"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс
Оценка 4.7

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс

Оценка 4.7
Презентации учебные
ppt
русская литература
11 кл
22.06.2017
"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс
Са́ша Чёрный — русский поэт Серебряного века, прозаик, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов.Выступал под псевдонимами «Сам по себе» и «Мечтатель». Резкость стиха и энтиэстетизм Саши Чёрного предвосхитили поэзию футуристов и во многом повлияли на их формирование.Самый известный в царской России мастер остроумной политической сатиры, меткий обличитель пошляка-обывателя, приспешника самодержавия, гнилого интеллигента – да при этом ещё и тонкий лирик, повлиявший на развитие русской поэзии начала ХХ века!
s.chernyy.ppt

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс
«Жил на свете рыцарь бедный».  (настоящее имя - (настоящее имя - Гликберг Гликберг Александр Александр Михайлович) Михайлович) ЧЁРНЫЙ, Саша, ЧЁРНЫЙ, Саша, псевдоним псевдоним [1(13).X.1880, Одесса - [1(13).X.1880, Одесса - 5.VIII.1932, Прованс, 5.VIII.1932, Прованс, Франция] - поэт, Франция] - поэт, прозаик, переводчик, прозаик, переводчик, детский писатель. детский писатель.

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс
Раннее детство провел в г. Белая  Раннее детство провел в г. Белая Церковь. Отец был агентом крупной Церковь. Отец был агентом крупной химической лаборатории. химической лаборатории. Отмечаемая современниками Отмечаемая современниками замкнутость и нелюдимость замкнутость и нелюдимость Черного во многом сформировалась Черного во многом сформировалась под влиянием тяжелой обстановки в под влиянием тяжелой обстановки в семье (деспотический отец и семье (деспотический отец и больная истеричная мать). Черный больная истеричная мать). Черный учился во 2-й Житомирской учился во 2-й Житомирской гимназии. В 15 лет бежал из дома, гимназии. В 15 лет бежал из дома, учился в гимназии в Петербурге, учился в гимназии в Петербурге, однако был отчислен за однако был отчислен за неуспеваемость. К этому времени неуспеваемость. К этому времени лишился родительской помощи. лишился родительской помощи. Мальчик бедствовал, пока история Мальчик бедствовал, пока история не получила огласку , после чего в не получила огласку , после чего в 1898 г. его взял на воспитание 1898 г. его взял на воспитание председатель крестьянского председатель крестьянского присутствия в Житомире присутствия в Житомире К. К. Роше. Из Житомирской К. К. Роше. Из Житомирской гимназии был вновь исключен "без гимназии был вновь исключен "без права поступления". В 1902-1905 гг. права поступления". В 1902-1905 гг. служил в Новоселицкой таможне в служил в Новоселицкой таможне в 1-м "Обществе подъездных путей." 1-м "Обществе подъездных путей." Начал печататься с 1904 г. в Начал печататься с 1904 г. в житомирской газете "Волынский житомирской газете "Волынский вестник" (статьи, театральные вестник" (статьи, театральные рецензии, стихи под псевдонимами рецензии, стихи под псевдонимами Сам по себе и Мечтатель). Сам по себе и Мечтатель).

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс
В 1905 г. переехал в  В 1905 г. переехал в Петербург. Начал Петербург. Начал сотрудничать в сотрудничать в сатирическом журнале сатирическом журнале "Зритель", имевшем "Зритель", имевшем антиправительственную антиправительственную направленность. 27 ноября направленность. 27 ноября 1905 г. в No 23 дебютировал 1905 г. в No 23 дебютировал стихотворением "Чепуха" стихотворением "Чепуха" (под псевдонимом Саша (под псевдонимом Саша Черный), в котором Черный), в котором сатирически изображалась сатирически изображалась правящая верхушка, правящая верхушка, включая царскую фамилию. включая царскую фамилию. Этот номер был Этот номер был конфискован, а журнал конфискован, а журнал вскоре был закрыт. После вскоре был закрыт. После этого Черный печатался в этого Черный печатался в ряде оппозиционных ряде оппозиционных сатирических изданий сатирических изданий ("Молот", "Альманах", ("Молот", "Альманах", "Маски", "Леший", "Маски", "Леший", "Скоморох"), а также в "Скоморох"), а также в революционных сборниках революционных сборниках "Вольница", "В борьбе", "Вольница", "В борьбе", "Песни борьбы" . "Песни борьбы" .

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс
В 1906 г. выпустил  В 1906 г. выпустил первый сборник первый сборник стихов "Разные стихов "Разные мотивы", в который мотивы", в который вошли гражданские, вошли гражданские, сатирические стихи, сатирические стихи, а также а также автобиографические автобиографические произведения. произведения. Сборник был Сборник был арестован, автор арестован, автор привлечен к суду за привлечен к суду за политическую политическую сатиру, однако сатиру, однако судебное судебное разбирательство разбирательство состоялось лишь в состоялось лишь в 1908 г., т. к. в 1906 г. 1908 г., т. к. в 1906 г. выехал за границу. выехал за границу.

