ЖЕНЩИНА И ВОЙНА В МУЗЫКЕ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Оценка 4.8

ЖЕНЩИНА И ВОЙНА В МУЗЫКЕ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература +1
7 кл—10 кл
19.10.2018
ЖЕНЩИНА И ВОЙНА В МУЗЫКЕ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Великая Отечественная война была войной не только армий, танков, самолетов. Она была войной противоположных мировоззрений и вытекающих отсюда противоположных человеческих качеств. В годы Великой Отечественной войны необычайно расширилась и углубилась тема антагонизма «двух миров», тема борьбы идеологий, сомкнувшаяся с темой защиты Родины. Таким образом, творческой задачей советских композиторов стало не столько описание боев, сражений и событий, сколько раскрытие идейности советского человека, знающего и понимающего свою историческую миссию в жестоком столкновении двух непримиримо враждебных сил.Новым подходом к военной теме были оперы К. Молчанова «Русская женщина» (по повести Ю. Нагибина «Бабье царство»), «Ромео, Джульетта и тьма» (по одноименной повести Яна Отченашека) и особенно «Зори здесь тихие» (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...»). Когда-то считавшаяся преимущественно «мужской», тема войны трактуется Молчановым как «женская». Женщина и война - понятия несовместимые. Этой мыслью пропитана замечательная повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…», одно из лучших произведений советской литературы на тему Великой Отечественной войны. Женщина, продолжательница рода человеческого, на войне вынуждена убивать - во имя жизни; погибшие на войне девушки - это порванные ниточки «в бесконечной пряже человечества», и ничто уж не возместит их. Болью за трагическую участь девушек - героинь повести, отзывается каждая страница книги; но главная мысль, главная идея - в раскрытии философского противоречия жизни и смерти, символики женщины-матери и женщины- солдата, темы подвига и выполнения солдатского долга, и, наконец, через всё это - обличение фашистов как античеловеческой, противоестественной силы.
конспект.docx
ЖЕНЩИНА И ВОЙНА В МУЗЫКЕ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ 2017 Новым   подходом   к   военной   теме   были   оперы   К. Молчанова   «Русская женщина» (по повести Ю. Нагибина «Бабье царство»), «Ромео, Джульетта и тьма» (по   одноименной   повести   Яна   Отченашека)   и   особенно   «Зори   здесь   тихие»   (по   Когда­то   считавшаяся повести   Б. Васильева   «А   зори   здесь   тихие...»). преимущественно «мужской», тема войны трактуется Молчановым как «женская». Женщина   и   война   ­   понятия   несовместимые.   Этой   мыслью   пропитана замечательная   повесть   Б. Васильева   «А   зори   здесь   тихие…»,   одно   из   лучших произведений   советской   литературы   на   тему   Великой   Отечественной   войны. Женщина, продолжательница рода человеческого, на войне вынуждена убивать ­ во имя жизни; погибшие на войне девушки ­ это порванные ниточки «в бесконечной пряже человечества», и ничто уж не возместит их. Болью за трагическую участь девушек ­ героинь повести, отзывается каждая страница книги; но главная мысль, главная идея ­ в раскрытии философского противоречия жизни и смерти,  символики женщины­матери   и   женщины­   солдата,   темы   подвига   и   выполнения   солдатского долга,   и,   наконец,   через   всё   это   ­   обличение   фашистов   как   античеловеческой, противоестественной силы.  «Тут одно понять надо: не люди это. Не люди, товарищ боец, не человеки,  не звери даже – фашисты»,­ говорит в повести старшина Васков Жене Комельковой, убившей немца­фашиста своими руками и испытывающей шок от этого действия. ­ Преступили они законы человеческие,­ продолжает старшина, ­ и тем самым сами вне всяких законов оказались» (Васильев Б. А зори здесь тихие… Журнал «Юность», 1969, №8, С.28). Талантливая   повесть   Васильева   получила   отражение   в   талантливой   опере Молчанова. В опере сохранились основные идейные концепции повести, более того, они   даже   усилились   в   оперном   либретто   благодаря   выпуклости,   отчетливости каждой сцены литературного первоисточника, переведенного на язык театрального произведения.   