Жизнь не по лжи (по рассказу А.И. Солженицына) , 9 класс
Оценка 4.7

Жизнь не по лжи (по рассказу А.И. Солженицына) , 9 класс

Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
русская литература
9 кл
17.06.2020
Жизнь не по лжи (по рассказу А.И. Солженицына) , 9 класс
Жизнь не по лжи (по рассказу А.И. Солженицына) , 9 класс
Жизнь не по лжи (по рассказу А.И. Солженицына) , 9 класс.pptx

Тема урока: «Жизнь не по лжи» (по рассказу

Тема урока: «Жизнь не по лжи» (по рассказу

Тема урока: «Жизнь не по лжи» (по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор») 9 класс

Работу выполнил: учитель русского языка и литературы МБОУ «ОШ №5 г. Асино» Ольга Владимировна Служивенкова

Цели урока: показать личность и художественный мир

Цели урока: показать личность и художественный мир

Цели урока:

показать личность и художественный мир А.И. Солженицына как выдающегося писателя 20 века, человека с чёткой гражданской и нравственной позицией;
проанализировать рассказ «Матрёнин двор», рассмотреть характер главной героини, особенности центрального конфликта
произведения;
попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа;
показать гуманистическую направленность рассказа, обращён-
ность его к читателю, вызвать эмоциональный отклик при анализе
произведения;
развивать творческие способности при написании мини сочинения в жанре эссе, развивать умения текстового анализа.

Эпиграф: Есть такие прирождённые ангелы, они как будто невесомы

Эпиграф: Есть такие прирождённые ангелы, они как будто невесомы

Эпиграф:

Есть такие прирождённые ангелы,
они как будто невесомы.
Они скользят как бы поверх этой жижи,
нисколько в ней не утопая…это –
праведники, мы их видели,
удивлялись («чудики»),
пользовались их добром, в хорошие минуты
отвечали им тем же…
и тут же погружались опять
в нашу обречённую глубину.
А.И. Солженицын

Вопросы по тексту: Кто же главный герой рассказа «Матрёнин двор»?

Вопросы по тексту: Кто же главный герой рассказа «Матрёнин двор»?

Вопросы по тексту:

Кто же главный герой рассказа «Матрёнин двор»?
От лица кого ведётся повествование в произведении?
Почему писатель избрал именно данный жанр - рассказ?

Рассказ - малый жанр эпического рода литературы, в котором даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя

Рассказ - малый жанр эпического рода литературы, в котором даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя

Рассказ - малый жанр эпического рода литературы, в котором даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц - особенность рассказа.

Главное отличие жанра «рассказ» - изображение простого человека, который является хранителем об­щечеловеческих ценностей

Главное отличие жанра «рассказ» - изображение простого человека, который является хранителем об­щечеловеческих ценностей

Главное отличие жанра «рассказ» - изображение простого человека, который является хранителем об­щечеловеческих ценностей. По этому традиционному принципу построено произведение А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
Повествование ведётся от 1 лица - Игнатича, который возвратился в европейскую Россию после лагерей и ссылки и которому «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России, если такая где-то была, жила».
Рассказ автобиографичен и достоверен. Прототип главной героини - знакомая Солженицына, владимирская крестьянка Матрёна Васильевна Захарова, у которой жил писатель после дальней ссылки.

Жизнь не по лжи (по рассказу А.И. Солженицына) , 9 класс

Жизнь не по лжи (по рассказу А.И. Солженицына) , 9 класс

Какова же Россия Солженицына?

Какова же Россия Солженицына?

Какова же Россия Солженицына?

Герой-рассказчик ищет старую, патриархальную

Герой-рассказчик ищет старую, патриархальную

Герой-рассказчик ищет старую, патриархальную Россию, с крестьянским бытом, певучим народным языком, с ивами над речкой или прудом. Но оказывается на станции со странным названием – Торфопродукт. В округе вырубили под корень леса, в деревне уже не пекли хлеба, колхозники работают на колхоз, на своё хозяйство времени не остаётся. Живут люди бедно, недоброжелательны друг к другу и корыстны.
Но в этом беспросветном, постылом мире Игнатич нашёл праведницу – крестьянку Матрёну, сумевшую сохранить лучшие духовные качества - совесть и доброту – в труднейших жизненных условиях.

