное 1056-1057 гг. "Остромирово Евангелие", написанное в Новгороде..Оно названо по имени новгородского воеводы и посадника Остромира.
Оклад
Остромирова
Евангелия
Что за книга – Евангелие? Ева́нгелие (греч. εὐαγγέλιον — «благая весть») — жизнеописание Иисуса Христа; книги, почитаемые как
священные в христианстве, в которых рассказывается о божественной
природе Иисуса Христа, его рождении,
жизни, чудесах, смерти, воскресении
и вознесении. Эти книги появляются и распространяются с появлением и
распространением христианства на Руси.
Тексты записывались без пробелов не только между фрагментами, но и между словами. Без специальной подготовки их не прочтешь. И каждый переписчик еще и ошибки делал. А ученые по этим ошибкам могут судить о том, как развивался язык.
Разворот
Евангелия
Основные черты
древнерусской литературы
религиозно-назидательный характер произведений;
анонимность (автор чаще неизвестен);
историзм: автор искренне верит в то, о чем пишет, нет места вымыслу;
рукописный характер.
Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово. В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен. Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей, т. е. записей по годам. Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») — отсюда и название
летопись.
Особенности Летописи как жанра ДРЛ
Летописи создавались в монастырях монахами-летописцами с IX по XII вв.
Особенности летописи как жанра ДРЛ:
летопись – это свод по годам (хронограф);
летописи составлялись по канону (строгому порядку): указывался точно год («В лето…), прописывалось сотворение мира;
композиционным элементом были библейские сюжеты;
проговаривались основание государства (города);
факты из жизни князя, явления природы, основание монастырей и пр.
Летописцу некогда было говорить о частных фактах
Летопись никогда не содержала вымысла
Летопись была анонимна (автор не указывался)
Летопись была историческим документом, учебником, по которому учились нравственности
Летописи создавались на стыке язычества и христианства, и поэтому в летописях переплетались разные религиозные традиции
Летопись. Летописание.
Погодная запись (год).
В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря
Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил
«Первый Киево-Печерский свод».
Повествование в них велось по годам в хронологической последовательности.
«лето» - обозначало не только сезон года, но и сам год.
В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем
«Повесть временных лет».
Нам она известна по более поздним летописным сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.
Мотивы «Повести…»:
Сведения о происхождении славян
Описание территории Русской земли, о населявших её в древности племенах и их обычаях
Рассказ об основании Киева и первых русских князьях.
Повествование о принятии Христианства на Руси.
Рассказ о коварстве Святополка (сына Владимира) и о мудром княжении Ярослава Мудрого.
«Се Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первый княжити, и откуда Русская земля стала есть…»
Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».
Битва на Калке
миниатюра из летописи
«Повесть о разорении Рязани Батыем» рассказывает нам также о рязанском герое Евпатии Коловрате.
Житийная литература (агиография) пришла из Византии.
Житие призвано на примере жизни святого человека воспитывать гражданина Русского государства.
Житие имело свой этикет: герой рассматривался как прообраз Христа, т.е. был неуязвим и непогрешим в частной жизни.
Житие (прославление жизни, христианских подвигов и чудес святого ) , рассказ, который записывали после смерти и официального признания церковью святости этого человека , было церковным жанром, остальные жанры древнерусской литературы можно назвать светскими ( то есть для всего света)))
Житие
Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков.
Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых.
Поучения – красноречивая речь, проповедь, излагающая правила жизни
(«Поучение Владимира Мономаха»)
Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина.
Хождения - новый жанр в русской литературе – описание путешествия.
Афанасий Никитин — русский путешественник, купец и писатель. Родился в семье крестьянина Никиты, так что Никитин это, не фамилия путешественника, а его отчество: в то время у большинства крестьян не было фамилий. В 1468 году отправился в экспедицию в страны Востока и побывал в Персии, Индии и Африке. Описал своё путешествие в книге "Хождение за три моря".
Самым странным и непонятным остается слово.
Оно явно употреблено в непривычном нам значении. Так и есть. До сих пор бытуют выражения: ВЗЯТЬ СЛОВО, СКАЗАЛ СВОЕ ВЕСКОЕ СЛОВО. При этом понятно, что человек говорил долго и по делу.
Жанр слова – это жанр древнерусского красноречия – т.е. «РЕЧЬ», написанная для произнесения вслух перед собранием людей (красно-красиво, хорошо говорить).
Автор говорит перед специально собранными людьми – в храме , на площади или княжеском дворце, во время службы или пира о самых важных вещах, убеждает читателя со всей силой своего красноречия.
Другим примером политического красноречия может служить «Слово о погибели Русской земли», которое создавалось сразу после того, как на Русь пришли монголо-татары. Автор прославляет светлое прошлое и оплакивает настоящее.
«Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, «Слово о полку Игореве»
Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века.
В нём проводится мысль о вхождении Руси после её крещения в семью христианских народов, подчёркивая заслуги в этом отношении Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, но не принижая и
дохристианское прошлое
Руси, указывается на её
известность
« во всех четырёх
концах земли»
Понятие «древнерусская литература» включает в себя произведения, написанные в 11-17 веках. Существует много жанров древнерусской литературы. Это летописи, хождения, получения, жития, посланий, сочинений ораторского жанра.
Будучи авторскими, литературные произведения были, как правило, анонимы, так как, с одной стороны, древнерусские книжники редко указывали в рукописях свое имя, считая себя не творцами, а лишь исполнителями высшей Божественной воли; с другой- древнерусские тексты распространялись в рукописном виде и древние книжники при переписывании могли перерабатывать текст,
становясь соавторами. Этим объясняется существование различных редакций одного и того же литературного памятника.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Как называется литература, с которой мы начали знакомство?
- В какой временной промежуток она существовала?
- Какое событие повлияло на появление древнерусской литературы?
- С какими жанрами древнерусской литературы мы познакомились?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.