В   либретто   значительно   переработан   материал   повести:   изменен порядок   развертывания   действия,   сокращены   сцены   преследования   немецкого десанта отрядом Васкова, введены первоначальные эпизоды быта девушек­зенитчиц, имеющие   огромное   значение   для   характеристики   основных   героинь   и   для «высвечивания»   главной   идеи   произведения   ­   женщина   на   войне.   Сильное впечатление   оставляет   обрамление   оперы   современное   сценой   с   туристами, отдыхающими на берегу озера, у которого погибли девушки­солдаты. Изменился и состав действующих лиц. В их число не вошла одна из героинь повести ­ молодая зенитчица Галя Четвертак; зато несколько усилена роль эпизодических персонажей: 2 квартирной   хозяйки   Марьи,   вдовы   Полины;   введено   несколько   второстепенных действующих   лиц,   принимающих   участие   в   массовых   сценах.   В   целом   повесть Васильева   подверглась   такой   существенной   переделке   в   оперном   либретто,   что можно говорить об опере как о самостоятельном  музыкальном произведении  «по мотивам» повести Васильева. И как в свое время оперу, например, «Евгений Онегин» Чайковского, оценивали  независимо  от достоинств  романа  Пушкина,  так и  опера Молчанова имеет свою собственную художественную ценность. Опера «Зори здесь тихие» ­ одно из лучших произведений на тему Великой Отечественной   войны   в   оперном   жанре.   Ее   премьера   состоялась   в   1973   году   в г. Фрунзе, вторая постановка оперы прошла в Новосибирске, а через год, в канун 30­ летия Победы, опера с успехом была поставлена в Большом театре Союза ССР в Москве, в других театрах нашей страны и за рубежом ­ в Чехословакии,  Болгарии, ГДР. Это седьмая по счету опера Молчанова, и четвертая на тему войны. В центре произведения ­ четыре женщины, причем ни одна из них не похожа на другую, т.е. представляет   собой   не   «героиню   вообще»,   а   человеческую   личность, индивидуальность.  Это  ­  Рита   Осянина,  Женя   Комелькова,   Лиза   Бричкина,  Соня Гурвич.   Каждая   со   своим   прошлым,   но   у   всех   без   исключения   война   поломала надежды   на   счастье,   искалечила,   исковеркала   судьбу.  Каждая   потеряла   на   войне близких   и   надела   солдатскую   шинель.   Прошлое   героинь   предстает   перед слушателями (зрителями) в виде пантомимы, вклиниваясь по ходу действия в разные моменты   основной   сюжетной   линии.   Кроме   этого,   каждая   героиня   имеет развернутую   индивидуальную   характеристику,   свой   сольный   «портрет»:   романс Жени   «Жди   меня,   и   я   вернусь»   (на   слова   К. Симонова),   органично   вошедший   в действие   1­й   части   оперы;   монолог   Риты   «Нас   не   надо   жалеть»,   с   которым   она обращается к своим сверстникам будущих поколений; вокализ Лизы, мечтающей о казалось бы близком личном счастье; наконец, для Сони, начитанной и серьезной девушки,   учившейся   до   войны   в   Московском   университете,   характеристикой являются стихи А. Блока, с томиком которых она не расстается, даже идя на боевое 3 задание.   Таким   образом,   композитор   чисто   музыкальными   и   драматургическими средствами   рисует   образ   своих   героинь,   их   характер,   личные   вкусы,   стиль, индивидуальные свойства. И все они, такие разные и такие одинаково прекрасные в своей   молодости   и   духовной   красоте,   погибают,   выполняя   свой   обыкновенный солдатский долг во имя защиты Родины. Опера «Зори здесь тихие» отражает взгляд на Великую Отечественную войну. В   этой   опере   естественно   переплетаются   разнообразные   приемы   музыкального   и зрелищно­сценического воздействия на слушателей. Так, композитор сочетает разные вокальные формы ­ монологи речитативного склада, песни, хоры ­ с живой актерской речью.   