Кто же такой праведник? Какое толкование этому слову дают словари

Кто же такой праведник? Какое толкование этому слову дают словари

Кто же такой праведник? Какое толкование этому слову дают словари Ожегова и Даля?

Праведник - 1. у верующих: человек, который живёт праведной жизнью, не имея грехов;
2. человек, ни в чём не погрешающий против нравственности и морали (Ожигов).
Праведник - праведно живущий, во всём по закону Божию поступающий, безгрешник (Даль).

Кто такая Матрёна Васильевна? Есть ли в рассказе развёрнутый портрет героини?

Кто такая Матрёна Васильевна? Есть ли в рассказе развёрнутый портрет героини?

Кто такая Матрёна Васильевна? Есть ли в рассказе развёрнутый портрет героини? На каких деталях портрета сосредоточено внимание писателя?

Образ героини складывается из разных деталей: портрета, речи, картин быта крестьянки, особенностей её судьбы, её отношений с односельчанами

Образ героини складывается из разных деталей: портрета, речи, картин быта крестьянки, особенностей её судьбы, её отношений с односельчанами

Образ героини складывается из разных деталей: портрета, речи, картин быта крестьянки, особенностей её судьбы, её отношений с односельчанами.
Развёрнутого портрета Матрёны в рассказе нет, нет в её внешности ничего «от величавой славянки». Она скромна и неприметна, но из главы в главу повторяется чаще всего лишь одна деталь её портрета – улыбка: «лучезарная улыбка, улыбка её кругловатого лица, просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой, извиняющаяся полуулыбка».

Поразмышляем… Случайно ли писатель противопоставляет внешнюю неприметность героини и красоту её внутреннего мира?

Поразмышляем… Случайно ли писатель противопоставляет внешнюю неприметность героини и красоту её внутреннего мира?

Поразмышляем…

Случайно ли писатель противопоставляет внешнюю неприметность героини и
красоту её внутреннего мира?

Противопоставление внешней неприметности и красоты внутреннего мира позволяет глубже раскрыть характер героини

Противопоставление внешней неприметности и красоты внутреннего мира позволяет глубже раскрыть характер героини

Противопоставление внешней неприметности и красоты внутреннего мира позволяет глубже раскрыть характер героини. Автору важно изобразить не внешнюю красоту русской крестьянки, а тот внутренний свет, который струится из её глаз. Писатель ясно подчёркивает мысль: «У тех людей лица всегда хороши, кто в ладах со своей совестью».

В чём особенности речи героини?

В чём особенности речи героини?

В чём особенности речи героини?
Найдите в тексте и выпишете наиболее характерные высказывания Матрёны.
Какова её манера говорить?

Глубоко народный характер Матрёны проявляется прежде всего в её речи: просторечные слова, диалектные

Глубоко народный характер Матрёны проявляется прежде всего в её речи: просторечные слова, диалектные

Глубоко народный характер Матрёны проявляется прежде всего в её речи: просторечные слова, диалектные. Речь её напевна как теплое мурчание бабушкиных сказок.

Какие художественные детали создают картину быта

Какие художественные детали создают картину быта

Какие художественные детали создают картину быта Матрёны и как они связаны с духовным миром героини?

Внешне быт Матрёны поражает своей неустроенностью

Внешне быт Матрёны поражает своей неустроенностью

Внешне быт Матрёны поражает своей неустроенностью. «В запущи она живёт», - говорит одна из соседок. Всё её богатство – фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы. Жила она бедно, убого, одиноко, измотанная трудом и болезнью. Но эти скупые бытовые детали раскрывают её особый мир: всё живое тянется в Матрёне.

Вопросы по тексту: Что же мы узнаем о прошлом героини?

Вопросы по тексту: Что же мы узнаем о прошлом героини?

Вопросы по тексту:

Что же мы узнаем о прошлом героини? Восстановите историю жизни Матрёны.
Как соотносится её частная жизнь с историческими событиями страны?
Ощущает ли героиня несправедливость, царящую вокруг?
В чём находит спасение?