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс
 В 1906-1907 гг. слушал лекции в В 1906-1907 гг. слушал лекции в Гейдельбергском университете, Гейдельбергском университете, написал стихотворный цикл "У написал стихотворный цикл "У немцев", в котором сатирически немцев", в котором сатирически изображался немецкий филистер. изображался немецкий филистер. В 1908 г. возвратился в Россию ,  В 1908 г. возвратился в Россию , вошел в число сотрудников нового вошел в число сотрудников нового журнала "Сатирикон" (вместе с А. Т. журнала "Сатирикон" (вместе с А. Т. Аверченко, П. П. Потемкиным, Н. А. Аверченко, П. П. Потемкиным, Н. А. Тэффи, А. Буховым). Он стал Тэффи, А. Буховым). Он стал бесспорным поэтическим лидером бесспорным поэтическим лидером "Сатирикона" в 1908-1911 гг., "Сатирикона" в 1908-1911 гг., завоевав всероссийскую завоевав всероссийскую известность . Как вспоминает К. И. известность . Как вспоминает К. И. Чуковский, "получив свежий номер Чуковский, "получив свежий номер журнала, читатель прежде всего журнала, читатель прежде всего искал в нем стихов Саши Черного. искал в нем стихов Саши Черного. Не было такой курсистки, такого Не было такой курсистки, такого студента, такого врача, адвоката, студента, такого врача, адвоката, учителя, инженера, которые не учителя, инженера, которые не знали бы их наизусть«. Черный знали бы их наизусть«. Черный высмеивает и нравственное высмеивает и нравственное банкротство и пошлость банкротство и пошлость интеллигентного обывателя, интеллигентного обывателя, растерявшего политический растерявшего политический радикализм после поражения радикализм после поражения революции ("Интеллигент", революции ("Интеллигент", "Отбой", "Желтый дом", "Отбой", "Желтый дом", "Культурная работа", "Зеркало", "Культурная работа", "Зеркало", "Крейцерова соната"). "Крейцерова соната").

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс
 В 1911 г. у Черного В 1911 г. у Черного В 1910 г. вышла книга стихов  В 1910 г. вышла книга стихов "Сатиры", объединившая "Сатиры", объединившая произведения, печатавшиеся в произведения, печатавшиеся в "Сатириконе". В 1911 г.- сборник "Сатириконе". В 1911 г.- сборник "Сатиры и лирика". Обе книги "Сатиры и лирика". Обе книги выдержали пять переизданий до выдержали пять переизданий до 1917 г. 1917 г. обостряется конфликт с обостряется конфликт с редакцией "Сатирикона", редакцией "Сатирикона", который терял острую который терял острую политическую направленность и политическую направленность и из сатирического журнала из сатирического журнала превращался в развлекательный превращался в развлекательный юмористический. В апреле 1911 юмористический. В апреле 1911 г. произошел разрыв с г. произошел разрыв с "Сатириконом". Затем "Сатириконом". Затем сотрудничал в газете "Новый сотрудничал в газете "Новый день", печатался в журналах день", печатался в журналах "Современный мир", "Солнце "Современный мир", "Солнце России", альманахе "Шиповник". России", альманахе "Шиповник".

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс
 В 1912 г. Черный провел В 1912 г. Черный провел лето в Италии на Капри, в лето в Италии на Капри, в гостях у М. Горького, гостях у М. Горького, высоко оценившего его высоко оценившего его дарование: "Он гораздо дарование: "Он гораздо интересней и талантливее интересней и талантливее своих двух книжек и своих двух книжек и кажется мне способным кажется мне способным написать превосходные написать превосходные вещи" , - писал Горький. В вещи" , - писал Горький. В конце 1912 - нач. 1913 г. конце 1912 - нач. 1913 г. Черный принял участие в Черный принял участие в журнале "Современник", журнале "Современник", реорганизованном М. реорганизованном М. Горьким. В 1912 г. Горьким. В 1912 г. привлек М. Горького к привлек М. Горького к участию в сборнике для участию в сборнике для детей "Голубая книжка". детей "Голубая книжка".

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс
В 1912-1914 гг. пробует  В 1912-1914 гг. пробует себя в разнообразных себя в разнообразных новых жанрах: переводит новых жанрах: переводит Гейне (в 1913 г. под его Гейне (в 1913 г. под его редакцией выходит учебное редакцией выходит учебное пособие "Генрих Гейне. пособие "Генрих Гейне. Книга песен. Избранные Книга песен. Избранные стихотворения"), пишет стихотворения"), пишет рассказы, активно рассказы, активно выступает как детский выступает как детский писатель. Принимал писатель. Принимал участие в альманахе "Жар- участие в альманахе "Жар- птица" под редакцией К. И. птица" под редакцией К. И. Чуковского, совместно с Чуковского, совместно с художником В. Фалилеевым художником В. Фалилеевым выпустил книгу стихов выпустил книгу стихов "Тук-тук" (М., 1913) и "Тук-тук" (М., 1913) и "Живую азбуку". "Живую азбуку".