В   опере   имеются   лейтмотивы,   т.е.   довольно   обычное   средство   оперной драматургии   и,   наряду   с   этим   ­   сравнительно   новый   способ   обогащения музыкального   языка   оперы   –   заимствование   тем   из   произведений   других композиторов. Цитаты из всенародно известных довоенных песен Исаака Осиповича Дунаевского:   «Как   много   девушек   хороших»,  «Колыбельная»  («Сон   приходит   на порог»)   ­   олицетворяют   здесь   счастливую   довоенную   жизнь,   мирное   прошлое, становятся как бы символом советской Родины, которую топчут фашисты. В   музыкальной   композиции   оперы   часто   используются   приемы,   хорошо знакомые искушенному зрителю по кинофильмам,  спектаклям: частые смены места действия, показ событий, одновременно происходящих в разных местах ­ «наплывы», смены «кадров», полифоническое соединение сценических ситуаций. Например, в 1­й части   оперы,   когда   одновременно   идет   сцена   и   в   избе   Марьи,   где   Васков рассказывает хозяйке о своем прошлом (основное действие), и в сарае у девушек, где Соня   продолжает   читать   стихи   своим   подругам   (остаточное   действие).   Нечто подобное происходит в финале, когда в музыкальную картину боя с фашистскими диверсантами   вклинивается   «голос   со   стороны»,   как   бы   из   будущего комментирующий исход боя ­ хор «Нас не надо жалеть». В эпилоге, как и в прологе, на   фоне   мирной   картины   туристского   костра   современной   молодежи,   звонкого птичьего щебета и спокойной лирической туристской песни высвечиваются фигуры 4 четырех погибших девушек. Этот наплыв символически подчеркивает связь молодых поколений. Музыкальный   язык   оперы   отличается   напевностью,   мелодической   красотой. Можно   выделить   в  этом   отношении   такие   уже   ставшие   популярными   фрагменты оперы,   как   Романс   жени   Комельковой   «Жди   меня»,   вокализ   Лизы   Бричкиной, хоровую песню «В небе зори загорались» и др. Подытоживая краткую характеристику оперы Молчанова «Зри здесь тихие», следует   сказать,   что,   как   и   повесть,   давшая   музыкальному   произведению   жизнь, опера Молчанова стала событием в искусстве. Не перечислить всех произведений, посвященных теме Великой Отечественной войны.   «Социально­нравственный   опыт   Великой   Отечественной   войны   обращен   к современности, ­ писал Г. Орджоникидзе. ­ Он помогает отвечать на важные вопросы, выдвигаемые   ею,   воспитывать   молодое   поколение»   (журнал   «Советская   музыка», 1971, №7, С.22).  Этим благородным целям служат все музыкальные произведения, о которых шла речь, все творения советских композиторов на вечную военную тему. 5

ЖЕНЩИНА И ВОЙНА В МУЗЫКЕ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

ЖЕНЩИНА И ВОЙНА В МУЗЫКЕ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

ЖЕНЩИНА И ВОЙНА В МУЗЫКЕ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

ЖЕНЩИНА И ВОЙНА В МУЗЫКЕ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

ЖЕНЩИНА И ВОЙНА В МУЗЫКЕ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

ЖЕНЩИНА И ВОЙНА В МУЗЫКЕ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

ЖЕНЩИНА И ВОЙНА В МУЗЫКЕ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

ЖЕНЩИНА И ВОЙНА В МУЗЫКЕ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

ЖЕНЩИНА И ВОЙНА В МУЗЫКЕ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

ЖЕНЩИНА И ВОЙНА В МУЗЫКЕ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2018