Жизненные драмы Матрёны связаны так или иначе с поворотами истории: - с

Жизненные драмы Матрёны связаны так или иначе с поворотами истории: - с

Жизненные драмы Матрёны связаны так или иначе с поворотами истории:
- с Первой мировой войной, на которой попал в плен её жених Фаддей;
- с Великой Отечественной войной, с которой не вернулся муж;
- с колхозом, который выжал из неё все силы и оставил без средств к существованию.
Матрёна похоронила 6 детей, но не озлобилась на судьбу и на людей.
Воспитала приёмную дочь Киру, помогала всем людям и никогда не брала за это деньги.

Её судьба - частица судьбы всего народа

Её судьба - частица судьбы всего народа

Её судьба - частица судьбы всего народа. И сегодня бесчеловечная социалистическая система не отпускает Матрёну: её оставили без пенсии, не продают торф, новый председатель обрезал всем инвалидам огороды…
Матрёна чувствует несправедливость, но не держит зла ни на судьбу, ни на людей. У неё было одно верное средство вернуть доброе расположение духа – работать. Она помогает колхозу, соседкам.
Лишённая корыстолюбия и зависти она получает удовольствие от самой работы.

Жизнь не по лжи (по рассказу А.И. Солженицына) , 9 класс

Жизнь не по лжи (по рассказу А.И. Солженицына) , 9 класс

Вопросы по тексту: Каков центральный конфликт рассказа?

Вопросы по тексту: Каков центральный конфликт рассказа?

Вопросы по тексту:

Каков центральный конфликт рассказа?
Как относятся к Матрёне её сестры, соседи?
Кто такой Фаддей и какими красками автор рисует его?

Открытый конфликт в рассказе отсутствует, ибо характер

Открытый конфликт в рассказе отсутствует, ибо характер

Открытый конфликт в рассказе отсутствует, ибо характер Матрёны исключает конфликтные отношения с людьми, но противостояние двух нравственных систем очевидно: традиционной народной нравственности с её соборностью, незлобивостью противопоставлена разъедающая людей потребительская мораль, человеческая алчность и зависть. Они-то и губят героиню рассказа.
Для Матрёны добро – неспособность к злу, любовь и сострадание, а для мужниной родни, соседей, сестёр – желание урвать то, что плохо лежит, отнять у ближнего. В этом видит Солженицын сущность того духовного кризиса, который поразил Россию.

Главной героине противопоставлен брат её покойного мужа,

Главной героине противопоставлен брат её покойного мужа,


Главной героине противопоставлен брат её покойного мужа, Фаддей. «Чёрный», автор семь раз употребляет этот эпитет, рисуя портрет этого героя, противопоставляя его облик светоносности Матрёны с её лучезарной улыбкой.
Жизнь Фаддея тоже была по-своему изломана бесчеловечными обстоятельствами, но в отличие от Матрёны, он затаил злобу на судьбу, вымещая её на жене, сыне. Корысть, жажда захватить участок для дочери заставляют его разрушить дом, который он сам когда-то строил. Его скаредность становится причиной трагедии, случившейся с Матрёной.
(Примечание: объяснить значение слова «скаредность»).

В чём философский смысл названия рассказа?

В чём философский смысл названия рассказа?

В чём философский смысл названия рассказа?
Как сначала автор назвал своё произведение?

Матрёнин двор» - рассказ А.И.Солженицына, написанный в 1959 году

Матрёнин двор» - рассказ А.И.Солженицына, написанный в 1959 году

«Матрёнин двор» - рассказ А.И.Солженицына, написанный в 1959 году. Авторская цель в произведении достигается в разработке двух образов – рассказчика и главной героини, Матрёны Васильевны. Акцент на её имени возник в рассказе в связи с заглавием, придуманным редактором. В первоначальном варианте произведение называлось «Не стоит село без праведника».
Изменения были направлены на то, чтобы придать повествованию более частный характер. Автор не хотел, чтобы в его героине видели только развитие классической традиции воспроизведения народной судьбы в образе женщины-крестьянки (обобщённый характер названия сохранялся благодаря использованию имени героини поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», Матрёны Тимофеевны).
Важно, что праведник у верующих – это человек, который живёт праведной, соответствующей религиозным нормам, жизнью, не имеющий грехов. Именно такую женщину изображает Солженицын в своём произведении.