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс
В августе 1914 г. ушел на фронт.  В августе 1914 г. ушел на фронт. В качестве В качестве вольноопределяющегося был вольноопределяющегося был зачислен в 13-й полевой зачислен в 13-й полевой госпиталь в Варшаве. В 1917 г. госпиталь в Варшаве. В 1917 г. служил в Пскове, где после служил в Пскове, где после февральской революции был февральской революции был назначен заместителем назначен заместителем народного комиссара. Однако народного комиссара. Однако Октябрьской революции не Октябрьской революции не принял. В 1918-1920 гг. жил в принял. В 1918-1920 гг. жил в Вильно и Каунасе, затем Вильно и Каунасе, затем эмигрировал в Берлин. В эмигрировал в Берлин. В эмиграции выступал по эмиграции выступал по преимуществу как детский преимуществу как детский писатель. В ряде стихотворений, писатель. В ряде стихотворений, вошедших в сборник "Жажда" вошедших в сборник "Жажда" (Берлин, 1923), звучат (Берлин, 1923), звучат ностальгические мотивы ностальгические мотивы идеализации старой России. идеализации старой России. Судьбы русских эмигрантов Судьбы русских эмигрантов становились темами его становились темами его рассказов. Военные впечатления рассказов. Военные впечатления отразились в стилизованных отразились в стилизованных "Солдатских сказках", вошедших "Солдатских сказках", вошедших в последнюю книгу Ч. в последнюю книгу Ч. "Несерьезные рассказы" (Париж, "Несерьезные рассказы" (Париж, 1928). 1928).

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс
 В 1932 г. поселился в В 1932 г. поселился в Провансе, на юге Провансе, на юге Франции. "5 августа, Франции. "5 августа, возвращаясь домой от возвращаясь домой от соседа, поэт услышал соседа, поэт услышал крик "Пожар!" и сразу крик "Пожар!" и сразу же устремился к же устремился к месту несчастья. С месту несчастья. С его помощью пожар его помощью пожар быстро потушили, но быстро потушили, но дома он почувствовал дома он почувствовал себя плохо и через себя плохо и через несколько часов, несколько часов, после сильного после сильного сердечного припадка, сердечного припадка, скончался». скончался».

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс
 Для политической и бытовой сатиры Для политической и бытовой сатиры Черного характерны жанры, развиваемые в Черного характерны жанры, развиваемые в творчестве поэтов-искровцев в 60 гг. XIX в. творчестве поэтов-искровцев в 60 гг. XIX в. (А. К. Толстой и бр. Жемчужниковы -Козьма (А. К. Толстой и бр. Жемчужниковы -Козьма Прутков, Д. Минаев, В. Курочкин): Прутков, Д. Минаев, В. Курочкин): стихотворный фельетон ("В редакции стихотворный фельетон ("В редакции толстого журнала", "Смех сквозь слезы"), толстого журнала", "Смех сквозь слезы"), эпиграммы ("Критику"), пародии эпиграммы ("Критику"), пародии ("Пробуждение весны"), "рассказ в стихах" ("Пробуждение весны"), "рассказ в стихах" ("Любовь не картошка", "Городская ("Любовь не картошка", "Городская сказка"). Обличая современного сказка"). Обличая современного "интеллигентного" обывателя, широко "интеллигентного" обывателя, широко использовал прием сатирической речевой использовал прием сатирической речевой маски. "Отстранение" автора от пошлого маски. "Отстранение" автора от пошлого персонажа-субъекта декларировано в персонажа-субъекта декларировано в стихотворении, открывающем первую стихотворении, открывающем первую книгу "Сатиры" ("Здесь "я" не понимай, книгу "Сатиры" ("Здесь "я" не понимай, конечно, прямо - / Что, мол, под дамою конечно, прямо - / Что, мол, под дамою скрывается поэт. / Я истину тебе по- скрывается поэт. / Я истину тебе по- дружески открою: / Поэт -мужчина. Даже с дружески открою: / Поэт -мужчина. Даже с бородою"). Этот прием обусловливал бородою"). Этот прием обусловливал фамильяризацию стихотворного языка, фамильяризацию стихотворного языка, ироническое, пародийное сопоставление ироническое, пародийное сопоставление традиционной поэтической фразеологии традиционной поэтической фразеологии (вплоть до цитат) с интеллигентским (вплоть до цитат) с интеллигентским жаргоном, газетными штампами, низкой жаргоном, газетными штампами, низкой вульгарной лексикой ("Я - волдырь на вульгарной лексикой ("Я - волдырь на сиденье прекрасной российской сиденье прекрасной российской словесности" - "Стилизованный осел"; словесности" - "Стилизованный осел"; "Отречемся от старого мира... / И полезем "Отречемся от старого мира... / И полезем гуськом под кровать" - "Отбой"). гуськом под кровать" - "Отбой").

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс

"Жил на свете рыцарь бедный...".Презентация к уроку литературы по творчеству С.Черного, 11 класс
Наследие Наследие
Скачать файл