Матрёнин двор – это тот мир, в котором живёт героиня

Матрёнин двор – это тот мир, в котором живёт героиня

Матрёнин двор – это тот мир, в котором живёт героиня. Он уподобляется Дому России. Погибает хозяйка – разрушается дом, гибнут нравственные устои, которые всю жизнь крепила Матрёна. Она единственная в деревне жила в своём мире: устраивала жизнь трудом, честностью, добротой и терпением. По народному мудрая, рассудительная, она умела ценить добро и красоту: отношение к Игнатичу, природе, музыке (найти и зачитать из текста). Улыбчивая и общительная по нраву, Матрёна умела противостоять злу и насилию, сохранив свой двор, свой особый мир праведника, некий остров среди океана лжи, который хранит сокровища народного духа. Живя в атмосфере всеобщей фальши, она сумела жить не по лжи.

Поразмышляем… В чем же видит писатель истинное величие простого человека?

Поразмышляем… В чем же видит писатель истинное величие простого человека?

Поразмышляем…

В чем же видит писатель истинное величие простого человека?
В чем жизнеутверждающее начало рассказа?

В основе истинного величия, как писал когда-то

В основе истинного величия, как писал когда-то

В основе истинного величия, как писал когда-то Л.Н. Толстой, - «простота, добро и правда». В поисках «нутряной» России герой не находит «идеального народа», но находит личность, воплотившую в себе те ценности, которые народ в массе своей, увы, утрачивает, но без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша – личность праведника.
Источник жизнестойкости России писатель видит не в политической системе, не в государственной власти, не в силе оружия, а в простых сердцах, никем не замечаемых, унижаемых, часто одиноких праведников, противостоящих миру лжи.

Со смертью Матрёны закончилась и жизнь рассказчика в этом, милом его сердцу, уголке

Со смертью Матрёны закончилась и жизнь рассказчика в этом, милом его сердцу, уголке

Со смертью Матрёны закончилась и жизнь рассказчика в этом, милом его сердцу, уголке. Матрёнин двор опустел: «Сделка состоялась. Козу забрала одна сестра, избу сапожник с женою, а в зачёт Фаддеевой доли, что он «здесь каждое брёвнышко своими руками перенянчил», пошла уже свезённая горница, и ещё уступили ему сарай…»
Возможно, уже через несколько дней никто и не вспоминал об этой душевной, бескорыстной женщине, потому что среди своих односельчан Матрёна оставалась «непонятной», «чужой». А между тем, это было их спасение, их ангел-покровитель, их оберег. А теперь что же будет с этой деревней, с другими русскими деревнями, со всей Россией?
Судьба Матрёны очень прочно связана с судьбой русской деревни. Всё меньше остаётся Матрён на Руси. А без них «не стоять селу»,- утверждает Солженицын.

Вывод: «Одно слово правды весь мир перетянет», - сказал

Вывод: «Одно слово правды весь мир перетянет», - сказал

Вывод:

«Одно слово правды весь мир перетянет», - сказал Солженицын на вручении Нобелевской премии. Такой суровой, но жизнеутверждающей правдой стали и сами произведения писателя.
И пока есть на земле праведники, будет жить и село, и город, и вся земля наша.

Сцены из спектакля «Матрёнин двор»

Сцены из спектакля «Матрёнин двор»

Сцены из спектакля «Матрёнин двор»

Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение на тему «Актуальны ли сегодня те нравственные принципы, которые утверждает писатель в своём рассказе?»

Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение на тему «Актуальны ли сегодня те нравственные принципы, которые утверждает писатель в своём рассказе?»

Домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение на тему «Актуальны ли сегодня те
нравственные принципы, которые утверждает писатель в своём рассказе?»

Интернет-ресурсы: https://ru.wikipedia

Интернет-ресурсы: https://ru.wikipedia

Интернет-ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/
goldlit.ru› Солженицын Александр Исаевич› Матрёнин двор
nsportal.ru›shkola
libaid.ru›katalog/s/solzhenitsyn…

Источник шаблона: Щербакова Елена

Источник шаблона: Щербакова Елена

Источник шаблона:
Щербакова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 2
г. Реж, Свердловской области

Скачать файл